функции социального интеллекта: познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная.
Подходы к определению понятия «социальный интеллект» Впервые понятие «социальный интеллект» употребил в 1920 году Э. Торндайк [68]. Обращаясь к проблеме интеллектуального потенциала личности, Э. Торндайк предлагает говорить о трех видах интеллекта: · интеллекте абстрактном как способность понимать абстрактные вербальные и математические символы и производить с ними какие-либо действия; · конкретном интеллекте, как способности понимать вещи и предметы материального мира, и производить с ними какие-либо действия и · интеллекте социальном, как способности понимать людей и взаимодействовать с ними. Под «социальным интеллектом» данный исследователь предлагает понимать дальновидность в межличностных отношениях, что, с его точки зрения равнозначно способности поступать мудро, взаимодействуя с окружающими людьми. Также, с нашей точки зрения, значимым является то, что социальный интеллект Э. Торндайк [68] рассматривает и как познавательную специфическую способность, которая, по его мнению, обеспечивает успешность взаимодействия с другими людьми. Рассматривая социальный интеллект с этих позиций, основной его функцией является прогнозирование поведения. Таким образом, с точки зрения Э. Торндайка [68], социальный интеллект существует обособленно от интеллекта обычного. Как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях предлагает рассматривать социальный интеллект Г. Оллпорт [63]. Являясь представителем когнитивной психологии, данный исследователь выделяет набор качеств, которые обеспечивают лучшее понимание субъектом окружающих его людей и социальный интеллект рассматривает как одно из таких качеств, - как самостоятельную способность. По мнению Г. Оллпорта [63], социальный интеллект, - особый «социальный дар», который обеспечивает «гладкость» в отношениях с людьми. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями, поскольку его продуктом выступает приспособление (адаптация) человека к социуму.
Термин «социальный интеллект» встречается и в работах Г.Ю. Айзенка [24]. Данный исследователь под социальным интеллектом предлагает понимать интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации под воздействием условий определённой социальной среды. Одним из первых попытку определить сущность социального интеллекта предпринимает такой отечественный исследователь, как Ю.Н. Емельянов [32], предложив тесно связать понятия «социальный интеллект» и «социальная сенситивность». Под социальным интеллектом исследователь предлагает понимать устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения, а также способность прогнозировать «межличностные события». А.Л. Южаниновой [80]. Данный исследователь рассматривает социальный интеллект как особую умственную способность, определяющую эффективность общения. Н.А. Кудрявцева [63] Социальный интеллект данным исследователем понимается как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. В результате осуществленного теоретико-эмпирического исследования Н.А. Кудрявцева [63] пришла к заключению о том, что социальный интеллект независим от общего интеллекта. Социальный интеллект, как способ познания поведения. Социальный интеллект - это познание поведения которое включает шесть факторов:
· Познание элементов поведения - способность выделять из общего контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения. · Познание классов поведения - способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуационной информации о поведении. · Познание отношений поведения - способность понимать и устанавливать связи между единицами информации о поведении. · Познание систем поведения - способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях. · Познание преобразований поведения - способность понимать изменения значений сходного вербального или невербального поведения в разных ситуационных контекстах. · Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации [23].
_________ Практика Цель: обобщить полученные знания в ходе мини-лекции Содержание: Участникам предлагается на основе всех записанных определений понятия «социальный интеллект» записать одно (можно несколько) «своё» определение. По итогам выполнения задания зачитываются и обсуждаются все предложенные варианты определений. Рефлексия: что было легко, а что было трудно в выполнении задания? Время выполнения: 20 мин. 2. Цель: изучить особенности развития социального интеллекта Содержание: 1. функции социального интеллекта: познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная. Время выполнения: 10 мин.
функции социального интеллекта: познавательно-оценочная, коммуникативно-ценностная, рефлексивно-коррекционная. функции: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную [12]. Познавательно-оценочная функция социального интеллекта выражается в определении индивидуальных возможностей, необходимых для достижения результатов деятельности, оказания реальной помощи окружающим, определения содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации. Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее, при этом происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего. В исследованиях Н.А. Менчинской [15] говорится о информация которая может приниматься и быть положительной или, наоборот, отвергаться и быть отрицательной. И в том, и в другом случае мы сталкиваемся с проявлением умственной активности, связанной с установлением определенного темпа переработки информации. Таким образом, реализация этой функции позволяет отобрать значимую информацию, адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем, непосредственно включая ученика в процесс целеполагания (оценочный аспект). Однако эта функция не позволяет определить ценностный смысл ее достижения, что происходит при реализации следующей функции.
Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и, в свою очередь, быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. И.И. Чугунова [76] отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю, и, наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения. Кроме того, мы рассматриваем коммуникацию, с одной стороны, как способ установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны - как процесс поиска смыслов среди ценностей жизни на своем месте. По мнению Альбухановой‑Славской [1], эта внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.
Очевидна взаимосвязь познавательно-оценочной функции социального интеллекта и коммуникативно-ценностной функции. Коммуникация позволяет получить достоверную информацию о социальной среде и осуществить обратную связь в форме ценностных представлений о ней. Ценностный компонент рассматриваемой нами функции позволяет установить отношение к окружающей действительности, что предполагает активность в определении им позиции к происходящему в социальной среде. С коммуникативно-ценностной функцией тесно связана рефлексивно‑коррекционная функция социального интеллекта, которая находит, с одной стороны, свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков учебно-познавательной деятельности, с другой, обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности. Рефлексия обеспечивает связь с социальной средой. Она проявляется, в осознании человеком того, как он воспринимается другими, как «деятельность самопознания внутреннего строения духовного мира, предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом». В.Д. Шадриков [78] рассматривает интеллект как компонент духовных способностей вместе с духовностью. В связи с этим эта функция позволяет не просто оценивать окружающую действительность, но сопоставлять ее духовными компонентами человека и корректировать взаимодействие с социальной средой, определяющее внутренние изменения личности. Коррекционный аспект функции социального интеллекта выражается в обеспечении устойчивости внутреннего мира, во взаимоотношениях с социальной средой, так как социальный интеллект оказывает направляющее действие на творчество, затрагивает смысловые образовательные процессы. Корректирующая роль социального интеллекта проявляется не только в области мыслительных процессов, но опосредует установление динамического равновесия между интеллектуальной и эмоциональной сферами личности. Социальный интеллект сдерживает прорыв отрицательных эмоций, помогает выйти из состояния стресса, позволяет определить выбор механизма психологической самозащиты, направленной на сохранение самоуважения личности. В результате этого определяется поведение личности. Кроме этого коррекция проявляется в процессе становления личностной позиции и выражается в определении своих действий и поступков.
Структура указанных выше функций [78] проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. _________ Практика Цель: развить умения составления психологического портрета человека, Содержание: Каждому из участников группы предлагается выбрать одного человека внутри группы. К каждому из выбранных составить «портрет» поведения (психологический портрет). Так же каждому предлагается выразить свои представления о том, как видят Вас окружающие. Рефлексия: Какие чувства вы испытывали в ходе задания? Совпали ли ваши представления? Время выполнения: 20 мин.
3. Цель: развить умения придерживаться своей позиции, развитие чувствительности к окружающим. Содержание: Участникам раздаются карточки со «скрытыми ролями» которых предлагается придерживаться в ходе игры. Карточки нельзя никому показывать, их следует прочитать, а потом вернуть ведущему. Содержание карточек прорабатывается ведущим заранее. Например: - Алексей, ваша задача - один раз в минуту рассказывать анекдот. - Борис, ваша задача - постоянно оспаривать то, что говорит Алексей и Вера. - Вера, ваша задача - после того, как Алексей закончит рассказывать свой очередной анекдот, вспомнить и озвучить какой-нибудь поучительный афоризм. Рефлексия: какие чувства Вы испытывали в ходе проигрывания ролей? - Бывают ли люди, которые постоянно играют роль в повседневной жизни? как их отличить? - Бывают ли люди, которые почти всегда остаются сами собой и роли не играют? как их отличить? Время выполнения: 20 мин. Итог: какие мысли и чувства возникали у Вас во время выполнения заданий? Что запомнилось?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|