Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к учебному электронному изданию

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ АВТОРСКИХ РУКОПИСЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Требования определяют порядок оформления авторского оригинала, в соответствии с которым рукопись представляется в Редакционно-издательский совет университета на конкурс.

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В требованиях использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

 

ГОСТ 7.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.12–93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 8.417–2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин;

ГОСТ 7.0.4–2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления;

ГОСТ 7.0.1–2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления;

ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения.

ГОСТ 7.0.3-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные элементы. Термины и определения.

ГОСТ 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.86-2005. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Общие требования к издательской аннотации.

ОСТ 29.115–88 Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования.

 

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

3.1. Для рассмотрения Редакционно-издательским советом университета могут быть представлены следующие виды учебных изданий: учебники, учебные пособия, электронные учебники, электронные учебные пособия.

3.1.1. Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

В учебнике излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать программу по конкретной дисциплине.

3.1.2. Учебное пособие – вид учебной литературы, представленный в дополнение к учебнику для лучшего усвоения учебного материала, официально рекомендованный в качестве данного типа издания, содержащий систематизированную, обоснованно отобранную с педагогической и научно-практической точки зрения информацию по дисциплине (модулю) или разделу дисциплины.

Учебное пособие может:

· временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВО по направлению подготовки (специальности) и появления в учебных планах новой дисциплины федерального компонента, по которой пока еще не создано учебника, допущенного или рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации;

· являться основным учебным изданием по дисциплине по выбору.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ

Печатные издания

4.1.2. Обязательные требования к учебному изданию (далее – УИ):

1. В структуру УИ входят следующие обязательные элементы: оглавление (содержание), введение, содержательная часть работы, заключение, справочно-библиографический аппарат.

2. Введение включает следующие аспекты:

· цель (назначение) издания, соответствие учебной программе;

· читательский адрес;

· вид учебного издания и его место в системе других учебных изданий по дисциплине, актуальность, степень новизны, особенности авторской концепции

· методические рекомендации по использованию УИ в учебном процессе;

· общая характеристика структуры УИ, особенности эффективного использования аппарата издания (дидактического, библиографического, справочного и т. п.).

3. Содержание УИ должно соответствовать ФГОС ВО, ФГОС ВПО и утвержденной учебной программе дисциплины. Рубрики основой части текста (разделы, главы, параграфы) должны соответствовать логике изложения учебного материала и тематическому плану учебной дисциплины.

4. Тематические разделы должны содержать выводы, обобщающие учебный материал раздела, и дидактический аппарат (контрольные вопросы, задания для контактной самостоятельной работы, задания для практических или семинарских занятий, примеры, упражнения, задачи, тесты) для самоконтроля и самоподготовки студентов.

5. Необходимо соблюдать последовательность изложения учебного материала по принципу «от простого к сложному». Определения и формулировки должны соответствовать общепринятой научной терминологии.

6. Заключение выполняет функцию обобщения учебного материала и включает следующие аспекты:

· основные итоги и выводы;

· характеристика нерешенных и труднорешаемых проблем;

· рекомендации по дальнейшему самостоятельному изучению предмета;

· перспективы развития дисциплины (отрасли науки).

7. Справочно-библиографический аппарат (с учетом вида издания) состоит из прикнижной аннотации с читательским адресом, библиографического списка, списка сокращений и условных обозначений, указателей (именной, алфавитно-предметный, хронологический, систематический и т. д.).

8. В учебные издания объемом свыше 10 авторских листов рекомендуется включать именной и алфавитно-предметный указатели.

Примерная структура учебного издания:

· титульная часть (титульный лист, оборот титула с индексами УДК и ББК, авторским кодом, аннотацией и библиографическим описанием, сведениями о научном редакторе и рецензентах);

· оглавление или содержание (в моноработах используется оглавление, в сборниках - содержание);

· введение;

· текст;

· задания для самостоятельной работы;

· задания для контактной самостоятельной работы;

· вопросы для самоконтроля;

· методические рекомендации для проведения семинарных и лабораторных занятий;

· список используемой или рекомендуемой литературы;

· глоссарий;

· тесты;

· биографическая справка;

· хрестоматийные материалы;

· заключение;

· приложения и другие составляющие.

Текст учебного издания

Текст учебного издания – дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный учебный материал.

Текст учебного издания должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

· соответствие рабочей программе учебной дисциплины;

· точность и достоверность приведенных сведений;

· четкость и ясность изложения материала;

· доступность информации;

· лаконичность;

· логичность и последовательность;

· систематичность и преемственность излагаемого материала;

· четкость структуры;

· соответствие языка изложения материала нормам литературной речи;

· достаточную степень оригинальности (отсутствие плагиата).

В состав текста учебного издания, кроме основного текста, могут входить следующие дополнительные элементы: таблицы; иллюстрации; формулы и математические уравнения; сокращения и аббревиатуры; условные обозначения; ссылки; примечания; эпиграф; перечень ключевых слов; другие составляющие.

4.1.4. Контрольные вопросы и задания

Контрольные вопросы и задания (контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, вопросы для самопроверки, вопросы для самоконтроля) должны обеспечивать решение следующих задач:

· проверку понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;

· воспроизведение фактического материала;

· раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;

· выделение главного;

· сравнение, доказательство, конкретизацию, обобщение и систематизацию знаний;

· демонстрацию освоенных студентами практических умений, навыков.

В состав учебного издания должны включаться контрольные вопросы как репродуктивного, так и творческого характера.

Контрольные вопросы и задания могут размещаться либо в начале, либо в конце основных структурных элементов учебного издания (частей, разделов или подразделов).

Список литературы

Список литературы – список описаний документов, использованных автором при подготовке учебного издания, и, как правило, аккумулирующих наиболее ценную информацию по теме. Помещается после основного текста.

Список может подразделяться на списки основной и дополнительной литературы. Внутри списка литературы допускается выделение разделов, содержащих документы определенного вида, с соответствующим наименованием (нормативные, справочные, учебные, научные и др.).

Список литературы может быть упорядочен с использованием алфавитного либо иного (систематического, хронологического и др.) способа расстановки документов. Выбор способа представления библиографического списка определяет автор учебного издания.

Список используемой или рекомендуемой литературы должен соответствовать ГОСТ 7.1–2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Приложения

Приложения – вспомогательные сведения научно-справочного характера, дополняющие содержание обязательных структурных элементов учебных изданий. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов, методики, описания алгоритмов и программ и т. д.

Правила оформления приложений в тексте учебного издания:

· приложения помещают в конце учебного издания;

· каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

· приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

· слово «Приложение» и его номер размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения и выделяют курсивом;

· текст приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения;

· имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения. Перед номерами ставится обозначение этого приложения;

· приложения должны иметь общую с остальной частью издания сквозную нумерацию страниц;

· на все приложения в тексте учебного издания должны быть ссылки.

Электронные издания

4.2.1. Электронное издание (ЭИ) — самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронной форме, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования неопределенным кругом пользователей, все копии (экземпляры) которого соответствуют оригиналу.

Учебное электронное издание (УЭИ) должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.

Электронное учебное издание должно максимально облегчить понимание и активное запоминание наиболее существенных понятий дисциплины, содержать примеры, в большей мере воздействовать на зрительную, слуховую и эмоциональную память обучающегося.

Требования к учебному электронному изданию

Создание УЭИ основывается на следующих принципах:

· Разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию. Каждый модуль должен иметь следующие обязательные компоненты:

- теоретическое ядро (лекции);

- презентации;

- контрольные вопросы по теме;

- задачи и упражнения для самостоятельного решения.

· Рекомендуется включать в электронное издание такие компоненты, как задания для семинарских занятий, тесты, глоссарий, исторический комментарий, биографическая справка и др.

· Визуализация. Каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

· Наличие гипертекстных ссылок. Каждый модуль должен быть связан с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Тем самым обеспечивается возможность самостоятельно управлять сменой тем, решать необходимое количество задач, осуществлять самопроверку.

· Материалы для создания УЭИ следует сдавать в электронном виде. Каждый вид материалов следует помещать в отдельные папки. Например: папка «лекции», папка «тесты», папка «изображения» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...