Объем дисциплины и виды учебной работы
Цели и задачи дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным «12» января 2016 г., приказ № 7 по направлению 38.03.02 «Менеджмент» по дисциплине «Теория организации»
Цель дисциплины «Теория организации» – ознакомить студентов с совокупностью методов и средств профессионально осуществляемого руководства деятельностью предприятия.
Дисциплина направлена на формирование у обучающихся целостного системного представления о концепциях управления организацией.
Основные задачи дисциплины:
- изучение теоретико-методологические основы исследования организаций;
- изучение современных концепций построения организаций как сложных систем;
- ознакомление с перспективными методологическими подходами современных концепций проектирования групп организаций;
- овладение методами организационного проектирования для субъектов рыночной экономики;
- освоение методов анализа, моделирования и прогноза тенденций развития организаций.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы
Планируемыми результатами обучения по дисциплине являются: приобретение знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- сущность, содержание и принципы деятельности менеджера по созданию и управлению социотехническими системами;
- основные методологические положения теории построения и функционирования больших систем;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- законы функционирования фирмы как системы;
- современные концепции построения и управления организациями;
- основное содержание системного и ситуационного подходов к управлению организацией;
- общие основополагающие установки организационного менеджмента;
Уметь:
- классифицировать организации и в соответствии с этим выбирать схемы управления ими;
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- разрабатывать организационное строение и штат фирмы;
- выбирать схему поведения организации во внешней среде и управлять ее внутренней средой;
- строить систему критериев успешной (эффективной) деятельности организации.
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- методами эффективного организационного менеджмента;
- методами разработки организационных проектов.
Приобретенные знания, умения, навыки и/или опыт деятельности, характеризующие формирование компетенций, осваиваемые в данной дисциплине, позволяют решать профессиональные задачи, приведенные в соответствующем перечне по видам профессиональной деятельности в п. 2.4 основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общепрофессиональных компетенций (ОПК):
- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);
- владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:
организационно-управленческая деятельность:
- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);
- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Теория организации» (Б1.Б.11) относится к базовой части и является обязательной дисциплиной.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Для очной формы обучения:
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
|
Контактная работа
(по видам учебных занятий)
|
|
|
В том числе:
- лекции (Л)
|
|
|
- практические занятия (ПЗ)
|
|
|
- лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
|
|
|
Контроль
|
|
|
Форма контроля знаний
| Э,КР
| Э,КР
|
Общая трудоемкость: час / з.е.
| 180/5
| 180/5
|
Для заочной формы обучения (профили «Маркетинг», «Финансовый менеджмент»):
Вид учебной работы
| Всего часов
| Курс
|
|
Контактная работа
(по видам учебных занятий)
|
|
|
В том числе:
- лекции (Л)
|
|
|
- практические занятия (ПЗ)
|
|
|
- лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
|
|
|
Контроль
|
|
|
Форма контроля знаний
| Э,КР
| Э,КР
|
Общая трудоемкость: час / з.е.
| 180/5
| 180/5
|
Примечания: «Форма контроля знаний» – экзамен (Э), зачет (З), зачет с оценкой (З*), курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), контрольная работа (КЛР).
Содержание и структура дисциплины
5.1 Содержание дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
| Методологические основы теории организации
| Система. Системный подход в экономике. Объект экономики как сложная система. Понятия организации: группа, процесс, внутренняя упорядоченность. Управление в сложных системах Эффективность. Эффективность управления как результативность и как экономичность. Показатели и критерии эффективности. Эффективность управления и эффективность производства (оказания услуг). Теория организации и ее место в системе научных знаний. Организация как система. Социальная организация. Роль управления в обеспечении эффективности организации. Удовлетворенность работой как критерий эффективности управления. Степень конфликтности как показатель эффективности управления. Адаптивность организации как критерий эффективности управления. Организация как открытая система. Черты и свойства организации. Внутренняя и внешняя среда организации-системы. Миссия и цели организации. Статическая и динамическая организация. Структура и жизненный цикл организации. Организационные изменения.
|
| Законы теории организации в деятельности фирмы
| Законы и закономерности функционирования фирмы как системы: закон синергии, его сущность и содержание; виды синергии и их влияние на потенциал фирмы. Закон самосохранения, его сущность и формы проявления. Уровни самосохранения и их характеристики. Стратегии предпринимательства для самосохранения фирмы. Законы развития фирмы. Принципы развития: инерция, эластичность, непрерывность и стабилизация. Закон информированности - упорядоченности, его сущность, проявление и характеристики. Принцип анализа и синтеза структуры в деятельности фирмы, его сущность и методика реализации. Закон композиции и пропорциональности, его сущность, принципы и правила использования. Организация как процесс: сущность и характеристики. Основные принципы организации. Специфические законы социальной системы и принципы оптимизации деятельности людей. Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы концентрации (интеграции), специализации, административно-хозяйственного обособления, параллельности, пропорциональности, непрерывности, гибкости, прямоточности, синхронизации, ритмичности, обеспечения рациональных норм управляемости и рационализации. Аналитическое представление законов развития организации. Математическая постановка задачи оптимального управления развитием организации.Оптимизация внутриорганизационных функциональных процессов.
|
| Структурирование организации
| Разделение труда как причина потребности в организующей деятельности. Принципы организации по А. Файолю. Централизация и децентрализация. Теория бюрократии М. Вебера. Организационный процесс как взаимодействие полномочий. Содержание полномочий. Штабные и линейные полномочия. Пределы полномочий. Цепь команд. Структурная реализация организации: функциональная, дивизиональная, матричная. Современные тенденции в эволюции организационных структур. Управление проектами. Горизонтальный менеджмент. Сетевая организация. «Виртуальная» организация.
|
| Теория формального выбора концепции организации
| Формальные критерии действенности экономической системы и целесообразности ее организации. Принципы квантификации и общая схема формального выбора концепции организации. Методика сравнения действенности экономических систем. Формальный аппарат структурного синтеза действенной экономической системы. Формализация описаний и общая схема решения задачи синтеза структуры действенной экономической системы.
|
| Анализ, проектирование и формирование организационных структур
| Методы проектирования организационных структур: общая характеристика. Декомпозиция деятельности. Проектирование работы, его сущность, содержание и порядок осуществления. Анализ работы по содержанию и требованиям к ней. Параметры работы. Восприятие содержания работы. Технология и ее влияние на проектирование работы. Модели проектирования работы: расширение масштаба работы, обогащение работы, структурные решения и обследования. Выбор модели проектирования работы. Ситуационные факторы в проектировании фирмы, их сущность, состав и взаимосвязи. Факторы внешней среды и их влияние на проектирование фирмы. Технология работы и ее влияние на проектирование фирмы. Взаимосвязь между стратегией и структурой фирмы. Выделение и конкретизация функций фирмы. Проектирование процесса производства. Определение состава подразделений, реализующих функции воспроизводства, развития, финансов, социального, культурно-бытового и экологического обеспечения фирмы. Выбор вида системы управления фирмой и ее подразделениями. Построение общей структуры фирмы.
|
| Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий
| Хозяйственные организации. Права собственности и функции управления. Формы предпринимательства. Адаптация организационных структур к условиям рынка. Акционерные организации. Формы интеграции: финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация, конгломерат.
|
5.2 Разделы дисциплины и виды занятий
Для очной формы обучения:
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| Методологические основы теории организации
|
|
| -
|
|
| Законы теории организации в деятельности фирмы
|
|
| -
|
|
| Структурирование организации
|
|
| -
|
|
| Теория формального выбора концепции организации
|
|
| -
|
|
| Анализ, проектирование и формирование организационных структур
|
|
| -
|
|
| Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий
|
|
| -
|
|
| Итого:
|
|
| -
|
|
Для заочной формы обучения
(по профилям "Финансовый менеджмент", "Маркетинг"):
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| ЛР
| СРС
|
| Методологические основы теории организации
|
|
| -
|
|
| Законы теории организации в деятельности фирмы
|
|
| -
|
|
| Структурирование организации
|
|
| -
|
|
| Теория формального выбора концепции организации
|
|
| -
|
|
| Анализ, проектирование и формирование организационных структур
|
|
| -
|
|
| Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий
|
|
| -
|
|
| Итого:
|
|
| -
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: