Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы управления карьерой юриста

Понятие и виды карьеры.

Карьера – это изменение положения личности в сфере профессиональной деятельности, связанное с изменением его деловых качеств.

В зависимости от области различают внутриорганизационную и межорганизационную карьеру.

Внутриорганизационная карьера. Это такой вариант построения и развития карьеры, при котором вся работа определенного работника связана с профессиональной деятельностью внутри какой-либо одной организации. Организацией в данном случае является юридическое лицо – работодатель либо группа внутриведомственных юридических лиц. Внутриорганизационную карьеру не следует толковать ограниченно, так как внутри крупных и глобальных организаций работник может резко и значительно менять направления профессиональной деятельности.

Межорганизационная карьера. В отличие от внутриорганизационной карьеры межорганизационная предполагает смену в процессе развития карьеры двух и более организаций, в которых специалист применяет свой труд.

В зависимости от наличия специализации карьера может быть специализированная и неспециализированная.

Специализированная карьера. Такой вариант карьеры предполагает наличие определенной специализации, которая прослеживается в процессе всего карьерного роста работника. Специализация не ограничена какими-либо жесткими рамками и может быть различна по своей широте. Например, юрист может выбрать особо узкую специализацию при построении своей карьеры, связав весь свой профессиональный рост с оперативной работой по выявлению налоговых преступлений. Более широкая специализация может предполагать, например, работу юриста, связанную только с криминальной стороной юриспруденции. При этом такой работник может работать в органах внутренних дел, прокуратуре, суде, но всегда расследовать, надзирать и рассматривать только уголовные дела. Еще более широкая специализация предполагает работу юриста только в государственных првоохранительных органах либо только в сфере негосударственного применения своих способностей.

Неспециализированная карьера. Неспециализированная карьера предполагает работу человека на различных должностях без каких-либо специализационных ограничений. На первый взгляд, такой вид карьеры кажется несистемным, склонным к элементам анархии и нежелательным. Однако при более вниметельном осмыслении неспециализированной карьеры юриста видны ее сильные стороны. Лица юридического труда имеют одну особенность, которая заключается в том, что специалист одного профиля в большинстве случаев не понимает, что является работой специалиста другого профиля. Такое неведение является особенностью юриспруденции как сферы профессиональной деятельности. Специфика юридического труда такова, что оперуполномоченный, хотя ежедневно видит работу, например, следователя, не всегда понимает, в чем заключается ее суть. Оперуполномоченные считают следователей просто оформителями бумаг, которые они, оперативные работники, уже наработали в процессе выявления и раскрытия преступления. Адвокат, никогда не работавший на оперативной либо следственной работе, вообще с трудом понимает мотивацию, модель поведения и структуру отчетности следователя, прокурора и оперуполномоченного.

Специализированная карьера в большинстве случаев не позволяет перерасти исполнительские должности, выйти на уровень руководящего состава.

Смена специализации хотя и ведет к утрате навыков исполнителя по конкретному виду работы, но среди специалистов в области управления считается, что любые узкие профессиональные навыки в любом случае теряют актуальность в течение 5 лет. Зато начало профессионального роста с неспециализированной карьеры позволяет узнать и понять суть работы многих, если не всех, основных юридических работ, обозреть процесс правоприменения с различных, порой диаметрально противоположных точек зрения. Например, адвокат, никогда и нигде, кроме адвокатуры, не трудившийся, сильно проигрывает в профессиональном плане адвокату, который в процессе защиты своего клиента по уголовному делу располагает навыками работы «по обе стороны баррикад».

В зависимости от отношения к процессу управления выделяют карьеру специалиста и управленца.

Карьера специалиста. Карьера специалиста подразумевает профессиональный рост работника, связанный с тем, что он с течением времени все лучше все исполняет свои основные профессиональные обязанности, характерные для данного вида юридической работы. Например, следователь, повышая свой профессиональный уровень, становится старшим следователем, потом следователем по особо важным делам, старшим следователем по особо важным делам. При этом данный специалист сосредоточивает все свое внимание, навыки и умения на расследовании уголовных дел. Пределов профессиональному совершенству для таких специалистов нет.

Карьера управленца. Карьера управленца предполагает непосредственное исполнительство лишь на ранних стадиях профессиональной деятельности с последующим уходом на должности, связанные с управлением. В процессе выбора такого вида карьеры следует учитывать, что далеко не каждый специалист, даже самый лучший, может быть хорошим руководителем.

В зависимости от мотивации работника выделяют карьеры властные, квалификационные, статусные, монетарные.

Властная карьера. Данный вид карьеры ориентирует работника на замещение должностей с таким расчетом, чтобы каждая последующая должность прибавляла ему больше властных полномочий. Объем властных полномочий определяется широтой прав, количеством подчиненных работников и структурных подразделений, близостью к высшему руководству.

Квалификационная карьера. Квалификационная карьерапредполагает профессиональный рост. Смена должности или работы при таком виде карьеры может быть связана с расширением сферы юридической деятельности, более качественным оборудованием рабочего места юриста, освоением ранее не выполняемых данным специалистом работ и т.п.

Статусная карьера. Статусная карьера предполагает последовательное повышение формального статуса работника. Яркое проявление статусной карьеры можно наблюдать в государственных првоохранительных органах, работа в которых предполагает присвоение очередных специальных званий, награждение орденами и медалями, почетными званиями.

Монетарная карьера. Данный вид карьеры выбирается лицами, основной задачей которых является улучшение и закрепление своего материального положения. При этом должность меняется в том случае. Если оплата на новом месте работы будет выше оплаты на предыдущем либо расширяется объем различных нематериальных, но ощутимых физических льгот и выплат.

В зависимости от очевидности для окружающих карьера может быть официальной или скрытой.

Официальная карьера. Официальная карьера – это служебные перемещения и изменения статуса работника, очевидные и понятные для окружающих. Это основной вид карьеры.

Скрытая карьера. Скрытая карьера – это такое изменение статуса работника, которое не очевидно для окружающих и не афишируется. Скрытые варианты карьер встречаются почти во всех организациях среднего и крупного размера.

Формы карьеры

В зависимости от индивидуального набора перемещений карьера может принимать определенные формы

Поступательная карьера. Поступательная карьера предполагает постоянное и необратимое повышение карьерного статуса работника.

Поступательно-возвратная карьера. Данная форма карьеры содержит не только горизонтальные перемещения и повышения, но и проблемные участки, связанные с добровольным или вынужденным понижением.

Застрявшая карьера. Такая форма карьеры наблюдается в том случае, если работнику длительное время либо никогда не удалось преодолеть должность определенного, как правило, невысокого уровня.

Точечная карьера. Точечная форма карьеры является частным случаем застрявшей карьеры. Точечную форму карьера принимает в том случае, если карьерный рост навсегда прекратился после трудоустройства.

Затухающая карьера. Такая форма карьеры предполагает карьерный рост на начальной и средней стадиях и добровольное перемещение на престижные, но нижестоящие должности в конце карьеры.

Сломанная карьера. Такая форма карьеры предполагает отсутствие достижения логического завершения карьерного роста по различным причинам и невозможности возобновления либо восстановления карьеры по этой же специальности.

Параллельная карьера. В большинстве случаев один работник занимает одну должность. Но трудовое и служебное законодательство предусматривает институт совместительства, в соответствии с которым одно лицо может совмещать неограниченное количество должностей параллельно, при этом одно из мест работы будет являться основным.

Хаотичная карьера. Если работник меняет должности и места работы без видимой генеральной направленности и бессистемно, то его карьера принимает хаотичную форму.

Прерывающаяся карьера. В жизни бывают ситуации, когда лицо, начавшее заниматься одной профессией, по каким-либо причинам уходит из нее, а затем возвращается вновь. В таком случае имеем прерывающуюся карьеру.

На практике не всегда следует искать карьеры, принимающие какую-либо из вышеприведенных форм в чистом виде. Одна форма карьеры со временем может переходить в другую. Так, развивающаяся на первоначальном этапе в поступательной форме может сломаться, либо затухнуть, либо в определенный момент превратиться в параллельную. Если у работника достаточно сил и средств, то он может сломанную карьеру перестроить в возвратно-поступательную. Хаотичная карьера может стать хорошей базой для дальнейшего резкого поступательного роста, но может путь к этому росту навсегда преградить. При увольнении с одной из должностей параллельная карьера принимает одну из других форм, в зависимости от направлений карьерных перемещений по той должности, которая сохранена.

 

3 ). Этапы карьерного роста.

Предварительный этап. Этот этап длится примерно до достижения работником 25-летнего возраста и заключается в обучении, получении первоначальной квалификации. С психологической стороны данный этап характеризуется выбором жизненного пути и началом процесса самоутверждения личности. Основной из потребностей человека является безопасность существования. В течение этого периода идет накопление основного базового карьерного резерва, как-то: получение среднего полного образования, получение образования по специальности, поиск основного и перспективного места работы. На этом этапе целесообразно составить предварительный план карьерного роста.

Этап становления. Занимает период от 25 до 30 лет. В течение этого периода идет освоение основных профессиональных навыков, происходит формирование квалифицированного специалиста. В этот период личность самоутверждается и достигает независимости. Одной из основных потребностей становится достижение достойного размера оплаты труда. В течение этого периода идет накопление специализированного карьерного резерва: повышение квалификации, получение дополнительного и послевузовского образования, качественное освоение профессии, наработка деловых контактов. На этом этапе необходимо провести анализ выполнения плана карьерного роста и внести необходимые изменения.

Этап продвижения. Занимает период с 30 до 45 лет. В течение этого периода работник за счет ранее накопленного кадрового резерва осуществляет стремительный рывок по карьерной лестнице вверх. Это период максимального приложения усилий, а также повышения квалификации. Он характеризуется тем, что личность начинает ощущать потребность в самовыражении, а на первый мотивационный план выходит здоровье, забота о потомстве, высокая оплата труда. Этап продвижения зачастую «съедает» весь накопленный ранее карьерный резерв. При этом работник в своем карьерном росте останавливается на том уровне, после достижения которого имеющийся резерв истек. На этом этапе необходимо провести анализ выполнения плана карьерного роста. Внести необходимые изменения еще не поздно.

Этап сохранения. Занимает период с 45 до 60 лет. Этот период является пиковым для совершенствования квалификации работника. Начинается обучение молодежи. Это период относительной стабилизации профессионального положения и сохранения достигнутого уровня. Появляется психологическая потребность в уважении со стороны окружающих. Личность мотивируется повышением уровня оплаты труда, часто обращается к иным источникам дохода. Дальнейшее карьерное планирование осуществляется с целью подготовки плавного выхода из профессии, приготовления к иным, запасным видам деятельности из числа несложных.

Этап завершения. Занимает период от 60 до 70 лет. Это период выхода на пенсию. Однако личность сохраняет довольно много сил для дальнейшей активной деятельности. Ощущаются потребности в стабильности, здоровье, росте уважения окружающих, а также в возможно более длительном сохранении достигнутого уровня оплаты труда. Планировать хвостик карьеры еще можно, хотя в большинстве случаев нецелесообразно.

Этап окончания карьеры. Наступает после 70 лет, после исчерпания основных жизненных ресурсов организма. Человек окончательно отходит от основного вида профессиональной деятельности и либо вообще не работает, либо работает в свое удовольствие. Занимается любимым делом и семьей. Планирование карьеры завершено полностью, завершен и процесс реализации этого плана. На данном этапе можно проанализировать свой карьерный рост, а допущенные ошибки и достигнутые высоты поведать потомкам в мемуарах.

 

Основные принципы управления карьерой юриста

В процессе построения карьеры юристу следует соблюдать следующие принципы:

– непрерывность,

– поступательность,

– повышение квалификации,

– бесповоротность,

– самофинансирование,

– целеустремленность,

– этапность,

– плановость,

– конкретность,

– реальность,

– законность.

Непрерывность. Карьера должна быть по возможности непрерывной. Конечно, застраховаться от перерыва в карьере, вызванного различными форс-мажорными обстоятельствами, не всегда возможно. Карьера может прерваться по причине сокращения штатов и затруднения дальнейшего трудоустройства, длительного и тяжелого заболевания, семейных обстоятельств и т.п. Каждый перерыв в карьере должен быть обоснован как для себя, так и для внешнего окружения.

Поступательность. Занятие новой должности в сфере юридического труда должно обеспечивать как минимум сохранение предыдущего статуса. При этом совокупность карьерных перемещений должна обеспечивать общее поступательное движение работника по профессиональной лестнице. Прямые и диагональные понижения допускаются только в крайних и обоснованных случаях. Отношение работника к понижению должно быть такое же, как к перерыву в карьере. Любое понижение содержит потенциальную угрозу дальнейшему построению карьеры. Причем отрицательные последствия могут наступить не только в ближайшем, но и отдаленном будущем.

Повышение квалификации. Залог успешной карьеры заключается в постоянном повышении квалификации работника. Решающим моментом для работодателя является возможность ознакомиться с объективированными независимыми критериями при оценке работника, претендующего на замещение вакантной должности. Чем выше достигнутый уровень профессионального образования, чем шире список учебных заведений, в которых работник проходил обучение, чем выше статус этих учебных заведений, чем выше набранный в процессе обучения средний балл, тем больше преимуществ работник получает в конкурентной борьбе за продвижение по должностной иерархии. Вряд ли можно планировать какую-либо мало-мальски перспективную и реальную карьеру, вообще не имея образования, либо имея образование не по специальности.

Бесповоротность. Этот принцип заключается в том, что крайне нежелательно два раза занимать одну и ту же должность либо возвращаться в организацию, из которой работник ранее был уволен по какой-либо причине. Повторное замещение одних и тех же должностей, а также периодическое увольнение и возвращение в одну и ту же организации. Всегда вызывают негативные ощущения у работодателя и руководителя. Если вы приняли решение об увольнении с какой-либо должности либо об уходе из организации, планируйте дальнейшее развитие карьеры с учетом того, что возвращаться на прежнее место вы не будете.

Самофинансирование. Каждый работник должен быть готов к тому, что сам будет финансировать свою карьеру. Часть дохода необходимо инвестировать в развитие карьеры. Инвестированные средства позволят обеспечить поступательное развитие профессиональной карьеры, что приведет к увеличению доходов от трудовой деятельности, что покроет понесенные ранее издержки. Основными путями самоинвестирования являются финансирование повышения квалификации и обеспечение нормальных условий труда.

Целеустремленность. Принцип целеустремленности предполагает постановку определенной основной цели. Эта цель может устанавливаться в зависимости от субъективных предпочтений работника и с учетом комплекса факторов внешней среды, а также располагаемого карьерного ресурса.

Этапность. Поставленная цель никогда не может быть достигнута сразу. Для достижения поставленной основной цели работник должен свою карьеру разбить на этапы, а для каждого этапа поставить достижимую задачу. Например, на первом этапе карьерного роста может быть поставлена задача получить высшее юридическое образование по очной форме обучения в государственном вузе рангом не ниже академии. Первый этап займет около 5 лет. Иногда поставленная основная цель вообще не достигается работником на протяжении всего периода профессиональной деятельности, но при этом он поэтапно решает поставленные перед собой карьерные задачи, что позволяет ему на склоне активной деловой жизни занять определенное достойное место, соответствующее последней из решенных задач.

Плановость. Карьерный рост необходимо планировать, используя вышеуказанные цель, задачи, а также иные необходимые укрупненные показатели и ориентиры. Главное, чтобы четкий план карьерного роста сложился у вас в голове, в сознании.

Конкретность. Каждая из поставленных задач и основная цель должны быть сформулированы конкретно. Размытые формулировки типа «работать по специальности» не дают возможности управлять карьерным ростом.

Реальность. Поставленная основная цель и промежуточные задачи карьерного роста должны быть реальными. Цели должны быть реально достижимыми. Если же в процессе построения своей карьеры какой-то человек достиг поста в Правительстве РФ, то он может скорректировать план своего карьерного роста, поставив целью замещение поста Президента РФ. Для члена правящего кабинета это вполне реальная цель, хотя достигают ее и немногие.

Законность. Законность является общим принципом любой общественно значимой деятельности. Суть этого принципа заключается в том, что в процессе построения карьеры нельзя нарушать требования закона. Не следует получать должности путем подкупа, угроз, шантажа и прочих незаконных методов. Нельзя нарушать законодательство и тогда, когда вы уже получили необходимую должность, например, для повышения свои показателей с целью выслужиться.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...