Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представление о Я-концепции и ее составляющих.

Белорусский институт правоведения

 

Контролируемая самостоятельная работа

 

 

Н.В. Цурко

 

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ

ЛИЧНОСТИ

 

Основы психологии и педагогики

 

 

Гродно, 2012


Краткая аннотация. Данная тема рассматривается в одном из разделов курса "Общая психология", посвященном изучению личности. Включает вопросы понимания Я-концепции, основных подходов к ее исследованию, проблемы функций и составляющих Я-концепции.

 

Тематический план.

1. Представление о Я-концепции и ее составляющих.

2. Основные функции Я-концепции.

3. Модальности Я-концепции.

4. Последствия рассогласования Я-концепции и реального опыта.

 

Основная часть

Представление о Я-концепции и ее составляющих.

Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Первым из психологов начал разраба­тывать теорию Я-концепции Уильям Джемс. Глобальное, личност­ное Я (Self) он рассматривал как двойственное обра­зование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Ме). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них явля­ет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содер­жание этого опыта (Я-как объект).

Я-концепция состоит из трех основных компонентов: когнитивного, оценочного, поведенческого.

Когнитивная составляющая Я-концепции (образ-Я) содержит в себе представления индивида о самом себе, которые, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Оценочная составляющая Я-концепции включает качества, которые мы приписываем собственной личности. Эти качества далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и неко­торые другие данные, обладающие достаточной неоспори­мостью, не вызовут разногласий. В основном же в попыт­ках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значе­ние, обусловленное общей структурой Я-концепции.

Человек усваивает оценочный смысл различных ха­рактеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдаю­щий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благопри­ятный социальный резонанс. Однако эта позитивная са­мооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстни­ков ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, ска­жем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных си­туациях. В этом случае общая самооценка может сни­зиться, но в целом оставаться позитивной. Таким обра­зом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе яв­ляется его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Напри­мер, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «ум­ный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также со­циальные реакции на какие-то его проявления и само­наблюдения.

К оценочной составляющей Я-концепции относят самооценку. Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается к установках, свойственных индивиду. При­близительно так же определяет самооценку Розенберг: самооценка для него это - позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называе­мый Я. Самооценка отражает степень раз­вития у индивида чувства самоуважения, ощущения соб­ственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу Я. Поэтому низкая само­оценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношении к своей личности.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях дости­жений, моральными принципами, правилами поведе­ния и т. д.

Важную роль в ее формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом иде­ального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это соотношение часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции У. Джемса представление об актуализации идеального Я положено в основу поня­тия самооценки, которое определяет математическое отношение реальных достижении индивида к его при­тязаниям. Кто достигнет и реальности характерис­тик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и ре­альностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Еще один важный фактор формирования самооцен­ки - интериоризация социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оце­нивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие. Следует особо подчеркнуть, что самооценка, неза­висимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации сужде­ний других людей, индивидуальны идеалы или культур­но заданны, самооценка всегда носит субъективный ха­рактер.

Поведенческая составляющая Я-концепции связана с конкретными действиями, которые могут быть вызваны Я-образом и самооценкой.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответ­ствии со своими убеждениями, хорошо известен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...