Примерные критерии для отличного эссе
Эссе
"Эссе — (франц. Essai — опыт, набросок) жанр философской, эстетической, художественно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора, с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь". (Большой энциклопедический словарь)
Эссе как вид учебной деятельности — самостоятельное сочинение-размышление учащегося над научной проблемой, при использовании идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного опыта, общественной практики.
Типы эссе
Существует очень много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель. Ниже приводятся примеры наиболее часто используемых (известных, популярных) типов эссе.
Тип эссе
| Описание
| Примеры тем
|
«Описательное» эссе.
| Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.
| Как манипулировать на работе или в школе.
Как потерять друзей.
Как выигрывать спор с вашими родителями.
|
«Причинно-следственное» эссе
| Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы:
Почему? (причина), или каков результат? (эффект).
| Плохие отметки (причины и эффекты).
Опоздания (эффекты).
Самоубийства подростков (причины и эффекты).
|
«Определяющее» эссе
| Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами:
1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают.
Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика).
| Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия).
Лучшие друзья (какие они, а какие не...).
Снобы (как относиться к ним в обществе).
Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).
|
«Сравнивающее» эссе
| Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д.
| Сравнение двух друзей (или родственников).
Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями.
Сравните иностранный и отечественный автомобиль.
Знание и понимание
|
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе
| Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета
а) Вы представляете возражения и опровергаете их.
b) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения.
| Должны ли женщины служить в армии?
Должен ли каждый человек учиться в университете?
Должна ли быть цензура на телевидении?
Должны ли студенты учиться и одновременно работать?
|
Литературный анализ
| Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы.
| Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний?
Отношения ненависти и любви между двумя героями.
Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.
|
Анализ характера
| Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения.
Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней.
| Опишите основных героев в ____.
Каковы основные черты характера главного героя в ___?
Что привело ___ к отчаянию?
|
2.4.2. Критерии оценки эссе
Вариант 1.
1. Вы фиксируете внятные ясные тезисы, которые вы хотите доказывать в эссе.
2. Вы ясно и кратко формулируете тезисы вначале своего эссе, в основной части развиваете их аргументацию, и в заключении четко и прямо формулируете выводы, которые соотносятся с заявленными вначале эссе тезисами.
3. Ваше эссе четко структурировано и логично выстроено.
4. Способ обсуждения выбранной Вами теории демонстрирует, что Вы используете теорию в той степени, которая требуется в Вашем эссе. Если Вы демонстрируете «продвинутое» понимание теории, оценка будет повышена (добавлены дополнительные баллы). Если Вы можете критически оценить теорию и дополнить ее своими комментариями и идеями, Вам также могут быть добавлены дополнительные баллы.
5. В Вашем эссе соблюден баланс между теоретической и практической частями (интерпретацией, применением теории к проблеме, обсуждаемой в эссе). Вполне нормально, если одна треть будет посвящена теории, а две трети ее приложению.
6. Практическая часть должна демонстрировать то, что Вы владеете необходимыми навыками чтения и анализа, то есть знаете, как работать с текстом.
7. Практическая часть показывает, что Вы можете использовать текст для проверки соответствующих теорий.
8. Практическая часть должна показывать, что Вы, с точки зрения использованной теории, можете устанавливать следствия, делать выводы, определять перспективные пути.
9. В своем эссе Вы используете основную и дополнительную литературу по курсу.
10. Вы знаете, как эффективно использовать источники, чтобы подтвердить свою идею.
11. Вы умеете делать точные ссылки.
12. Ваша работа не является плагиатом.
Вариант 2.
Критерии оценки различных типов эссе, одной задачей которых является развитие критического мышления.
Тип эссе
| Описание
| Примеры тем
|
«Описательное» эссе.
| Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие.
| Как манипулировать на работе или в школе.
Как потерять друзей.
Как выигрывать спор с вашими родителями.
|
«Причинно-следственное» эссе
| Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы:
Почему? (причина), или каков результат? (эффект).
| Плохие отметки (причины и эффекты).
Опоздания (эффекты).
Самоубийства подростков (причины и эффекты).
|
«Определяющее» эссе
| Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами:
1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают.
Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика).
| Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия).
Лучшие друзья (какие они, а какие не...).
Снобы (как относиться к ним в обществе).
Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).
|
«Сравнивающее» эссе
| Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д.
| Сравнение двух друзей (или родственников).
Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями.
Сравните иностранный и отечественный автомобиль.
Знание и понимание
|
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе
| Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета
а) Вы представляете возражения и опровергаете их.
b) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения.
| Должны ли женщины служить в армии?
Должен ли каждый человек учиться в университете?
Должна ли быть цензура на телевидении?
Должны ли студенты учиться и одновременно работать?
|
Литературный анализ
| Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы.
| Каков конфликт в ____: скорее внешний или внутренний?
Отношения ненависти и любви между двумя героями.
Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.
|
Анализ характера
| Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения.
Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней.
| Опишите основных героев в ____.
Каковы основные черты характера главного героя в ___?
Что привело ___ к отчаянию?
|
Вариант 3.
Примерные критерии для отличного эссе
Содержание и позиция:
– четкий тезис или ясное изложение позиции последовательно обосновывается в хорошо организованном эссе;
– представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация;
– затрагиваются все важные вопросы;
– дается анализ и убедительные выводы;
– нет концептуальных ошибок.
Полнота:
– равно уделяется внимание всем разделам темы;
– в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения
Доказательство:
– представляется необходимая и точная историческая и/или юридическая, и/или конституционная информация;
– проблема рассматривается глубоко;
– используется дополнительная относящаяся к делу информация.
Изложение:
– хорошо организованное эссе;
– эффективный стиль написания усиливает ответ;
– используется ясный, точный и/или живой язык.
Воспользуйтесь поиском по сайту: