Теории мотивации персонала
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Причины пассивности работника Состояние трудовой мотивации сегодня характеризуется следующими признаками: ~ общей трудовой пассивностью; ~ низкой значимостью общественных мотивов труда, служебного, профессионального и квалификационного роста; ~ определением социального статуса личности; ~ желанием иметь стабильную, высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей. Низкая отдача работника бывает вызвана следующими причинами: — чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководителя; — отсутствие психологической и организационной поддержки; — недостаток необходимой информации; — недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного; — незнание работником результатов своего труда; — неэффективное решение руководителем служебных проблем работника; — некорректность оценки работника руководителем. Эти факторы вызывают у рядового работника чувство приниженности. Нужды и потребности Для формирования эффективного механизма управления персоналом, основанного на побуждении работников к производительному и творческому труду, требуется изучение их потребностей, мотивов, ценностей. Человек испытывает нужду, когда он ощущает физиологически или психологически нехватку чего-либо. В соответствии с культурным укладом нужда может приобрести характер конкретной потребности. Различают потребности врожденные, первичные (естественного происхождения - потребности в пище, воде, жилище) и приобретенные, вторичные (социальные — потребности в общении, получении знаний, самосовершенствовании и самореализации). Вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются в соответствии с жизненным опытом. Среди них заметное место занимают социально-психологические потребности. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности к кому или чему-либо. Люди имеют различный жизненный опыт, поэтому вторичные потребности людей сильно различаются.
Когда человек осознает свои потребности, он ищет способы их удовлетворения. Но его интерес становится мотивом для действия, если человек понимает, что может своими силами достичь желаемого результата. Потребности человека служат мотивом к действию, определяют мотивационное поведение человека. В связи с этим рассматривают побуждение, как ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели, которая осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В соответствии с этим законом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Если конкретные типы поведения оказываются каким-то образом вознагражденными, то люди запоминают, каким образом им удалось добиться этого. В следующий раз человек, встретившись с проблемой, пытается разрешить ее опробованным способом. Мотивация — стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного варианта поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Мотивы деятельности человека могут быть экономическими (возможность получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека) и неэкономическими (являясь косвенными, облегчают получение, прямых материальных выгод и духовных благ, большего свободного времени). Критерием в распределительных отношениях различного рода благ (выгод) выступают статусные различия (должность, квалификационные разряды, звания и т. п.), стаж работы, принадлежность к определенной социальной группе (инвалид, ветеран, участник войны и др.). Мотивы труда различаются: ♦ по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности: ♦ по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд; ♦ по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ. Элементами системы мотивов к труду являются: содержательность труда, его общественной полезность; статусные мотивы, общественное признание трудовой деятельности; получение материальных благ и ориентированные на определенную интенсивность работы. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Этапы мотивации как процесса: Первый - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия. Второй - осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей. Третий - определение целей (направлений) действия, т. е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность. Четвертый - реализация действия, т. е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность. Пятый - получение вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность. Шестой - удовлетворение потребности. При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности.
Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Понятия ценности у людей разнятся, и оценка вознаграждения у них различна. Внутреннее вознаграждение - удовлетворение, которое приносит сама работа: чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, дружба и общение, возникающие в процессе работы, создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение дается организацией: зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, свободное время, дополнительные выплаты и отпуска. Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия. В основном деятельность людей направлена на достижение разных целей: ≈ материальных благ; ≈ власти и славы; ≈ знаний и творческих успехов; ≈ духовного совершенствования. Средства достижения целей обычно выражают два аспекта — либо объемы необходимых ресурсов, либо способы достижения целей. При этом средства достижения целей человеческой деятельности могут быть: ♦ любые, аморальные, в том числе криминальные; ♦ только законные (в рамках юридических норм); ♦ соответствующие нормам религиозной морали. Теории мотивации персонала Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|