Сущность и структура политического процесса.
Тема 7. Политические процессы и отношения
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве. Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу: 1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. 2. Выработка и принятие политических решений. 3. Реализация политических решений. Политическому процессу присущи: • переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс
• восходящих и нисходящих тенденций развития
Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа; 2) голосующие на выборах; 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях; 4) искатели политической карьеры и политические лидеры. В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы. На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса: - демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия4 - недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа. С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить:
• открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д. • скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Центральной характеристикой политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента. Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса. Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт.
Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей. При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и акторов. Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса. Исходя из многообразия источников и форм политических изменений выделяют три основных способа или режима существования политических явлений: 1. Функционирование 2. Развитие 3. Упадок. При функционировании политическая система не выходит за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Этот способ существования политических явлений отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и обществом, гражданином и государством. При таком способе изменения традиций и преемственность обладают приоритетом перед любыми инновациями. При таком способе изменения традиций и преемственность обладают приоритетом перед любыми инновациями.
Режимы развития характеризуются такими изменениями базовых параметров политических явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Власть адекватно отвечает на вызовы времени, эффективно управляет общественными отношениями, обеспечивает удовлетворение социальных требований населения.
Политическая система способна к применению гибких стратегий и технологий властвования с учётом усложнения интересов различных социальных групп. Упадок предполагает преобладание центробежных тенденций над интеграциями, либо распад политической целостности (падение политического режима, прекращение деятельности партий, распад государства и т.д.). Политическая власть по причине своей неспособности эффективно решать социальные проблемы утрачивает легитимность и лишается поддержки со стороны общества. Проблема стабильности и легитимности политического режима связана с понятием политический порядок. Под политическим порядком понимается организованность (упорядоченность и согласованность), функциональность и устойчивость политических отношений. Порядок проявляется в легитимности и определённости направлений деятельности властных структур в постановке нормативов, привычности типов поведения. Ключевое место в политическом процессе занимает политическое управление. Политическое управление предполагает сознательную деятельность политических институтов, организаций, отдельных индивидов, направленную на регулирование политических отношений, достижение определённых целей правящей элиты и другими участниками политического процесса. Основное содержание политического управления сводится к процессам принятия политических решений и их реализации в политической практики. Политическое решение – сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Принятие политических решений – центральный элемент приобретения политических требований различных групп и граждан в приемлемые для общества средства и методы регулирования социальных отношений. В политической науке сложилось два направления в понимании процесса принятия решений: · Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств в оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, приёмы исследования операций и другие инструментальные приёмы. · Поведенческая теория рассматривает данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сооририентировано на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретных ситуациях. Обозначенные подходы отображают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны они подчёркивают значительную роль институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности лиц, занятых в этом процессе; с другой стороны отражает господство в неё неформальный процедур, зависящих от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, интуиции и персональный знаний, удовлетворяющих их межличностные связи.
В конечном счёте процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональность и иррациональности, организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управленческих действий. С точки зрения направленности целевой ориентации можно выделить такие этапы принятия политических решений как подготовительный этап (этап представления политических интересов групп институтами, принимающих политико-управленчекие решения), разработка и рассмотрение альтернативынх вариантов политико-управленческих решений, принятие решения т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий, этап реализации политической воли выраженной в управленческих решениях. Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления Важным элементом в структуре политического процесса является субъект политики. Главным субъектом в политики является человек политический «homopoliticos». Степень участия граждан в политической жизни может быть разной, от полной пассивности до активного участия. Политическое участие – действие, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управления государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. Разнообразие форм и разновидностей политического участия зависят от определённых свойств в субъектах (пол, возраст, род занятий, религиозной принадлежности, образования, политической ситуации, режим правления и т.д.). В соответствии с этими условиями американские политологи Верба и Пай выделяют 1. Совершенно пассивные формы политического поведения граждан 2. Участие только в выборах 3. Участие только в решенияхместных проблем 4. Активное участие в предвыборных компаниях 5. Участие как форма профессиональной деятельности политика Другие политологи различают активные формы политического участия: 1. Руководство государственными и партийными учреждениями 2. Деятельность кандидатов в представительные органы власти 3. Организация в предвыборных компаниях 4. Т.д. Они же выделяют промежуточные формы 1. Участие граждан в политических собраниях 2. Поддержка кандидатов денежными пожертвованиями 3. Наблюдательная форма (ношение на демонстрациях транспарантов) 4. Апатичные формы (неучастие граждан в политике) 5. Сами формы политического участия могут быть как прямыми, так и косвенными. 6. Оптимальной формой политического участия для большинства населения являются выборы и референдумы. 7. Формы политического участия могут быть организованными и неорганизованными, Систематическими и периодическими. Неизменным спутником политических кризисов и конфликтов внутри общества выступает политический протест. Политический протест – это выражение недовольства проводимой властями политикой в той или иной сфере общественной жизни, которое проявляется в организации целенаправленных действий, демонстрирующих негативное отношение индивидов, социальных слоев и групп населения к деятельности и организации власти. В более широком смысле политический протест представляет собой отрицательную реакцию политических сил на сложившиеся политические отношения. Социальным основанием политического протеста являются различия в общественном (в том числе политическом) статусе этнических, социальных и иных общностей, дестабилизация этого статуса, стремление его повысить. Социально-психологические основы политического протеста связаны с такими чувствами и состояниями, как неудовлетворенность, ущемленность, возмущение, агрессия, страх, недоверие к существующим политическим институтам и т. п. Движущей силой политического протеста всегда являются наиболее активные в социальном и интеллектуальном отношении слои – молодежь (студенты) и интеллигенция. Объектом политического протеста может быть вся общественная или политическая система, определенные виды политической деятельности (например, национальная политика, порождающая этнический протест) или отдельные политические решения – кадровые, налоговые и пр. Носителями политического протеста, его субъектами могут выступать отдельные люди, социальные группы или массы, что приводит к возникновению индивидуального, группового или массового политического протеста. В политологии обычно выделяют активные и пассивные формы политического протеста, мирные и немирные методы его проявления. Активные формы политического протеста предполагают организацию массовых акций, демонстрирующих отношение граждан к проводимой властями политике (митинги, демонстрации, политические забастовки, организация и проведение массовых кампаний гражданского неповиновения). Пассивные формы политического протеста более скрытны и недовольство здесь проявляется в основном на личностном уровне путем отказа от участия в общественной и политической жизни и выполнения обязанностей, возлагаемых на личность властью (отказ от участия в выборах, отказ от службы в армии, от участия в кампаниях поддержки существующего режима и т. д.). Методы политического протеста, исключающие насилие и кровь, принято считать мирными. Методы политического протеста, выходящие за рамки закона и связанные с насильственными действиями по отношению к органам власти, представителям властных структур и другим гражданам, считаются немирными. Одной из наиболее распространенных форм массового ненасильственного протеста в современной политике является абсентеизм – уклонение избирателей от участия в выборах, которое может приобретать и организованный характер, когда некоторые партии призывают к бойкоту выборов. В реальной действительности активные и пассивные формы, мирные и немирные методы политического протеста очень часто взаимосвязаны и могут переходить друг в друга, способствуя либо разрешению конфликтной ситуации, либо обострению конфликта. Главное условие урегулирования политических конфликтов основано на взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте, разрешении конфликтов через принцип большинства при уважении прав меньшинства, управлении конфликтом через дискуссию и свободной критики правительства. Путь к демократии лежит через признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, каждой позиции в той мере, в какой она не противоречит закону и общественной стабильности. В мировой практике разрешения политических конфликтов разработана демократическая процедура контроля над конфликтными ситуациями, которая содержит следующие основные требования: 1) взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и шагах сторон, участвующих в конфликте; 2) сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость развитию конфликтной ситуации; 3) отказ от действий, обостряющих конфликт; 4) привлечение беспристрастных арбитров к разрешению политического конфликта; 5) использование существующих норм национального и международного права, способствующих преодолению конфликта. Особое значение в процессе разрешения конфликтных ситуаций придается органам внутренних дел, роль и место которых на разных этапах развития кризисов и конфликтов в обществе обусловлена тем, что они являются важным инструментом осуществления власти, поддержания правопорядка и фактором обеспечения стабильности. Органы внутренних дел как государственная структура призваны способствовать сохранению политической системы, ее функционированию и обеспечивать управляемость общественных процессов. Деятельность ОВД строится в соответствии с законом (Конституция РФ, Закон о милиции), специальными приказами, инструкциями и распоряжениями министра внутренних дел. В политическом конфликте сотрудники ОВД обязаны выполнять свой служебный долг и непосредственные функции по обеспечению правопорядка, соблюдению законности, охране жизни, здоровья и имущества граждан. Сотрудники ОВД обязаны противодействовать попыткам обострить ситуацию, решительно пресекать противоправные действия, стремясь при этом избежать столкновений противоборствующих сторон и не допустить кровопролития. В своей деятельности по преодолению конфликтов сотрудники ОВД могут выполнять посреднические функции и обязаны по возможности объяснять гражданам последствия их противоправных действий. Современное российское общество – общество переходного типа, находящееся в состоянии глубокой трансформации. В таком обществе частная конфликтность неизбежна. В процессе реформ все более очевидным становилось объективное внутреннее несовпадение, даже определенное противоречие между двумя их главными целями: достижением экономической эффективности, требующим коренных рыночных преобразований, и долгосрочной политической эффективностью, требующей развития и укрепления демократических институтов, опирающихся на широкую социальную базу. Рыночная экономика непосредственно не создает предпосылок для политической демократии и в определенных пределах совместима с авторитаризмом. В российских условиях реформы непосредственно ухудшают экономическое, социальное и моральное состояние преобладающей части населения. В результате возрастает стремление рассматривать демократию в ее различных проявлениях как помеху для решительных либеральных реформ, а авторитарные методы – как кратчайший путь к их осуществлению. В современном российском обществе происходит противостояние старой номенклатуры и новой чиновничьей элиты, директората и новых предпринимателей, производственных коллективов во главе с администрацией и «бюджетников», фермеров и «аграриев». Особой остротой в Российской Федерации отличаются национально-этнические и территориальные конфликты. В ближайшее время весьма вероятно дальнейшее обострение социально-экономических и политических конфликтов, которые могут проявляться в проведении массовых актов политического протеста. В целом, подводя общие итоги, следует подчеркнуть, что наиболее продуктивными средствами разрешения конфликтных ситуаций являются подтверждение легитимности правящего режима, способность политической элиты обеспечить постепенное реформирование общества, достигать соглашения с политическими противниками (что означает согласие меньшинства в той или иной степени присоединиться к выполнению принимаемых большинством решений), образовывать различные политические коалиции, согласительные комитеты для поддержания гарантий гражданского мира, формировать позитивный образ политических лидеров в глазах населения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|