Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доменное имя и товарный знак

 

Наиболее часто встречаются случаи регистрации в качестве доменных имен товарных знаков и знаков обслуживания (далее – товарные знаки). Однако говорить о прямой зависимости домена и товарного знака представляется неверным. Действующее законодательство определяет товарный знак как “обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей”, а знак обслуживания как “обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг” (ст. 1477 ГК РФ). Исходя из смысла закона, чтобы быть объектом правовой охраны обозначение должно быть, прежде всего, условным (представлять собой символ, чтобы заменять длинное и сложное наименование изготовителя) и относительно новым (быть новым в использовании заявителем для его видов товаров). Товарный знак должен быть зарегистрирован и может принадлежать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы обозначения:

словесные (слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания);

изобразительные (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости);

объемные (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур);

другие обозначения (звуковые, световые и иные обозначения);

их комбинации (комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.).

Доменное имя, как объект права, имеет много общего с товарным знаком, но индивидуально само по себе и обладает рядом присущих только ему признаков.

Так, товарный знак индивидуализирует изготовленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Доменное имя более широко подходит к индивидуализации, составляющая часть которой – информационный ресурс, несущий в себе информацию не только о продукции, работе или услуге, но информацию об их производителе, о его конкурентоспособности и клиентуре.

Товарный знак обладает признаком относительной новизны, которая просматривается в рамках класса международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для страны, где он зарегистрирован. Допустимы аналогичные товарные знаки, не только в разных странах, но и в одной стране с условием разных классов регистрации. Доменное имя может быть относительно новым в рамках домена более верхнего уровня и абсолютно новым в сочетании с доменом верхнего уровня. Причина этого в том, что техническая структура организации сети Интернет не допускает существование идентичных доменных имен, а возможности выбора доменного имени значительно уже, чем товарного знака.

Товарный знак может принадлежать как единственному производителю продукции, работ, услуг, так и коллективу правообладателей. Допускается принадлежность товарного знака не только производителю, но и владельцу товарного знака, не осуществляющему производственную деятельность. Доменное имя может принадлежать только одному владельцу и не зависит от ведения им предпринимательской деятельности.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Доменное же имя может состоять только из символов английского алфавита, арабских цифр и дефиса. В настоящее время вводятся доменные имена с использованием национальных алфавитов, которые, однако, не получили широкого распространения.

Товарному знаку присуща уникальность, которая может быть как абсолютная (совершенно новый и ранее неизвестный знак), так и относительная (новое использование уже существующего знака). Доменное имя обладает только признаком абсолютной уникальности в связке с той доменной зоной, в которой зарегистрирован домен.

Подводя итог вышесказанному, можно выделить ряд признаков, присущих доменному имени, отличающих его от (других) средств индивидуализации:

доменное имя индивидуализирует не продукцию, выполняемые работы или услуги, а, прежде всего, информационный ресурс (делегированный домен);

домен (в целом) не может быть относительно новым, он может быть только абсолютно новым;

домен принадлежит только одному лицу;

домен принадлежит любому субъекту права, и не только осуществляющему предпринимательскую деятельность, а также и государству;

закон стимулирует использование товарного знака под угрозой досрочного прекращения правовой охраны, а использование доменного имени не требуется;

доменное имя является абсолютно уникальным не только для страны регистрации, но и для всех стран мира сразу.

Несмотря на все сказанное, российское законодательство уже пошло по пути приоритета товарного знака. Безусловно, законодательство о товарных знаках является одним из наиболее “сильных” и разработанных в сфере интеллектуальной собственности, но не каждый товарный знак может быть зарегистрирован как домен и далеко не каждый домен может быть зарегистрирован как товарный знак.

Процедура регистрации товарного знака доступна не всем, так как имеет ряд существенных ограничений. Прежде всего, обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Кроме того, законодательство содержит многочисленный ряд оснований для отказа в регистрации (см. ст. 1483 ГК РФ).

Во-первых, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

являющихся общепринятыми символами и терминами;

характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Вышеуказанные положения не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.

Во-вторых, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой:

государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными выше.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

В-третьих, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

В-четвертых, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

В-пятых, не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников соответствующего международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

В-шестых, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в Российской Федерации, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных выше, допускается только с согласия правообладателя.

В-седьмых, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара.

В-восьмых, не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

В-девятых, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Регистрация (делегирование) домена подобных ограничений не имеет.

Во-первых, владельцем домена может быть любое лицо (российское и иностранное, физическое и юридическое).

Во-вторых, на сегодняшний день доменное имя может состоять только из букв латинского алфавита.

В-третьих, название домена должно состоять более чем из одного символа.

В-четвертых, начинаться и заканчиваться буквой латинского алфавита или цифрой.

В-пятых, заявка на регистрацию домена может быть отклонена в случае, если для наименования домена используется ненормативная лексика.

В-шестых, регистратор рекомендует в названиях доменов использовать либо географический принцип, либо следовать названию организации или группы организаций, от имени которой подается заявка. В случае подачи заявки от физического лица рекомендуется в названии домена следовать фамилии, имени или отчеству заявителя.

Если регистрация домена занимает минуты и стоит около шестисот рублей в год, то регистрация товарного знака измеряется десятками тысяч рублей.

Различаются рассматриваемые объекты и по основаниям прекращения регистрации.

Прекращение правовой охраны товарного знака возможно в следующих случаях:

Во-первых, в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак.

Во-вторых, на основании решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками.

В-третьих, на основании принятого решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

В-четвертых, на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица - правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя – правообладателя.

В-пятых, в случае отказа правообладателя от права на товарный знак.

В-шестых, на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

В-седьмых, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, установленных для него.

В-восьмых, при переходе исключительного права на товарный знак без заключения договора с правообладателем правовая охрана товарного знака может быть прекращена по решению суда по иску заинтересованного лица, если будет доказано, что такой переход вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Регистрация доменного имени (делегирование) аннулируется в следующих случаях:

Во-первых, по письменному заявлению администратора домена.

Во-вторых, по вступившему в законную силу решению суда, признающему администрирование домена его администратором нарушением прав истца и/или запрещающему использование в доменном имени обозначения, правами на которое обладает истец.

При этом преимущественным правом на регистрацию аннулированного домена обладает лицо, чьи права суд признал нарушенными. Для реализации преимущественного права указанное лицо обязано направить в адрес регистратора письменное заявление о регистрации доменного имени в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня аннулирования регистрации.

В-третьих, при указании неверных регистрационных данных об администраторе домена либо обнаруженном несоответствии информации в базе данных регистратора фактическому состоянию и непредставлению такой информации по запросу.

В-четвертых, если в качестве доменного имени используются слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (в частности, слова непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство либо религиозные чувства, и т.д.).

В-пятых, по техническим причинам делегирование может быть приостановлено:

при отсутствии двух серверов доменных имен, поддерживающих делегируемый домен;

при несоответствии сопровождения серверов доменных имен требованиям международных стандартов RFC-1032, 1033, 1034 и 1591;

при несоответствии информации, касающейся серверов доменных имен, текущему состоянию сети.

Таким образом, домен является самостоятельным и совершенно не связанным с товарным знаком средством индивидуализации. Разность этих объектов требует и разного правового регулирования.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации осуществляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном ГК РФ или в силу международных договоров Российской Федерации. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

Право на товарный знак охраняется законом. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Хотя появление нового доменного имени (введение его в гражданский оборот) и связано с так называемой “регистрацией”, по существу это гражданско-правовые договорные отношения между регистратором и заявителем (владельцем, администратором доменного имени), и такие отношения не представляют собой государственную регистрацию.

В соответствии с Ниццким соглашением “О международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков” от 15 июня 1957 г. (пересмотренным в Стокгольме 14 июля 1967 г., в Женеве 13 мая 1977 г. и измененным 28 сентября 1979 г.), для регистрации знаков действует Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). Она состоит из 45 классов, разделенных на рубрики, которые содержат входящие в класс названия видов товаров. При регистрации товарного знака заявитель указывает, для каких классов товаров он будет использоваться. Следовательно, может существовать несколько одинаковых (идентичных) товарных знаков, зарегистрированных для разных классов товаров. Доменное же имя в силу уже упоминавшихся технических причин уникально, двух одинаковых наименований доменов быть не может.

Выше было сказано, что товарный знак охраняется в Российской Федерации в силу его регистрации. В то же время в некоторых случаях охрана может предоставляться и особым обозначениям. Речь идет о так называемых “общеизвестных товарных знаках”. В соответствии со ст. 6-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности “страны Союза обязуются или по инициативе администрации, если это допускается законодательством данной страны, или по ходатайству заинтересованного лица отклонять или признавать недействительной регистрацию или запрещать применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаком, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов. Это положение распространяется и на те случаи, когда существенная составная часть знака представляет собой воспроизведение такого общеизвестного знака или имитацию, способную вызвать смешение с ним”.

Примечательно, что в странах англосаксонского права охрана может предоставляться и не зарегистрированным товарным знакам – “товарным знакам по общему праву”.

Необходимо также отметить, что правом на товарный знак в нашей стране может обладать юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. Такое правило установлено не во всех странах: в некоторых (например, в Республике Беларусь) правообладателем может выступать также и физическое лицо, не занимающееся предпринимательской деятельностью.

Охрана прав на товарный знак носит национальный характер, то есть зарегистрированный в Российской Федерации товарный знак не охраняется, по общему правилу, в других государствах. Такая охрана может предоставляться только в силу международных соглашений, то есть может устанавливаться либо возможность приоритетного регистрирования товарного знака в нескольких государствах, либо может выдаваться одно свидетельство на товарный знак, охраняемый в нескольких государствах без необходимости регистрации товарного знака в каждом государстве. Регистрация же доменного имени носит глобальный характер – доменное имя доступно из любой страны.

В соответствии со ст. 1484 ГК РФ, правообладателю (лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети “Интернет”, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

В соответствии с ГК РФ, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Эти нормы в ГК РФ перекочевали из ранее действовавшего Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”. В указанном Законе нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признавалось использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

при выполнении работ, оказании услуг;

на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

в предложениях к продаже товаров;

в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Указанная редакция Закона “О товарных знаках” появилась после внесения в него изменений в конце 2002 года с целью устранить разность его толкования, возникающей при рассмотрении споров в случаях, когда в качестве доменного имени регистрируется товарный знак. Тем не менее, формулировка, рассматривающая доменное имя как способ использования товарного знака по сей день порождает больше вопросов, чем отвечает на существующие, что уже было подмечено:

практически любое упоминание в сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения потенциально может быть нарушением исключительного права правообладателя, поскольку не конкретизируются условия, при которых использование товарного знака в сети Интернет считается нарушением прав владельца товарного знака или знака обслуживания;

использование товарного знака может иметь место не только в домене второго, но и третьего, четвертого и других уровней. Например, можно сделать на интернет-сайте подрубрики, посвященные производителям автомобилей, которые называются: vaz.auto.ru, kamaz.auto.ru, bmw.auto.ru и так далее. Формально такое использование доменных имен попадает под нарушение и может влечь предусмотренные законодательством правовые санкции;

помимо всего прочего, такая формулировка может способствовать уже известной миру процедуре “обратного захвата”, в соответствии с которой владельца можно в судебном порядке лишить доменного имени, если он не зарегистрировал соответствующий доменному имени товарный знак. К такой практике прибегают лица в отношении широко известных и часто посещаемых доменных имен;

формулировка “при других способах адресации” также вызывает обоснованные опасения. Например, на каком-либо интернет-сайте информация находится в файле, название которого совпадает с зарегистрированным товарным знаком. Это можно проиллюстрировать следующим примером: имеется адрес в сети Интернет вида:www.mysite.ru/famousbrand.htm, где famousbrand.htm – это файл, название которого (без расширения “htm”) совпадает с известным товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации;

подобная норма не устраняет коллизии, которые возникают в случае регистрации в качестве доменного имени не только товарных знаков или знаков обслуживания, но и наименований мест происхождения товара;

неизвестно также, кому отдать предпочтение в праве пользования доменным именем, если оно совпадает с зарегистрированными товарными знаками, принадлежащими нескольким субъектам в случаях, когда такие товарные знаки зарегистрированы для разных классов товаров и услуг;

также возможна ситуация, при которой доменное имя зарегистрировано, но не используется в сети Интернет (состояние “not delegated”), то есть при наборе доменного имени в программе-браузере не происходит отсылка пользователя сети Интернет какому-либо сайту. Возникает закономерный вопрос, будет ли нарушение прав владельца товарного знака в силу только факта регистрации доменного имени, совпадающего с товарным знаком? Возможно, что нет, поскольку для нарушения прав владельца товарного знака необходимо использование товарного знака в отношении товаров, для которых товарный знак зарегистрирован. Тем не менее, владелец зарегистрированного доменного имени может предлагать правообладателю возмездную уступку доменного имени и у последнего не будет способов защиты против таких действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что такая норма закона не выгодна ни добросовестному владельцу доменного имени (поскольку существует опасность “обратного захвата”), ни владельцу товарного знака (поскольку для защиты своего права необходимо доказать, что соответствующее доменное имя не только зарегистрировано, но и используется в сети Интернет).

Очевидно, что столь сложные в техническом и юридическом аспектах общественные отношения, с которыми столкнулся законодатель, не возможно урегулировать одной фразой. Здесь нужен комплексный подход, который учитывает как права владельцев товарных знаков, так и права добросовестных регистраторов доменных имен; необходимо вносить изменения не только в законодательство, регулирующее правоотношения по поводу только одного средства индивидуализации (товарный знак), но и в отношении других средств индивидуализации, а возможно, и иное законодательство.

Нужно отметить, что такая редакция ГК РФ, как и рассмотренная норма действовашего до 2008 года Закона “О товарных знаках” не единственная возможная. Первоначально, в 2000 г. был разработан проект федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О товарных знаках”, в котором было предложено дополнить ст. 4 действовавшего закона следующей нормой: “Нарушением прав владельца товарного знака также признается несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет, в том числе в наименовании домена, если вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте”. 21 декабря 2001 года Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела данную поправку – в первом чтении был одобрен проект федерального закона № 105454-3. Но впоследствии эта редакция была отклонена. Такая формулировка была весьма удачной для владельцев товарных знаков и давала им инструмент борьбы с киберсквоттерами, поскольку для получения домена необходимо было бы только доказать, что “вследствие этого лицо, нарушившее право, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в деловом обороте”. С другой стороны, она допускала возможность злоупотребления (так называемый “обратный захват”), когда возможна регистрация товарного знака с целью отобрать известный домен. Впрочем, и ныне действующая редакция закона никак не защищает от этого добросовестных владельцев доменов. Закон должен учитывать дату приоритета (регистрации) товарного знака и добросовестность владельцев домена и товарного знака, чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере.

Другим недостатком этой формулировки следует назвать фразу “несанкционированное использование товарного знака во всемирной компьютерной сети Интернет”, которая обязательно должна была бы быть ограничена классами регистрации товарного знака.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...