Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Причины наркомании

 

Наркомания - это тяжелое заболевание, которое является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм. Среди причин возникновения и развития наркомании чаще всего называют особенности характера, психические и физические расстройства, влияние различных социальных факторов. Нередки также случаи возникновения наркомании среди больных, вынужденных длительное время принимать наркотические вещества в медицинских целях. Наибольшее распространение наркотические вещества получили в молодежной среде, поэтому будет целесообразно перечислить основные причины наркомании среди молодежи:

1. Главная причина наркомании - недостаток любви и душевного тепла. Подросток, как никто другой, нуждается в заботе и внимании со стороны родителей. Отсутствие интереса родителей к жизни ребенка влечет за собой опасные последствия, такие как пристрастие подростка к алкогольным напиткам, курению и нередко наркомании. Стремление быть понятым - одна из основных потребностей человеческой души. Каждый из нас хочет, чтобы его голос был услышан, чтобы с его мнением считались, уважали его и ценили. Большинство уверено, что ключом к влиянию является умение четко донести до других свою точку зрения, способность убеждать. Отсутствие понимания между родителями и ребенком ведет к серьезнейшим изменениям во взаимоотношениях в семье. Ребенок начинает искать поддержку в других местах: на улице или в школе там, где его мнение что-то значит. Неудовлетворенная потребность в понимании ведет к психологической незрелости. В каждом человеке независимо от возраста и пола есть определенные потребности, которые ему необходимо реализовать. Недостаток воспитания ответственности за свои действия и поступки, создаёт почву для развития и воспроизводится в новых поколениях.

2. Эксперимент над сознанием, попытка расширить его за границы рационального. Эта мотивация характерна для интеллектуальной молодежи. "Экспериментаторы" достаточно образованы, они изучают психоделическую литературу, знакомятся с новинками психоделиков через Интернет, принимают меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости.

3. Любопытство. Почти все подростки пробуют алкоголь или наркотики. Если подросток только "экспериментирует", он обращается к наркотикам редко, всего несколько раз, а потом останавливается. Экспериментирование является первой из четырех стадий развития наркотической зависимости. За экспериментированием обычно следует спорадическое употребление, реже чем раз в неделю, потом - регулярное употребление, финальной стадией является развитие зависимости.

4. Нажим со стороны ровесников. Обычно среди друзей есть такие, кто употребляет наркотики. Зачастую их давлению противостоять достаточно сложно.

5. Бунтарство. Иногда употребление наркотиков является формой выражения протеста против ценностей, исповедуемых родителями или насаждаемых в обществе.

6. Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Отношение к жизни основано на эгоизме, нет чувства ответственности перед собой и обществом. Подростки действуют импульсивно, совершают поступок прежде, чем успеют подумать, во всем ищут удовольствий и не желают выполнять какие-либо обязанности. Из-за отсутствия чувства ответственности они часто вступают в конфликт со всеми, кто обладает над ними какой-либо властью. По той же причине они обычно плохо учатся. Подростки очень часто имеют весьма высокий уровень притязаний, не обладая при этом необходимой дисциплинированностью и не представляя себе, что нужно для достижения честолюбивых целей. Подобные подростки ставят перед собой цели, но понятия не имеют, как надо добиваться их осуществления.

7. Отсутствие мотивации. У некоторых подростков отсутствует интерес к каким-либо занятиям, вещам, событиям. Они равнодушны к школе и не имеют никаких увлечений. Они живут сегодняшним днем, не проявляют интереса к будущему, какие-либо личные достижения не имеют для них ценности.

8. Серьезные внутренние конфликты. Субъективное ощущение несчастья, неудовлетворенность, депрессия, тревога, скука, неуверенность в себе. Эти симптомы весьма характерны для тех, у кого низкая самооценка и кто других считает лучше себя. Они несчастны дома, часто ощущают отчужденность, изоляцию в семье. Часто человек нуждается в дополнительном "обезболивании" - вот тут-то и выходят на сцену алкоголь, наркотики, переедание и азартные игры. Но внутренняя боль - не наказание, а призыв к действию. Тот, кто понимает это, раскрывается людям и растет как личность. Ну, а другие убегают в "замены" и замыкаются в собственном неподвижном и иллюзорном мире.

9. Проблемы социализации. Подростки, имеющие проблемы социализации, трудно вступающие в общение, обычно поддерживают самые поверхностные приятельские отношения с ровесниками, у них мало друзей, нет близкого друга. Часто они чувствуют себя изолированными, находясь среди ровесников. Они не ладят с властями, начиная со школьных учителей, у них плохие отношения в семье, непрестанные столкновения с близкими и родственниками.

10. Проблемы неуверенности в себе. Люди, имеющие низкую самооценку, часто ощущают незащищенность, страдают отсутствием уверенности в себе. На этой почве может развиться пристрастие к алкоголю и наркотикам.

11. Желание расширить круг общения и повысить свою популярность. Одной из социальных причин употребления наркотиков является стремление подростков завязать отношения со сверстниками, стать "своими" в их компании. Вместе с тем, наркотики служат для усиления сплоченности внутри коллектива. Такие компании возникают на основе общих интересов: игра в карты, дискотеки, клубы, распитие спиртных напитков и употребление наркотиков.

12. Стремление побороть депрессию. Если человек живет в ситуациях, с которыми он плохо справляется психологически, он сам находится постоянно в стрессе, напряжении. В один момент такой человек захочет отдохнуть от всех своих проблем и алкоголь или наркотики являются самым идеальным выходом из ситуации. Люди, которые не научились справляться с жизнью, подвержены этому и используют наркотики или алкоголь в порядке самолечения. В центре их эмоциональных трудностей - депрессия, ощущение безнадежности, несчастья. Наркотики приносят временное облегчение этих симптомов. Эти свойства личности весьма типичны, но не являются обязательными причинами для всех, кто склонен к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

Итак, наркомания, как ни одно другое заболевание, обусловлено, прежде всего, социальными и психологическими факторами: социальная среда (окружение человека), глубокие разочарования в жизни и стрессовые ситуации, непонимание со стороны родителей и сверстников. Наркомания скорее заболевание общества, чем личности, и причиной заражения, осложнения или активации заболевания может стать каждое сказанное слово, в ненужное время и в ненужном месте, поэтому необходимо обеспечить в обществе социальные условия, не способствующие злоупотреблению наркотиками.

Проблемы наркомании и наркотизма находятся на стыке многих наук - социологии, культурологии, экономики, права, медицины. Наиболее крупный вклад в изучение этих проблем внесли ученые США, интерес которых к наркомании обусловлен высоким уровнем наркопотребления в этой стране.

Одной из главных проблем, обсуждаемых учеными, является объяснение причин наркомании.

Социологи рассматривают наркоманию как одну из форм девиантного ( отклоняющегося) поведения, т.е. поведения, не соответствующего официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.

Для объяснения наркомании и наркотизма используются все социологические теории, описывающие механизмы девиации:

теория аномии (социальной дезорганизации), предложенная Э. Дюркгеймом и позже развитая Робертом К. Мертоном и другими;

теория субкультур низших слоев общества (Э. Сатерленд);

теория стигматизации (Г. Беккер).

В современной литературе, посвященной социологии наркопотребления, одно из центральных мест занимает тезис о неадекватности молодежного досуга, который порождает скуку и тоску. Молодые люди, чувствующие свою неспособность получать настоящее удовлетворение от предлагаемого досуга, подвержены социальной дезорганизации и начинают пробовать наркотики. Другие социологические исследования связывают аномическую наркоманию не столько с недостатками организации досуга, сколько с неудачами в жизненной карьере. Так, американский социолог Денис Кандел доказывал в 1980-е, что важными стимулами употребления запрещенных наркотиков являются "провал нормального вхождения во взрослые роли, такие как замужество и постоянная рабочая занятость". Таким образом, употребление наркотиков рассматривается как проявление социальной и психологической патологии, связанной с неспособностью отдельных индивидов занять "нормальные" позиции в сексуальной сфере, семейной жизни и на рынке труда.

Другое направление социологических исследований связано с приоритетным вниманием не к личным проблемам отдельных людей, а к особенностям поведения разных социальных групп. Пытаясь определить, какие именно индивиды способны прийти к употреблению наркотиков, ученые изучают их семьи, культурное окружение, а также негативные социальные факторы жизни (бедность, безработица, дискриминация).

Ранее считалось, что к наркомании сильнее всего склонны маргиналы, для которых характерно отсутствие самоконтроля и недостаточное знакомство с "нормальными" культурными формами жизни современного среднего класса. Однако интерпретация наркомании как удела "отбросов общества" стала подвергаться некоторому сомнению. Так, в 1980-е американский социолог Джон Хандлеби проинтервьюировал 150 "трудных" мальчиков до их поступления в исправительную школу и протестировал 196 мальчиков из обычных школ, а затем через три года обследовал их повторно. Его исследование показало, что к употреблениям наркотиков оказались заметно предрасположены те, у кого были отмечены "сверхмерный, подвижный" ум и независимый характер.

Развивая этот подход, некоторые радикальные социологи рассматривают наркоманию как проявление "бунтарства". По их мнению, употребление наркотиков часто является рефлексивным сопротивлением доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни. Например, американский социолог Говард Беккер еще в своих работах 1960-х о потребителях марихуаны доказывал, что подобного рода поведение молодых людей являлось как бы антимоделью законопослушного поведения "нормальной" молодежи. Молодые люди, которые включались в сообщество ведущих наркотический "образ жизни", приспосабливались к ценностям, существующим в этих группах, внутри которых наркопотребление вовсе не считалось криминальными или даже просто плохим. Криминализация потребления наркотиков, с этой точки зрения, отражает не столько его реальную общественную опасность, сколько отторжение обществом молодежного "бунтарства". Поскольку наркопотребление клеймится как антиобщественное, то противопоставляющие себя обществу нонконформисты демонстрируют "вызов общественным вкусам" именно потреблением наркотиков.

Экономические теории интерпретируют наркоманию как частный случай потребления "вредных благ", ставя потребление наркотиков в один ряд с потреблением алкоголя, курением, пристрастием к азартным играм. Экономический анализ наркомании (economics of drugs) базируется на некоторых общих принципах, присущих экономическому образу мышления как таковому. Экономисты предполагают, что поведение всех людей является рациональным - они сознательно и обдуманно стремятся максимизировать свое благосостояние при имеющихся в их распоряжении ограниченных ресурсах. Соответственно, наркоманы рассматриваются как люди, знающие о вредных последствиях приема наркотиков, но сознательно выбирающие наркотические грезы вместо тусклой обыденной жизни.

Наиболее последовательно этот принцип реализован в концепции американских экономистов Гэри Беккера и Кетрин Мерфи. В конце 1980-х они разработали модель рационального поведения потребителя "вредных благ", в которой анализируется зависимость масштабов индивидуального потребления наркотиков от изменения их цен.

Ранее экономисты были склонны рассматривать спрос на наркотики как слабоэластичный по цене: это значит, что наркопотребители почти не реагируют на изменение цен. Согласно концепции Беккера - Мэрфи, напротив, склонность людей принимать наркотики сильно зависит от динамики цен, однако эта зависимость проявляется не мгновенно, а на протяжении длительных промежутков времени. По модели К. Беккера и К. Мерфи, существуют следующие закономерности наркопотребления:

ожидаемое повышение цен снижает текущее потребление, и наоборот;

лица сболее низким доходом на изменения цен "вредных благ" реагируют сильнее, чем лица с более высоким доходом, которые больше учитывают будущие вредные последствия;

молодежь сильнее реагирует на изменение цен, чем более пожилые люди, поскольку у молодых слабее навыки рационального поведения.

Из концепции Беккера - Мерфи вытекает, что одной из главных причин роста наркомании является удешевление наркотиков. Поскольку наркопотребители из бедных слоев более чувствительны к снижению цен, то наркомания среди бедных сильнее, чем у среднего класса и богатых. Аналогично, наркомания среди молодежи заметно выше, чем среди других групп населения.

Как было сказано выше, в современно мире наркомании в большей степени подвержены подростки. Ученые выявили факторы риска, способствующие употреблению наркотиков подростками.

В семье:

·   Родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

·   Взрослые члены семьи употребляют спиртное, наркотики;

·   Мать и отец конфликтуют между собой;

·   Нет эмоциональной близости между членами семьи;

·   Родители испытывают проблемы в воспитании детей;

·   Имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ;

·   Родители не интересуют успехи детей в школе.

В школе:

·   Преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков;

·   Учащие часто переходят из одной школы в другую;

·   Ученики пропускают занятия без уважительных причин, остаются на второй год;

·   Существует недоброжелательный климат среди друзей;

·   Имеют место употребления спиртных напитков и наркотиков в раннем возрасте;

·   Отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничество;

·   Подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употреблявших алкоголь и наркотики.

В обществе:

·   Законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ;

·   Алкоголь, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы;

·   Неблагоприятный социально-экономический климат.

Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов:

Социальные:

·   Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

·   Широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

·   Активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с употреблением наркотиков и токсикантов (клубная культура, некоторые стили музыки (рейв, джангл и т.п.)), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;

·   Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

·   Проживание в районах с низким имущественным цензом (районы городского дна).

Конституционально-биологические:

·   Наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

Традиционные:

·   Культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.

Индивидуально-психологические:

·   Подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

·   Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

·   Стремление соответствовать обычаям значимой для подростков группы сверстников;

·   Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера);

·   Протестные реакции (назло), направленные против старших (родителей, педагогов);

·   Самодеструктивное поведение;

·   Любопытство;

·   Подчинение давлению и угрозам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...