Работа в керамической мастерской
Об авторах Березкина Ольга Викторовна — педагог-психолог Центра, член Европейской ассоциации психотерапевтов, с 2002 года работает с семьями наших воспитанников, проводя групповые и индивидуальные занятия, консультации в помощь семьям, воспитывающим особенных детей. Демчук Сергей Владимирович — педагог, более 10 лет посвятивший работе с детьми со сложными нарушениями развития, с 2002 года руководит керамической мастерской Центра. Сергей Владимирович является инициатором включения в работу мастерской родителей в целях реабилитации последних и выстраивания конструктивных взаимоотношений и рабочего взаимодействия родителей с детьми. Баринова Тамара Евгеньевна — бабушка Наташи, посещающей занятия в школьном отделении Центра с 1998 года. Тамара Евгеньевна — член координационного совета общественной организации «Дорога в мир». При ее непосредственном участии создавался Центр «Наш Дом». Тамара Евгеньевна одна из первых пришла в керамическую мастерскую, серьезно заинтересовалась этим проектом, продолжает успешно работать в мастерской. Проект социальной адаптации семьи О.В.Березкина
В школьном отделении Центра «Наш Дом» обучаются дети, которых часто называют «очень сложными». Это не значит, что они необучаемы, как считалось ранее официальной системой образования, но их развитие сильно искажено и осложнено. Соответственно, процессы, которые происходят в семьях этих детей, также имеют свои особенности. Семья — это живой организм, имеющий свои законы, свой цикл развития. Она создается из двух индивидов, затем в ней появляется первый ребенок, потом могут появиться еще дети. Их растят, они идут в школу, далее начинают самостоятельную, не зависимую от родительской семьи жизнь, работают, создают свои собственные семьи. А с родителями просто поддерживают отношения, которые могут быть более или менее родственными, в зависимости от правил, принятых в этой семье. В нашем случае этот процесс происходит иначе. Ребенок, имеющий серьезные проблемы развития, никогда не станет обычным взрослым, его возможности отдельной, самостоятельной жизни практически равны нулю. То есть все сепара-ционные процессы в семье, воспитывающей такого ребенка, искажаются, затрудняются, но это не значит, что они не должны происходить вообще.
Около 40 лет назад в психотерапии был совершен замечательный шаг: семья как целое стала предметом непосредственного наблюдения и изучения. Карл Витакер, представитель экзистенциального подхода в семейной психотерапии, полагал, что вообще необходимо рассматривать личность как фрагмент семьи. Ребенок не может рассматриваться вне отношений в семье, вне отношений с матерью. Процесс сепарации — процесс взаимный: ребенок сепарируется от матери, а мать — от ребенка, по отдельности эти процессы невозможны. В нашем случае возникающие проблемы взаимной сепарации ребенка и матери чаще всего делают невозможной даже ту самостоятельность, ту степень самореализации, на которую каждый из них способен. Жизнь семейной системы (семьи) подчинена двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Поэтому всякая семья стремится, с одной стороны, пройти полный жизненный цикл развития, а с другой — не меняться совсем. Семьи детей, обучающихся в нашей школе, не могут пройти полный жизненный цикл, процесс развития этих семей нуждается в поддержке, а сами семьи — в специальной программе социальной адаптации, направленной на семью как целое. Только такой подход может сделать возможным личностный рост ребенка, его адаптацию за пределами школы.
В семьях с детьми старшего возраста существуют свои специфические проблемы. Этим детям пора покидать школу, но они не могут стать настолько самостоятельными, чтобы покинуть семью. В нашем случае ставится задача адаптации семьи к самостоятельной жизни в социуме, развития ее возможностей для активной жизни с такими детьми, продолжения работы с ними, поддержки стремления детей к развитию, обучению, того потенциала, который они получили в школе. К тому моменту, когда дети достигают возраста 16-18 лет, атмосфера в семье часто бывает очень инертной: родители примиряются не столько с диагнозом, сколько с особенностями поведения ребенка, со способом взаимодействия с ним. Дети взрослеют, становятся большими и сильными. Они входят в переходный возраст, ведут себя более требовательно, настаивают на выполнении собственных желаний. С ними бывает трудно справляться, они требуют больше физических сил. Матери детей такого возраста бывают очень истощены, ведь обычно именно мать занимается ребенком, и часто с утра до ночи. Они смутно представляют себе дальнейшую жизнь семьи, что будет, когда дети окончательно выйдут из школьного возраста. Сил у них может едва хватать на поддержание обычного способа существования, который часто сводится к непосредственному обслуживанию ребенка. Эта ситуация чрезвычайно трудна для мамы, но и для ребенка в ней нет ничего хорошего. По мере взросления у ребенка, даже имеющего серьезные нарушения коммуникации, появляются новые потребности в общении, он не знает, как их удовлетворить, и становится все более и более требовательным по отношению к родителям. Они стараются, как могут, удовлетворять его желания так, как они их понимают, и все больше и больше чувствуют усталость, ощущая себя неуспешными. Возникает ситуация замкнутого круга. Для того, чтобы выйти на новый уровень общения, необходимы силы, необходим ресурс. Поиск и обретение нового ресурса становятся главными на этом этапе развития семьи. В нашей школе возникла идея программы социальной адаптации таких семей. Вот ее краткое изложение: На первом этапе создается родительская группа — на базе мастерской (в нашем случае эта была керамическая мастерская). Родители занимаются в ней без детей, пока дети находятся на других занятиях. В процессе освоения мастерства они учатся видеть себя в другом качестве, не только как маму «сложного» ребенка, а как человека творческого, способного учиться, преодолевать трудности, обретать уверенность в себе, находить свой стиль. Это новое восприятие себя дает им необходимый ресурс для сепарации.
На втором этапе родители проводят занятия со своими детьми под руководством педагога. Теперь мамы выступают в качестве учителей и руководят работой своих детей. Они обучают их определенной последовательности операций, или подбирают сюжеты для росписи и потом совместно расписывают керамику, или делают что-нибудь другое. Здесь главное то, что мама является ведущей в деятельности, и что деятельность эта совместная. Повышается статус мамы, приобретается новый опыт взаимодействия с ребенком, который можно перенести на другие области жизни. Постепенно участие педагога ослабляется. Мамы становятся все более и более самостоятельными, все более и более компетентными. Они могут, например, организовать рабочее место дома. У них есть уже необходимый опыт, они уверены, что могут руководить своими детьми, у них есть опыт сотворчества с ними. Теперь можно пробовать переходить к следующему этапу — обмену детьми. На третьем этапе родители, преодолевая свой страх и опасения неудачи, пробуют проводить занятия с детьми друг друга. Это очень важно, их ощущение компетенции возрастает. Они приобретают опыт руководства, опыт взаимодействия с другим «проблемным» ребенком. Они видят, что и их ребенок может успешно заниматься с кем-то другим (не преподавателем). Очень ценно, что родители учатся доверять друг другу. Приобретенный таким образом опыт существенно поддерживает процесс взаимной сепарации матери и ребенка. На четвертом этапе осуществляется вывод таких родительских групп за рамки школы. Существование и местонахождение их может быть разным. Они могут быть одной из форм клубной работы на базе школы, иметь базу в другой организации или фонде, или еще где-нибудь.
Для того чтобы деятельность такой группы была успешной, необходимо одновременное сосуществование различных форм деятельности. Мне представляется жизненно важным, чтобы родители имели возможность развивать свои способности отдельно от детей. Эта форма родительской группы является для них терапевтической. Именно в ней родители получают необходимый ресурс для здоровой коммуникации со своими детьми, для саморазвития и самореализации. Это поддерживает в них творческий потенциал, помогает находить новые возможности для себя и для своей семьи, повышает их самооценку, помогает преодолевать кризисы и искать новые способы самореализации. Они учатся оказывать поддержку друг другу и получать ее. В дальнейшем, я думаю, такая группа родителей сможет самостоятельно решать свои проблемы, как внешние, так и внутренние. Одновременно нужно иметь возможность время от времени повторять второй этап (родитель — ребенок — педагог). Это позволит родителям получать поддержку непосредственно в процессе коммуникации и совместной деятельности с ребенком. Выстраивание этого процесса, сохранение его живым и творческим, перенесение способов общения и другого опыта в различные сферы жизни семьи — центральная задача всего проекта. Методист, который курирует этот проект, является ресурсной фигурой как для родителей, так и для детей. Он поддерживает сепарационные процессы, необходимые для развития и самореализации обоих, и в то же время помогает удержаться от нереалистичных ожиданий, учит позитивному восприятию промежуточных результатов, поэтапному достижению поставленных целей (стратегии маленьких шагов). Хочу еще раз подчеркнуть, что процессы сепарации в подростковом возрасте все равно идут вне зависимости от желания родителей и у наших детей тоже. Это объективный закон развития. Ребенок тратит на обретение необходимой ему автономии в доступной для него форме массу сил, энергии и творческого потенциала. Продуктивная, творческая деятельность дает ему возможность направлять эту энергию в позитивное, созидательное русло, а не на борьбу с окружающими, в первую очередь с родителями. Дети получают необходимую поддержку для развития собственных способностей. Они осознают свою самостоятельность, стремятся к ней и приобретают возможность и необходимые навыки, чтобы реализовать это стремление неразрушительно для себя и своих близких. В процессе такой деятельности дети могут научиться осознавать свои эмоции, овладевать ими и использовать их в творчестве. Родители начинают лучше, осознаннее понимать своих детей, и дети это чувствуют.
Обмен же детьми, осуществляемый одновременно со всеми другими типами взаимодействий в группе, продвигает процесс обретения самостоятельности как детьми, так и родителями на качественно новый уровень. Дети приобретают опыт взаимодействия и совместной деятельности с людьми, не относящимися к их интимному, самому близкому кругу общения, в который обычно входят только члены семьи и преподаватели. Опыт безопасной и продуктивной деятельности повышает их доверие к миру и может служить шагом к расширению его границ. Это путь детей к обретению доступной им самостоятельности, пониманию своих возможностей. Занятия детей с другими родителями расширяют социальный опыт обоих. Родителям это дает возможность оценить самостоятельность своих детей, их обучаемость и управляемость. Все это относится и к оценке себя как руководителя занятий с другим ребенком. Гордость за себя, за своего ребенка помогает родителям смириться с потерей ощущения своей «незаменимости» для ребенка, которое часто бывает обратной стороной необходимости постоянного ухода. Мамы, осознающие возрастающую самостоятельность своего ребенка, постепенно приходят к пониманию ценности собственной свободы. Они начинают поощрять детей к большей самостоятельности, одновременно получая большее удовлетворение от общения с ними, от качественно иной близости. Такие родители будут брать на себя больше ответственности за свою жизнь и за судьбу своего ребенка. Все процессы, описанные выше, происходят медленно, особенно на первых порах. Не просто бывает в начале освоения каждого следующего этапа. По мере получения нового опыта и, что немаловажно, по мере осознания его, восприятие себя становится более позитивным, и продвижение у родителей и у детей начинает происходить быстрее. Важно и то, что переход к следующему этапу осуществляется, когда хорошо освоен предыдущий. Это происходит с разной скоростью для каждой пары родитель — ребенок. Поскольку отношения в таких парах очень индивидуальны, да и сами мамы и дети, их характеры, уникальны — эта деятельность является не простой для методиста. Она требует значительных усилий и развития его собственного творческого потенциала. В группе кто-то первым бывает готов к следующему этапу. Уже тот факт, что родители имеют возможность наблюдать чужой опыт, помогает им двигаться вперед, показывает возможность разных путей достижения поставленных целей. Появляется возможность использования потенциала группы, получения групповой поддержки. Одновременно родители имеют возможность оценить собственную уникальность, индивидуальность своего ребенка и контакта с ним. Все виды взаимодействия и деятельности в этом проекте являются ресурсными друг для друга. Только одновременное сосуществование уже освоенных этапов делает возможным переход к следующему этапу, способствует творческому развитию проекта в целом. На протяжении работы группы появляются новые идеи и ответвления, причем не только у преподавателей, но и у самих родителей, что является особенно ценным. Это показывает, что проект живой, способный к развитию, дает нам основания надеяться на его успех. Ниже приводится описание опыта работы, которая проводится в нашей школе на базе керамической мастерской С. В. Демчуком, тех трудностей, проблем, с которыми он сталкивался, тех успехов, которых он добивался совместно с родителями,— в общем, весь живой процесс, так сухо и строго изложенный мною выше. Приводимые комментарии помогают соотнести поставленные задачи с опытом их практической реализации. Мне кажется, что осознание происходящего, понимание того, что означает тот или иной этап, помогает структурировать процесс, сделать его более целенаправленным. Так же важно сохранить его творческий характер, вариативность и индивидуальный стиль. Работа в керамической мастерской С.В.Демчук Родительская группа Когда три года назад я приступал к работе в керамической мастерской, мне очень хотелось, чтобы здесь было много людей и кипела работа. Но так как в нашей школе очень сложные и тяжелые дети, то обычно в мастерской занимались один педагог и один ребенок. От этого мастерская казалась мне пустынной. Я пригласил мам (причем приглашать мне пришлось много раз), которые оставались в школе во время пребывания в ней ребенка. Сначала хотелось просто отвлечь мам хоть на два часа от их мыслей, помочь заняться собственным творчеством, изготовлением красивых керамических изделий. Не все родители могли и хотели работать в керамической мастерской, некоторые хотели петь или шить (но не было человека, который мог бы с ними этим заниматься). Чаще всего они просто часами сидели в своей комнате, обсуждали проблемы и пили чай. В начале был какой-то период брожения: то приходили, то уходили, то хотели еще чего-то1. 1 Для того чтобы начать что-то новое, необходимо преодолеть собственную инерцию и недоверие, характерные для родителей наших детей. На это потребовалось время и энергия. (Здесь и далее — прим. О.В. Березкиной.) Наконец, в мастерской осталось несколько человек, близких к керамике: две мамы серьезно стали изучать керамику, одна хотела рисовать, и два человека приходили периодически. Когда родители пришли впервые, у них было много страхов и опасений, смогут ли они что-нибудь сделать. Они брались за маленькие работы и осторожно наблюдали со стороны, как работают другие. Первоначально я провел несколько занятий по знакомству с глиной: мы лепили шар-планету, передавали ее друг другу и пытались почувствовать отличие качеств каждого человека, каждой планеты; затем говорили о дельфинах, об их жизни, и лепили их. Было несколько занятий по заливанию форм шликером. Приходилось много рассказывать о художниках, скульпторах, чтобы по ходу занятий как-то чуть-чуть вдохновить мам на работу.2 2 Можно назвать эти занятия занятиями арттерапией. Родители обучались необходимым техническим навыкам, слушали ресурсные истории, получали необходимую поддержку. Наши родители оказались очень талантливыми и заинтересованными. Возможно, жизнь с особым ребенком толкает их заниматься разными видами кропотливого труда: шить, вышивать, вязать, рисовать, лепить. В небольшом коллективе я встретил довольно много таких людей, и они в своих работах добиваются очень хороших результатов. Времени на такой труд у них немного, и поэтому мне порой казалось, что они четче знают, к чему стремятся. Возможно, поэтому мамы быстро определились, что они хотели бы делать. Первые опасения прошли, и мамы, забыв про все, с увлечением занялись исполнением своих замыслов в керамике. Они увлеклись процессом и стали экспериментировать с глиной, с красками. Изделия получались. Лена захотела лепить ангелов и кошечек, расписывать тарелки, Вера делала разные варианты древнерусской посуды из красной глины, интересные подсвечники и разнообразные ложечки. Елена (другая) рисовала изображения времен года на тарелках и испытывала разные новые техники (окраска стекла, мозаика, новые виды красок). Периодически на занятия приходили мамы, которые с большим увлечением лепили или рисовали, но в группе не удерживались. Возможно, большинство мам наших детей испытывает потребность хоть на час полностью отвлечься от своих проблем. Остальные мамы делали отдельные изделия, но продвижения в сторону целого ряда однотипных изделий, то есть нахождения собственного стиля, не было.1 1 У этих женщин нет еще необходимых ресурсов для того, чтобы разрешить себе творчество, увидеть себя с непривычной стороны, но потребность в этом есть. В процессе работы мы столкнулись с рядом проблем. Одной из первых была та, что мамы хотели сделать изделия быстро, красиво и очень качественно, но у меня было мало опыта, а хорошего технолога-специалиста найти очень трудно. Поэтому здесь мы двигались очень медленно, было много брака. Неожиданно эта проблема помогла избежать другую: многие мамы, приступая к занятиям, хотят, чтобы им помогали во всем (подайте это... а как здесь сделать?.. а я не умею рисовать... а что дальше?..). Порой возникает ощущение, что они хотят на кого-то опереться во всех своих проблемах. Поэтому, с одной стороны, я периодически помогал им, но, с другой стороны, ссылаясь на собственный небольшой опыт, предоставлял возможность им самостоятельно пробовать и обдумывать свой опыт. Научить сразу многому в нашей ситуации было трудно, поэтому при доведении до завершения того, что получилось, использовалась тактика мелких реальных шагов. Самым большим достижением для меня стало то, что родители научились самостоятельно делать выбор и доводить изделия до совершенства. Сейчас они выглядят более самостоятельными, чем вновь приходящие родители.
Конечно, то, что мы не можем обеспечить техническую поддержку, является и большим нашим недостатком. Периодически родители просили привести кого-нибудь из художников-керамистов, чтобы показали что-то новое для пополнения профессионального багажа. Хорошо и полно мы эту проблему решить не смогли. Купили несколько книг, кое-что нашли в Интернете, некоторые технические приемы показал специалист из детского сада, периодически рассматривали снимки с ярмарок керамики, изготовленной в других местах. По-настоящему организовать учебу мам мы не смогли. Мамы особых детей имеют очень мало свободного времени, возможность куда-то поехать ограниченна, а я немногому мог их научить. Но у родителей явно наметились направления их творческой реализации (Вера: посуда—майолика, Лена: фаянс—мелкая пластика).1 1 Мы видим, что желание реализоваться для этих женщин было достаточным ресурсом, чтобы преодолеть инерцию обыденной жизни, неуверенность в себе. Преодоление трудностей только повысило их самооценку, поддержало их самостоятельность. Возможно, для других будет полезна и более упорядоченная структура обучения, но необходимо будет оставить возможность выбора, возможность брать на себя ответственность, так как это — одна из основных целей этого проекта. Была еще одна проблема: много разговоров не по теме (привычка перемалывать косточки и обсуждать всякие новости, а не заниматься лепкой). Отдельные очень активные мамы включали всех в процесс собственных переживаний, проблем с ребенком, что иногда мешало работе в мастерской. Поэтому мне как руководителю периодически приходилось ограничивать количество разговоров не по теме. В дальнейшем с одной активной мамой произошли даже два конфликта, когда при организации занятий с ребенком она хотела сделать все по-своему, споря с педагогом. Но постепенно эту проблему удалось снять.2 2 Ведущему приходится выполнять функции методиста, педагога и решать психотерапевтические задачи. Со временем родителей стал захватывать сам процесс изготовления изделий. Наши мамы очень талантливы и очень заинтересованны, трепетно относятся к своим работам. За время работы в мастерской у них появился большой запас собственных идей и изделий, пропал страх перед глиной и красками, появились новые интересы (просмотр журналов по искусству, поиск новых идей), выработался собственный стиль и направленность в работах. Если мамы раньше были зажаты и неуверенны в деятельности, то теперь они стали более активными. Они участвуют в подготовке к ярмаркам, всегда беспокоятся, проданы ли их изделия. Они помогают украшать школу, одна из них стала работать преподавателем в свечной мастерской. Приобретя опыт, родители захотели помогать своим детям в керамической мастерской. Родитель — ребенок — педагог После полутора лет работы, когда мамы стали уверенно работать с материалом, возникла идея создания группы родитель — ребенок — педагог, где все мамы могли бы заниматься делом вместе со своими детьми. Наши мамы часто не выглядят уверенными в себе и успешными. А для ребенка очень важно видеть маму уверенной, очень важно и для нее самой, и для нас, чтобы она смогла уйти с позиции только обслуживания, смогла реализовать себя рядом с ребенком. Мы хотели раскрыть творческий потенциал ребенка и родителя (пусть это будет в рамках их ограничений, но и здесь есть большие возможности), помочь им встретиться как равным личностям. Нужно искать нишу, чтобы и мать, и ребенок чувствовали себя полноценными. Пусть ребенок только приклеивает кусочки материала, но чувствует, что делает что-то большое и красивое. И мать чтобы делала что-то значимое для нее и для ребенка рядом (помогала доделать панно или играла на скрипке). Дело двигалось с энтузиазмом. Было видно, что родители заинтересованы в том, чтобы у детей были хорошие изделия, они сами стали совмещать свои и детские усилия в одной работе. Одна мама привела ребенка на занятие, и они вместе разрабатывали сюжет и рисовали его на тарелке. Те мамы, которые имели опыт работы с керамикой в родительской группе, легче вошли в совместную работу. Привели своих детей и еще несколько мам. Сформировалась группа: ведущий педагог, две мамы и одна бабушка со своими детьми и один ребенок со своим педагогом. Время занятия — полтора часа. Три года назад я попытался провести занятие с ребенком в присутствии одной из мам. Их зависимость была очень сильной, мальчик кричал, хватал маму за руку и пытался заставить ее работать вместо себя. Он как бы говорил: «А что ты здесь сидишь? Давай работай! Ты должна быть рядом со мной всегда и делать, что я хочу!» У меня тогда заболело сердце, и я долго к таким экспериментам не возвращался. Сейчас этот мальчик работает совместно с мамой в этой группе, и очень успешно. Их отношения сильно изменились, он хочет работать самостоятельно и часто отводит руку матери, когда та пытается помочь ему.1 1 Этот пример наглядно показывает влияние взаимной сепарации на отношения в паре родитель — ребенок. Самовосприятие мамы определяет их отношения с ребенком, дает ему возможность проявлять самостоятельность, развиваться. Родители в этом случае имеют возможность заменять педагога и помогать своему ребенку (и себе) выстраивать новые отношения с миром. У наших родителей всегда есть желание сделать изделие красивым, и у детей оно появляется, если они воодушевлены. Родители постоянно им в этом помогают. Любая задача принималась мамами «на ура» и вдохновляла ребят. Мамы лучше знают своего ребенка и его предпочтения, поэтому тему занятий предлагают они. Задача педагога, с одной стороны, — продумать, как лучше провести урок, чтобы и ребенку, и маме было интересно, чтобы изделие получилось хорошим, и взгляд ребенка на мир стал чуть шире. Дети все разные: у одного ребенка есть волнующие его символы — важно понять, как отобразить их в изделии, как соединить их с реальным миром. Другой ребенок любит четкость и ритм процесса: педагог должен хорошо продумать всю последовательность изготовления изделия. Третий ребенок сильно переживает какую-то тему: мама дома проводит подготовку к занятиям, а в мастерской эта тема воплощается практически. Такое объединение оказалось выгодным для всех. С другой стороны, у мам были непростые давно сложившиеся отношения с детьми, они очень хотели успешности от своих детей, ждали быстрых результатов. Необходимо было учитывать это и принимать необходимые меры предосторожности. Мы применяли стратегию маленьких шагов и принцип уменьшения ожидания результативности ребенка. Трудно заранее придумать, как это делать, но ситуация каждый раз подсказывала. Обычно я говорил, что мы не ждем никаких результатов от ребенка, а просто проводим час с детьми, отрабатываем 1 - 2 элемента лепки. Мы просто учимся взаимодействовать по-новому. Мы не должны рваться вперед, а просто провести в работе час. Здесь очень сильно помогало то, что мамы уже были знакомы с производством изделия и, как практики, могли оценить, сколько необходимо усилий, чтобы выполнить эту работу, и что смогут сделать их дети. Очень важно, чтобы родители сами немного знали технологию и не боялись. Когда в процессе такой «просто работы» у родителей и детей вдруг получались красивые изделия, все радовались и уходили из мастерской с большим воодушевлением. Конечно, лепка проходит по-разному. Если мама еще не готова работать со своим ребенком, то с ним леплю я, а она лепит отдельно или взаимодействует с ребенком косвенно: готовит для его работы материалы или отдельные детали. Важно, чтобы она всегда находилась в том же помещении. Остальные мамы работают со своими детьми, пока не будут готовы поменяться ими. С мальчиком, про которого я уже рассказывал, долго занимался я, затем он стал заниматься с мамой, сейчас он очень успешен и самостоятелен. У них с мамой получаются хорошие изделия. Работать дома он пока не хочет, но мама говорит, что их отношения стали значительно лучше. Приведу отдельные примеры того, как мы пытаемся сделать процесс изготовления изделий эмоционально радостным и познавательным. Даша вместе с мамой прочитала книгу А. Грина «Алые паруса». Посмотрели спектакль. Вместе с педагогом Е. Кейер нарисовали несколько картинок, как Ассоль на берегу встречает приплывающего Грея. Вылепили из глины парусник и раскрасили его. И, наконец, расписали тарелку керамическими красками: Ассоль на берегу встречает подплывающего Грея и машет ему платочком. Даша — эмоциональная девочка, она очень переживала и радовалась погружению в тему.
Натка, девочка 16 лет, ездила в лагерь на Валдай с другими особыми детьми, от этой поездки у нее остались сильные впечатления. На протяжении нескольких занятий Натка с бабушкой рассматривали фотографии и создавали из глины, ткани и других подручных материалов макет наткиной палатки, одеяла и подушки в ней, поляну с костром, котелком и маленькой фигуркой Натки. Сделали они и еще один макет: Натка с папой, мамой и младшими детьми катаются в лодке по озеру. Натка и бабушка с удовольствием раскрашивали эти изделия и вспоминали, в какой одежде была Натка, в какой палатке она спала, как сидела у костра.
Ване, мальчику 16 лет, летом на даче очень нравилось носить и возить на тачке дрова в сарай. Совместно с мамой Верой на занятиях он изготовил бревна и построил небольшой сарай со съемной крышей. Из белой глины они слепили березовые поленья, разрисовали и уложили в сарай.
Лиза, девочка 16 лет, мама которой очень хорошо рисует, полностью отказывалась от любого ручного труда. Мы попытались простимулировать ее присутствием мамы — эмоциональной и творческой натуры. На этом были построены следующие занятия: мама готовила тему, где был образный рассказ, к нему рисовала соответствующую картинку, а девочка приклеивала к ней детали (елка — игрушки; дерево в парке — синички; снег — корм; Дед Мороз с мешком — разные подарки; пастухи — овечки, шерсть, звезды). В этом занятии обязательно звучал образный эмоциональный рассказ. Затем добавлялась и другая ручная деятельность: нанизывание бус или вдавливание в глину фасоли при изготовлении рамок для фото. Если девочка уставала, то педагог и мама пели песни, как-то связанные с темой рассказа. Девочка явно получала удовольствие от занятий, улыбалась, уходила с занятий довольной. Отдельные куски занятий мама повторяла дома: нанизывание бус, изготовление панно, песни. Постепенно время занятий ручным трудом было увеличено, девочка полюбила отдельные виды деятельности (нанизывание бус). После того, как их работы стали украшать стены школы, настроение мамы также улучшилось.
Помимо работы над впечатлениями, мы проводим и ремесленную часть. Дети вместе с родителями осваивают изготовление горшков для цветов, пиал или небольших вазочек. Здесь работа разделена на несколько этапов и проводится последовательно с использованием гипсовой формы. Ребенку важно освоить ряд простых технологических операций и запомнить их последовательность. Наиболее увлеченно так работает Ваня: он рад, что всё на своем месте и по порядку. Натка тоже уверенно работает. Вике это пока дается с трудом.
За время работы мам в мастерской существенно выросло качество изделий. Значительно улучшилось эмоциональное состояние мам. Они радуются, что у них вместе с детьми получается что-то красивое. Технологические приемы стали более продуманными, часто что-то новое придумывается ими дома. В совместной работе возникла идея сделать портретную галерею детей. Мы выбрали фотографии, мамы вместе с детьми сделали из керамической массы красивые рамки и расписали их. Такие портреты действительно оживили и украсили наши стены.
Положительная реакция мам, мне кажется, означает, что они нашли способ действовать рядом со своим ребенком, совместно с ним. «Сложный» ребенок является как бы продолжением взрослого, или взрослый является его продолжением. Для них обоих занятия по данной программе могут быть формой выхода в мир. Мы стараемся вывести детей и на самостоятельный труд, осваивать с ними простые технологии изготовления цветочных горшков и ваз, но хотелось бы, чтобы эмоциональные переживания ребенком своих впечатлений также могли воплощаться в творчестве.1 1 Это действительно очень важно, так как является для детей одним из немногих доступных способов выражения себя и общения (дети практически не говорящие). Давая им возможность выразить себя, понять собственные эмоции, овладеть ими, мы помогаем им реализовать свой потенциал. Творчество, работа, общение окрашиваются эмоционально положительно. Создается мотивация продуктивной деятельности. Мамам также необходим этот язык совместного творчества, успешное взаимодействие с детьми окрашивает положительно все общение с ними. Родители начинают лучше понимать своих детей, видеть их возможности, часто они бывают удивлены способностями своих детей. В ремесленной части (на родительской группе) мы все время обсуждали возможность обмена детьми на занятиях, чтобы попробовать поработать не со своим ребенком. Некоторые родители высказали готовность, и в настоящее время такая работа уже началась. Я считаю, что для мамы пожить радостно со своим ребенком даже небольшой кусочек времени — тоже очень здорово. Порадоваться небольшим успехам и своим, и его — тоже надо. В этом тоже заключается реабилитация и мам, и детей. Дети учат жить нас по возможности полнее: здесь и сейчас. О совместной работе детей и взрослых в керамической мастерской Т.Е.Баринова
Наша совместная с Наташей работа в керамической мастерской начиналась трудно. На начальном этапе у нас возникли проблемы при организации целенаправленного рабочего взаимодействия. При имеющемся у Наташи стремлении к общению в привычной обстановке с определенными ритуалами, я, бабушка, не вписывалась для нее в обстановку школьной мастерской, где обычно были только преподаватели. Ведь моя роль бабушки — обеспечивать комфортную и спокойную жизнь дома, на даче и по дороге в школу. Поэтому, прежде чем начать совместную с Наташей трудовую деятельность, много усилий пришлось потратить на изменение сложившегося стереотипа. Мы начали освоение технологии производства керамических изделий, пользуясь при этом операционными картами (нарисованы последовательные действия и написан крупными буквами текст). После многократного повторения текста, просмотра карточек Наташа постепенно освоила последовательность операций, и все операции научилась выполнять своими руками автоматически. Моя роль сводилась к поправке недоделок и улучшению внешнего вида изделий. Поскольку Наташа не говорит и почти не понимает речь (жесты она понимает лучше), преподаватель керамической мастерской Сережа рекомендовал разрабатывать с Наташей какой-то сюжет, который был бы ей понятен и интересен. Хорошенько подумав, решили, что ее могут заинтересовать воспоминания о летнем лагере на Валдае в августе 2005 г. Мы с Наташей делали макеты: озеро, лодка, мостки, мама, члены ее семьи в лодке, на берегу; второй макет — палатка, спальники, подушки, костер, чугунок с едой на костре, пеньки, трава, цветы, деревья. Мы старались составить для Наташи рассказ из понятных ей слов, показывая и называя при этом предметы на макетах. Каждое наше совместное занятие мы начинали с ремесла — освоения производственных навыков изготовления керамических изделий. Вторую половину занятия посвящали творчеству — делали сувениры, макеты и др. Оглядываясь назад, видишь, что кое-чего мы достигли: Наташа приняла меня в совместной работе, научилась работать более самостоятельно. Наташа с у
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|