Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подтема 4.2: Искусство спора и приемы полемики (2 час.).

Т Е М Ы Л Е К Ц И Й И П Л А Н Ы П Р А К Т И Ч Е С К И Х З А Н Я Т И Й

Русский язык и культура речи

(Общий перечень)

 

З а н я т и е № 1

Тема 1: Язык и речь. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии.

Задания: 1. Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия. 3. Проверить свои знания по теме, ответив на контрольные вопросы учебника (Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.50-51; см. также контрольные вопросы к материалу по 1-й теме в электронном виде).

План:

1. Понятие языка. Сопредельные с ним понятия (культура речи). Функции языка. Говор и диалект, диалектизмы. Жаргон и жаргонизмы. Уровни и единицы языка.

2. Речь и ее особенности: а) понятие речи и ее основные особенности; б) речевая деятельность. Речевая коммуникация и общение. Речевой акт и речевое поведение; в) структура речевой коммуникации [адресант → код → сообщение (референция) → код → адресат] (привести пример); г) речь и взаимопонимание. Денотация и коннотация (подобрать примеры). Полисемия. Синонимия.

3. Речь в межличностном общении: а) особенности речи в межличностном общении; б) фатическая и информативная речь; в) речь и самораскрытие, самооценка.

4. Речь в социальном взаимодействии: а) речевое поведение в социальном общении; б) речь и социализация. Речь как утверждение социального статуса; в) особенности речи в условиях массовой коммуникации.

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.9-51 (и другие издания).

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С.46-55 (и др. издания).

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.8-24 (и др. издания).

 

З а н я т и е № 2

Тема 2: Формы и функционально-смысловые типы речи.

Задания: 1. Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия. 2. Проверить свои знания по теме, отвечая на контрольные вопросы к параграфам 1-4 второй главы учебника (Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.93; см. также материалы для подготовки к практическому занятию по теме 2-й).

План:

1. Формы речи: а) устная речь и ее особенности (непосредственность общения как ее условие, необратимость, поступательность, линейность, ее подготовленность и неподготовленность, разновидности, лексика и др.); б) письменная речь, ее специфика и разновидности.

2. Диалогическая и монологическая речь: а) диалог, его характеристика (привести примеры); б) монолог, его особенности и разновидности.

3. Функционально-смысловые типы речи: а) описание (характеристика и пример); б) повествование (характеристика и пример); в) рассуждение (характеристика и пример).

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.52-73, 93.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С.56-58.

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.24-28.

 

 

З а н я т и е № 3 (2 час.)

Тема 3: Функциональные стили речи.

Задания: 1. Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия. 2. Проверить свои знания по теме, отвечая на контрольные вопросы по теме; см. материалы для подготовки к практическому занятию по теме 3-й.

План:

1. Понятие функционального стиля (общая характеристика). Стиль и сфера общественной деятельности. Стиль и жанр.

2. Научный стиль, его основные признаки.

3. Официально-деловой стиль. Сфера проявления. Основные черты: точность, детальность изложения, регламентированность, объективность, безоценочность, безличность, лексический состав и т.д.

4. Газетно-публицистический стиль, его функции (информационность, убедительность, эмоциональное воздействие). Основные стилевые признаки.

5. Художественный стиль, его образно-познавательная и идейно-эстетическая функции. Основные признаки стиля.

6. Разговорно-обиходный стиль: функциональность, формы, лексические и грамматические особенности.

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.73-94. С.73-93.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С.59-68.

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.29-32.

 

 

З а н я т и е № 4 (4 час.)

Тема 4: Ораторская речь и приемы полемики.

Задания: 1. Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия. 2. Проверить свои знания по теме, ответив на контрольные вопросы к 4-й теме; см. материалы для подготовки к практическому занятию по теме 4.1.

 

Подтема 4.1: Ораторская речь и выступление (2 час.).

План (вопросы):

1. Понятие ораторской речи. Риторика как традиционное учение (краткая характеристика).

2. Выступление как разновидность ораторской прозы. Содержание и композиция выступления.

3. Информационное обеспечение выступления.

4. Коммуникация говорящего и аудитории: контакт, речевые действия, диалогизация выступления.

5. Синтаксические особенности выступления.

6. Лексические особенности выступления.

7. Личностный тип общения.

8. Правила построения ораторской речи.

9. Логические законы.

10. Этика ораторского выступления.

11. Эстетические качества речи.

12. Изобразительно-выразительные средства речи.

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.95-148.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С.211-302.

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.32-53.

 

З а н я т и е № 4 (4 час.)

 

Тема 4: Ораторская речь и приемы полемики.

Задания: 1. Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия. 2. Проверить свои знания по теме, ответив на контрольные вопросы к 4-й теме; см. материалы для подготовки к практическому занятию по теме 4.2.

 

Подтема 4.2: Искусство спора и приемы полемики (2 час.).

План (вопросы):

1. Понятие спора (общая характеристика).

2. Дискуссия как вид спора.

3. Полемика как вид спора.

4. Стратегия и тактика спора.

5. Логические аспекты спора (вопросно-ответный комплекс, аргументация, логические уловки в споре):

5.1. Вопросно-ответный комплекс как логический аспект спора (общая характеристика).

5.2. Виды вопросов.

5.3. Критерии корректности вопросов.

5.4. Виды ответов в споре.

5.5. Аргументация как логический аспект спора.

5.6. Структура аргументации.

5.7. Виды аргументации: а) доказательство, б) опровержение:

5.7а. Доказательство как вид аргументации.

5.7б. Опровержение как вид аргументации.

5.8. Правила убедительной аргументации.

5.9. Ошибки в аргументации.

5.10. Логические уловки в споре.

6. Социально-психологические аспекты спора.

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.95-148.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С.211-302.

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.32-53.

 

 

З а н я т и е № 5

Тема 5: Служебно-деловое общение: особенности, основные формы, типичные коммуникативные ситуации.

Задание: Подготовить тезисы ответов на вопросы плана практического занятия.

Вопросы для практического занятия:

1. Особенности служебно-делового общения:

1.1. Коммуникация в организациях;

1.2. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

2. Формы общения в деловой среде (беседа, совещание, телефонный разговор):

2.1. Деловая беседа, ее цели, принципы;

2.2. Роль вопросов в деловой беседе;

2.3. Виды деловых бесед;

2.4. Структурная организация беседы;

2.5. Деловое совещание и факторы его успеха;

2.6. Виды деловых совещаний;

2.7. Телефонный разговор и его особенности как коммуникации;

2.8. Телефонный этикет.

3. Типичные коммуникативные ситуации в деловых переговорах:

3.1. Краткое определение деловых переговоров;

3.2. Понятие типичной коммуникативной ситуации;

3.3. Типичные коммуникативные ситуации при установлении (поддержании) деловых контактов.

Вопросы для самостоятельного изучения

(не входят в перечень вопросов практического занятия и зачета):

4. Актуализация деловых контактов: 4.1. Постановка цели деловых контактов; 4.2. Решение организационных вопросов; 4.3. Отбор и систематизация актуальной информации; 4.4. Стратегия и тактика переговоров.

5. Реализация деловых контактов: 5.1. Характеристика переговоров; 5.2. Этапы деловых переговоров и типичные подходы к ним.

6. Контроль и оценка деловых переговоров: 6.1 Понятие контроля; 6.2. Анализ типичных ситуаций делового общения; 6.3. Оценка результатов деловых переговоров. 6.4. Уточнение и корректировка планов и программ.

Литература:

Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.147-218.

Русский язык и культура речи: практикум / под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002. С.53-73.

 

 

З а н я т и е № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...