Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 4. Роль и задачи органов внутренних дел в борьбе с противоправными явлениями в сфере экономики.




 

К середине 90-х годов начало происходить изменение социально ориентированной рыночной экономики в сторону коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. ТЭ представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Поэтому на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с криминальной экономикой.

В нейтрализации ТЭ и борьбе с криминальными явлениями ведущее место занимают правоохранительные органы. От их компетентности, оперативности, профессионализма, желания зависит очень многое.

Сейчас главное заключается в способности правоохранительных органов вести решительную и бескомпромиссную борьбу с преступностью, в том числе теневой криминальной деятельностью и экономической преступностью. Эта борьба осложняется ростом преступности в стране: за прошедшие пять лет он составил 95%. Высок рост экономической преступности, которая ежегодно увеличивается на 12,5%. Серьезные изменения произошли в структуре экономической преступности. Интересы криминальной среды устремлены именно в сферу экономики, где имеются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы.

Либерализация экономической деятельности, передача госсобственности в частные руки по необоснованно заниженной стоимости в процессе ее разгосударствления и допуск в экономику теневого капитала при отсутствии эффективного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создали благоприятные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих аппарата государственной власти и управления, по существу, бесконтрольного распоряжения госимуществом многими хозяйственными руководителями государственных предприятий и организаций.

Важнейшим фактором дестабилизации экономической и социальной жизни стали ТЭ и криминальное предпринимательство.

Ведущей задачей правоохранительных органов является активная поддержка и защита осуществляемых в обществе преобразований: в экономической сфере - развитие и укрепление рыночных отношений, в социальной - соблюдение принципов социальной справедливости, в духовной - восстановление общечеловеческих моральных и этических норм, в политической - проведение в жизнь демократических реформ.

Главная задача ОВД состоит в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В экономической области перед ОВД поставлена задача нейтрализации теневой экономики и борьбы с криминальными явлениями в сфере экономики и организованной экономической преступностью.

Одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем должна быть деятельность по охране и поддержании нового механизма развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Существенное место должны занять: ориентация на поиск приемлемых для ОВД форм и методов деятельности в обществе, чуткое реагирование на процессы, происходящие в обществе, в какой бы сфере общественной жизни они не происходили.

Деятельность ОВД в борьбе с правонарушениями должна основываться на требованиях законов Российской Федерации. Одна из задач заключается в сборе криминологической информации, на базе которой можно было бы внести в законодательные органы предложения по развитию правовых норм, препятствующих совершению экономических преступлений, выработке криминологических прогнозов и соответствующих организационно-правовых и экономических решений.

Немаловажное значение имеет поиск ОВД форм и методов ненасильственного разрешения социально-экономических противоречий. Реальная социальная структура общества и особенности образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального внимания ОВД.

Рыночное общество неразрывно связано с различными формами конкурентной борьбы, в том числе и с нечестной конкуренцией. ОВД должны взять на себя заботу по обучению и консультированию предпринимателей, эффективным методам защиты от нечестной конкуренции, в противном случае эта ниша на рынке правоохранительных услуг будет монополизирована криминальными структурами, что обернется большой упущенной выгодой для милиции.

Одним из приоритетных методов борьбы с экономической преступностью является проведение экономико-правового анализа (внешнего и внутреннего). Исследование различных прямых и косвенных экономических показателей в хозяйственных структурах позволит сотрудникам ОВД получить информацию не меньшую, чем специальные оперативно-розыскные мероприятия.

В нейтрализации криминальной экономики ОВД могут использовать экономико-правовой анализ при взаимодействии с аудиторскими фирмами (наиболее эффективно было бы иметь свою службу с аудиторскими права-ми).

Отметим важнейшие направления нейтрализации теневых криминальных явлений.

1. Меры законодательного характера, определяющие основные принципы противоправных деяний в сфере экономики в условиях формирования рыночных отношений, закрепляющие комплексный экономико-правовой принцип разработки проектов законов о регулировании хозяйственной деятельности с обязательностью их криминологической экспертизы при разработке хозяйственного законодательства, создающего пробелы и противоречия в нормах, регламентирующих ответственность за правонарушения в экономике. Следует ликвидировать явный разрыв между формированием право-вой основы новой модели экономики и сложившимся законодательством об ответственности за совершение экономических правонарушений, что потребует принятия и переработки ряда законов, которые бы дополнили новый УК и ГК РФ (законодательство о коррупции, о борьбе с организованной преступностью; переработать законы об инвестициях, банковской и внешнеэкономической деятельности, о потребительском рынке и др.).

2. Межведомственные организационные меры должны быть сконцентрированы в Федеральной программе борьбы с преступностью, которая принимается правительством. Главной направленностью и содержанием она должна отвечать требованиям комплексности и межведомственности мер по нейтрализации или устранению криминогенных факторов, определяющих рост преступности в современных условиях, созданию организационных, технических и финансовых условий для исполнения законов РФ, повышению эффективности правоприменительной практики в борьбе с преступностью.

Программа могла бы включать несколько блоков.

Во-первых, блок законодательно-правового регулирования. Должен быть принят комплекс законов, в полном объеме регулирующих экономические отношения.

Во-вторых, блок "Интеграция правоохранительных органов", позволяющих реально осуществить действительное и действенное повышение эффективности деятельности служб и подразделений правоохранительных органов, в основе которых лежат три обязательных условия: отличное современное техническое, боевое и организационное обеспечение; материальное и социальное обеспечение; социальная и правовая защита. "Бедная полиция дорого обходится обществу" - эта аксиома должна быть твердо усвоена.

Необходим и ряд условий, которые позволят сделать программу работоспособной:

1) общество должно осознать ту особую опасность и разрушительные социально-экономические последствия, которые несет в себе теневая криминальная деятельность, по масштабам и глубине достигшая "критической массы". Особая роль отводится средствам массовой информации, которая совершенно не касается истоков, первопричин, порождающих это массовое явление, перенося всю ответственность на правоохранительные органы. Пока средства массовой информации (далее СМИ) не решают задачу привлечения внимания населения к теме теневой экономики. Необходимо внести соответствующие коррективы в законодательство, поскольку в цивилизованном мире свободные СМИ являются важным элементом гражданского общества и "четвертой" властью в правовом государстве, без которой невозможно сформировать механизм противовесов;

2) органы исполнительной власти должны не только обратить внимание на проблемы борьбы с ТЭ и экономической преступностью, но и принять самое активное, инициирующее участие в этой борьбе, задействовав все имеющиеся на то мощные рычаги. Пассивная позиция в этом жизненно важном для судьбы отечества деле может быть понята двусмысленно;

3) особая роль в противодействии теневой экономике отводится законодательной власти. Необходимо создать соответствующую сегодняшнему этапу переходного периода к рынку правовую основу, надежно противостоящую теневым криминальным отношениям, создающим условиям для экономически выгодной организации легитимного предпринимательства в российском хозяйстве, всяческого поощрения частного бизнеса и подъема экономики. Нужны законы по борьбе с теневым криминальным бизнесом, и, прежде всего по борьбе с организованными формами экономической преступности и наиболее разрушительной ее формой - коррупцией;

4) ведущая роль в подготовке и реализации общенациональной программы должна быть отведена правоохранительным органам, но не по указанию "сверху", а по принципу: "Хотите решить проблему - сначала спросите, что для этого необходимо". Сегодня правоохранительным органам нужна реальная помощь и поддержка.

3. Правоохранительные меры как элемент социального управления должны охранять и защищать права и интересы граждан, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, на которых они основаны, и экономических интересов государства как собственника и субъекта бюджетной политики. Именно система таких мер может составить базисный принцип деятельности правоохранительных органов на современном этапе развития общества.

В связи с реализацией концепции об организации параллельных правоохранительных структур, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями (МВД, ФСБ, ГТК), возникла необходимость законодательного определения их общей компетенции на стадии выявления, предупреждения и раскрытия всех видов экономических правонарушений и специализации на стадии их расследования. Одновременно необходимо разработать и принять на президентском или правительственном уровне систему организационных мер, обеспечивающих согласованный механизм правомочий и взаимодействия всех субъектов борьбы с правонарушениями в сфере экономики. Координация действий предполагает создание единого информационного фонда и использование его в работе оперативными аппаратами, а также взаимодействие с контролирующими органами и частными детективными службами. Для этого должны быть решены организационные вопросы и разработана методика такого взаимодействия.

Таким образом, именно сегодня закладываются основы будущего устройства России. Каким оно будет в действительности? Это зависит от того, сможем ли мы обуздать теневую экономику и прежде всего ее криминальную часть с разросшейся до невероятных размеров коррупцией на всех этажах государственной власти.

Заключение

 

Преступность в России все больше охватывает сферу экономики. Переходный период к рыночным структурам вызвал качественные изменения в содержании и структуре экономической преступности, в наносимом ею экономическом ущербе обществу. Ведущей причиной криминализации экономических отношений в стране явились деформации в экономической сфере, связанные с разрушением механизмов прежнего хозяйства, для становления нового, основанного на частной собственности и рыночной структуре хозяйства. Факты говорят о том, что происходит изменение главного вектора реформ: движение от идеи создания социально ориентированной рыночной экономики в сторону реального коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. В этой ситуации, несмотря на все усилия органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. Экономическая преступность в России ныне представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Вот почему на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с экономической преступностью и ее материальной базой - теневой экономикой.

Теневая экономика поставила под угрозу безопасность и целостность России. Под воздействием криминальных структур в экономике происходят качественные изменения, свидетельствующие о трансформации типа экономического устройства России и его преобразования в мафиозно-клановый. В то же время, государственная система, обладающая инстинктом сохранения системы экономической, в состоянии навести порядок в обществе, загнать преступность в терпимые рамки. От решимости государственных органов в борьбе с преступлениями в экономической сфере зависит судьба реформ, переход страны к рыночной экономике.


Список используемой литературы

1. Волженкин  Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003.

3. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь развития. М., 1997.

4. Ларьков А.Н., Кривенко Т.Д., Куранова Э.Д. Расследование новых видов экономических преступлений: Методические рекомендации для сле­дователей и прокуроров. М., 1995.

5. Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест". М., 1996.

6. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. 1995. № 1.

7. Организованная преступность и частные инвестиции / Под ред. В.И. Попова. М., 1998.

8. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...