Икона «Церковь воинствующая»
Написана, вероятно, по заказу царя Иоанна IV Грозного после покорения Казани. Находилась в Успенском соборе. На иконе изображено шествие христианских воинов (приравниваемых к небесному воинству) из горящего земного града (отождествляемого чаще всего с Казанью) в град небесный - Новый Иерусалим, где их встречает Богородица с Младенцем. Младенец Христос приготовил воинам мученические венки. Воинство разделено на три ряда. Во главе его Архангел Михаил. За ним под алым стягом фигура, отождествляемая чаще всего с Иваном Грозным. Особо крупная фигура с крестом в руках в центре войска позади Грозного чаще всего связывается с Владимиром Мономахом. За ним следуют св. равноап. Владимир с сыновьями Борисом и Глебом. Верхний ряд ведут Димитрий Донской и Димитрий Солунский. Нижний - Александр Невский и Георгий Победоносец. Нетрадиционен формат иконы: ширина втрое больше высоты (369x144). В качестве предположительного создателя иконы называется митрополит Афанасий. Строгановская школа иконописи Русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получившая название по имени купцов Строгановых, т.к. наиболее ярко проявилась в произведениях, созданных по их заказу. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины, Степан Арефьев, Емельян Москвитин.
Особенности
Характерные произведения
П. Чирин. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. 1620-е, ГТГ Строгановские иконы отличаются светлыми, чистыми красками, тщательной выписанностью деталей, «драгоценностью» письма. Самым знаменитым иконописцем Строгановской школы является Прокопий Чирин. Его кисти принадлежит, например, знаменитая икона Иоанна-воина, а так же икона Владимирской Божией Матери Традиции Строгановкой школы сохранялись в XVII веке. Но к концу XVII века происходит «вульгаризация» Строгановской живописи. Место настоящих образцов школы занимает подражания ей.
Назарий Истомин Савин Царевич Димитрий Зодчество Успе́нский собор — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, который, воздвиг здание по подобию Успенского собора во Владимире. Главный храм Московского государства. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.
Вид с южной стороны Вид с восточной стороны (на алтарные апсиды)
Це́рковь Ризополо́жения — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, несколько раз спасла город от нашествий врагов. Возведена в 1484—1485 годах артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году передана великокняжескому дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.
Архитектура храма Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет кубической формы Своды опираются на четыре квадратных в плане столба. Необычно решено завершение храма. Переход к световому барабану решен без парусов — место пересечения центральных сводов прорезано цилиндрическим барабаном световой главы. Снаружи стены членятся на прясла лопатками. Центральное прясло и венчающая его закомара — значительно шире и выше боковых. С южной стороны сохранился перспективный портал с колонками, имеющими расширения — дыньки и сноповидные капители, к которому ведет высокое крыльцо. С трех сторон церковь украшена фризом из терракотовых балясин и орнаментальных плит. Пониженные апсиды опоясаны таким же орнаментальным фризом и килевидными арочками, опирающимися на тонкие полуколонки со сноповидными капителями. На центральных закомарах северного, западного и южного фасадов устроены неглубокие ниши-киоты. Внутреннее убранство Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризположения в Московском кремле. 1644 г. В создании фресок внутри церкви в 1644 году принимали участие Иван Борисов, Сидор Поспеев и Семён Абрамов. Фрески изображают Христа, пророков и царей, а также сцены из жизни Богоматери. Внушительный иконостас создан Назарием Истоминым в 1627 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|