Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1. Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы




План лекции:

1. Профессионально-этическая система, ее место и роль в системе социальной работы, основные составные элементы.

2. Основные группы функций профессионально-этической системы, этические нормы и принципы профессиональной социальной работы, требования и правила.

3. Проблема морального выбора социального работника и ее отражение в профессионально-этической системе.

 

Особенностью современного этапа развития социальной работы в мире является стремление привнести критерий этической оценки в самые разнообразные сферы этого вида специфической социальной профессиональной деятельности. Вопрос введения этической регламентации работы специалистов так остро стоит в социальной работе потому, что человек является объектом разного рода прямого воздействия со стороны специалиста (группы специалистов). В социальной работе контакт специалиста с его клиентом осуществляется непосредственно и связан главным образом с потреблением медицинских, социальных, психолого-педагогических, правовых и прочих услуг. Итоги взаимодействия специалиста с его клиентом при этом могут оказывать значительное влияние на жизнедеятельность и судьбу личности, являющейся потребителем услуг, воздействуя при этом не только непосредственно на нее, но и опосредованно - на ближайшее социальное окружение личности и социум в целом.

В связи с этим общих этических норм и принципов, с помощью которых общество и общественные институты, сами социальные работники, могли бы контролировать и оценивать деятельность специалистов, становится недостаточным, поскольку нормы и принципы общественной морали дают возможность проконтролировать и оценить главным образом конечный результат деятельности на его соответствие моральным стереотипам общественного сознания, но не саму деятельность в процессе ее осуществления. Социальная работа требует особой этической регламентации, гарантирующей поддержание и сохранение ее гуманистической сущности и содержания, повышающей ее эффективность как профессиональной деятельности и социального института. Этическая система должна гарантировать соблюдение прав клиента и социального работника, интересов общества, способствовать формированию необходимого личностно-нравственного и профессионального облика специалиста и выполнению им своего профессионального долга и тем самым оказывать влияние на уровень гуманности и нравственности общества.

Являясь неотъемлемой компонентой, органично входящей в систему социальной работы, профессиональная этика имеет собственные цели и задачи, выполняет определенные функции, в том числе и функции контроля и регламентации содержания социальной работы во всем его многообразии. Цели и задачи этики социальной работы, ее функции, принципы и нормы не противоречат целям и задачам социальной работы, а напротив, способствуют их качественному, эффективному и творческому выполнению.

В связи с вышесказанным следует признать, что этическая система социальной работы является относительно самостоятельной компонентой как моральной системы общества, так и системы профессиональной социальной работы. Ее относительная самостоятельность проявляется в том, что:

* ее свойства как системы не сводятся к сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают интегральностью;

* она обладает способностью сообщать новые свойства составляющим ее элементам, включать в себя новые, видоизменять и исключать имеющиеся элементы;

* обладая структурной целостностью, она выступает в качестве подсистемы других систем - системы профессиональной социальной работы и системы общественной морали;

* она закономерно связана с изменениями в социальной среде и профессиональной деятельности, однако отражает их лишь в той мере, в какой это не вступает в противоречие с этическими ценностями.

Этику социальной работы можно определить кактеорию профессиональной морали специалистов в области социальной работы, систему идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, требований к личности специалиста, отражающих сущность и специфику профессии и обеспечивающих те взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда, которые вытекают из содержания их профессиональной деятельности и могут быть систематизированы в профессиональный этический кодекс социального работника. Профессиональная этика социальной работы вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Объектом изучения этики социальной работы, по аналогии с общей философской и профессиональной этикой, выступает профессиональная мораль специалистов, складывающаяся под влиянием социальной действительности, профессиональной деятельности и направленного влияния на личность специалиста, ее бытие и развитие. Ее предметом являются возникающие в процессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами (группами клиентов), их социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений и с обществом в целом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей и их этический опыт. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача - нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.

Основой профессиональной этической системы социальной работы, наряду с сущностью, смыслом и содержанием профессиональной деятельности, являются общие для представителей всех профессий требования профессиональной морали, выраженные в ее социальных функциях. Каждая существующая и существовавшая ранее в обществе профессия в той или иной мере востребованы обществом, нуждающемся в определенном продукте, что предполагает развитие целенаправленной профессиональной деятельности, выполняющей определенный социальный заказ общества и в соответствии с этим выполняющей определенные функции. Соответственно, профессиональная деятельность человека в жизненно важных сферах, прямо влияющих на судьбы общества, требует особых, конкретизированных систем этических норм и принципов, отвечающих содержанию профессиональной деятельности и производственных отношений, возникающих между людьми в ее процессе и отвечающих требованиям и ожиданиям социума в части выполнения социального заказа.

Функции как важнейший структурный элемент системы этики социальной работы вытекают из ее целей и задач, поставленных перед профессией государством и обществом, и раскрывают ее сущность. Функцииэтики социальной работы можно условно разделить на три основные группы:

* Собственно социальные,выполняемые в соответствии с задачами, возложенными на социальную работу и ее этическую систему обществом и государством и обусловленные теми требованиями к содержанию, целям и задачам деятельности, которые общество предъявляет к социальной работе как социально обусловленной и объективно необходимой деятельности. Эта группа функций до некоторой степени детерминирована теми структурными компонентами деятельности, которые имеют наибольшую значимость и ценность для общества. Функции этой группы носят наиболее общий характер, поскольку является неотъемлемой составной частью нормативно-этической системы каждой профессии. К ней относятся такие функции профессиональной этики, как: поддержание ценностного и нормативного содержания профессии; содействие успешному выполнению задач профессии; посредничество между интересами профессиональной группы и общества; реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности; согласование интересов личности и общества в рамках профессии; создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования и развития данного вида профессиональной деятельности.

Эти функции детерминируют внешнее измерение профессиональной социальной работы и имеют отношение в большей степени к конечному результату, нежели к процессу деятельности, вследствие чего являются главным предметом контроля со стороны общества и представляют для него наибольшую значимость.

* Профессионально-практические,состоящие в оказании непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности и имеющие в связи с этим наибольшее значение в первую очередь для самой профессиональной группы. Они в значительной мере учитывают специфику социальной работы как профессиональной деятельности и поэтому носят более конкретный характер и имеют более конкретное содержание, нежели функции социальные, детализируя и уточняя последние. К этой группе относятся такие функции профессиональной этики, как: превентивная; организационная; регулятивная; управляющая; рационализирующая; координирующая; разрешения противоречий; регламентирующая; оптимизирующая; прогностическая; санкционная.

Эти функции нацелены главным образом на внутреннюю регламентацию и этический контроль самого процесса деятельности, определяющего в конечном итоге результаты социальной работы. Особое значение в этой группе имеет превентивная функция, имеющая целью предупреждение и исключение нарушений специалистами норм и принципов профессиональной этики, а также регулятивная, призванная обеспечить нормативность деятельности социального работника в пределах профессиональной этической системы.

* Нравственно-гуманистические,заключающиеся в оказании морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на общество в целом, а также на отношения, возникающие в процессе социальной работы между участниками процесса деятельности. К ним относятся такие функции этики социальной работы, как: оценочная; стабилизирующая; мотивационная; воспитательная; социализирующая; воспроизводственная; коммуникативная; информационная.

Эта группа функций наиболее значима для субъектов и объектов деятельности, поскольку затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу, способствует формированию профессионально необходимых и значимых качеств личностно-нравственного облика специалиста, его социализации и воспитанию как достойного представителя профессиональной группы.

Независимо от степени, уровня и формы воздействия (прямо или опосредованно) функций этики социальной работы на конечный результат деятельности и на общество, его состояние, благополучие, стабильность и развитие, все они являются социально значимыми и их многообразие обусловлено теми сложными целями и задачами, которые призвана решать социальная работа в обществе. Деление функций этики социальной работы на указанные группы является довольно условным, поскольку каждая из них в процессе практической деятельности несет в себе и социальную, и профессионально-практическую, и нравственно-гуманистическую компоненту, а следовательно, имеет и соответствующую значимость. Однако в указанных группах функции дифференцированы по признаку наибольшей значимости для социума, или профессиональной группы, или клиентов и направленности на решение определенной группы взаимосвязанных профессиональных задач.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных норм и принципов, детерминирующих поведение, действия и отношения специалистов, возникающие в процессе профессиональной деятельности и имеющие большое значение для обеспечения необходимой результативности деятельности. Нормы и принципы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным, одобряемым с точки зрения норм профессиональной этики, образом. Основой этической системы профессиональной социальной работы является моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам и объектам социальной работы, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы в этике социальной работы имеют большую значимость, поскольку они определяют требования общества и профессиональной группы к деятельности специалиста и служат основой для оценки его поведения. Этические нормы в социальной работе в целом выполняют защитную функцию и охватывают все стороны деятельности социального работника: процесс подготовки и проведения прикладных и фундаментальных исследований, его общение, взаимоотношения с коллегами, другими специалистами, с клиентами, воспитание социального работника как нравственной личности и т.п. Норма может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной этики социального работника.

Общие нормы профессиональной этики в социальной работе выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальная норма, которой при этом должен руководствоваться социальный работник - «главное, не навреди» («primum non nocere» - изречение, приписываемое Гиппократу), должна быть эталоном для сверки всех действий в отношении клиента. Она включает в себя все принципы профессиональной этической системы, и, в свою очередь, включена в каждый из принципов как его неотъемлемая составная часть. Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, заключенную в той или иной общей норме. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, ограниченную сходством ситуаций, а следовательно, до некоторой степени детерминирует и схему действий социального работника.

Мораль (от лат. moralis) профессиональной группы социальных работников, являясь формой их коллективного ценностного сознания, характеризует способы их поведения в формальных и неформальных ситуациях и является отражением нравственных отношений в обществе и профессиональной группе. В сфере профессиональной социальной работы нравственные отношения определяют в значительной степени те профессиональные обязанности, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти нравственные отношения характеризуют содержание профессиональной морали в социальной работе. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; этических принципов, лежащих в основе социальной работы в качестве основных, руководящих правил деятельности, которым подчиняется вся деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и постоянно развивать субъекты деятельности в себе и транслировать их на клиентов и общество в целом, и постоянного самоконтроля и взаимного контроляспециалистов в процессе их деятельности.

Этическая система социальной работы содержит моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе своего труда в отношении субъектов социальной работы. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику общественного развития и прогресса, развития системы социальной защиты населения, трансформации условий жизнедеятельности клиентов социальных служб и населения в целом и постоянно обогащаются новым смыслом и содержанием. Вместе с тем, этика социальной работы отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся исторически в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и профессиональной социальной работы.

Важнейшей составной частью этической системы социальной работы являются принципы,представленныенаиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Поскольку деятельность социального работника осуществляется не только в формальных, но и в неформальных ситуациях, в интересах профессии и своих коллег, общества, клиента и его социального окружения, а также в своих собственных интересах, он должен руководствоваться в работе такими основными принципами, как: превентация;деятельность в пределах своей компетенции;соблюдение рациональных интересов клиента;личная ответственность специалиста за нежелательные для клиента и общества последствия его действий; признание субъектности клиента;конфиденциальность;доброжелательность;бескорыстие; честность и открытость;отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента и другие.

Все принципы этики профессиональной социальной работы имеют большое значение в практической повседневной деятельности специалиста, однако в настоящее время в ряду принципов особого внимания заслуживает принцип превентации в связи с возрастанием его роли в условиях нестабильности социального бытия.

Принципы этики социальной работы не могут носить абсолютного характера. В случае, если они в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодовлеющими и в том случае, если они в определенных ситуациях приходят в противоречие с принципами общей этики и речь может идти об ущемлении интересов общества. Предпочтение, отдаваемое в разрешении нравственных конфликтов принципам общей этики, обусловлено объективно. Как клиент, так и социальный работник являются членами общества, вследствие чего должны следовать его законам - действия всего общества и каждого его члена должны быть направлены на то, чтобы общество в целом и каждый конкретный индивид чувствовали себя максимально комфортно, но при этом без ущемления интересов друг друга. Возможны, однако, и иные решения. Например, если общество живет по антигуманным законам и общественная мораль носит явно античеловечный характер, то конфликт может быть разрешен на основе принципов профессиональной этики в пользу гуманизма. Полное игнорирование норм и принципов профессиональной этики в конечном счете может привести к тому, что деятельность специалиста утратит свой гуманистический смысл и трансформируется в формальные, хотя, может быть, и верные с точки зрения потребностей социума действия по поддержанию жизнедеятельности отдельных индивидов. Таким образом, нормы и принципы профессиональной этики в социальной работе поддерживают неизменными гуманистический смысл и содержание этого специфического вида социальной деятельности и, в свою очередь, поддерживаются господствующей в обществе системой морали, традициями профессиональной деятельности, личными убеждениями, воспитанием и профессиональной подготовкой специалистов, общественным мнением как профессиональной группы социальных работников, так и их клиентов и общества в целом.

В целом профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности. Этика социальной работы, таким образом, является конкретизацией общей теории о морали и одновременно - конкретизацией учения о профессиональной морали с учетом специфики профессиональной социальной работы. Главные цели и задачи этики профессиональной социальной работы не только не противоречат целям и задачам социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности, а напротив, способствуют повышению ее качества и эффективности, усилению степени ее гуманизирующего воздействия на общество и социальные отношения в нем.

Этический подход к решению проблем социальной работы универсален, поскольку может быть применен в любых обстоятельствах и к любым отношениям и действиям. Он является одним из важнейших элементов анализа и оценки сущности и содержания социальной работы в целом и каждого конкретного действия, предпринятого социальным работником или социальной службой в отношении клиента, отношений социальных работников между собой. В целом этическая оценка социальной работы включает в себя следующие уровни:

· внутренний (интернальный). Он включает в себяприменение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник - клиент, социальный работник - социальный работник, социальный работник - коллектив социального учреждения, взаимодействие социальных служб между собой и т.п.. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание в точки зрения представителей профессиональной группы;

· средний (медианный). Это оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем, на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

· внешний (экстернальный), включающий в себя оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.

Этическая оценка на любом из уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание производится людьми, и исключить личностный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оценки социальной работы клиентом, его мнение во многом зависит от того, насколько полно удалось социальному работнику решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает действительно объективные возможности для такого решения.

Оценка, даваемая обществом, также может быть не вполне объективной - общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребностях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться. Государство, создавая институт социальной работы, исходит из потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конечный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведомлено об условиях, при которых деятельность института социальной работы становится оптимальной.

Наличие профессиональной этической системы в социальной работе соответствует интересам общества и государства, поскольку повышает гарантии достижения социально необходимого результата деятельности всего института социальной работы, эффективность и качество деятельности отдельных социальных служб и способствует решению социальных проблем и гуманизации общественных отношений.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...