Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние сообщений в СМИ на уровень самоубийств




ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Одесса - 2005

 

WHO/ MNH/ MBD/ 00.2

Оригинал: английский

Распространение: общее

 

ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Настоящий документ входит в серию руководств, предназначенных для определенных социальных и профессиональных групп, имеющих непосредственное отношение к превенции самоубийств

Этот документ был подготовлен в качестве составной части программы SUPRE – всемирной инициативы ВОЗ по суицидальной превенции

Ключевые слова:

самоубийство/ превенция/ ресурсы/ специалисты средств массовой информации

 

 

Психические и поведенческие расстройства

Отдел психического здоровья

Всемирной организации здравоохранения

Женева

Опубликовано Всемирной Организацией Здравоохранения в 2000 году под заголовком “Preventing suicide: a resource for media professionals“ (WHO/MNH/MBD/00.2)

Генеральный Директор ВОЗ предоставил все права на издание на русском языке Одесскому Национальному Университету им. И.И. Мечникова, который несет всю ответственность за перевод

 

Данное руководство подготовлено к изданию на русском языке сотрудниками кафедры клинической психологии Инновационного института последипломного образования Одесского Национального Университета им. И.И. Мечникова в соответствии с соглашением с ВОЗ о делегировании авторских прав на перевод

Руководство издано в рамках образовательного проекта общественной организации «Экологическое здоровье человека» при финансовой поддержке Шведского Национального Центра исследований и предупреждения суицидов и Шведского Восточно-европейского Комитета

Перевод: к.м.н. Донец О.Ю.

Редакция: к.м.н., доц. А.Н.Моховиков, д.м.н., проф. Розанов В.А.

 

© Всемирная организация здравоохранения, 2000

© Перевод – Одесский Национальный Университет им И.И.Мечникова, 2005

Настоящий документ не является формальной публикацией Всемирной Организации Здравоохранения, все авторские права принадлежат ВОЗ. Вместе с тем, документ подлежит свободному включению в обзоры, реферированию, воспроизведению и переводу, целиком или по частям, но не для продажи в коммерческих целях.

Авторы данного руководства несут полную ответственность за его содержание

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ………………………………………………………… 4

Влияние сообщений в СМИ на уровень самоубийств ……………. 6

Источники надежной информации …….…………………………… 8

Как следует в целом сообщать о самоубийствах …………………. 10

Как следует сообщать о конкретном самоубийстве …..……………10

Предоставление информации об источниках помощи ……………..11

Резюме по рекомендациям …………………………………………...12

Список литературы …………………………………………………. 12


ПРЕДИСЛОВИЕ

Самоубийство представляет собой сложное явление, в течение многих столетий привлекавшее к себе внимание философов, теологов, врачей, социологов и деятелей искусства; согласно мнению французского философа Альбера Камю, высказанному в его труде «Миф о Сизифе», суицид представляет собой единственную серьезную философскую проблему.

В качестве серьезной проблемы здравоохранения самоубийство требует внимания общества, однако, к сожалению, его превенция и контроль над ним составляют весьма нелегкую задачу. Исследование текущего состояния проблемы показывает, что превенция самоубийств возможна, однако для ее осуществления необходим целый ряд мер, включая улучшение условий воспитания детей и юношества, эффективное лечение психических нарушений, контроль внешних факторов риска. Правильное распространение информации, касающейся данной проблемы, и повышение уровня ее осознания населением являются необходимыми элементами, обеспечивающими успех программ превенции самоубийств.

В 1999 году ВОЗ приступила к осуществлению программы SUPRE – всемирной инициативы по превенции самоубийств. Эта брошюра входит в серию ресурсов, подготовленных в качестве составных частей программы SUPRE и адресованных конкретным социальным и профессиональным группам, имеющим непосредственное отношение к превенции самоубийств. Она представляет собой звено в длинной и разветвленной цепи, включающей множество лиц и групп, в том числе, работников систем здравоохранения и образования, социальных служб, государственных и законодательных органов, учреждений правопорядка, а также семьи и сообщества.

Мы особенно признательны Диего де Лео, профессору Университета Гриффитс (Брисбэн, Квинсленд, Австралия), написавшему первую версию этой брошюры.

Впоследствии ее текст переработали следующие члены Международной сети превенции самоубийств ВОЗ, которым мы выражаем благодарность:

Д-р Сергио Перес Барреро, больница Байямо, Гранма, Куба;

Д-р Аннет Ботре, Школа медицины Крайстчерча, Крайстчерч, Новая Зеландия;

Д-р Ахмед Окаша, Университет Айн Шамс, Каир, Египет;

Профессор Лоуренс Шлебуш, Университет Наталь, Дурбан, ЮАР;

Профессор Жан-Пьер Субрийе, больница Кошин, Париж, Франция;

Д-р Айри Варник, Тартусский университет, Таллинн, Эстония;

Профессор Данута Вассерман, Национальный Центр исследования и превенции самоубийств, Стокгольм, Швеция

Д-р Шутао Цай, Медицинский университет Нанкина, неврологическая больница, Нанкин, Китай.

Мы также хотим поблагодарить д-ра Лакшми Виджаякумар, SNEHA, Ченнай, Индия, за помощь в техническом редактировании более ранних версий настоящих руководств. Теперь они широко распространяются в мире в надежде, что их переведут и адаптируют к местным условиям, что станет необходимой предпосылкой их эффективности. Замечания и обращения за разрешением на их перевод и адаптацию будут охотно приняты.

Д-р Хозе Мария Бертолоте,

Координатор,

подразделение психических и поведенческих нарушений

Отдела психического здоровья

Всемирной Организации Здравоохранения

 

 

 

ПРЕВЕНЦИЯ САМОУБИЙСТВ

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В современном обществе средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении разнообразной информации различными способами. Они оказывают значительное влияние на общественное мнение, убеждения и поведение людей, играют решающую роль в политике, экономике и социальной жизни. Благодаря своему влиянию СМИ могут играть активную роль, в том числе, и в предотвращении самоубийств.

Самоубийство является одним из самых трагических путей ухода из жизни. У большинства людей, размышляющих о самоубийстве, отношение к нему является неоднозначным. Они не уверены в том, что они действительно хотят умереть. Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть уязвимого человека к совершению самоубийства, нередко оказывается его широкое освещение в СМИ. Особенности освещения СМИ случаев самоубийств могут оказать влияние на лиц с суицидальными наклонностями.

Цель этого руководства состоит в том, чтобы охарактеризовать влияние информационных сообщений о самоубийствах в СМИ на население, снабдить профессионалов СМИ надежными источниками информации по этой проблеме, предложениями относительно способов освещения самоубийств в целом и при особых обстоятельствах и предупредить об ошибках, которых следует избегать в сообщениях о самоубийстве.

ВЛИЯНИЕ СООБЩЕНИЙ В СМИ НА УРОВЕНЬ САМОУБИЙСТВ

Один из самых ранних известных случаев установления связи между информацией в СМИ и уровнем самоубийств был связан с публикацией в 1774 году повести И. Гете «Страдания юного Вертера». В этом произведении герой кончает собой, стреляясь из-за несчастной любви. Вскоре после выхода повести в свет появилось множество сообщений о самоубийствах, совершенных юношами тем же способом. В результате книга была запрещена во многих странах (7). После этого возник термин «эффект Вертера», используемый в специальной литературе для обозначения имитационных (подражательных) самоубийств.[1]

Другие исследования роли СМИ включают обзор, изданный в XX веке в Соединенных Штатах (2). Еще один известный и более современный случай касается книги Дерека Хамфри «Окончательный исход»: после ее публикации в Нью-Йорке повысилась частота самоубийств, осуществляемых с помощью описанных в ней методов (3). Выход книги «Suicide, mode d'emploi» «Самоубийство, способы осуществления» во Франции также привел к увеличению числа последовавших самоубийств (4). По данным Филлипс с коллегами (5) степень популярности истории о самоубийстве прямо пропорциональна числу последующих суицидов. Самое сильное влияние оказывают случаи самоубийств известных людей (6)

Телевидение также воздействует на суицидальное поведение. Филлипс (7) обнаружил, что уровень самоубийств бывает повышенным в течение 10 дней после телевизионных сообщений о случае суицида. Как и в случае с прессой, наиболее сильное воздействие оказывают широкое освещение реальных историй самоубийств на многих каналах или передачах – особенно, если речь идет о знаменитостях. Вместе с тем, данные о влиянии художественных фильмов и вымышленных случаев являются противоречивыми: одни не оказывают никакого влияния, другие же повышают частоту суицидального поведения (8). Связь театральных пьес и музыкальных произведений с суицидальным поведением недостаточно исследована, о ней существуют лишь предположения.

С недавних пор ряд новых вопросов возник в связи с использованием сети Интернет. В ней существуют сайты с материалами, способствующими осуществлению планов лиц, размышляющих о самоубийстве, и сайты, ориентированные на превенцию суицидов. До сих пор не проводилось систематических исследований с анализом их влияния на частоту самоубийств.

В целом, существует немало свидетельств, подтверждающих, что некоторые формы документальных сообщений о самоубийствах в газетах и по телевидению связаны со статистически достоверным ростом уровня самоубийств; самое сильное воздействие, по-видимому, они оказывают на молодежь. Вместе с тем, о большинстве самоубийств СМИ не сообщают; если принимается решение об информировании населения о происшедшем самоубийстве, то речь обычно идет о конкретном человеке, месте или способе его совершения. Самоубийство действительно является событием, достойным освещения, и СМИ имеют право сообщить о нем. Однако внимание СМИ чаще всего привлекают суициды, которые чем-то отличаются от обычных случаев. Более того, особенно впечатляет тот факт, что случаи, попавшие в СМИ, почти всегда являются нетипичными и необычными, и попытки представить их в качестве типичных еще больше усугубляют дезинформацию касательно самоубийств. Клиницисты и ученые признают, что суицидальное поведение в уязвимых группах лиц провоцируют не сообщения о самоубийствах как таковые, а лишь определенные типы сообщений. Напротив, некоторые способы освещения подобных событий могут предотвращать имитацию суицидального поведения. Тем не менее, широкое освещение в СМИ случаев самоубийств повышает вероятность того, что мысли о его совершении могут показаться «вполне нормальными». Повторное и подробное обсуждение подобных случаев способствует усилению размышлений о самоубийстве, особенно у подростков и молодежи.

Достоверные сообщения о самоубийстве, выдержанные в правильном и потенциально «помогающем» тоне информированными и подготовленными в данном контексте сотрудниками СМИ, могут предотвратить трагическую гибель людей в результате самоубийств.

* * *

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...