Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №3. Судовые устройства




1-23. Рулевое и подруливающее устройства. В состав рулевого устройства входит: руль, рулевой привод, рулевая машина, цепи управления и пост управления. Руль состоит из пера руля и баллера, перо руля – это плоский обтекаемый щит, площадь которого у транспортныхсудов составляет1/40-1 / 60 площади погруженной части корпуса, рис. 13.

Баллер – полая труба, которая соединяет перо руля с рулевой машиной. На баллер насажан рулевой привод, на который передаётся крутящий

Рис. 13. Рулевое устройство.

I — перо руля; 2 — рудерпис; 3 — баллер; 4 — нижний подшипник; 5 —упорный подшипник; 6 — верхний подшипник; 7— фундамент под ру­левую машину; 8 — рулевая машина; 9 —гельмпортовая труба

момент с рулевой машины. Цепи управления на совремённых судах могут быть как электрические, так и гидравлические. Пост управления находится на мостике в виде рулевой колонки. Для улучшения маневренности судна на малых ходах, когда обычное рулевое устройство недостаточно эффективно, особенно при швартовке судна и движения в узких местах (каналы, шхеры), устанавливают дополнительные средства управления: носовой руль, средства активного управления (САУ)- направляющие насадки, активные рули, подруливающие устройства. Направляющая насадка устанавливается на гребной винт, при повороте она отворачивает струю от упора винта в сторону, тем самым улучшает поворотливость судна. Активный руль, установленный на пере руляи поворачивающийся вместе с рулём, также улучшает маневренность судна. Подруливающие устройства устанавливают чаще в носовой части судна, реже в кормовой или в кормовой и носовой части судна. Смотрите типы рулей и конструкцию активного руля на рис 14, 15

Рис. 14. Носовое подруливающее устройство.

Основные типы: рулей: а - обыкновенный; б —балансирный; в - балансирный подвесной; г — полубалансирный одновинтового судна.

 

Рис.15..

1-24. Якорное устройство, типы якорей – служит для обеспечения якорной стоянки на рейде, для экстренного торможения в узкостях, для швартовки при неблагоприятных погодных условиях, для разворота на малой акватории, для снятия судна с мели. Якорное устройство состоит из якорей, якорь цепи, брашпиля или шпиля, цепного ящика и стопоров. Рис.16. На некоторых судах имеется стоп анкер на корме судна. Якорь-цепь состоит из звеньев с контрфорсами, нечётное количество звеньев образуют смычки длиной 25-27 м, количество смычек одного якоря от 10 до16.

.

 

Рис. 16. Элементы якорной цепи.

1 —концевоезвено; 2 —вертлюг;3—звено обыкновенное; 4 —звено соединительное; 5 —глаголь-гак;; 6 — концевая скоба.

Для предотвращения скручивания цепи, возле якоря установлен вертлюг. Брашпиль (шпиль) служит для отдачи и подъёма якоря, брашпиль - это механизм, который расположен горизонтально и может работать с двумя якорями и двумя швартовными концами одновременно. Рис.17. Шпиль - это вертикальный механизм, который работает с одним якорем и одним швартовным концом. Основные типы якорей; адмиралтейский, Холла, Матросова, ледовый якорь, рыбацкая кошка и мёртвый якорь.

 

Электрический брашпиль. Рис.17. Шпиль палубный.

1-25. Схема маркировки якорных цепей. Маркировку якорных цепей необходимо производить для определения количества вытравленной или поднятой якорь цепи при постановке или съёмке судна с якоря. Марки устанавливают на контрфорсах якорного звена. Начинают маркировать с первой смычки от якоря. В конце первой смычки на первом звене от соединительной скобы ставят марку (наматывают мягкую проволоку на контрфорс), в начале второй смычки, на первом звене ставят также марку, в конце второй смычки на втором звене и в начале третьей смычки на втором звене также ставят марку, и таким образом до 6 смычек, ставят марки на том звене, сколько смычек якорного каната. На стыке 1-й и 2-й смычки на первом звене, на стыке 2-й и 3-й смычки на втором звене, на стыке 3-й и 4-й на третьем звене и т.д., после 6-й смычки маркировка начинает повторяться.

1-26. Швартовное устройство и кранцевая защита. Швартовное устройство служит для надёжной стоянки судна у пирса или у другого плавучего сооружения. В состав швартовного устройства входят кнехты, клюзы, киповые планки, лебёдки, шпили или брашпили, швартовные концы. Кнехты, стальные или чугунные тумбы служат для крепления швартовов на судне. Клюзы, стальные или чугунные отливки с овальным отверстием в фальшборте служат для направления швартовов к швартовному кнехту, клюзы бывают круглые, овальные, квадратные, с роликами и без. Киповые планки бывают обыкновенные, а также с одним или двумя роульсами. Швартовные лебёдки бывают автоматические и ручные, служат для подтягивания и удержания судна у причала. Шпиль или брашпиль служит для отдачи и подъёма якорей и подтягивания швартовных концов. Кранцевая защита служит для предотвращения повреждения корпуса судна при швартовке или стоянке у необорудованного причала, или стоянки у другого судна. Кранец - это литая круглая резина, закреплённая у причала или на корпусе буксирного судна. Часто вместо кранцев используют автомобильные и тракторные покрышки.

Смотри схему на рис. 18. и 19.

Рис. 18. Схема швартовного устройства судна.

/ - носовой и кормовой шпринг; 2- привальные кранцы; 3 - прижимные швартовы; 4 - продольные швартовы; 5 — дополнительные продольные швартовы; 6 - киповые планки; 7 - кнехты; 8 - швартовные клюзы; 9 - тросовые вьюш­ки; 10 - швартовный шпиль; 11 - швартовные турачки брашпиля

 

 

Рис. 19. Элементы швартовного устройства: а — кнехт: в — швар­товный клюз; г — киповая планка обыкновенная; д, е — киповая планка с одним и двумя роульсами.

-

1-27. Шлюпочного устройства. Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Спасательные средства – это совокупность предусмотренных на судне средств для спасения пассажиров и экипажа, включающие шлюпки, плоты, плавучие средства и спасательные средства индивидуального использования (нагрудники, спасательные круги, термогидрокостюмы). Шлюпки вместительностью 10-150 чел. В дополнение к шлюпкам устанавливают и надувные плоты максимальной вместимостью до 25 чел. На танкерах устанавливают шлюпки закрытого типа, которые могут в течении 10 мин. находиться в зоне огня с температурой 1200 гр., для этого на шлюпках устанавливают водяное орошение. Они должны спускаться при крене не более 15 гр. и дифференте 10 гр. В настоящее время на судах устанавливают шлюпки свободного падения, их можно спускать при любых условиях крена судна и состояния моря.. Надувные плоты приводятся в действие как вручную, так и автоматически при помощи гидростата, который позволяет всплыть плоту после того, как судно уйдёт под воду. Также на судах имеются гидрокостюмы, защищающие человека от переохлаждения в холодной воде, находящиеся в каждой каюте экипажа и пассажиров, а также в М.О. и на мостике для вахты. Спасательные круги бывают с линём, со светящим буём, свето-дымящиеся буи. Термогидрокостюмы - самые надёжное спасательное средство, в нём можно длительное время находиться в холодной воде, в настоящее время гидрокостюмы имеются на всех океанских судах. См. рис. 18.

а) Гидрокостюм в надетом виде.

б) Конструкция: 1- светоотражающие полосы. 2-воздушный отсек с шлангом для подкачки. 3- огонь поиска. 4-спасательный линь. 5.-герметичная молния. 6- перчатки. 7- свисток сигнальный.

8- спасательный пояс с карабином. 9- застёжки уплотнительные.

Рис.18.

 

1-28. Грузовое устройство и закрытие грузовых трюмов. Грузовое устройство предназначено для выполнения грузовых операций судовыми средствами.

В состав устройства входят: стрелы, краны, трубопроводы и насосы на танкерах, аппарели на судах «ро-ро», транспортёры на щеповозах, цементовозах. Грузовые стрелы бывают лёгкие (до 10 т) и тяжеловесные 60-500т. На совремённых судах устанавливают кран-стрелы или электро-гидравлические краны, грузоподъёмностью до 40 тонн. Тяжеловесная стрела Штюлькена способна работать на два трюма (перекидная), то есть такая стрела способна выгружать груз с двух трюмов. Гидравлические краны очень экономичны и просты в работе, главным недостатком является обязательный подогрев в зимнее время и постоянное охлаждение масла при работе в тропической зоне. Рис. 19 (показана одиночная стрела и работа спаренными стрелами методом «на телефон»)

 


Легкая стрела: / — груз, шкентель; 2 — груз, блок; 3 — стрела; 4 — топенант; 5 — топенантный блок; 6 — мачта; 7 — отводной блок: 8 — оттяжки    

Рис.19 Спаренная работа стрел «на телефон»

 

Рис. 20. Схема механизированного откатываемого металлического закрытия грузового люка,

/ — первая секция закрытия; 2 — последняя секция закрытия; 3 — шкив; 4 — зажим­кой болт; 5 — направляющая крайних роликов; 6 — средний ролик; 7 — крайний ро­лик; 8 — цепочка; 9 — направляющая средних роликов; 10 - направляющий блок на грузовой площадке; 11 — трос к гаку грузовой стрелы

 

Люковое закрытие трюмов относится к грузовому устройству. В настоящее время широкое распространение получили закрытия типа Мак-Грегора с механическим или гидравлическим приводом для открытия. Этот метод простой и надёжный, только постоянно необходимо следить за резиновыми уплотнениями на крышках трюмов, не перегружать крышки (не ставить тяжёлый груз на крышки). В скатывающихся крышках проблемным местом есть соединительные цепи между секциями, они в процессе работы изнашиваются, растягиваются, и это приводит к тому, что при закрытии крышки не ложатся на резину и необходимо укорачивать цепи. Необходимо помнить, что, когда начинается дождь при погрузке или выгрузке, невозможно закрыть сразу все трюма, а следует делать это поочерёдно. На рисунке 20 показано закрытие трюмов системы Мак Грегор - скатывающиеся крышки. Помимо скатывающихся крышек имеются; откидные, съёмные, раздвижные, наматывающиеся и сдвигающиеся.

1-29. Другие судовые устройства (гидравлика, вентиляция, кондиционирование). На современных судах грузовые краны и системы открытия трюмов и твиндеков – гидравлические, что позволяет экономить электроэнергию, и при этом иметь большие тяговые усилия на кранах или трюмных закрытьях. Основным недостатком является уязвимость трубопроводов, которые разрушаются морской водой, и не выдерживают нагрузок при открытии или закрытии трюмов, что часто приводит к загрязнению моря, при стоянке судна в порту. Вентиляция грузовых трюмов, как правило принудительного типа, используется для вентилирования трюмов при перевозке грузов с одной температурной зоны в другую (с холодного климата в тёплый и наоборот). Тщательное вентилирование трюмов помогает избегать интенсивному отпотеванию в трюмах. В обязанности членов палубной команды входит: утром при хорошей погоде вентиляционные заглушки открыть, а вечером - закрыть, (по указанию старшего помощника) а также постоянно их смазывать и «расхаживать», в противном случае закрыть их будет очень трудно. При вхождении судна в штормовую зону вся вентиляция должна быть надёжно закрыта.

1-30. Буксирное устройство. Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или для буксировки судна другими судами. Буксирное устройство на транспортных судах состоит из одного-двух парных кнехтов на носу и на корме, буксирного троса и буксирных клюзов, и служит на случай аварийной буксировки. Крепление буксирного троса на кнехты допускается только при кратковременных буксировках и отсутствии сильного волнения. Чтобы при рывках буксирный трос не отрывал кнехты от палубы, необходимо на первой тумбе от буксирного клюза накладывать один круговой шлаг, на второй – два и только на следующих кнехтах накладывать трос в виде восьмёрки. При выполнении буксировки на сильном волнении кнехты могут не выдержать нагрузки, поэтому буксировочный трос рекомендуется крепить с помощью браги за прочные части корпуса, люки грузовых трюмов, основание надстроек или мачт. Рис 21.

Рис.21. Крепление буксирного троса на кнехтах: 1- один круговой шлаг; 2 - два кру­говых шлага. Крепление буксирного троса на буксировщике за кормо­вую подстройку:

1 - буксирный трос; 2 - буксирная брага; 3 - кранцы; 4 - серьги

 

Для буксировки методом толкания (вплотную с кормы буксируемого судна) буксиры-толкачи имеют в носу упорные балки и автосцепы, автоматически соединяющиеся и разъединяющиеся с помощью рычагов, управляемых с рубки. Буксиры-толкачи с автосцепами – наиболее удобный и экономичный способ соединения судов в возы. Этот способ быстро вытесняет технически несовершенную тросовую буксировку судов.

 

Тема №4. Судовые системы

1-31.Трюмные системы (системы осушения трюмов). Судовые системы представляют собой совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами. Работа судовых систем обеспечивает живучесть судна, т. е. безопасность плавания, необходимые условия обитаемости, сохранность груза и т. д.

Трюмная система - это судовая система, предназначенная для удаления за борт воды, скапливающейся в корпусе судна в процессе нормальной эксплуатации, а также воды, попавшей в него в результате аварии. Осушительную систему устанавливают на всех судах независимо от их назначения и района плавания. Она состоит из насоса, трубопроводов, всасывающего и отливного, невозвратно- запорных клапанов и сборных колодцев (льял). Балластная система предназначенадля приёма, транспортировки и откачки водяного балласта (забортной воды) при изменении осадки, дифферента и крена судна. К балластной системе относится балластная, дифферентная и креновая (антикреновая) системы. На большинстве морских судов все эти функции выполняет одна балластная, путём соответствующего расположения балласта по балластным цистернам.

Системы пожаротушения - это группа судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов и т.п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий. На гражданских судах к ней относятся: водяная система, системы водяного орошения, водяных завес, спринклерная, паротушение, пенотушение, углекислотное тушение, объёмное химическое, инертные газы, порошковое пожаротушение. Рис. 22.

 


 

Рис.22. Схема системы водного пожаротушения.

1 — пожарный насос; 2 — магистральный трубопровод; 3 — пожарный рожок.

 

Сточные системы - система сточных вод (душевые, туалеты), хозяйственно-бытовые (камбуз), шпигатов открытых палуб.

Системы микроклимата - вентиляция, кондиционирования воздуха, отопление.

1-32. Балластная и креновая системы судна. Балластная система предназначена для приёма водяного балласта в цистерны (отсеки) и последующей перекачки и удаления его за борт. Морские суда принимают балласт:

- для увеличения осадки, обеспечивающей надлежащие мореходные качества в пустом (балластном) переходе (танкеры, рудовозы и другие суда, совершающие рейсы без груза).

- для обеспечения необходимой остойчивости при перевозке груза на верхней палубе (лесовозы, контейнеровозы).

- для создания правильной посадки судна на ровный киль или с небольшим дифферентом на корму по мере расходования судовых запасов.

Для приёма водяного балласта на судах используют отсеки двойного дна, пики и диптанки, а на судах рудовозах для балласта используют один из средних трюмов судна. На сухогрузных и пассажирских судах количество водяного балласта достигает 25- 30%, а на танкерах - 35- 50% водоизмещения судна. Принимать балласт в междудонные цистерны можно самотёком, через днищевые или бортовые кингстоны, либо с помощью балластных насосов; удаляют водяной балласт с донных танков только насосами. На современных больших нефтерудовозах производительность балластных насосов составляет от 200 до 600 м3/ч, это позволяет избавиться от всего балласта за 6- 8 часов, т. к. производительность погрузки на рудных терминалах составляет 2-4 тыс.т/ч.

1-33. Системы пожаротушения. Бытовое водоснабжение. Системой пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов и т.п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий. На гражданских судах к ним относятся: водяная система, система водяного орошения, водяных завес, спринклерная, паротушение, пенотушение, углекислотное тушение, объёмное химическое, инертные газы, порошковое пожаротушение. На современных судах широкое распространение получили пенная система, углекислотная система. Углекислотная система применяется для тушения пожара в трюмах, машинном отделении и в малярке. Система паротушения установлена в дымовой трубе и служит для гашения искр от работающего двигателя или котла. Порошковая система пожаротушения установлена на химовозах.

1-34. Система микроклимата, маркировка трубопроводов. К этой группе систем относятся системы отопления (парового, водяного и воздушного), вентиляции и кондиционирования воздуха. Они предназначены для создания и поддержания в судовых помещениях необходимых параметров воздушной среды. Система вентиляции призвана поддерживать чистый, свежий воздух в жилых, служебных и общественных помещениях, в грузовых трюмах и танках, в провизионных кладовых, удалять скопление газов из коффердамов, аккумуляторных и т.п. Система вентиляции подразделяется на общесудовую и вентиляцию различных помещений и постов.

Для удобства работ с различными судовыми системами их трубопроводы маркируют красками в различные цвета:

- осушительная, водоотливная - наносит одно чёрное кольцо краской.

- балластная и креновая – два зелёных кольца.

- водяное пожаротушение – одно красное кольцо.

- паротушение – одно красное и одно красно- коричневое кольца.

- пенотушение – один красный и один зелёный.

- питьевая вода - окрашиваются трубы в шаровый (серый) цвет.

- мытьевая система - один шаровый и один зелёный.

- забортная вода – одно зелёное кольцо.

- сточная система – два чёрных кольца.

 

 

При составлении данного учебного конспекта использовалась следующая литература:

Е.Г.Фрид «Устройсво судна»

К.Н.Чайников «Общее устройство судов»

Н.Г.Смирнов, А.М.Чижов «Теория и устройство судов.

«Морской энциклопедический словарь» Под редакцией Н.Н.Исанина.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...