Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности содержания зоологических экскурсий в природу

Признаки экскурсии

По организации, методике подготовки и проведении экскурсии можно выделить следующие признаки:

1. Протяженность во времени (считается от 1 академического часа до 1 суток) Продолжительность — в зависимости от возраста участников. Для студентов — не более 3 - 4 часов, для младших школьников — около 30 мин.

Наличие экскурсионной группы. Количество экскурсантов — идеально 10 человек (еще лучше — 5 - 6), но не более 15, иначе большая часть ничего не увидит и не услышит.

2. Наличие квалифицированного руководителя — специалиста в определенной области знаний, обязанности которого может выполнять экскурсовод. Необходимы 2 руководителя, т.к. есть необходимость поддерживать заинтересованность аудитории и постоянно контролировать всех участников, особенно при демонстрации небольших объектов. Руководитель должен не только хорошо знать материал по теме экскурсии, но и обладать широкими знаниями по смежным темам.

3. Показ экскурсионных объектов, т.е. первичность зрительных и слуховых, а иногда и тактильных ощущений.

4. Передвижение участников по заранее составленному маршруту. Руководитель должен хорошо знать не только маршрут, причем изучить его в различных условиях, но и территорию, прилегающую к маршруту. Руководитель должен быть постоянно готов к изменению маршрута и объектов, их замене и переносу в другие условия.

5. Целенаправленный показ объектов, наличие темы экскурсии

6. Зоологические экскурсии в природу в начальной школе проводятся как часть комплексной природоведческой экскурсии.

 

 

Таким образом " экскурсия – это форма общественно-просветительской работы, при которой группа лиц под руководством более сведущего лица изучает.. явление в его естественной обстановке" В.А. Герд.

Показ на экскурсии всегда сочетается с рассказом. Любая подтема экскурсии — это "А + В", где А – объект, а В – его описание (т.е. та его часть, которую невозможно увидеть.

Показ – демонстрация внешнего вида, наблюдение, описание, воссоздание недостоющих элементов, анализ и синтез.

Особенности показа на экскурсии

1. Активность показа – наблюдения или изучение объектов

2. Логическая последовательность показа: каждый следующий объект – ступенька в раскрытии подтемы. Логичность обеспечивается продуманной последовательностью показа.

3. Опережающая роль показа. Обычно показ предшествует рассказу.

 

Основа экскурсии – чувственное восприятие. Обратная ситуация редко используется и требует большого мастерства.

 

Иногда на экскурсии используются вспомогательный элементы наглядности, обычно их не много, они дополняют экскурсию.

 

Рассказ является дополнением к анализу зрительного материала, используется только в качестве необходимого дополнения и должен быть кратким и ясным.

Функции рассказа на экскурсии

 

1. Это справка пояснительного характера,

2. Может систематизировать наблюдения,

3. Пробуждает и поддерживает интерес к теме,

4. Направляет внимание на различные стороны объекта,

5. Активирует мышление,

6. Помогает прийти к выводам

 

Особенности рассказа на экскурсии

 

1. Зависит от скорости движения, условий, состава группы

2. Всегда подчинен показу

3. Только дополняет показ, вне объекта — не существует

4. Использование в рассказе зрительных (слуховых) доказательств. Необходимо, чтобы экскурсант увидел все то, о чем говорит экскурсовод.

 

Каждая экскурсия индивидуальна и неповторима. Она полностью зависит от условий ее проведения.

 

Классификация экскурсий

По содержанию экскурсии можно разделить на

1. Обзорные (обычно захватывают несколько подтем) Коллекция животных зоопарка, животные разных природных зон

2. Тематические (обычно одно темные). Млекопитающие Африки, животные зоны лесов. Экскурсия м. б. По месту проведения — животные водоема, луга; систематические, сезонные и т.д.

По составу участников экскурсии

Самые сложные для экскурсовода — детские тематические экскурсии

По месту проведения

1. экскурсия в экспозицию музея

2. экскурсия в экспозицию зоопарка

3. экскурсия в природу

По способу передвижения

1. пешеходные для зоологических экскурсия — наиболее распространенные

2. транспортные используются очень редко, в особых условиях (например — степи)

Цели учебной экскурсии

Учебные экскурсии могут использоваться с различной целью: изучение нового материала, иллюстрация изучаемого материала, закрепление, повторение, обобщение. Последние наиболее сложные для начальной школы.

Значение экскурсии

Любая экскурсия имеет развивающее, познавательное и воспитывающее значение.

1. Расширяет и повышает уровень знаний учащихся (объекты, взаимосвязи и т.д., представления о БГЦ, целостности природы)

2. На экскурсии идет формирование понятия природа: знания об отдельных организмах и явлениях сливаются, образуя представления о природе.

3. Учащиеся имеют возможность практиковаться в распознавании объектов, объяснении явлений.

4. На экскурсии идет формирование и развитие таких психологических свойств личности ребенка как внимание, восприятие, наблюдательность, память и др.

5. Наблюдение природных явлений позволяет формировать первичные представления о материальности мира, взаимосвязанности и развитии явлений и объектов и целостности природы. А это приводит к первичным представлениям о жизни, ее хрупкости и сознательном отношении к природе. Понять ценность и хрупкость жизни можно лишь наблюдая ее непосредственно.

6. Работа на экскурсии позволяет развивать у учащихся такие мыслительные действия как описание, сравнение, анализ, синтез, обобщение.

7. Экскурсионная работа позволяет воспитывать у учащихся элементарные правила поведения, коллективной работы, умения взять ответственность на себя, целенаправленность работы.

8. Эстетическое восприятие природы так же может активно развиваться на экскурсии и стать основой для воспитания патриотизма.

9. Экскурсии позволяют научить ребенка ориентироваться на местности, наблюдать, прогнозировать, находить нужные объекты, приобретать элементарные навыки общения с природой и исследовательской деятельности.

10. Все это позволит развивать познавательный интерес и навыки самостоятельной работы.

Особенности содержания зоологических экскурсий в природу

1. Разнообразие объектов и их количество очень велико. Например, в Лен. обл. обитает около 10 тыс. видов насекомых, 250 видов птиц, 50 видов млекопитающих. Надо учитывать, что имеются значительные половые, сезонные и возрастные различия внешнего вида и поведения животных. И все это необходимо помнить. Многие виды животных похожи между собой. Главная цель грамотной экскурсии — отобрать необходимый материал. Подготовить его, выбрать такое место, где есть необходимые животные.

2. Непостоянство видового состава. Сегодня есть, а завтра уже не будет. Зато появятся новые, неизвестные объекты. Большое значение в видовом составе играет время суток, ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ, ОБСТАНОВКА, Каждая экскурсия становиться неповторимой, на каждой можно увидеть что-то такое, что никто, никогда не видел.

3. Многие объекты — имеют очень мелкие размеры, и что бы их увидеть необходима лупа. Многие имеют покровительственную окраску и соответствующее поведение — их вообще трудно заметить, если не знать, что надо увидеть (даже если смотреть прямо на них). Практически все животные имеют великолепно развитый слух, зрение, обоняние (гораздо лучше развитые, чем у человека). Многие — очень осторожны и подвижны. Они прячутся и уходят задолго до того, как мы к ним подойдем на расстояние, с которого их можно рассмотреть. В руки не возьмешь, не подойти — нужен бинокль.

4. Многие животные опасны при контакте, они кусаются, выделяют ядовитые жидкости, могут быть переносчиками заболеваний. Многие животные страдают при контактах — их можно убить только аккуратно взяв в руки или устроившись на отдых рядом с ними (гнезда птиц — сигналы тревоги). Необходимо техническое обеспечение и знание объектов их биологии

5. Большинство животных ведет скрытный образ жизни или встречаются только в определенное время и месте (поденки), необходимо знать где и как искать животных и каких животных можно даже не пытаться найти.

 

Преодолеть эти трудности можно:

1. Строгое ограничение объектов — поиск не отдельных видов а их комплексов

2. Строго отбирать интересные виды, которые реально можно увидеть и изучить

3. Необходимо хорошо знать природу и постоянно учиться

4. Надо иметь желание увидеть и показать

5. Строго ограничивать набор объектов (не должен быть большим)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...