Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постмодернизм как явление культуры и философское направление конца ХХв – общая характеристика. Возникновение и становление постмодернизма




Чем объяснение (в естествознании) отличается от понимания(в гуманитарных науках)?

Вильгельм Дильтей— немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни.

Методу «объяснения» в естественных науках Дильтей противопоставляет метод «понимания» в «науках о духе». «Понимание» достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Но одно дело, «вжиться» в ныне живущую культуру, и совсем другое дело — проникнуть в культуру древних египтян или инков, и даже древних римлян. Отсюда необходимость в особом способе приобщения к «мертвой» культуре. По отношению к культуре прошлого, согласно Дильтею, должен применяться метод интерпретации, который он называет герменевтикой Герменевтика, таким образом, из метода «понимания» боговдохновенных текстов превращается у Дильтея в метод «понимания» любого гуманитарного текста.


Герменевтика – что это такое? Ее генезис, историческое развитие и значение для философии ХХв.

 

Данное понятие используется в двух основных значениях.В общем смысле это есть искусство и теория истолкования текстов. В Древней Греции подобную функцию выполнял бог Гермес, которому предписывалось разъяснять смертным волю богов. В Средние века герменевтика привлекается для толкования Библии с ее многозначными затемненными символами. В эпоху Возрождения герменевтика понимается как искусство перевода античной философии и литературы.

 

Важную роль в распространении герменевтического метода в философии сыграл немецкий теолог Фридрих Шлейермахер (1768—1834). Для пего герменевтика явилась прежде всего методом понимания чужой индивидуальности. В изучаемом тексте она проясняет внутренний, главный смысл, который сокрыт от нормативной интерпретации.

 

Немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) применяет герменевтику в исторической интерпретации «письменно зафиксированных жизненных проявлений». Тут он подчеркивает важность психологической реконструкции текстов. Однако понимает, что ее недостаточно для объективного общезначимого познания «чужой жизни».

 

Дальнейшее развитие герменевтики как науки межчеловеческого понимания связано с Мартином Хайдеггером. Для него экзистенция есть понимание бытия. При этом судьбу бытия определяет язык. Не человек говорит языком, а скорее язык «говорит человеком». Язык - это «дом бытия».

 

В узком смысле герменевтика - одно из философских течений, становление которого связано с немецким философом Гансом Гадамером (род. в 1900 г.). Центральный вопрос этого течения - понимание. По мнению Гадамера, оно возникает на основе исторических традиций. Носителем традиции является язык. Он есть некая «игра», «втягивающая в себя игроков».

 

Заслуга герменевтов - стремление к диалогу. Они призывают человека услышать и понять иную точку зрения, будь то война, социальный конфликт или религиозно- идеологическое противостояние.

 

Для науки и философии большую значимость имеет идея герменевтического круга. Ее смысл: чтобы понять целое, нужно понимать его отдельные элементы, но чтобы понять элементы, необходимо представление о целом. В такой зависимости, например, находятся факты и теория.

 

Недостаток герменевтики - в ее чрезмерной концентрации на одной проблеме, через которую рассматривается все остальное. Не лишена она также субъективизма и релятивизма.


Постмодернизм как явление культуры и философское направление конца ХХв – общая характеристика. Возникновение и становление постмодернизма

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Наиболее ярко он выразил себя в искусстве. Существует он и как вполне определенное направление в философии. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.

 

Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо заявил о себе в 70-е годы, хотя относительно более точной даты его рождения единого мнения нет.

 

В целом 70-е годы стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 году книги "Состояние постмодерна" французского философа Ж. Ф. Лиотара, в которой многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном и рельефном виде. Книга вызвала большой резонанс и оживленные споры, которые помогли постмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение и сделали из него своеобразную сенсацию.

 

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом.

 

Следует, однако, отметить, что далеко не все признают наличие постсовременности и постмодернизма. Так, немецкий философ Ю. Хабермас, выступающий главным оппонентом постмодернизма, считает, что утверждения о возникновении некой постсовременности не имеют достаточных оснований. По его мнению, "модерн - незавершенный проект". Он дал положительные результаты, далеко не исчерпал себя, и в нем есть чему продолжаться в будущем. Речь может идти лишь об исправлении допущенных ошибок и внесении поправок в первоначальный проект. Однако у сторонников постмодернизма имеются свои, не менее убедительные аргументы и факты, хотя в понимании самого постмодернизма и между ними нет полного согласия. Одни из них полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает как трансисторическое явление, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя она является переходной.

Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

 

Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, а также итальянский философ Дж. Ваттимо.

 

Жак Деррида (р. 1930) является сегодня одним из самых известных и популярных философов и литературоведов не только во Франции, но и за ее пределами. Он представляет постструктуралистский вариант постмодернизма.

 

Деррида известен прежде всего как создатель деконструктивизма.

Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов.

Считал себя продолжателем и критиком идей Хайдеггера и Фрейда. Испытал влияние Луи Марена. Ввёл в философский и даже газетный язык ряд важных понятий, таких как деконструкция, письмо, дифферанс, след. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью и т. п.

 

М. Фуко, как и Ж. Деррида, представляет постструктурализм в философии постмодернизма.

Фуко философствует за пределами традиционных философских территорий, но ставит именно философские вопросы. Перед своими исследованиями Фуко ставил следующие задачи:

  1. воссоздать археологию современных знаний о субъекте
  2. расшифровать генеалогию современной власти и всей современной западной цивилизации
  3. написать особую онтологию настоящего, которая мыслится областью пересечения других трёх онтологий: онтологии субъекта в его отношении к самому себе, онтологии субъекта в его отношении к другим людям и институтам в поле власти, онтологию субъекта в его отношении к истине в поле знания.

Творчество Фуко проходит под знаком трёх заимствованных у Канта вопросов:

  1. Что можно знать?
  2. Что следует делать?
  3. Что есть человек?

Согласно этой последовательности история мысли самого Фуко распадается на три периода:

  1. «археологический»
  2. «генеалогический»
  3. «период эстетик существования».

В своём творчестве Фуко развивал основной фонд идей французского и европейского Просвещения в реалиях западной культуры второй половины XX века. Основной объект исследований Фуко — изучение бессознательного различных исторических эпох, и этот интерес Фуко сближает его с Франкфуртской школой. В шестидесятые годы Фуко разрабатывает концепцию европейской науки на основе «археологии знания», имеющей своим ядром «знание-язык». Все известные теории науки и культуры Фуко относит к «доксологии». В 1970-е годы на первый план в работах Фуко выходит тема «знания-насилия», «знания-власти». В 1980-х в творчестве философа появляется понятие «субъекта» и рассматривается тема сексуальности, а вместе с ней — вопросы этики, морали и свободы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...