Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

 

Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, изначально основывается на идее социальной справедливости. Понятия и требования справедливости меняются по мере развития общества. Единственно постоянным критерием справедливости является степень соответствия человеческих действий и отношений социальным, экономическим, моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества. В оценке справедливости присутствует относительность и субъективность, т.е. то, что представляется справедливым одному человеку, другими воспринимается как ее нарушение. В настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное.

Проблемы социальной защиты населения, особенно его малообеспеченных слоев, актуальны для любой эпохи. Но наиболее остро они проявляются в условиях трансформационного состояния общества, когда утрачивается стабильность в развитии экономики, усложняется решение задач как материального, так и социально-культурного плана.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции наше государство имеет статус социального, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.

Структурная перестройка в Республике Беларусь привела к увеличению количества нестабильных рабочих мест, временных или с неполным рабочим днём, появлению безработицы. Среди безработных растёт группа длительно неработающих. В то же время, действующее законодательство ориентируется главным образом на занятых постоянно полное рабочее время и слабо защищает частично или временно занятых, а также тех, кто долго не может найти работу.

Набирает силу процесс старения населения, который воздействует на состав рабочей силы, структуру производства, потребления и особенно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как влечет за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, специальные службы по уходу за престарелыми и т.п.

Увеличивается число неполных семей, что предполагает совершенствование социального законодательства в части гарантий дохода, ухода за малолетними детьми, занятости и профессионального обучения женщин из неполных семей, чтобы они могли сочетать работу с семейными обязанностями.

Столкнувшись с проблемой бедности в результате роста дифференциации доходов и постепенной утраты позитивного наследия социализма в социальной сфере, каждая из стран с переходной, трансформационной экономикой ищет свой собственный путь снижения социальных издержек экономических преобразований. Исключительную роль в этот период играет гибкая социальная политика государства, направленная на развитие социально - экономической инициативы населения, стабилизацию и гармонизацию отношений социальных групп, создание условий для сохранения и развития человеческого потенциала.

Сегодня наиболее актуальными для Республики Беларусь являются проблемы, связанные с обеспечением устойчивого социально - экономического развития страны, стимулированием экономического роста, созданием условий для прогресса социальных отношений. Решение названных проблем неразрывно связано с обеспечением, в первую очередь, экономической безопасности республики. Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это и есть гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. [33, c. 127]

Особое значение приобретает сегодня социальный аспект экономической безопасности, что обусловлено возрастающим воздействием на экономическую систему общества социальных факторов. Не может быть эффективной экономики без развития системы социальной защиты.

В своём послании Национальному собранию Республики Беларусь в 2014г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко также затронул актуальные вопросы социальной политики, в частности демографические проблемы, поддержка многодетных семей, пенсионные выплаты и их дифференциация.

Всё вышеперечисленное и определяет актуальность темы курсовой работы, цель которой - изучить механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь и определить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Достижение поставленной цели требует выполнения следующих задач:

- раскрыть сущность социальной защиты населения;

-  изучить основные направления социальной защиты;

-  изучить механизм социальной защиты населения Республики Беларусь;

-  определить пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Объектом исследования является социальная защита населения Республики Беларусь.

Предметом исследования выступает механизм и основные направления социальной защиты в Республике Беларусь и пути совершенствования.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, табличный, статистический, обобщения.

Нормативно-правовой основой работы являются Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» и иные законодательные акты, различные учебные пособия и монографии, а также электронные источники.

Аналитическая часть работы выполнена на основании цифровых данных, опубликованных в печати, официальных сайтах Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, материалов коллегий данных министерств.

 


 

1. Социальная зашита: понятие и критерии оценки

 

Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны.

Объем социальных функций современного государства заметно увеличился. Государство создает условия для развития образования, осуществляет мероприятия по защите окружающей среды, развивает общественный сектор экономики, где производятся общественные блага, то есть такие товары и услуги, которые потребляются членами общества совместно - транспорт, связь, уличное освещение, пожарная служба, служба спасения и т. д. [12, с.7]

Во многих странах государство поощряет деятельность организаций - общественных и частных, которые берут на себя обязательства по решению многих важных общественных проблем - помощи инвалидам, пенсионерам, детям из малообеспеченных семей, и другим уязвимым слоям населения.

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

Социальная политика представляет собой комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.

«Социальные функции государства» - понятие более широкое, чем «социальная политика», но большинство социальных функций государства реализуется именно в социальной политике. Их реализация обеспечивает социальную направленность экономической и политической системы общества.

Составной частью социальной политики государства является система социальной защиты населения, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп. [14, с.53]

Термин «социальная защита» («социальная безопасность») был впервые применен в законодательном акте США в «Законе по социальной безопасности» в 1935 г., который в свою очередь стимулировал разработку программ помощи престарелым, нетрудоспособным и безработным. В последующем, рамки данной категории были значительно расширены при разработке и принятии конвенций и рекомендаций Международной организации труда по социальному страхованию и обеспечению, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области охраны труда и заработной платы.

Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения [30, с.135].

Понятие «социальная защита» по-разному рассматривается в разных странах и международных организациях. Иногда в него включают всё, что касается социальных условий жизни человека. Нередко социальную защиту понимают достаточно узко, сводя ее лишь к пенсионным вопросам и помощи неработающим [29, с.222].

В нашей республике в новых экономических условиях термин «социальная защита» пришел на смену термину «социальное обеспечение», использовавшемуся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством [33, с. 158].

Понятие «социальная защита» является более широким, так она может распространяться на все категории населения, в том числе и на его трудоспособную часть.

Социальная защита населения - основная часть социальной политики любого государства - представляет собой систему законодательных экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Исходя из этой специфики, выделяют следующие признаки социальной защиты населения:

объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;

любые способы предоставления средств к существованию;

закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты - активную и пассивную. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей - в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается прежде всего в прямой материальной поддержке.

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, независящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т. п.) [31, с.47].

В общем виде социальную защиту можно представить в виде следующей схемы, представленной на рисунке 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Социальная защита населения строится на следующих основных принципах, которые представлены в таблице 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой и органично входит в общую систему социальной защиты населения.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структуры общества, т.е. институты государственной власти общественного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком мысле осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности и др.

Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов.

Во-первых, это особенность организации современной рыночной экономики, в которой значительное число ее членов являются наемными работниками. Поэтому в отличие от доиндустриальной аграрной экономики временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования.

Во-вторых, невозможность современной семьи из-за небольшого числа ее членов служить неформальным институтом защиты против социальных рисков.

В-третьих, невозможность удовлетворительной социальной поддержки со стороны церковных, коммунальных, общественных или благотворительных организаций. Разумеется, существование таких институтов, действующих на локальном уровне, можно рассматривать как дополнительный, но не основной вид социальной защиты.

В-четвертых, снижение социальных рисков путем добровольного личного страхования невозможно для большинства граждан, поскольку такое страхование предусматривает достаточно высокие страховые взносы. В отличие от добровольного личного, обязательное (государственное) социальное страхование охватывает большинство населения с разным уровнем доходов.

В-пятых, чрезвычайно важным в условиях современной экономики является страхование рисков, не всегда охватываемых частными программами, например таких, как безработица и инфляция. По этой причине государственные социальные программы могут стать единственными, способными противостоять циклическим колебаниям.

Последним фактором, обусловливающим необходимость государственной социальной защиты, является то, что отсутствие обязательного страхования рисков приводит к экономическим издержкам, неизбежно возникающим в случае существования незастрахованных лиц, которым общество вынуждено предоставлять социальную помощь при наступлении страхового случая [4, с.11].

В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, являются:

1. многодетные и неполные семьи;

2. дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;

.   одинокие пенсионеры и инвалиды;

.   дети-инвалиды;

.   дети из неполных и многодетных семей;

.   безработные.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

- полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

-  потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

-  изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

-  неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера [14, с. 88].

В общем виде организационную структуру институтов социальной защиты населения можно охарактеризовать как устойчивую и упорядоченную систему взаимодействия организаций социальной работы и ее субъектов, обеспечивающую общие условия полноценной жизнедеятельности и рациональной организации социальной защиты нуждающихся в помощи людей в соответствии с их интересами и потребностями.

Субъектами социальной защиты могут быть:

- государство;

-  работодатели;

-  общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения;

-  отдельные граждане.

Субъекты социальной защиты активно взаимодействуют в социальной сфере, определяют цели, задачи, приоритеты и нормативную правовую базу социальной защиты, а также осуществляют действия по её реализации. Каждый их субъектов социальной защиты может иметь свои цели, их множественность свидетельствует о демократическом устройстве государства, что, однако, не противоречит необходимости решения проблемы общественной консолидации на основе единой системы целей, в которой бы присутствовали цели и меньшинства, и большинства.

Регулирующая роль государства в системе социальной защиты состоит в том, чтобы в законодательных актах закрепить основные условия и определенный уровень норм обеспечения и обслуживания населения, гарантировать их финансирование и создавать условия для дальнейшего развития.

Объектом социальной защиты могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются: размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные - полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Системы социальной защиты можно разделить на два типа: резидуальную и институциональную.

Резидуальная система предполагает, что проблемы населения решаются благодаря участию семьи, родственников и соседей, обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным», помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно. Оказывается лишь временная и минимальная помощь, получение которой унижает и связано с понижением статуса.

Институциональная система предполагает, что проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами и правилами, обращение за помощью в государственные службы считается нормальным. Помощь носит профилактический характер, адекватна проблеме и потребностям нуждающихся, каждый может её получить, не теряя самоуважения [31, с. 17].

Под моделью социальной защиты понимаются исторически сложившиеся принципы её организации и функционирования. В основе модели лежит распределение произведенного общественного продукта. Принципы такого распределения различны:

) принципы либеральной модели, опирающейся главным образом на индивида с минимизацией государственного влияния на жизнь населения;

) социально-демократические принципы, предусматривающие определенную роль государства в перераспределении доходов между различными группами населения, учет потребностей социально уязвимых групп;

) принципы советской модели, опирающейся на централизованное государственное регулирование производства и распределения;

) принципы, принятые в странах, где в зависимости от состояния ресурсов социальная политика ставит своей целью борьбу с голодом, нищетой, антисанитарией и эпидемиями, обучение основам ремесла и сельскохозяйственного производства и т.п. [1, c. 26]

Социальная защита может предоставляться в денежной и натуральной (например, бесплатное питание) форме, а также может предоставляться в виде социальных услуг. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Таким образом социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Для ее осуществления разработана и действует совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам. Институт учреждений и организаций социальной работы является многоуровневой подсистемой, целью деятельности которой является обеспечение нуждающихся в помощи людей жизненными благами и нормализация социально-психологических отношений между ними и обществом. Неспособность граждан самостоятельно либо с помощью различных организаций и программ защитить себя от возникающих рисков обусловливает необходимость государственной социальной защиты. Задача обеспечения населения гарантированным базовым уровнем социальной защиты является одним из приоритетов государства и должна рассматриваться как поле его деятельности.

 

2. Основные направления социальной защиты

 

Социальная защита представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются:

- поддержка беднейших слоев населения;

-  гарантия права на труд;

-  регулирование занятости населения.

Такая система социальной защиты получает развитие и в странах с переходной к рынку экономикой. В плане обеспечения социальной защиты населения в переходной экономике делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а также выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение тем профессиям, которые пользуются спросом.

Основополагающим документом по вопросам социальной защиты является Конвенция Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, вступившая в силу в 1995 году. В данном документе впервые употреблен термин «социальная защита» и определено 9 видов социальной защиты:

- медицинское обслуживание;

-  пособия по безработице;

-  пенсии по старости;

-  пособия по производственному травматизму;

-  пособия по инвалидности;

-  пособия в связи с потерей кормильца;

-  пособия по беременности и родам;

-  пособия по болезни;

-  семейные пособия.

Однако далеко не все социальные проблемы были охвачены в конвенции. Например, не была упомянута защита беднейших слоев населения, бездомных, беженцев, хотя этим социальным группам уделяется все больше внимания во многих странах [1, с. 64].

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков. Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

1. Социальное обеспечение: предполагающее социальное страхование и социальную помощь:) Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

Социальная помощь - оказание адресной поддержки в связи с ухудшением материального, семейного положения, состояния здоровья, а также в связи с возрастом. Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат и осуществляется деньгами, услугами, товарами. Она имеет адресный и категориальный характер. Для социальной помощи используются средства бюджета, центральных бюджетных и внебюджетных фондов, кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Разработка программ социальной помощи предполагает решение следующих задач:

- определение критериев нуждаемости во вспомоществовании;

-  обоснование включения в программу определенных групп населения и их ранжирование;

-  правовое оформления получения социальной помощи;

-  обоснование размеров выплат отдельным группам граждан исходя из прожиточного минимума;

-  прогноз численности населения, нуждающегося в получении социальной помощи, и соответствующей суммы в расходной части средств на социальную помощь, анализ возможности ее обеспечения и в случае дисбаланса - корректировки размеров выплат.

b) Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

Социальное страхование предназначено для материального обеспечения в случае наступления социального риска (наступления нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая и др.). Оно должно носить обязательный характер. Основные статьи расходов социального страхования:

-  выплата трудовых пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет <http://letu.ru/>) и социальных пенсий, где используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

-  выплаты по временной нетрудоспособности (по беременности, родам, на оздоровление), где используются средства фонда социального страхования;

-  пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств являются страховые взносы застрахованных, взносы предпринимателей, субсидии.

2. Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

3. Социальные гарантии.

Минимальные социальные гарантии обеспечивают равный доступ всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих гарантий государства. Для этого устанавливаются минимальные нормативы обеспечения граждан социальными благами, осуществляется финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование и другое), устанавливаются минимальные размеры оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий по безработице.

4. Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

.   Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения - еще одна составляющая социальной политики, кстати, еще не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.

Рыночное распределение обусловливает необходимость защиты обществом таких социально уязвимых слоев населения, как пенсионеры, инвалиды, семьи, оставшиеся без кормильца и т.д. Для них установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно корректирует минимальный размер пенсий.

В условиях перехода к рынку в социальной защите начинает нуждаться все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Причем меры социальной защиты населения, достаточные для одной группы, могут оказаться неприемлемыми для другой, невыполнимыми в отношении третьей.

В странах с развитой рыночной экономикой разрабатываются специальные программы помощи малообеспеченным слоям населения: молодежи, женщинам, имеющим детей, пенсионерам.

Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей.

Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защиты достигнут в Швеции, ФРГ, Норвегии, Дании.

Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из государственного бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.[12, с. 324-326]

Для определенных слоев и категорий населения со стороны государства существуют различные виды социальной поддержки. Люди, находящиеся на длительном или постоянном иждивении общества и государства, живут в основном за счет социальной отрасли экономики, называемой социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение.

Пенсии выплачиваются из средств пенсионного фонда, образуемого за счет отчислений юридических лиц и частично государственного бюджета. В условиях рыночной экономики предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Из средств государственного и местного бюджетов различным категориям нуждающегося населения предоставляются различные пособия и выплаты. Они могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно разовое предоставление социальной помощи.

Государство создает детские дома, интернаты, принимая на себя заботу о детях, лишенных родителей. Для престарелых людей, не имеющих детей и родных, способных оказать помощь, уход, услуги, создаются дома престарелых.

Для учащейся молодежи распространенным видом денежной помощи является выплата стипендий.

Официально зарегистрированным безработным государство выплачивает пособие по безработице. В первые месяцы помощь безработным выплачивается в объеме, близком к заработной плате, в последующие месяцы снижается.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени она оказывается бесплатно. В переходный период неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платежей и страховой медицины.

Государство призвано оказывать помощь жертвам противозаконных репрессий со стороны государства, жертвам войн, пострадавшим от катастроф, стихийных бедствий, аварий. В помощи нуждаются также инвалиды по болезни, жертвы эпидемий, пострадавшие от вредных производств, вынужденные переселенцы.[4, с. 192-193]

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. [1,с. 15]

 

3. Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

В качестве национальной модели развития Республики Беларусь определена социально ориентированная рыночная экономика, которая призвана сочетать социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной социальной защиты, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления.

Республика Беларусь является унитарным демократическим правовым социальным государством. В связи с этим социальная справедливость является одной из важнейших ценностей и идеалов нашего общества. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных потребностей. [8]

Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества.

В Республике Беларусь создана масштабная и многоплановая система социальной защиты, охватывающая значительную часть населения страны. Модель социальной защиты реализуется через систему учреждений и организаций в их вертикальной и горизонтальной среде, на республиканском, региональном и местном уровнях. С организационно-управленческой точки зрения социальная защита Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных и негосударственных органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Служба Министерства труда и социальной защиты осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы, социальных гарантий для семьи, женщин, пожилых людей, ветеранов, инвалидов. Совместно с органами народного образования осуществляют реализацию ряда программ по защите детства, государственной молодежной политики, а также мер по борьбе с негативными проявлениями (пьянством, хулиганством и другие). Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы.

Сложившаяся сегодня в республике система социальной защиты населения представляет собой совокупность мер по регулированию доходов и уровня жизни населения. Она включает следующие основные компоненты:

- меры по регулированию уровня жизни населения: обеспечение минимальной оплаты труда, регулярный пересмотр доходов в связи с динамикой прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, компенсации, адаптация и индексация доходов, обеспечение социальной помощи бедным, пенсии, стипендии, пособия, возможность бесплатного образо<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...