Развитие музыкального мышления
Музыкальное мышление Цель урока: показать на практике некоторые методы работы над музыкальным произведением, способствующие развитию музыкального мышления студента. Образовательная задача: формировать и совершенствовать профессиональные умения, необходимые для овладения культурой музыкального исполнительства. Развивающая задача: развивать музыкальное и художественное мышление студента, создавая на уроке условия для формирования и развития у него познавательных интересов, творческой активности; способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Воспитывающая задача: формировать устойчивый интерес к своей будущей профессии, стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, самооценке, саморегуляции) и творческой самореализации. Оборудование: мультимедийная техника для демонстрации слайдов, два фортепиано (для студента и преподавателя), книжная стойка с литературой по проблеме. Используемый музыкальный материал: И. Бах “Инвенция” (двухголосная до-мажор), Бертини “Этюд”, И. Блинникова “Парма”, В. Моцарт “Сонаты” (ля-минор, соль-мажор), С. Прокофьев “ Утро”, “Сказочка”, П. Чайковский “Вальс”, “Баба Яга”, Р. Шуман “ Смелый наездник”. План урока 1. Введение. 2. Отечественное музыкознание о мышлении. 3. Музыкальное мышление, его виды и развитие. 4. Развивающее обучение как основа совершенствования “музыкального ума” (Н.Г. Рубинштейн). 5. Идеомоторная подготовка студента. 6. Выводы. Содержание урока – Что такое музыкальное мышление? – Какова его внутренняя природа? – Каковы особенности его развития? – Что должен сделать педагог для развития музыкального мышления своих учеников?
Ответ на интересующие нас вопросы, видимо, нужно искать на стыке музыкознания, психологии и педагогики (показ литературы, использованной при подготовке). Вопрос присутствующим: “Что важнее в процессе музыкального обучения: развивать эмоциональную сферу обучающегося музыке или его интеллект?”. Не будем торопиться с ответом, а выводы попытаемся сделать в конце урока. Слайд 1* Некоторые факты из исторического развития теории музыкального мышления Впервые термин “ музыкальная мысль ” встречается в музыкально-теоретических трудах 18 века (историк Форкель, педагог Кванц). Понятие “м узыкальное мышление ” – И. Гербарт (1776-1841г.). Понятие “ ассоциативные представления ” – Г. Фехнер (1801-1887г.). Понятие “ музыкальная логика ” – Г. Риман (1849-1919г.). Понятие “ музыкальная психология ” – Э Курт (1886-1946). ____________________________ * тексты слайдов выделены курсивом ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МУЗЫКОЗНАНИЕ О МЫШЛЕНИИ Среди создателей концепций, связанных с музыкальным мышлением, одно из первых мест принадлежит Б.А. Асафьеву. Суть его учения заключается в следующем: музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Интонация как базовый элемент музыкальной речи и есть концентрат, смысловая первооснова музыки. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность – исходный пункт процессов музыкального мышления. Исследования в области музыкального мышления продолжили Б.Л. Яворский, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, В. А. Цуккерман и др. Ученый П. П. Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний, тем более способна она рассуждать”. И научить рассуждать, развить музыкальное мышление будущих учителей музыки на уроках основного музыкального инструмента – первоочередная задача преподавателя. Процесс музыкального обучения соединяет воедино две главные сферы психической активности студента – интеллект и эмоции.
Слайд 2 В. Г. Белинский “ Искусство есть мышление в образах”. Г. Г. Нейгауз “Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут необходим комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только “содержание” произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуре, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано”. МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И РАЗВИТИЕ Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Вывод: “Музыка есть отражение жизни”. Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием сравненияактивизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний. На примере ранее исполненного “Вальса” рассматриваются основные мыслительные операции применительно к музыке: анализ – расчленение на составляющие (аккомпанемент и мелодия), сравнение – сопоставление (вальс для слушания и вальс для танца), обобщение – объединение по общему признаку (жанровость – трехдольный метр во всех вальсах, аккордовая фактура аккомпанемента и т.д.). Слайд 3 Интенсивное развитие мышления осуществляется при овладении студентом знаний:
Эффективности развития интеллектуальных возможностей студента способствует поэтапная работа на уроках над музыкальным произведением (3 этапа):
1. Охват в целом его содержания, характера, логики развития музыкальной мысли (стиль, жанр, историческая эпоха). Рекомендуются: метод целостного анализа музыкального произведения, метод сравнительной характеристики, метод обобщения и метод историко-стилистической дедукции (жанр). 2. Пополнение знаний в области музыкальной формы и средств музыкальной выразительности через метод дифференцированного анализа. 3. Эмоциональное восприятие музыкального произведения и воплощение его в звуковом образе. На этом этапе для более эффективного развития образного мышления студента целесообразно систематически пополнять его знания в области смежных искусств. Рекомендуются: метод комплексного анализа исторической эпохи, метод словесной интерпретации художественного образа, метод художественного сравнения. Поэтапная работа над музыкальным произведением интенсивно влияет на развитие профессионально-интеллектуальных качеств студентов и позволяет успешно осуществлять самостоятельное изучение музыкального материала. На практике часто все три этапа идут одновременно. Существует два основных метода работы со студентом в практике обучения музыкальному исполнительству: 1. Показ, т.е. демонстрация того, как надо сыграть что-либо на инструменте (наглядно- иллюстративный метод). 2. Словесное пояснение. Вопрос к присутствующим: Какой из этих методов должен преобладать? Мнения расходятся. Когда центр тяжести в обучении смещается на развитие студента, формирование его интеллекта, обогащение художественно-мыслительного потенциала, максимально эффективным оказывается метод словесного пояснения. Показ на инструменте может дать только непосредственный эмоциональный импульсстуденту. Творческое задание для студента: сочинить мысленно (подобрать средства музыкальной выразительности – лад, темп, динамику, фактуру, регистр и т.д.) две пьесы с названиями “Утро” и “Сказочка”. Студентка в роли композитора рассказывает о том, какие средства она бы использовала для написания этих программных пьес.
В исполнении преподавателя звучат две пьесы С. Прокофьева – “Утро” и “ Сказочка”. При сравнительном анализе авторской и сочиненной студенткой музыки обнаруживаем много общего в наборе определенных средств музыкальной выразительности. Вывод: определенная программа, заложенная в названии произведения, дала толчок творческому воображению студентки, ярко раскрыло ее художественно – мыслительный потенциал. Слайд 4 Виды музыкального мышления: 1. Наглядно-образное мышление (слушатель); 2. Наглядно-действенное мышление (исполнитель); 3. Абстрактно-логическое (композитор). ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В современной психологи художественный образ рассматривается как единство трех начал – материального (мелодия, гармония, метроритм, динамика, тембр, регистр, фактура), духовного (настроения, ассоциации, различные образные видения) и логического (формальная организация музыкального произведения – его структура, последовательность частей). В исполнении студентки звучит пьеса “Смелый наездник” Р. Шумана. Преподаватель. В какой форме написано это музыкальное произведение? По каким признакам можно определить количество частей в этой музыке? Студентка. Пьеса написана в трехчастной форме, т.к. каждая часть имеет завершенный вид, сопровождается сменой настроения, изменением тонального плана. Вывод: структура произведения способствует раскрытию образного содержания музыки. Только при понимании и единстве всех этих начал музыкального образа в сознании исполнителя (слушателя) можно говорить о наличии подлинного музыкального мышления. Чувства, звучащая материя и ее логическая организация. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Начальным толчком для включения процессов мышления чаще оказывается проблемная ситуация, в которой имеющиеся знания не соответствуют новым требованиям. Проблемные ситуации применительно к задачам музыкального обучения могут быть сформулированы следующим образом: 1. Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки: o выявить главное интонационное зерно; o определить на слух стиль произведения; o подобрать произведения живописи и литературы в соответствии с образным строем музыкального произведения; o найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других и т.п. 2. Для развития навыков мышления в процессе исполнительства: o сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;
o составить несколько исполнительских планов одного произведения; o исполнить одно и то же произведение с различной воображаемой оркестровкой и т.п. Проиллюстрируем это на примере еще одного произведения. В исполнении студентки звучит “Инвенция” И. Баха. Вывод: субъективный фактор исполнителя (редактора) накладывает свой отпечаток на понимание того или иного музыкального произведения. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ “МУЗАКАЛЬНОГО УМА” Фундаментом развивающего обучения в современном обучении музыке являются следующие основные музыкально – педагогические принципы. Слайд 5 Принципы развивающего обучения музыке: 1. Увеличение объема используемого в учебной практике музыкального материала (расширение репертуара); 2. Ускорение темпов прохождения определенной части учебного материала; 3. Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством (общая интеллектуализация урока в музыкально – исполнительском классе); 4. Отход от пассивно – репродуктивных (подражательных) способов деятельности (побуждение студентов к активности, самостоятельности и творческой инициативе); 5. Внедрение современных технологий, в частности - информационных; 6. Осознание педагогом главной стратегической задачи – студента надо учить учиться. Слайд 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|