Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как делать критические замечания

УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СВОИ МЫСЛИ: НАВЫКИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ВЫСЛУШИВАНИЯ

 

Нелегко уметь выразить свои чувства и мысли так, чтобы они были услышаны и поняты другими людьми! Однако, это действительно важно. Хорошие навыки общения помогут Вам добиться своих целей дома, в школе, на работе и в Ваших личных взаимоотношениях. Когда мы чувствуем, что люди нас не слушают, мы начинаем ощущать себя не заслуживающим внимания, возможно возникновение чувства грусти и гнева. Когда мы не слушаем и не уважаем других, они начинают чувствовать себя таким же образом. Поэтому возникают проблемы во взаимоотношениях, обычно со спорами, состоянием «холодной войны» или просто избеганием определенных ситуаций.

 

Существуют разные стили общения. Вы должны научиться ассертивному поведению в разных ситуациях. Многие люди попадают в ловушку двух стилей – только пассивного или только агрессивного, когда что-то их раздражают. Важно быть готовым критиковать и выслушивать критику, потому что именно это часто случается, когда мы НЕ склонны использовать адекватные коммуникативные умения. Мы выражаем свои мысли и чувства, как словами, так и языком тела. Сердитый взгляд иногда говорит больше, чем тысяча слов! Во время этой сессии мы будем отрабатывать как вербальные, так и невербальные коммуникативные умения.

 

Материалы этой сессии будут касаться навыков, которые помогут Вам общаться более успешно. Помните, что качественное общение предполагает использование совершенных навыков высказывания И выслушивания. Мы выявим Ваши слабые места и отработаем подходы к их преодолению.

Стили общения

Пассивный: Вы избегаете выражения своих желаний, мыслей и чувств. Голос тихий, неуверенный, расслабленный. Поза: сгорбленная, с наклоном вперед, голова опущена и/или прикрывание лица рукой. Ваши слова могут звучать следующим образом: «Я не уверен. Извините…, но, эээ…я не знаю, вроде бы»

Агрессивный: вы выражаете словами, что Вы хотите, думаете и чувствуете, но не учитываете прав и чувства собственного достоинства других людей. Голос: напряженный, громкий, холодный или требовательный. Поза: в стиле «мачо» ‑ руки на бедрах или очень близко к собеседнику. «Лучше отдайте мне это!»

Ассертивный: отстаивайте свои права, как личности, не нарушая прав других людей. Вы честно выражаете словами, что Вы хотите, думаете и чувствуете прямо и понятно («Я» послание). Голос: твердый, теплый, не напряженный и выразительный. Взгляд: Вы смотрите прямо на собеседника, но взгляд не пристальный. Поза: с поднятой головой в ненапряженной уравновешенной позе. «Мне нужно поговорить с вами, о том, что меня беспокоит».

Выражение чувств и навыки выслушивания

Говорите другим людям о своих чувствах:

Полезно выражать словами Ваши чувства (как позитивные, так и негативные). Выберите человека, которому, по Вашему мнению, можно довериться. Вы больше расскажите человеку, которого Вы считаете (или хотите считать) близким, чем недавнему знакомому.

Умение выслушать других людей:

Используйте «язык тела», для того чтобы показать, что Вы слушаете собеседника (наклон вперед, глазной контакт, кивайте головой и т.д.).

Обращайте внимание на модуляции голоса, мимику и язык тела других людей, это позволит Вам «настроиться» на их чувства.

Выберите нужный момент для того, чтобы говорить самому.

Проявите интерес и понимание, задавая вопросы и делая замечания.

Расскажите о таких же переживаниях или чувствах, которые были у Вас.

Чего следует избегать для эффективного общения

Унижения собеседника (клички, оскорбления, неадекватный смех, грубые замечания. Могут быть и более тонкие проявления, например, подкатывание глаз).

Обвинений (говорить или намекать, что проблема возникла по вине другого человека. Сюда относится и перекладывание вины на других, например, «я сделал все, что могу»).

Отрицания (игнорирование проблем других людей. Даже, если Вы не рассматриваете что-нибудь, как проблему, признайте, что это может быть проблемой для другого человека).

Защитной позиции (может проявляться в злобности и склонности спорить, извинениях, молчаливости и в отказе от участия в беседе. Внутренняя речь может играть важную роль в формировании защитной позиции).

Выражения чувства безнадежности («ничего не помогает», «что делать», «это не поможет». Невербальные признаки – тяжелые вздохи и подкатывание глаз. Короткие реплики, такие как «все ясно», «я не сомневаюсь»).

Угадывания мыслей (предполагать, что Вы знаете мнения или мотивы других людей. Спрашивайте, что думает собеседник, вместо того, чтобы сообщать ему об этом).

Говорить за других, (для того чтобы решать проблемы, каждый должен выразить свои чувства, планы преодоления препятствий, решимость работать над решением проблем).

Ухода в сторону (разговоры, не относящиеся к теме. Нельзя начинать обсуждение новых проблем до того, как закончено предыдущее обсуждение).

Невербальные аспекты общения

«Язык тела» может быть очень полезным для передачи Ваших мыслей и чувств

Поза

Мимика

Модуляции голоса

Движения головы (кивки)

Пантомимика и жестикуляция

Личное пространство

 

«Я»-СООБЩЕНИЯ

Если Вы хотите проявить ассертивное поведение и передать свои мысли и чувства, старайтесь использовать одну из следующих фраз:

Я думаю/не думаю…

Я чувствую/не чувствую…

Я хочу/не хочу…

Я могу/не могу…

Я согласен/не согласен, что…

Я буду/не буду…

Мне нравится/не нравится…

 

Упражнение

Вспомните, какие-либо конфликтные ситуации (в семье, с друзьями и т.п.) и примите решение о том, что Вы хотите сказать, и как Вы хотите это сказать. Сначала запишите, что Вы хотите сказать другому человеку с использованием «Вы»-сообщения. Затем напишите еще раз в форме «Я»-сообщения, используя фразы, приведенные выше.

Пример: «Вы никогда не поймете, что я Вам говорю!»

--- меняется на ---

«Я не думаю, что Вы понимаете, что я пытаюсь Вам сказать».

 


 

Введение к концепции ассертивности

 

Применяя ассертивное поведение, помните следующие моменты:

· Подумайте, перед тем, как говорить.

· Говорите конкретно и прямо.

· Обращайте внимание на язык тела.

· Стремитесь к компромиссу.

· Повторяйте свои высказывания, если Вы чувствует, что Вас не услышали.

 

Упражнение

Это упражнение поможет Вам осознать Ваш стиль поведения в различных социальных ситуациях. Три распространенных стиля реагирования – это пассивный, агрессивный и ассертивный.

К следующей сессии выберите три разные ситуации. Например, они могут включать взаимодействия с родственниками, друзьями, Вашим супругом/близким человеком или начальником. Кратко опишите ситуации и Вашу реакцию на них. Затем определите, какой из четырех часто встречающихся стилей реагирования больше соответствует Вашей реакции.

Восприятие критики

Когда Вас критикуют, помните о следующем:

 

Ø Не занимайте защитную позицию, не спорьте, не выступайте с ответной критикой.

Ø Попытайтесь найти что-то, с чем можно согласиться в этой критике.

Ø Задайте вопросы для уточнения.

Ø Предложите приемлемый компромисс.

 

Как делать критические замечания

 

Вот несколько советов как делать конструктивные и ассертивные критические замечания:

· Прежде всего, успокойтесь.

· Делайте замечания с точки зрения Ваших собственных ощущений, не подавая их как непреложные факты.

· Критикуйте поведение, а не человека.

· Требуйте конкретных изменений поведения.

· Стремитесь обсудить возможность компромисса.

· Начинайте и заканчивайте с позитивных утверждений.

· Тон голоса четкий и твердый, без гнева.

 

Упражнение

Подойдите к человеку, которому Вы хотите сказать что-то для него неприятное.

Сделайте ему конструктивное критическое замечание.

· Определите проблему.

· Ваши цели.

· Достигли ли Вы поставленной цели?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...