Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимул – реакция – подкрепление

Предмет, задачи и принципы психологии.

Психология – наука о психических явлениях и процессах:

А) психические процессы:

Познавательные

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Мышление

4. Внимание

5. Память

6. Воображение

7. Речь

Эмоциональные

a. Эмоции

b. Чувства

c. Аффекты

d. Стресс

Волевые

a. Борьба мотивов

b. Принятие решения

c. Постановка цели

Б) психические явления:

  1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
  2. психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.)
Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)
Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.
Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.
Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.
Объект психологии – человек, животное, группа людей.
Задачи психологии: (учебник стр. 28)

  1. Качественное изучение всех психических явлений.
  2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
  3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
  4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Принципы психологии:

  1. Принцип детерминизма. Согласно принципу детерминизма, психика зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Окружение детерминирует определенные реакции. Все психические явления обуславливаются работой мозга. Если есть нарушения в работе мозга, то это отражается на развитии психики. Этот принцип подчеркивает зависимость психики как от внутренних, так и от внешних факторов. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;
  2. Принцип развития психики в деятельности. Психика зависит от профессиональной деятельности человека. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.
  3. Принцип единства сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;
  4. Принцип историзма, или генетический принцип. Любое явление нужно рассматривать в его развитии. (Немка Б.В. Зейгарник, развитие эпилептиков - известно, что у больных эпилепсией (если эта болезнь началась в детском возрасте) происходит изменение личности, которое характеризуется обычно как некое сочетание брутальности, угодливости и педантичности.)

 

 

2. Основные подходы к изучению психики в современной психологии: нейробиологический, бихевиористский, психоаналитический, когнитивный, гуманистический (феноменологический), культурно-исторический.

Нейробиологический подход

Мозг человека состоит более чем из 10 миллиардов нервных клеток и практически бесконечного числа взаимосвязей между ними. Возможно, что это самая сложная структура во вселенной. В принципе, все психические события так или иначе соответствуют активности мозга и нервной системы. Биологический подход к изучению человека и других видов животных пытается установить взаимосвязь между внешними проявлениями поведения и электрическими и химическими процессами, происходящими внутри тела, в частности в мозге и нервной системе. Сторонники такого подхода стремятся определить, какие нейробиологические процессы лежат в основе поведения и психической активности. В случае с депрессией, например, это заболевание пытаются представить в виде патологических изменений в концентрации нейромедиаторов (химических веществ, продуцируемых в мозге и обеспечивающих коммуникацию между нейронами, или нервными клетками).

Биологический подход можно проиллюстрировать на проблемах, описанных нами выше. Изучение узнавания лиц у пациентов с повреждением мозга показало, что за эту функцию отвечает определенный участок мозга. Мозг человека делится на левое и правое полушария, и участки, специализирующиеся на узнавании лиц, располагаются преимущественно в правом полушарии. Получается, что полушария мозга человека высокоспециализированы; например, у большинства правшей левое полушарие отвечает за понимание речи, а правое — за интерпретацию пространственных отношений. Биологический подход добился успеха и в изучении памяти. Особое внимание в этом подходе уделяется определенным структурам мозга, включая гиппокамп, участвующий в консолидации следов памяти. Возможно, амнезия детства частично объясняется незрелостью гиппокампа, поскольку эта мозговая структура полностью развивается только к концу первого-второго года жизни.

Выдающиеся психологи этой области: Дональд Хебб (Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения), У.Г. Пенфилд (Основные работы Пенфилда посвящены анатомии и физиологии головного мозга человека в норме и патологии, вопросам нейроцитологии, разработке новых методов диагностики и лечения эпилепсии и опухолей мозга).

Бихевиористский

Сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (от англ. behavior - поведение). Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения - самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка специалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навыки того или иного вида деятельности.

Типы обучения. Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм теорией обучения. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют, подобно З. Фрейду, Э. Эриксону и Ж. Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.

Классическое обусловливание — это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж. Уотсон и Р. Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вскидывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул — резкий сильный звук). Испуг, автоматически включавший механизм плача, и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По терминологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ребенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реакция испуга и плача — безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы — студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего о знакомиться с концепцией Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения.

Негативное подкрепление — такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское место своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно пристегивать ремень. Согласно теории Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание тоже специфическое средство обучения. Наказание — это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия наказание и негативное подкрепление часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее значение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление — более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: моделирование, подражание) заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях самой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать образцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

 

* Учение И.П. Павлова об условном рефлексе (хотя его работы были переведены на английский язык только в конце 1920-х гг.) и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Однако настоящим отцом бихевиоризма считается Дж. Уотсон, который в1913 г. выступил с манифестом нового направления в психологии под названием «Психология глазами бихевиориста». Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. Основным механизмом поведения является связь между стимулом и реакцией (знаменитое S – < R). То, что психологи прежде называли «сознанием», также является поведением, только внутренним, и происходит из поведения внешнего. Внутреннее поведение отличается от внешнего поведения лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).

Процесс учения, согласно этой теории, заключается в установлении определенных связей между стимулами и реакциями, а также в упрочении этих связей.

Авторы этой концепции рассматривают обучение человека аналогично дрессуре животного. Животное в процессе дрессуры овладевает некоторым репертуаром поведения, создающим иллюзию разумности. В действительности же это чисто механистичное поведение, несколько расширяющее его природный бессознательный инстинкт. Это поведение известный российский физиолог И. П. Павлов назвал условным рефлексом. Образуется этот рефлекс по очень простой формуле:

S > R – стимул – реакция

или более сложной:

стимул – реакция – подкрепление

В качестве основных законов образования и закрепления связи между стимулом и реакцией указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости) и закон готовности.

 

3. Психоаналитический подход

 

Понятие "психоанализ" и "психоаналитический подход" в широкий психологический (и культурный) обиход ввел Зигмунд Фрейд, в связи с чем до сих пор для многих людей "психоанализ" означает подход Зигмунда Фрейда: представление об Ид. Я, Сверх-Я, главенство либидо и эдипов комплекс. Сегодня, однако, так говорить уже нельзя, поскольку в настоящее время достаточно большое число авторитетных специалистов с разными теоретическими представлениями причисляют себя к психоаналитическому течению, и психоанализ Фрейда сегодня является только одной из разновидностью психоанализа. Чаще его именуют - классический психоанализ, или фрейдизм.

Рядом с Фрейдом основную линию психоналитического подхода представляют Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология, юнгианская психотерапия).

Что объединяет сегодня всех исследователей, так или иначе придерживающих психоаналитического взгляда на происходящее в человеке и с человеком? Психоанализ и психоаналитический подход сегодня - это объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает. Понятно, что сегодня это огромное число специалистов, психологов-практиков используют подобные объяснения.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого внутренние выгоды.

Мама ругается на дочь "бездельница", но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. - Это был психоанализ, психоанализ внутренних выгод.

Или, мы смогли узнать о значимых или повторяющихся событиях жизни нашей пациентки, которые с высокой вероятностью сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции.

Оказывается, мама всегда говорила дочери "Мужчинам доверять нельзя", и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно - это был тоже психоанализ, при этом социальный психоанализ и одновременно психоанализ проблемных верований.

Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, раскопать эти детские влияния - задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве - важнейшая тема психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня - но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ. В данном случае - психоанализ детских корней во взрослой жизни.

При всей распространенности подобных объяснений психоанализ - не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме и ее влиянии на жизнь взрослого человека - вариант очень спорного психоанализа.

В рамках психоаналитического подхода Фрейд выделял механизмы психологической защиты, или защитные механизмы, такие, например, как: рационализация (поиск рационального объяснения для поведения или решений, имеющих иные, неосознаваемые причины), сублимация (перевод энергии, связанной с либидо, в другие сферы деятельности), компенсация (прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах), регрессия (возврат к ребячливым, детским моделям поведения).

Когнитивный

 

Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира.

Наиболее полно проблемы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже и американским психологом Лоуренсом Колбергом.

Гуманистический (

Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60-х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве «третьей силы» в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму. В его основе лежит философия экзистенциализма, противопоставлявшая себя внеличностному «объективному» методу научного познания. На ее базе А. Маслоу сформулировал ряд базовых принципов гуманистической психологии.

* принцип становления — предполагает, что потенциал развития остается неисчерпанным на протяжении всей человеческой жизни

Феноменологический

Феноменологический подход – это подход, где главным является не поведение, а содержание воспринимающего и переживающего сознания: что я у себя в сознании вижу и как я это переживаю. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.

Изначально феноменологический подход родился в недрах философии, его создатели - Ф.Брентано и Э.Гуссерль, однако в настоящее время получил настоящий расцвет в практической психологии: в гуманистическом подхода Карла Роджерса, психосинтезе и многих других популярных подходах.

Феноменологическая парадигма в центр внимания ставит нашу внутреннюю жизнь: видение, ощущение, переживание, и все это именно как живо переживаемое, непосредственно ощущаемое, а не через объективно анализирующую голову, как чего-то причина и чего-то следствие. Важно, как все это проживается, о чем говорит и что напоминает...

Например, полтора часа фильма мы видим растерянного инфантила, не заботящегося ни о себе, ни о других. На взгляд делового человека - фильм пустой и депрессивный, а женщины его смотрят и плачут, смотрят еще раз, возвращаются и плачут. Как же им жалко главного героя, потерянного и несчастного! Душа отзывается на его одиночество и его страдания, душа вспоминает такую же неуют собственной жизни, душа ноет вместе с этим, так близким им, героем. Логически - пустота. Феноменологически - душевное богатство.

 

Культурно-исторический

Культурно-исторический подход изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Автор подхода Л. С. Выготский увидел «ключ ко всей психологии», позволяющий проводить объективный анализ высших психических функций личности, в значении слома. По его мнению, именно слово-знак первично как относительно практического действия, так и относительно мышления. Он даже повторил чей-то афоризм: «Речь думает за человека». Оперируя с этими «культурными» знаками-словами, индивид строит свою личность.

Вначале человек был неотделимой частью окружающей природы, которая «шлифовала», по выражению автора, его «натуральные» (врожденные, не требующие волевых осознанных усилий) свойства, дающие ему возможность просто выживать, приспосабливаться к среде. Затем он сам стал воздействовать па природу через орудия труда, вырабатывая у себя высшие психические функции («культурные»), позволяющие ему осуществлять осознанные действия (например, осознанно запоминать какую-то ситуацию, ШШение, предмет), полезные с точки зрения создания благоприятных условий своего существования. В качестве орудий воздействия данный подход рассматривал не те, которые имеют материальную основу (камень, палка, топор и т.п.), а так называемые психологические знаки. Знаком могла служить палка, воткнутая в землю и указывающая направление движения. Это могли быть зарубки на деревьях или сложенные определенным образом камни, напоминающие о чем-то важном, и т.д.

 

А.Н.Леонтьев – ученик Выготского, придерживался этого подхода.

 

 

3. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Критерий появления психики – чувствительность

Проблема происхождения человека в психологии рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе. Термин филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – происхождение) означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике – её изучение как продукта эволюции.

Существует множество точек зрения относительно того, когда и на каком этапе эволюции возникла психика. Согласно теории панпсихизма психика присуще всей живой природе, делая её «живой, одухотворенной» (Ж.Робине, Г.Фехнер). Р. Декарт придерживался теории антропопсихизма, связывающей психику исключительно с появлением человека. Распространённым было и мнение, что психика присуща свем живым существам – биопсихизм (Э.Геккель, В. Вундт). Однако эти взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения.

В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал Алексей Николаевич Леонтьев. Его гипотеза заключалась в том, что психика возникает лишь на высших ступенях развития органической живой материи. С появлением живой материи взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием развития жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

На этапе допсихического отражения организму необходимо реагировать на узкий круг раздражителей – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Такое допсихическое отражение характерно для растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

На этапе допсихического развития организмы способны только конкретному типу движений, именуемому тропизмами. Тропизм – это движение в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм), движение корней вглубь почвы, к влаге и минеральные вещества (геотропизм), движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными (движение к необходимому для жизни) и отрицательными (от вредных условий).

Если тому или иному виду организмов не хватает необходимых веществ, он либо вымирает, либо изменяет форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

Усложнение условий жизни потребовало перехода от простейших тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические отражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биотически значимых агентов. Они выполняют сигнальную и ориентировочную функцию в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых организмов появилась способность к ощущениям как к отражению различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах и связях с другими вещами. Так возникло новое свойство органической материи – психическое отражение, характерное для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся в активном отражении объективной реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Возникает и новый вид поведения – активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии и к их изменению и формированию новых связей.

Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и, согласно теории А.Н. Леонтьева, выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни и их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления её новых, более совершенных форм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...