Вывод. Сами слова уже несу в себе положительное или отрицательное начало в соответствии с нравственностью человека.
Методические рекомендации по проблемам лингвоэкологии для детей среднего школьного возраста
Игра проводится в парах. Ребята должны расположить на распечатанном листе в два столбика предложенные слова. Их может быть больше, на усмотрение учителя. Необходим раздаточный материал – разрезанный на отдельные слова предложенный набор и словарь для справок с объяснени-ем некоторых слов: сленг, жаргонизм, чертыхание, слово-паразит. Некоторые слова остаются без классификации, например: совет.
Вывод. Сами слова уже несу в себе положительное или отрицательное начало в соответствии с нравственностью человека.
Второй этап игры. Учитель произносит слова в сочетании с другими, например: «Привет, остолопы!» «Прощайте, мои дорогие!»
1.Тема говорит нам, что русский язык нужно беречь. Кто с этим согласен? Почему?
Его не только нужно беречь, но и самому бережно относится к языку, к слову
2.Слова бывают разные, несущие добро и несущие зло, светлую энергию жизни и тёмную – гибели. Как мы их называем?
Проведение игры
Вывод. Какие слова, добрые или злые человек употребляет, нужно судить и по словам, которые с ним сочетаются.
Учитель также произносит положительные слова с иронией: «Ну, здравствуй, здравствуй!» Положительный ли смысл? В положительном слове отрицательная интонация – всё ещё зависит от чувств, которые мы вкладываем в нашу речь. Вспомним А.С. Пушкина, который писал о себе: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Сделайте вывод: какие слова добрые?
Просмотр отрывка из передачи В.Д. Ирзабекова на канале «Радость моя»
3.Приведите примеры из жизни добрых слов, которые вы слышите и говорите.
Передача 20 «Тайны русского языка. Заметки нерусского человека» 12.20-19.20 и 19.20-23.20 мин.
Что вам запомнилось из услышанного?
4.Когда людей, говорящих плохие слова в том или ином народе становится много, то назревает катастрофа. Как понимаете слова «деградация» и «моральное падение»?
5.Какие слова нам угрожают?
Ненормативная – не соответ-ствующая нормам русского литературного языка. С чем сравнил художник такие слова? Камни тяжелы, ими можно поранить и убить.
Просмотр клипа из фильма «Вода»
6.Подробнее рассмотрим, как слова воздействуют на человека.
7.Нужно обратиться к исследованиям учёных
8.Вода – самое необычное вещество на земле. Мы состоим во многом из неё.
9.Вода изменяет структуру и свойства под разными влияниями, а слово – это энергия.
Просмотр клипа из фильма «Вода»
10.Кроме этого, человек – сложное существо. Кроме тела, есть душа и дух.
11.Вода способна сохранять информацию о том, с чем она соприкасается
12.Слова действуют на тело, и на душу и на дух человека
13.Слова воздействуют на живую и неживую приро-ду, на далёкий космос
Просмотр клипа из фильма «Вода»
Просмотр клипа из фильма «Вода»
14. Структура воды изменя-ется. Под воздействием добрых слов – она похожа на снежинку или правиль-ные геометрические фигу-ры. При воздействии злым словом она разрушается и становится мёртвой.
15.Сквернословие образовано от слова «скверна». Прочитаем, что такое «скверна», по словарь В.И. Даля». Скверные слова могут вызвать и психическую болезнь. Лечение в этом случае – молитва, другие религиозные средства
16.О том, что слово воздействует на всё, что нас окружает, подтверждает и опыт русского учёного. Он пропускал плохие слова через электромагнитный генератор (извлекал энер-гию), потом луч энергии направлял на семена пше-ницы. Семена погибали.
Потом брал погибшие семена и направлял на них энергию молитвы. Семена оживали и давали всходы.
17. Даже преступлений совершается больше там, где сквернословят
18.Все, что мы услышали, убеждает нас в том, что сказали о слове поэты. Вот слова Вадима Шефнера
19. А вот слова учёного, величайшего хирурга 20 века, автора учебника по медицине и одновременно служителя Бога – архиепис-копа Луки, святого нашей Церкви.
О чём это высказывание?
20. То, что доказала наука путём экспериментов, ре-лигия говорит нам языком Бога. Учение Бога Слова, пришедшего на землю в облике человека записали его ученики, евангелисты. О чём они предупреждают? Даже слово «дурак» нельзя произносить.
21. Самое страшное в ненормативной лексике – это мат. Это самое дно языка
22. Расскажите о своих мамах. Какие они? Согласны ли вы со словами стихотворения? Хотите ли, чтобы при вас маму оскорбляли, пусть даже не прямо?
23. Это ещё оскорбление и главной матери, Пресвятой Богородицы. А она защища-ет нашу страну своим покро-вом от зла (праздник Покро-ва). Неслучайно, в России Её так почитают, столько её икон. Посмотрим, как они образуют крест со всех четырёх сторон.
24. Обратимся же с священным словам русского языка. Отгадайте загадку и подпишите ответы. Отгадавшему - приз
25. Придумайте и запишите правила, как защитится от чернословия и защитить своих близких
26. Прислушаемся к голосу великих русских людей, духовных наставников.
Прочитать высказывания. Как вы их поняли?
27. Употребление иностранных слов, особенно англиканизмов, – бич нашего времени.
28. Прочитать стихотворение по строчкам (каждый читает одну строку)
Разработка памятки
Как нужно относится к слову
Беседа предназначена для учащихся 4-8 классов. В 7-8 классе возможны сообщения по теме для отдельных слайдов, предшествующая занятию исследовательская деятельность, опрос о состоянии языка учащихся класса или школы. Примерная анкета