Молитва, защищающая от страха в бардо
Ныне, когда странствие жизни моей подошло к концу,
и никто из родных не ушел со мною вместе из этого мира,
и я блуждаю один в состоянии бардо,
да ниспошлют мирные и гневные будды силу своего сострадания
и разгонят плотную тьму невежества.
Ныне, когда я расстался с возлюбленными друзьями и блуждаю в одиночестве,
когда являются пустые формы моих собственных проекций,
да ниспошлют будды силу своего сострадания,
дабы не явились ужасы бардо.
Когда воссияют пять лучезарных светов мудрости,
да узнаю я себя, не устрашившись;
когда явятся формы мирных и гневных,
да распознаю я бардо с уверенностью бесстрашия.
Когда я буду страдать под действием дурной кармы,
пусть мирные и гневные будды избавят меня от всех страданий;
когда звук дхарматы взревет тысячью громов,
да обратятся все они в звук учения махаяны.
Когда я буду следовать своей карме, не находя прибежища,
да станут мне прибежищем мирные и гневные будды;
когда я буду претерпевать карму бессознательных склонностей,
да воссияет самадхи блаженства и лучезарности.
В миг спонтанного рождения в бардо становления
да не восстанут ложные учения искусителей;
когда сверхъестественной силой я смогу попасть, куда пожелаю
да не восстанут иллюзорные ужасы дурной кармы.
Когда взревут лютые хищные звери,
да станет этот рев звуком дхармы, шестью слогами;
когда снег и дождь, ветер и тьма будут гнать меня,
да обрету я чистое божественное око мудрости.
Пусть все разумные существа той же сферы, пребывающие в бардо,
не поддавшись зависти, переродятся в высшем состоянии;
когда страсти пробудят великую жажду и голод,
да не постигнут их муки жажды и голода, зноя и холода.
Когда я увижу союз своих будущих родителей,
да увижу я мирных и гневных будд с их супругами;
наделенный силой избрать себе место рождения ради блага других существ,
да обрету я совершенное тело, украшенное благоприятными признаками.
Когда я обрету совершенное человеческое тело,
пусть все, кто увидят и услышат меня, тотчас освободятся;
да не последую я своей дурной карме,
да последую я своим накопленным заслугам и приумножу их.
Где бы я ни родился, пусть в том самом месте
встречу я идама этой жизни лицом к лицу;
да смогу я ходить и говорить от самого рождения
и обрету силу защиты от забвения и памяти о прошлых жизнях.
На всех ступенях обучения, и высокой, и средней, и низкой,
да буду я обретать понимание, только лишь слушая, размышляя и глядя;
где бы я ни родился, да будет та земля благословенна,
дабы все разумные существа в ней обрели счастье.
О мирные и гневные будды, пусть и я, и другие
уподобимся вам, станем точь-в-точь, как вы,
обретем ту же форму и те же благоприятные признаки,
и свиту, и долгую жизнь, и царства, как у вас.
Самантабхадра, мирные и гневные, безграничное сострадание,
сила истины чистой дхарматы
и последователи тантры в сосредоточенной медитации
да благословят это молитвенное чаяние, дабы свершилось все, что в нем сказано.
СЛОВАРЬ САНСКРИТСКИХ ТЕРМИНОВ
Авадхути или дхути - центральный канал энергии (праны) в человеческом теле.
Амрита - нектар бессмертия или духовной жизни.
Бодхисаттва - будущий будда, давший обет помогать всем живым существам, а не наслаждаться состоянием просветления только ради себя самого. Божественные бодхисаттвы символизируют деятельность просветленного ума в жизни.
Брахман - член высшей жреческой касты в Индии.
Брахмарандхра, «отверстие Брахмана», - отверстие в темени, в верхней точке центрального энергетического канала. Чтобы достичь освобождения, сознание после смерти должно выйти из тела через это отверстие.
Будда - пробужденный, просветленный. Этим термином обозначаются как божественные будды - аспекты принципа просветления, так и все просветленные существа, в том числе и Гаутама Будда, исторический основатель буддизма. Кроме того, имя «Будда» носит один из пяти родов (см. «Введение», [стр. XIV оригинала] и «Комментарий» [сс. 15 - 22 оригинала]).
Ваджра - тантрический ритуальный предмет, представляющий собой сферу, из которой исходят противоположно направленные симметричные пучки изогнутых зубцов, обычно по пять или девять в каждом пучке. Символизируя одновременно молнию и алмаз, ваджра заключает в себе все их качества: могущество, несокрушимость, чистоту и непобедимость. Также - имя одного из пяти родов будд. (См. «Введение», [стр. XVI оригинала] и «Комментарий» [сс. 17 - 18 оригинала].)
Видьядхара, «хранитель знания, хранитель прозрения», - энергия открытия и коммуникации. (См. «Комментарий», [стр. 24 оригинала].)
Гандхарвы - божественные музыканты, ассоциирующиеся также с зачатием. «Город гандхарвов» - образное выражение, означающее «иллюзия, мираж».
Гаруда - мифическая птица, сочетающая в себе черты человека и орла. Символизирует уверенность и силу йогина, пожирает змей - ядовитые эмоции. Шанг-шанг (тиб.) - разновидность гаруды, в полете играет на кимвалах.
Гаури, «Белая», - имя богини, а также группы из восьми богинь, которую она возглавляет. Гаури являются на двенадцатый день бардо. (См. «Комментарий», [сс. 26 - 27 оригинала]).
Гуру - религиозный наставник, именуемый также «духовным другом».
Дакини - принцип женской энергии, связанный со знанием и разумом; может проявляться как в разрушительной, так и в созидательной форме.
Дхарма - истина, религия, закон. Во множественном числе - основополагающие составные части.
Дхармадхату (дхату - пространство, сфера или область) - всеобъемлющая структура, в рамках которой возникают и исчезают все явления.
Дхармакайя, «тело истины», - абсолютная природа будды. См. Кайя.
Дхармата - совокупность всех составных частей, сущность реальности.
Дхути - см. Авадхути.
Йога - психофизический метод духовного развития, основанный на управлении энергией и сознанием.
Йогин - практикующий йогу.
Йогини - женщина, практикующая йогу; здесь этим термином обозначается только группа богинь, являющаяся на двенадцатый день бардо.
Кайя - тело; в выражении «три кайи» этот термин используется в абстрактном смысле. Первая из трех кай, дхармакайя, - тело дхармы, или истины, абсолютная природа будды; вторая, самбхогакайя, - тело наслаждения, аспект природы будды, сообщающий дхарму и проявляющийся в формах мирных и гневных божеств; третья, нирманакайя, - «тело творения», в котором природа будды проявляется в земной жизни. Их объемлет и превосходит четвертая кайя - свабхавикакайя, абсолютное тело основополагающей природы.
Карма - действие. Имя одного из пяти родов будд. (см. «Введение», [стр. XVII оригинала] и «Комментарий» [сс. 21 - 22 оригинала]). Учение о том, что каждое действие влечет за собой неизбежные последствия; закон действия и противодействия или причины и следствия.
Мандала - расположение божеств или их эмблем, обыкновенно в форме круга, из центра которого исходят их эманации. Условное изображение энергетической структуры.
Меру - золотая гора в центре вселенной, окруженная четырьмя континентами. Центр космической мандалы.
Нади - канал энергии (праны) в человеческом теле. Система нади - это структура реакций человека на реальность.
Нирманакайя, «тело творения», - земная форма Будды и прочих просветленных существ. См. Кайя.
Падма - лотос; имя одного из пяти родов будд. (См. «Введение», [стр. XVII оригинала] и «Комментарий» [сс. 19 - 21 оригинала].)
Пишачи - группа богинь с головами животных, являющаяся на двенадцатый день бардо.
Прана - энергия, жизненная сила; носитель ума и сознания.
Ратна - драгоценность; имя одного из пяти родов будд. (См. «Введение», [стр. XVII оригинала] и «Комментарий» [сс. 18 - 19 оригинала].)
Садхана - текст, в котором описывается, как визуализировать то или иное божество и как ему поклоняться; также - сама духовная практика.
Самадхи - медитация, в которой исчезает различие между субъектом и объектом.
Самайя - священный обет, связывающий тантрического йогина с его практикой.
Самбхогакайя, «тело наслаждения», - аспект природы будды, связанный с визуализацией и коммуникацией. См. Кайя.
Сангха - община практикующих дхарму.
Сансара - круговорот существования, основанный на невежестве и характеризующийся страданием.
Свабхавикакайя, «тело основополагающей природы». См. Кайя.
Сиддха - йогин, достигший духовного совершенства и обретший сверхъестественные способности.
Скандхи - пять психологических компонентов человеческой личности. (См. «Введение», [стр. XV оригинала].)
Ступа - куполообразное культовое сооружение, в котором хранятся священные реликвии или религиозные тексты.
Сутра - рассуждение Будды о медитации и философии.
Тантра - трактат, посвященный той или иной духовной практике, связанной с преображением энергии; также - сам метод практики. Собственно «тантрами» называют только главные, основополагающие тексты такого рода, однако существует множество близких им трудов, которые также можно назвать тантрическими, и «Бардо Тхедол» относится к их числу.
Татхагата - то же, что и будда, но чаще всего эти термином обозначают пятерых будд самбхогакайи. (См. «Введение», [стр. XVIII оригинала].)
Херука - принцип мужской энергии в гневной форме. (См. «Комментарий», [сс. 24 - 26 оригинала]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: