Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким быть городу будущего?





 

В рамках консервационистского сценария перехода к УР (см. 2.2.2) сформулирована концепция экосити – идеальных экологических городов, которые находятся в равновесии с окружающей средой.

Экосити. В экосити все здания невысокие, спроектированы в соответствии с требованиями экологии (энергосбережения, ресурсосбережения,минимального загрязнения окружающей среды) и радуют глаз разнообразием форм, много зелени, транспорт экологичен. Энергия на коммунальные нужды расходуется экономно, используются небольшие тепловые электростанции, приближенные к потребителям, и солнечная энергия. Значительная часть сооружений (включая транспортные магистрали) переносится под землю, что высвобождает место для зеленых насаждений. Для строительства не используются материалы, обладающие повышенной радиоактивностью (шлакоблоки и др.) или выделяющие в воздух загрязняющие вещества (шифер и др.). За пределы жилой зоны вынесены предприятия и склады. Сторонники экосити планируют экологическое переустройство уже существующих городов и строительство новых экосити с населением несколько десятков тысяч человек.

Подобиями экосити являются небольшие города без промышленности – Оксфорд, Кембридж, Тарту, Новосибирский академгородок, Пущино-на-Оке и др.

Несмотря на привлекательность, концепция экосити утопична. При сложившейся демографической ситуации в экосити можно расселить только небольшую часть горожан. Мегаполисы и крупные города невозможно превратить в экосити, можно лишь улучшить условия жизни их горожан, что является трудной проблемой.

Проблемы большого города. Должно быть исключено «расползание» городов, т.к. при этом сокращается площадь естественных и сельскохозяйственных экосистем, что нежелательно. Кроме того, «расползание» ведет к увеличению «мертвой» площади, запечатанной под транспортными магистралями, и к увеличению расхода материалов на создание коммуникаций (водопровод, канализация, электросеть и др.). Резко увеличивается пробег личного и общественного автотранспорта, что ведет к перерасходу энергии и загрязнению окружающей среды.



Города должны развиваться в уже сформировавшихся границах и «расти вверх». Здания, обладающие собственной системой подачи воды, энергии, удаления отходов представляют собой «микрокосм» на территории города, который во много раз меньше влияет на окружающую среду, чем при централизованной системе обеспечения. «Микрокосмы» окружены зелеными насаждениями и использован экологически целесообразный принцип размещения зданий: магазины и прочие торгово-промышленные объекты, бытовые предприятия и учреждения культуры чередуются с жилыми зданиями и находятся друг от друга на расстоянии, которое можно преодолеть пешком. Такие изменения в планировке города способны снизить потребность в топливе для транспорта в 10 раз.

Исследования американских экологов показали, что компактная городская застройка, в противовес обычной для США – растянутой на многие километры, экономит для налогоплательщиков огромные средства, исчисляемые миллиардами долларов (табл. 46).

Таблица 46

Плотность населения и использование личного автотранспорта в крупных городах (по О’Меара, 2000)

 

Регион мира Плотность населения, человек на 1 га Использование личного автотранспорта на душу населения, км пробега на человека
США Канада Европа Богатые страны Азии Развивающиеся страны Азии 14,7 26,2 49,9 163,9 162,8

 

Экономические механизмы. Экологизация города опирается в первую очередь на экономические механизмы – платное природопользование и экологические налоги (см. 9.1). Они могут заработать лишь в том случае, если в городах резко сократится доля бедняков, которые не в состоянии платить за коммунальные услуги по постоянно возрастающим тарифам. В настоящее время идет массовая миграция населения из сельских районов в города. В Африке более 40% городских семей живут в условиях абсолютной нищеты, а в Латинской Америке в трущобах («маргинальных поселениях») живет 36% людей.

Таким образом, проблема экологизации городов смыкается с социально-экономической проблемой снижения разницы в доходах между самой бедной и самой богатой частями населения.

Международные инициативы. В июне 1996 г. представители 171 страны и 579 крупных городов мира собрались в Стамбуле на Вторую конференцию ООН по населенным пунктам (Хабитат-2), на которой обсуждались вопросы экологизации городов. Делегаты подписали программу «Повестка для Хабитат», которая соответствует общей концепции документов, подписанных в Рио-де-Жанейро (1992 г.).

Вклад в экологизацию городов вносит Международный совет местных экологических инициатив, который создан в 1990 г. в Торонто. Он распространяет информацию, относящуюся более чем к 2000 городов в 64 странах, которые приняли «Местные повестки дня на ХХI век».

Разумеется, все эти меры могут резко снизить отрицательное влияние городов на окружающую среду и улучшить условия жизни горожан, тем не менее, они никогда не сделают городские экосистемы равновесными, «сказка об экосити» никогда не станет былью.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте критическую оценку концепции экосити?

2. Как преодолевается тенденция «расползания» городов?

3. Опишите экологизированный город.

4. Как связаны проблемы экологизации городов и бедности?

 

Заключение

 

Города – рок человечества. Эти созданные человеком гетеротрофные экосистемы являются паразитами биосферы: потребляют огромное количество ресурсов и энергии и не производят ничего, кроме загрязнения окружающей среды. При этом уровень урбанизации в мире постоянно растет, и если сегодня он составляет в среднем 50% (в развитых странах – 80%), то в середине нашего столетия на четырех горожан будет приходиться всего один сельский житель.

Важнейшей проблемой, которую предстоит решить для улучшения условий жизни горожан и уменьшения пагубного влияния городов на биосферу, является проблема транспорта. Ее решение должно быть комплексным: экологизация самих автомобилей (снижение потребления горючего и выбросов в окружающую среду) и введения системы экономических «антиавтомобильных» мер (повышение стоимости автомобилей, горючего, моторного масла, парковки и др.). Важную роль должно сыграть совершенствование работы общественного транспорта. Для нужд коммунального хозяйства могут широко использоваться электромобили.

Экономия воды и уменьшение объема бытовых стоков могут быть достигнуты путем увеличения платы за воду и разделением систем снабжения питьевой и технической водой. Большие резервы имеет экономия энергии в быту за счет использования менее энергоемкой бытовой техники и теплоизоляции помещений.

Самым перспективным направлением «борьбы» с твердыми бытовыми отходами является их фракционирование и переработка. Уменьшение количества этих отходов может быть достигнуто за счет оборота тары и использования биодеградабельных пластиков.

В городах будущего высокие дома будут чередоваться с зелеными массивами. Наблюдающееся сейчас «расползание» городов – одно из проявлений потребительского отношения к природе, которое должно быть преодолено в обществе УР. Надежды на экосити (экологические города с населением 50-100 тысяч человек) утопичны.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.