Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Управление в ЧС техногенного характера




Понятие чрезвычайной ситуации. Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени. Прогнозирование и оценка поражающих факторов ЧС. Модель возникновения и развития ЧС техногенного характера. Методы и средства предотвращения ЧС техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.

Тема 16. Управление в ЧС природного характера

Модель возникновения и развития ЧС природного характера. Методы и средства предупреждения ЧС природного характера. Методы и средства обеспечения БЖД человека в ЧС природного характера.

Тема 17. ЧС в ходе войны

Воздействие оружия на производство. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Методы и средства предотвращения воздействия на человека средств поражения. Гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Методы и средства спасения людей в ходе войны обычным оружием. Защита от терроризма.

Контроль самостоятельной работы

Методические указания по выполнению контрольной работы

Контрольная работа состоит из выполнения двух задач и ответов на шесть вопросов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.- Варианты заданий для выполнения контрольной работы.

 

Задание Варианты
                       
Номера задач 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2, 1,2,
Номера вопросов 3, 12, 21, 33, 43, 57 5, 14, 23, 43, 46, 58 2., 1 1, 35,43, 41, 49 1, 10, 22, 43, 40, 50 4,17, 25,43, 43, 59 8, 16, 27, 43, 42, 60 6, 15, 24, 37, 43, 53 7, 19, 28, 43, 44, 54   1, 13,26 31,43, 55   9,18, 29,43, 45, 56

 

Ответы на вопросы должны сопровождаться ссылками на литературные источники из списка основной и дополнительной литературы, а также, при необходимости, рисунками. Тексты ответов на вопросы и решения задач должны быть согласованы с рисунками путем цифровых обозначений.

На каждой странице оставляются поля для замечаний рецензента.

Вопросы для выполнения контрольной работы и исходные данные для решения задачи выбираются по варианту, номер которого совпадает с последней цифрой учебного шифра студенческого билета или зачётной книжки. Необходимые данные для решения приведены в таблицах к каждой задаче, а вопросы - в конце методических указаний.

Задачи для контрольной работы

Задача № 1.

На предприятии проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, а также ряд мероприятий по улучшению условий труда. Общая сумма единовременных затрат (Зе) составила 940 тыс. руб. (из них 240 тыс. руб. - на специальную оценку условий труда на РМ; 420 тыс. руб. - на закупку нового вентиляционного оборудования, защитных ограждений и т.п.; 180 тыс. руб. - на приобретение спецодежды, спец.обуви, средств индивидуальной защиты, 100 тыс. руб. – на проведение обучения по безопасности труда). Благодаря этому снизилось число увольнений, снизился уровень травматизма и общих (простудных, аллергических, профессиональных) заболеваний.

Рассчитать по исходным данным из табл. 2 согласно варианту задания:

1) рост производительности труда П, %:;

2) экономию условно-постоянных расходов в себестоимости продукции ЭСУ;

3) экономию от снижения текучести кадров по условиям труда ЭТ;

4) экономию от сокращения производственного травматизма и общих заболеваний Э3;

5) годовой экономический эффект ЭГ;

6) срок окупаемости проведенных мероприятий ТЕД.

Указания к решению задачи

1. Рост производительности труда П, %:

Расчет высвобождения численности ЭЧ за счет сокращения потерь времени:

ЭЧ = Ч * (Б1 - Б2) / (ФГ - Б2)

П = ЭЧ* 100/(Ч-ЭЧ)

2. Экономия условно-постоянных расходов ЭСУ в себестоимости
продукции, тыс.руб.:

ЭСУ = У * П / 100

3. Годовая экономия ЭТ от снижения текучести кадров по условиям
труда, тыс.руб.:

Среднегодовой ущерб РТ, причиненный фирме текучестью по условиям труда, тыс.руб.:

РТ= Р3 + Р4 + Р5

ЭТ = РТ * (1 - КТ2 / КТ1)

4. Годовая экономия Э3 от сокращения производственного травматизма
и профессиональных заболеваний, тыс.руб.:

Размер ущерба РУ, причиненного предприятию в связи с получением работниками производственной травмы или профессионального заболевания, тыс.руб.:

РУ = P1 + P2 + (Р6 /1000) * Т

Э3 = РУ / ФГ * (B1 - Б2) * Ч.

5. Годовой экономический эффект ЭГ:

ЭГ = ЭСУ + ЭТ + Э3

6. Срок окупаемости единовременных затрат ТЕД:
ТЕД = / ЭГ

 


 

 

Таблица 2. - Исходные данные к задаче № 1.

 

Наименование Усл. обозн Ед. изм. Варианты заданий
                     
1. Численность работников Ч чел.                    
2. Годовой фонд рабочего времени 1 работника ФГ дн.                    
3. Потери рабочего времени по общим заболеваниям и травматизму на 1 работающего до внедрения мер Б1 дн. 21,5 10,5 12,8 17,3 9,5 14,2 10,9 15,1 12,5 19,7
4. Потери рабочего времени по общим заболеваниям и травматизму на 1 работающего после внедрения мер Б2 дн. 7,1 6,8 4,6 10,2 8,5 5,1 6,5 7,2 7,1 4,2
5. Условно-постоянные расходы в себестоимости У тыс. руб.                    
6. Выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с профзаболеваниями P1 тыс. руб. в год 49,2 54,2 46,8 23,2 32,9 48,9 52,1 37,8 48,2 31,5
7. Сумма выплат потерпевшим по страховому случаю (в связи с производственной травмой) Р2 тыс. руб. в год 72,5 56,0 29,6 53,8 33,6 41,3 64,7 34,8 48,7 73,6
8. Расходы по организации приема и увольнения Р3 тыс. руб. в год 10,6 5,9 12,8 7,3 14,1 4,8 12,2 15,3 11,7 12,8
9. Расходы на переподготовку кадров Р4 тыс. руб. в год 22,5 18,5 16,9 21,6 14,8 19,5 33,2 25,4 27,3 23,9
10. Годовой ущерб, вызванный недополучением продукции в связи с уходом работников Р5 тыс. руб.                    
11. Расходы, связанные с обеспечением работы комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (обеспечение транспортом, проведение анализов и др.) (среднедневные) Р6 руб.                    
12. Число дней работы комиссии по расследованию несчастного случая на производстве (в течение года) Т дн.                    
13. Текучесть по причине условий труда в начале года КТ1 % 1,8 2,8 2,6 2,2 2,3 1,8 1,7 2,1 1,9 2,2
14. Текучесть по причине условий труда в конце года КТ2 % 0,9 1,6 1,2 1,3 0,7 1,1 0,9 1,6 0,7 0,6

 

 


Задача № 2. Рассчитать общее равномерное люминисцентное освещение помещения, исходя из норм СП 52. 13330-2011 (СНиП 23-05-95) «Естественное и искусственное освещение», табл. 1.

Исходные данные: система освещения - общее равномерное; высота помещения Н - 3,8 м; напряжение питания осветительной сети U = 220 В; коэффициенты отражения: потолка рП= 70%, стен рс= 50%,пола р= 30%. Размеры помещения АхВ принять из соответствующего варианта из таблицы 3; светильник серии ЛВО 19-4х18-001 с четырьмя газоразрядными люминисцентными лампами ЛБ мощностью 18 Вт каждая. Габаритные размеры светильника – 595х595х72мм. Световой поток одной лампы 1060 лм.

Разряд, подразряд работы, показатель ослепленности и коэффициент пульсации принять для соответствующего варианта из табл. 3.

Таблица 3. – Исходные данные к задаче № 2.

 

Параметр Варианты
                   
АхВ 12х6 17х8 24 х10 16 х 6 12х 8 22 х 10 15 х 8 14 х 8 20х 12 12 х 6
Разряд и подразряд работы IIIв IVа IVг IIIб Ша IVa IIг Шв IVа Пг
Показатель ослепленности Р                    
Коэффициент пульсации КП                    

Указания к решению задачи

1 Определить расчетную высоту подвеса светильника: h = Н - hp - hс, где hp =0 ,8 м - высота рабочей поверхности, hс = 0 ( свес светильника), так как светильник ЛВО встроен в подвесной потолок.

2. Определить оптимальное расстояние L между рядами светильников при многорядном расположении: L=от (0,8× h) до (1,0 × h), м.

3. Выбрать число рядов светильников С: С=B/L,

где B – ширина помещения.

Число рядов светильников округлить до целого числа.

4. Определить потребное число светильников по формуле

где Е- нормируемая освещенность, лк, (берётся из СНиП 23.05-95 в соответствии с разрядом и подразрядом зрительной работы по варианту задания);

S - площадь помещения, м2;

Кз - коэффициент запаса (принимается равным для ламп накаливания 1,3; для ламп газоразрядных 1,5);

z - коэффициент неравномерности освещения (принимается равным 1,1-1,2);

n- число ламп в светильнике;

- световой поток лампы, лм;

η - коэффициент использования светового потока (выбирается по табл. 4 с учетом коэффициента отражения от стен и потолка и индекса помещения i),

i=(A*B)/h(A+B),

где А и В- длина и ширина помещения, м;

h - высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м.

Таблица 4. – Коэффициент использования светового потока η

ΡП%     ΡС%     Коэффициент использования светового потока η (%), при i
0,5 0,7 1,0 1,25 1,75 2,0 2,5 3,0 4,0 5,0
                       

 

5. Определить число светильников в ряду

где С- число рядов светильников в помещении (округлить до целого числа).

6. Определить длину светильников в ряду

где b - длина светильника, м.

7. Разместить светильники в ряду с учетом соотношения длины помещения и суммарной длины ряда.

Если длина светильников в ряду близка к геометрической длине ряда Lp = А, то ряд получается сплошным. Если эта длина меньше длины ряда Lp < А, то светильники в ряду размещают с равными промежутками а: а = (А – Lр)/Nр,

где А – длина помещения, м. От стены до первого светильника в ряду расстояние принимается равным 0,5 а.

При длине светильников больше длины ряда увеличивают число рядов или каждый ряд образуют из сдвоенных светильников.

8. Составить эскиз плана помещения с поперечным разрезом и расположением светильников с указанием всех необходимых размеров.

Вопросы для контрольной работы

1. Изложите обязанности работодателя и работника по обеспечению охраны труда на предприятиях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Изложите обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; порядок возмещения вреда, пострадавшим на производстве в соответствии с Федеральным законом РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24. 07. 98 № 125 – ФЗ..

3. Изложите права и обязанности граждан и предприятий по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в соответствии с Федеральным законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03. 99 г. № 52 – ФЗ.

4. Изложите права и обязанности граждан и предприятий в области пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом о пожарной безопасности.

5. Дайте понятие опасности. Приведите номенклатуру опасностей. В чем состоит аксиома о потенциальной опасности деятельности. Риск, концепция приемлемого (допустимого) риска. Управление риском.

6. Характерные состояния системы «человек-среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере.

7. Расскажите об естественных системах защиты человека от опасностей среды обитания.

8. Изложите принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Направления безопасности.

9. Дайте описание источников опасности природы

10. Приведите классификацию вредных и опасных производственных факторов.

11. Параметры источников опасности, их допустимые значения. Оценка безопасности источника опасности.

12. Понятие рабочего места. Модель безопасности рабочего места. Методика оценки безопасности рабочего места.

13 Дайте описание классов условий труда, в зависимости от уровней опасных и вредных производственных факторов.

14. Какие компенсации предусматриваются для работников, занятых во вредных, тяжёлых и опасных условиях труда?.

15. Опишите организацию и проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах.

16. Приведите классификацию основных форм деятельности человека.

17. Что понимается под работоспособностью и какова её динамика на протяжении трудовой смены

18. Назовите основные пути повышения эффективности трудовой деятельности

19. Дайте понятие микроклимата. Как нормируются параметры микроклимата и какие мероприятия необходимы для их нормализации в производственных условиях?

20. Приведите классификацию вредных веществ по степени воздействия на организм человека. Дайте понятие о предельно допустимой концентрации
(ПДК) вредных веществ. Приведите ПДК по классификации вредных веществ.

21. Приведите схемы устройства и объясните принцип работы всех видов искусственной вентиляции. Какие аппараты применимы для очистки от загрязнений приточного воздуха и выбрасываемого в атмосферу?

22. Кондиционирование, а также применение искусственной аэроионизации воздуха в чистых помещениях.

23. Какие требования предъявляются к производственному освещению?
Изложите основы нормирования и расчета естественного и искусственного
освещения.

24. Какие источники света применяются для освещения общественных, административных и производственных помещений? Их достоинства и недостатки. Какие светильники применимы для освещения общественных, административных, жилых и производственных помещений?.

25. Объясните воздействие электромагнитных полей (ЭМП) радиочастот
и микроволн (МКВ) на организм человека. Что является источниками ЭМП и МКВ? Приведите предельно допустимые величины напряженности и плотности потока энергии ЭМП.

26. Дайте описание организации рабочего места при работе с персональным компьютером. В соответствии с требованиями нормативных документов.

27. Изложите физические характеристики вибрации, причины
возникновения, источники и характер воздействия на организм человека.

28. Изложите методы и средства борьбы с вибрацией и принципы
нормирования.

29. Опишите физико-гигиенические характеристики шума и его
воздействие на организм человека.

30. Изложите методы нормирования шума и способы борьбы с ним.

31. Каково воздействие электрического тока на организм человека и
какие факторы влияют на исход поражения?

32. Приведите классификацию помещений по опасности поражения
электротоком?

33. Перечислите все виды защит от случайных прикосновений к
токоведущим частям электроустановок и объясните их назначение. Какова роль изоляции в обеспечении электробезопасности? В чем суть двойной изоляции?

34. Объясните назначение, принцип действия и область применения
защитного заземления и автоматического отключения питания (зануления). Приведите нормы величины сопротивления защитных заземлений в электроустановках напряжением до 1000 В.

35. Каковы нормы переноски тяжестей вручную для молодёжи, женщин и мужчин?

36. Какие средства перемещения тяжестей применяются на производстве (применительно к специальности студента) и как организована их безопасная эксплуатация?

37. Приведите требования безопасной эксплуатации лифтов.

38. Требования безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта. Организация безопасной перевозки людей.

39. В чём заключается защита атмосферного воздуха? Состав и расчёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Средства защиты атмосферы.

40. Что понимается под огнестойкостью строительных конструкций и чем она определяется? Назовите виды противопожарных преград и какие требования предъявляются к ним?

41. Опишите категории зданий и помещений по взрывопожарной и
пожарной опасности.

42. Виды огнегасительных веществ и их огнетушащие свойства.

43. Охарактеризуйте условия работы в производственном помещении, в котором протекает Ваша трудовая деятельность, с точки зрения воздействия потенциальных и реальных опасных и вредных производственных факторов согласно ГОСТ 12.0.003-74 (1999), возможных профзаболеваний, несчастных случаев, возникновения пожара. Изложите общие меры безопасности в этом помещении (студент принимает тип производственного помещения, в котором протекает его трудовая деятельность).

44. Какие причины вызывают чрезвычайные ситуации? Дайте характеристику чрезвычайных ситуаций экологического характера.

45. Виды поражающих факторов, их краткая характеристика. Методы и средства защиты от поражающих факторов.

46. Что включают в себя инженерно-технические мероприятия по защите населения?

47. Назовите основные задачи управления в условиях чрезвычайной ситуации.

48. Основные виды работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

49. Перечислите основные виды работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

50. Опишите состав органов управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях. Кратко изложите их функции, права и обязанности. (Студент может проанализировать структуру управления охраной труда на своем предприятии).

51. Перечислите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации

52. Перечислите органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области охраны труда, и их основные функции. Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда и каковы их права и обязанности?

53. Перечислите виды ответственности работодателей, должностных лиц и работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

54. Как организуется обучение и проверка знаний работников по безопасности труда?

55. Как проводятся расследование и учет несчастных случаев на производстве?

56. В чем состоит охрана труда женщин и молодёжи?

57. В чём состоит санитарно-бытовое обеспечение работников. Оборудование санитарно-бытовых помещений, их размещение.

58. Опишите порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

59. Воздействие оружия на производство. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Методы и средства предотвращения воздействия на человека средств поражения.

60. Гражданская оборона и защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Методы и средства спасения людей в ходе войны обычным оружием. Защита от терроризма.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...