Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы

Цели и задачи дисциплины

 

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВО, утвержденным «12» января 2016 г., приказ № 7 по направлению 38.03.02 «Менеджмент» по дисциплине «Теория организации»

Цель дисциплины «Теория организации» – ознакомить студентов с совокупностью методов и средств профессионально осуществляемого руководства деятельностью предприятия.

Дисциплина направлена на формирование у обучающихся целостного системного представления о концепциях управления организацией.

Основные задачи дисциплины:

- изучение теоретико-методологические основы исследования организаций;

- изучение современных концепций построения организаций как сложных систем;

- ознакомление с перспективными методологическими подходами современных концепций проектирования групп организаций;

- овладение методами организационного проектирования для субъектов рыночной экономики;

- освоение методов анализа, моделирования и прогноза тенденций развития организаций.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы

 

Планируемыми результатами обучения по дисциплине являются: приобретение знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- сущность, содержание и принципы деятельности менеджера по созданию и управлению социотехническими системами;

- основные методологические положения теории построения и функционирования больших систем;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- законы функционирования фирмы как системы;

- современные концепции построения и управления организациями;

- основное содержание системного и ситуационного подходов к управлению организацией;

- общие основополагающие установки организационного менеджмента;

Уметь:

- классифицировать организации и в соответствии с этим выбирать схемы управления ими;

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

- разрабатывать организационное строение и штат фирмы;

- выбирать схему поведения организации во внешней среде и управлять ее внутренней средой;

- строить систему критериев успешной (эффективной) деятельности организации.

Владеть:

- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

- методами эффективного организационного менеджмента;

- методами разработки организационных проектов.

 

Приобретенные знания, умения, навыки и/или опыт деятельности, характеризующие формирование компетенций, осваиваемые в данной дисциплине, позволяют решать профессиональные задачи, приведенные в соответствующем перечне по видам профессиональной деятельности в п. 2.4 основной профессиональной образовательной программы (ОПОП).

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК):

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общепрофессиональных компетенций (ОПК):

- способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

- способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

- владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-7).

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК), соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата:

организационно-управленческая деятельность:

- владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1);

- владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе в межкультурной среде (ПК-2).

 

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Теория организации» (Б1.Б.11) относится к базовой части и является обязательной дисциплиной.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Для очной формы обучения:

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Контактная работа (по видам учебных занятий)    
В том числе: - лекции (Л)    
- практические занятия (ПЗ)    
- лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего)    
Контроль    
Форма контроля знаний Э,КР Э,КР
Общая трудоемкость: час / з.е. 180/5 180/5

Для заочной формы обучения (профили «Маркетинг», «Финансовый менеджмент»):

Вид учебной работы Всего часов Курс
 
Контактная работа (по видам учебных занятий)    
В том числе: - лекции (Л)    
- практические занятия (ПЗ)    
- лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (СРС) (всего)    
Контроль    
Форма контроля знаний Э,КР Э,КР
Общая трудоемкость: час / з.е. 180/5 180/5

 

Примечания: «Форма контроля знаний» – экзамен (Э), зачет (З), зачет с оценкой (З*), курсовой проект (КП), курсовая работа (КР), контрольная работа (КЛР).


Содержание и структура дисциплины

5.1 Содержание дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Методологические основы теории организации   Система. Системный подход в экономике. Объект экономики как сложная система. Понятия организации: группа, процесс, внутренняя упорядоченность. Управление в сложных системах Эффективность. Эффективность управления как результативность и как экономичность. Показатели и критерии эффективности. Эффективность управления и эффективность производства (оказания услуг). Теория организации и ее место в системе научных знаний. Организация как система. Социальная организация. Роль управления в обеспечении эффективности организации. Удовлетворенность работой как критерий эффективности управления. Степень конфликтности как показатель эффективности управления. Адаптивность организации как критерий эффективности управления. Организация как открытая система. Черты и свойства организации. Внутренняя и внешняя среда организации-системы. Миссия и цели организации. Статическая и динамическая организация. Структура и жизненный цикл организации. Организационные изменения.  
  Законы теории организации в деятельности фирмы   Законы и закономерности функционирования фирмы как системы: закон синергии, его сущность и содержание; виды синергии и их влияние на потенциал фирмы. Закон самосохранения, его сущность и формы проявления. Уровни самосохранения и их характеристики. Стратегии предпринимательства для самосохранения фирмы. Законы развития фирмы. Принципы развития: инерция, эластичность, непрерывность и стабилизация. Закон информированности - упорядоченности, его сущность, проявление и характеристики. Принцип анализа и синтеза структуры в деятельности фирмы, его сущность и методика реализации. Закон композиции и пропорциональности, его сущность, принципы и правила использования. Организация как процесс: сущность и характеристики. Основные принципы организации. Специфические законы социальной системы и принципы оптимизации деятельности людей. Принципы статической организации. Принципы динамической организации. Принципы концентрации (интеграции), специализации, административно-хозяйственного обособления, параллельности, пропорциональности, непрерывности, гибкости, прямоточности, синхронизации, ритмичности, обеспечения рациональных норм управляемости и рационализации. Аналитическое представление законов развития организации. Математическая постановка задачи оптимального управления развитием организации.Оптимизация внутриорганизационных функциональных процессов.  
  Структурирование организации     Разделение труда как причина потребности в организующей деятельности. Принципы организации по А. Файолю. Централизация и децентрализация. Теория бюрократии М. Вебера. Организационный процесс как взаимодействие полномочий. Содержание полномочий. Штабные и линейные полномочия. Пределы полномочий. Цепь команд. Структурная реализация организации: функциональная, дивизиональная, матричная. Современные тенденции в эволюции организационных структур. Управление проектами. Горизонтальный менеджмент. Сетевая организация. «Виртуальная» организация.
  Теория формального выбора концепции организации   Формальные критерии действенности экономической системы и целесообразности ее организации. Принципы квантификации и общая схема формального выбора концепции организации. Методика сравнения действенности экономических систем. Формальный аппарат структурного синтеза действенной экономической системы. Формализация описаний и общая схема решения задачи синтеза структуры действенной экономической системы.  
  Анализ, проектирование и формирование организационных структур   Методы проектирования организационных структур: общая характеристика. Декомпозиция деятельности. Проектирование работы, его сущность, содержание и порядок осуществления. Анализ работы по содержанию и требованиям к ней. Параметры работы. Восприятие содержания работы. Технология и ее влияние на проектирование работы. Модели проектирования работы: расширение масштаба работы, обогащение работы, структурные решения и обследования. Выбор модели проектирования работы. Ситуационные факторы в проектировании фирмы, их сущность, состав и взаимосвязи. Факторы внешней среды и их влияние на проектирование фирмы. Технология работы и ее влияние на проектирование фирмы. Взаимосвязь между стратегией и структурой фирмы. Выделение и конкретизация функций фирмы. Проектирование процесса производства. Определение состава подразделений, реализующих функции воспроизводства, развития, финансов, социального, культурно-бытового и экологического обеспечения фирмы. Выбор вида системы управления фирмой и ее подразделениями. Построение общей структуры фирмы.  
  Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий Хозяйственные организации. Права собственности и функции управления. Формы предпринимательства. Адаптация организационных структур к условиям рынка. Акционерные организации. Формы интеграции: финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация, конгломерат.

 

5.2 Разделы дисциплины и виды занятий

 

Для очной формы обучения:

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л ПЗ ЛР СРС
  Методологические основы теории организации     -  
  Законы теории организации в деятельности фирмы     -  
  Структурирование организации     -  
  Теория формального выбора концепции организации     -  
  Анализ, проектирование и формирование организационных структур     -  
  Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий     -  
  Итого:     -  

 

Для заочной формы обучения

(по профилям "Финансовый менеджмент", "Маркетинг"):

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Л ПЗ ЛР СРС
  Методологические основы теории организации     -  
  Законы теории организации в деятельности фирмы     -  
  Структурирование организации     -  
  Теория формального выбора концепции организации     -  
  Анализ, проектирование и формирование организационных структур     -  
  Современные формы хозяйственных организаций. Интеграция предприятий     -  
  Итого:     -  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...