Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективные формы методической работы

Методическая работа педагога проф.обучения

Методическая работа - основанная на достижениях науки и педагоги­ческого опыта система взаимосвязанных мер, направленная на развитие твор­ческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете - на рост уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования.

Методическая работа проводится в целях развития образовательной системы «образовательное учреждение начального профессионального образования» и включает в себя комплекс мероприятий по созданию ус­ловий инженерно-педагогическим работникам для работы в соответствии с задачами, стоящими перед профессиональным учреждением, по повы­шению качества профессионального образования

Главная задача методической работы в образовательном заведе­нии - обеспечение повышения методического и педагогического уровня инженерно-педагогических работников, приведение его в соответствие с требованиями задач, выдвинутых Концепцией модернизации российско­го образования на период до 2010 года

Основными задачами методической работы являются; • выявление потребностей педагогических работников в услугах ме­тодической службы; разработка конкретных мероприятий по обеспечению необходимых условий педагогическим коллективам для работы в новых социально-педагогических условиях;

• разработка нового содержания и форм методической работы в ус­ловиях инновационной деятельности учебного заведения с учетом интере­сов практических работников;

• разработка программ развития образовательного учреждения в це­лях создания учебного заведения нового типа;

• отказ от жесткого централизованного планирования внедрения пе­редового педагогического опыта; использование этого опыта на диагно­стической основе с учетом интересов и возможностей каждого учебного
заведения и профессиональной подготовки каждого педагога. Оператив­ное тиражирование материалов педагогического опыта;

• создание сети экспериментальных площадок, авторских школ, ши­рокой сети региональных и всероссийских школ передового опыта.

Организационно-содержательные условия практической деятельности методической работы:

- наличие банка информации, доступного для педагогов;

- создание системы экспертных услуг, дающих возможность полу­чить квалифицированную оценку деятельности или ее отдельных этапов-

- наличие консультативной помощи;

- существование координационного центра, обеспечивающего как взаимодействие педагогов, занимающихся близкими проблемами, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учеб­ного заведения

Требования к методической работе:

- научность;

- творческая направленность;

- действенность;

- целенаправленность и систематичность

Различают две взаимодополняющие формы методической работы в учебных заведениях системы НПО: коллективную и индивидуальную. Каждая из них имеет свое четко определенное функциональное назначе­ние и ясно выраженные цели.

Коллективные формы методической работы

К коллективным формам методической деятельности относятся ме­тодические комиссии, инструкционно-методические совещания, педаго­гические чтения, научно-практические конференции педагогических ра­ботников, семинары-практикумы [8].

Педагогический совет - высший коллегиальный орган образова­тельного учреждения, определяющий перспективы его развития и коорди­нирующий вопросы учебно-воспитательной, производственной и методи­ческой деятельности.

Основной задачей педагогического совета является организация ра­боты педагогического коллектива образовательного учреждения по по­вышению качества профессионального образования в соответствии с зада­чами профессионального учреждения.

Педагогический совет определяет основные направления учебно-про­изводственной деятельности образовательного учреждения, содержание, формы, методы и средства профессионального обучения и воспитания.

Педагогический совет рассматривает:

. результаты учебно-воспитательной, учебно-производственной и мето­дической деятельности педагогического коллектива по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и производственной деятельности;

• программы развития образовательного учреждения в соответствии
с требованиями государственного стандарта;

• перспективное и текущее планирование деятельности профессио­нального образовательного учреждения с учетом конкретных условий
и индивидуальных особенностей членов педагогического коллектива;

• мероприятия по подготовке к началу и завершению учебного года,
результаты анализа изучения спроса на образовательные услуги;

результаты мониторинга образовательных стандартов в практику работы учебного заведения;

результаты анализа качества знаний, умений и навыков учащихся;

предложения по улучшению и совершенствованию учебной и про­изводственной деятельности;

результаты внутриучилищного контроля, инспекторских проверок, аттестации учебного заведения;

основные направления деятельности методической службы учеб­ного заведения в новых социально-педагогических условиях

Педагогические чтения - одна из наиболее массовых и эффектив­ных форм выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, накопленного в учреждениях профессионального образования, со­вершенствования педагогического мастерства инженерно-педагогических работников, развития их инициативы и творчества. Педагогические чте­ния способствуют привлечению практических работников к научной раз­работке проблем профессионального образования в соответствии с задача­ми, стоящими перед учреждением профессионального обучения.

Перед проведением педагогических чтений разрабатывается при­мерная тематика докладов, которая направляется в образовательные учреж­дения с целью сосредоточения внимания участников на освещении акту­альных и инновационных проблем развития профессиональной школы.

Педагогические чтения являются важным способом привлечения пе­дагогов к изучению, обобщению и распространению передового педаго­гического опыта и разработке на этой основе актуальных вопросов педа­гогики профессионального образования; они являются одним из лучших средств привлечения педагогов к научно-исследовательской работе.

Методический совет - организационно-управленческий компонент методической службы образовательного учреждения. В его состав входят руководители образовательного учреждения, методические работники, руководители других структурных элементов методической службы.

Проблемные группы - творческие лаборатории, создаваемые для решения конкретных проблем, актуальных для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом.

Педагогические мастерские - своеобразные авторские классы, в ко­торых педагогические работники - мастера своего дела передают опыт другим членам педагогического коллектива. Педагогические мастерские являются школами взаимного роста. В постоянном контакте с богатством практики педагогов-участников растет и уровень самого автора опыта, от­тачивается его профессионализм

Инструктивно-методические совещания - проводятся руководи­телями учебного заведения по мере необходимости с целью обсуждения отдельных методических вопросов, оперативного инструктирования ин­женерно-педагогических работников.

Школы передового педагогического опыта - группа работников училища или ряда училищ, объединившихся вокруг квалифицированного педагога (преподавателя или мастера) - руководителя школы, который пе­редает им свой опыт работы

Открытый урок проводится опытным преподавателем (или масте­ром производственного обучения) в присутствии других его коллег с целью показа своих методов работы; важное средство обмена педагоги­ческим опытом и повышения педагогической квалификации.

Для открытых уроков выбирают обычно наиболее сложные темы учебных программ, представляющие определенный интерес в методичес­ком отношении, при этом выделяют те приемы обучения, на которые об­ращается внимание присутствующих, т. е. открытому уроку придается ак­туальный, творческий, инновационный и тематический характер.

Анализ открытого урока дает возможность преподавателям и мастерам изучать и применять в собственной практике лучшее из опыта работы коллег, а также выявлять свои недостатки на основе обнаружения недочетов прове­денного урока. При подведении итогов открытого урока отмечается правиль­ность определения его цели и дается заключение о ее достижении; определя­ется, что следует перенять из опыта преподавателя или мастера для использо­вания в своей работе; намечаются практические мероприятия по улучшению учебно-воспитательного процесса, вытекающие из анализа урока.

Методические комиссии (объединения) объединяют педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения, методи­ческих работников и т. д.) по принципу родственности их профессиональной деятельности для решения конкретных задач по повышению качества профес­сионального образования и его научно-методического обеспечения.

 

 

Методические комиссии создаются при наличии трех и более препо­давателей и мастеров производственного обучения определенного пред­мета (профессии) или родственных предметов (групп, профессий). При наличии в образовательном учреждении не менее трех преподавателей или мастеров производственного обучения соответственно одного пред­мета (профессии) цикла или нескольких родственных дисциплин создают­ся предметные цикловые и межпредметные комиссии. В случае недоста­точного количества инженерно-педагогических работников для создания в профессиональном учебном заведении методической комиссии создают­ся методические объединения, в состав которых входят преподаватели и мастера производственного обучения соответствующих предметов (профессий) из нескольких учебных заведений района, города

Методический кабинет входит в систему методической службы учреждения профессионального образования.

Методический кабинет является:

- центром методической работы в образовательном учреждении;

- центром методической помощи преподавателям и мастерам произ­водственного обучения;

- местом, где обеспечены условия для подготовки инженерно-педа­гогических работников к занятиям;

- центром научно-технической и педагогической информации.
Основные задачи методического кабинета:

- помощь руководителям, преподавателям, мастерам производственно­
го обучения и другим работникам образовательного учреждения по всем во­просам совершенствования и организации учебно-воспитательного процесса,
выбора и применения форм, методов обучения и воспитания учащихся;

- изучение, оформление, пропаганда и распространение педагогиче­ского опыта;

- накопление и систематизация учебной документации и методичес­кой литературы, материалов передового опыта, нормативных и других ма­териалов.

В соответствии с основными задачами методический кабинет вы­полняет следующие функции:

1. организует мероприятия по повышению педагогической и методи­ческой квалификации инженерно-педагогических работников;

2. подготавливает и организует мероприятия по обмену педагогиче­ским опытом;

3. проводит лекции для инженерно-технических работников на педа­гогические и научно-технические темы;

4) дает индивидуальные и групповые консультации по вопросам ор­ганизации и методики обучения и воспитания учащихся, самостоятельной методической работы и педагогического самообразования;

5) организует педагогические чтения, читательские конференции по материалам педагогической периодики и новинкам педагогической лите­ратуры;

6) обеспечивает преподавателей, мастеров производственного обу­чения и других работников учебного заведения педагогической и методи­ческой литературой, другими материалами для индивидуальной подготов­ки к занятиям;

7) оказывает помощь педагогическим работникам в подготовке док­
ладов и выступлений на научно-практических конференциях и педагоги­ческих чтениях [26].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...