Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль ведущего канала восприятия в установлении взаимопонимания в деловом партнерстве

 

Деловое общение – это, прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения.

Любой руководитель (отдела, службы, фирмы) повседневно выполняет функцию управления.

Каждый человек способен принимать и перерабатывать информацию, используя любой из каналов восприятия. Визуалы воспринимают информацию, которую видят, а аудиалы – которую слышат, кинестетики – которую чувствуют. Но при этом, как показано в теории нейролингвистического программирования, используется только какой-то один из каналов. Поэтому при установлении взаимопонимания в деловом партнерстве необходимо это учитывать.

Если у руководителя ведущий канал восприятия визуальный, то он, конечно же, будет воспринимать информацию через картинки, образы, тексты. Представим такую ситуацию: идет набор сотрудников в новую фирму. Соответственно проходит собеседование. У руководителя данной фирмы ведущий канал восприятия – визуальный. А у будущего сотрудника ведущий канал – аудиальный. Он много говорит, предлагает новые приемы по успешному развитию фирмы. Казалось бы, что сотрудник во всем подходит фирме, но стоит забывать о том, что руководитель визуалист и для него важно то, чтобы предложенные идеи были не на словах, а в каком-либо виде (будь это таблицы или какие-нибудь схемы). Но это не было представлено будущим сотрудником, поэтому вероятность того, что этот сотрудник будет взят на работу, минимальна. Общаясь с человеком визуального типа, вряд ли стоит полагаться на стройную аргументацию. А вот несколько карандашных штрихов и выражения вроде «представьте себе», «взгляните на проблему с другой стороны» и т.п. могут иметь успех.

А теперь рассмотрим туже ситуацию только наоборот: подчиненный – визуалист, руководитель – аудиалист. Руководитель на словах объясняет своему сотруднику о том, как улучшить производительность фирмы, какие задачи необходимо для этого решить. Визуалист воспримет лишь часть сказанной информации. Для него необходима информация в виде схем, таблиц, картинок, или та же самая информация, но на бумаге.

Если руководитель – аудиалист. Например, проводится собрание в организации или фирме. Подводятся итоги месяца. Один из сотрудников выступает перед аудиторией. На слайдах он показывает схемы и диаграммы, показывающие результаты работы организации. Но при этом сотрудник произносит нечеткие и мало доступные фразы. А так как руководитель – аудиалист, то ему неважно, то, что представлено на слайдах. Ему более важно то, как произносится информация, с какой интонацией и с каким тембром. Тем самым сотрудник мало был заинтересован своим руководителем.

Если руководитель – кинестетик. Для руководителей этого типа четко отлаженная интонация голоса или представленные изображения в виде схем, таблиц, диаграмм не играют роли. Человек с таким каналом восприятия не успокоится до тех пор, пока «не прощупает» все то, о чем идет речь. Поэтому для сотрудников важно это учитывать. Допустим чтобы заинтересовать какой-то новой идеей руководителя с таким каналом нужно чтобы он смог ее почувствовать, ощутить, принять свое непосредственное участие в разработке новой идеи.

Использование информации о ведущих каналов восприятия отдельных членов в организации будет полезным при формировании групп или команд внутри организации для решения отдельных, конкретных задач. Например, если требования задачи концентрируются на преимущественном использовании одного вида канала восприятия (допустим визуальный), когда требуется разработка наружной рекламы компании или организации, то в группу следует включить специалистов у которых ведущий канал – визуальный. Если же требования задач не сконцентрированы относительного одного вида информации, то в группу можно включить специалистов с разными ведущими каналами.

Внутри компаний часто общаются по средствам связи, которые предполагают только один канал - вербальный. А поскольку при этом теряется довольно большое количество информации (по вербальному каналу передается лишь самая минимальная часть всей информации), возникает риск неправильного восприятия человека и информационного сообщения. Это может приводить к конфликтам и проблемам. Для решения этих проблем можно использовать разные способы, которые можно вносить в корпоративную жизнь компании - личное неформальное общение, совместный отдых коллектива, чтобы общение сотрудников не было ограничено только вербальным каналом, а задействовало и другие каналы восприятия.

Хороший руководитель, знающий ведущие каналы восприятия своих сотрудников (их сильные и слабые стороны), может вносить поправки на качество информации, поступающей по данному каналу от данного сотрудника. Так, например, в корпоративных программах обучения целесообразно задействовать разные каналы передачи и восприятия, дополнять устное выступление визуальным сопровождением (слайд-шоу, диаграммы, таблицы, схемы, рисунки). На корпоративных тренингах можно целенаправленно обучать сотрудников навыкам работы по тем каналам восприятия, которые не являются у них ведущими. Другое направление повышения личностных качеств сотрудников может быть связано с обучением отдельным навыкам восприятия, которые требуются на тех или иных должностях, рабочих местах. Это поможет укреплению рабочего состава, и будет эффективно для каждого работника и предприятия в целом.

Поскольку руководитель осуществляет основные функции, с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации этих целей. Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации и как можно более лёгкое восприятие друг друга.

Руководитель, у которого помимо одного ведущего канала восприятия, имеются в запасе еще два (которые можно развивать с помощью различных игр, тренингов, выездных мероприятиях или совместных праздниках), а также умеющий правильно их применить в той или иной ситуации, сможет улучшить свою деятельность, повысить производительность фирмы или организации, приобрести хорошую деловую репутацию и заключать выгодные контракты со многими крупными организациями.


Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели ведущий канал восприятия и его виды; какую роль он играет в жизни каждого человека, а также в работе менеджеров. А играет он очень важную роль. Умение правильно использовать тот или иной канал восприятия в той или иной ситуации, позволит установить взаимопонимание как просто в общении, так и в деловодом партнерстве (а это не мало важно в настоящее время).

Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Восприятие является очень сложным и неоднозначным процессом. Оно зависит от влияния многих факторов, поэтому оно зачастую может быть ошибочным, искаженным. Причем в сфере управления огромное значение уделяется как профессиональным, так и личностным качествам руководителя, ведь именно от него зависит эффективность деятельности в организации. На социальную перцепцию восприятия также будет оказывать влияние стиль руководства, которого будет придерживаться субъект управления, от умения продуктивно проводить собрания в организации, от умения держаться на публике, от умения контролировать свои эмоции. Что тоже не мало важно. Это было разобрано при рассмотрении эффектов восприятия.

Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.

Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вышеперечисленных факторов, очень важно для установления хороших взаимоотношений между членами организации и организационным окружением, а также для развития организации и бизнеса.

Таким образом, восприятие в управленческих отношениях является основным механизмом, который определяет результат и эффективность человеческой деятельности.


Список использованной литературы

 

1. Андреева Г. М. «Социальная психология»: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева.- 3-е изд., испр. и доп.- М., Аспект. Пресс, 2004.-365с.

2. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.

3. Андриенко Е. В. «Социальная психология» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под. ред. В.А. Сластенина., - 3-е изд., стер-М, Издательский центр «Академия», 2004: 264с.

4. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. «Социология и психология управления». Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.-512 с.

5. Годфруа Ж. «Что такое психология». - М., 1992.-Т. 2.

6. Карпов А.В. «Психология менеджмента» Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2006.-584 с.: ил.

7. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

8. Курячий В.В. «Влияние установок личности на восприятие другим человека» «Вопросы психологии»1983г. №6, 105-108стр.

9. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008. — 432 с.

10. Пименова О.В. Психологическое анкетирование. Журнал «Кадры»№3, 2006.-19 с.

11.. Роббинс, Стивен. «Правда об управлении персоналом».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003. – 304 с.

12. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.

13. Тимофеев М.И. Деловое общение: учеб. Пособие/М.И. Тимофеев. – М.: РИОР, 2005. – 125с. – (Только лучшие книги).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...