Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и методология теории государства и права

1. ТГП, как учебная дисциплина, и ее связь с наукой ТГП;

2. Предмет ТГП;

3. Методология ТГП;

4. Место ТГП в системе общественных наук.

1. ТГП как учебная дисциплина:

a) В системе юридических дисциплин ТГП занимает ведущее место, так как вооружает обучаемых знаниями о наиболее общих закономерностей государственно правовой жизни общества.

b) ТГП закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения.

c) Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин.

d) Таким образом, ТГП непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

 

Цель состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям общественной жизни, скрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества.

Теория государства и права является самостоятельной областью знаний и выполняет свои специфические функции, т.е. имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности.

Функции ТГП как учебной дисциплины:

a) Познавательная (гносеологическая функция) – т.е. познание и объяснение сущности, содержание форм государства и права, а так же иных органично связанных с государством и правом явлений и процессов;

b) Воспитательная – воспитание у обучаемых с помощью изучения ТГП, уважения права и закона;

c) Организаторская – сводится к разработке конкретных средств и методов, преобразование правовых и государственных институтов, применение норм права и укрепление законности, образование и строение органов государства.

Структура изучения ТГП:

1) Государствоведение – здесь изучаются все вопросы касающиеся государства;

2) Правоведение – изучаются вопросы касающиеся права;

ТГП как наука

Соотношение ТГП как науки с ТГП как учебной дисциплины

Как наука ТГП представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношение с другими социальными явлениями и науками.

Как учебная дисциплина ТГП – это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений.

Функции ТГП как науки:

a) Методологическая – это система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, которые творчески используются другими отраслевыми юридическими науками;

b) Эвристическая – состоит в открытие новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико-правовой науки;

c) Прогностическая – когда знания, полученные ТГП используются для предсказаний, прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов;

d) Идеологическая – утверждение общей демократической, гуманистических идеалов государства.

Вывод по вопросу: ТГП является базовой, фундаментальной юридической наукой, с которой начинается освоение юриспруденции. Цель ТГП вооружить будущего юриста знаниями об общих закономерностях, возникновениях, развитии и функционировании государства и права и связанных с ними государственно-правовых явлений.

2. Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом ТГП являются основные общие закономерности, возникновение, развитие и функционирование государства и права.

Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности, построение системы, органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Элементы предмета ТГП

a) Сущность и социальное назначение политика правовых явлений;

b) Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

c) Система категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции, формы и т.п.);

d) Принципы, аксиомы, презумпция, фикции ТГП;

e) Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная (толковательная) практика;

f) Прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Соотношение предмета и объекта ТГП

Объект любой науки – это то, что еще подлежит научному изучению, с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки.

Объектом ТГП являются – государства и право в широком их понимании.

Предметом ТГП являются – основные сущностные свойства государства и права.

Вывод по вопросу: Таким образом, предметом ТГП выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанные с ними сопутствующие им иные социальные явления и процессы.

       
 
   
 

 

 


 

3. Метод науки – это способы изучения реальной действительности обще-исходные принципы на которой базируется наука.

Методология ТГП – это совокупность приемов и способов с помощью которых изучается предмет науки.

Методы ТГП:

a) Обще-научные методы – используются во всех науках;

b) Специальные методы – используются в нескольких науках;

c) Частнонаучные – используются в конкретной науке.

 

Обще-научные методы:

1) Диалектика – метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

2) Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы;

3) Синтез – соединение элементов в единое целое;

4) Индукция – умозаключение от фактов некоторой гипотезы к общему утверждению;

5) Дедукция – умозаключение от общего к частному (фактам);

6) Аналогия – сходство, подобие предметов или отношений, а также познаний путем их сравнения;

7) Абстрагирование – отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получение цельного знания о предметах и явлениях.

8) Моделирование – это построение и изучение моделей, реально существующих предметов и явлений.

Специальные методы:

1) Системный – в его основе лежит рассмотрение объектов как систем;

2) Сравнительный – метод исследования позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях ступеней и тенденций их развития;

3) Функциональный – метод исследования позволяющий проникнуть в сущность явления посредством изучения их функций;

4) Статистический – состоит в получении обработки, анализе и публикации информации характеризующие количественные закономерности жизни общества;

5) Конкретно-социологический – состоит в исследовании государства и права на основе фактических данных, с помощью опроса, анкетирования, интервьюирования, наблюдения.

Частнонаучные методы:

1) Сравнительное правоведение – это изучения правовых систем государств, путем сопоставления одноименных государственных и правовых институтов систем права, их основных принципов и т.д;

2) Правовой эксперимент – это апробации законодательных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

3) Правовое прогнозирование – это изучение, конкретных перспектив развития государственно-правовых явлений;

4) Формально-юридический – это метод исследования при котором право изучается в «чистом виде» вне связи с другими сферами (экономикой, политикой, государством).

4. Виды наук:

1. по характеру знаний – А) естественный (химия, физика, биология); Б) Общественные (гуманитарные – философия, социология, политология); В) технические (математика, информатика, кибернетика).

2. По непосредственному отношению к практике: А) фундаментальные (ТГП); Б) Прикладные (криминалистика).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...