Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия максимизации прибыли.

 

Как было отмечено, цена товара должна не только покрывать издержки, но и обеспечивать прибыль предприятия. В идеальном случае цена должна позволять фирме максимизировать свою прибыль.

Уровень целевой прибыли компании находится между двумя полюсами: точкой безубыточности, в которой прибыль равна нулю, и максимально возможной прибылью.

Расчет и график точки безубыточности были изучены в четвертой теме лекций. Теперь рассмотрим условия максимизации прибыли.

 

Условия максимизации прибыли для компаний, действующих в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различны.

 

Выделяют два условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции.

1) Сравнение валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС). Условие максимизации прибыли в этом случае выглядит так: TR-TC=max

2) Сравнение предельного дохода (MR), предельных издержек (MC), цены (P) и средних издержек (AC).

Предельный доход (MR), - это дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

В условиях совершенной конкуренции предприниматель не может повлиять на рыночные цены, поэтому каждая дополнительная произведенная и проданная единица продукции приносит ему предельный доход MR = P.

Условие максимизации прибыли в этом случае выглядит следующим образом:

MR = MC = P, P> AC.

Указанное равенство называется максимально прибыльным равновесием (рис. 4).

 

Рис. 4. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

 

Здесь цена (Р) равна предельному доходу (MR). Точка пересечения MR и MC указывает на оптимальный объем выпуска продукции (Q). Но в определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками. И здесь может быть несколько вариантов, из которых будет видно, почему P должно быть больше AC.

 

1) Цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 5).

Рис. 5. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

 

2) Цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т.е. фирма только покрывает свои издержки (рис. 6).

Рис. 6. Самоокупаемая конкурентная фирма (в долгосрочном периоде)

 

3) Цена ниже минимально возможных средних издержек, т.е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 7).

Рис. 7. Конкурентная фирма, несущая убытки

 

4) Цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т.е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 8).

 

Рис. 8. Минимизация убытков конкурентной фирмы

 

5) Цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, т.к. потери фирмы превышают постоянные издержки.

 

В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли отличается от рассмотренного, так как фирма может влиять на рыночную цену. Вместе с тем условия максимизации при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой:

MC=MR,

так как фирмы при любых условиях производят дополнительную единицу продукции, если получают дополнительный доход, превышающий дополнительные издержки (рис. 9).


Рис. 9. Прибыль фирмы

 

В общем виде максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции представляет собой равенство: МС=MR=P=АТС, но в каждой из них имеются свои специфические особенности.

 

На рис. 10 изображена кривая спроса, кривая предельного дохода и кривая издержек для фирмы-монополиста. Оптимальный объем выпуска Q* имеет место там, где кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. В этом случае монополист назначает максимальную цену, которую он может получить при данном объеме выпуска P*. Это дает монополисту общий доход в размере P*×Q*, вычитая из которого общие издержки AC*, получается прибыль, представленная на графике площадью прямоугольника


Рис. 10. Определение выпуска и цены монопольной фирмой

 

Максимизируя прибыль в долгосрочном периоде, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).

 

В краткосрочном периоде для фирмы, работающей на рынке монополистической конкуренции, условие максимизации прибыли будет таким же, как и для фирмы монополиста: MR=MC. В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль.

Положительная экономическая прибыль, которую получают монопольно-конкурентные фирмы в краткосрочном периоде, на долговременном этапе будет стимулировать вступление на рынок других фирм. По мере выпуска ими новых товаров данная фирма будет терять свою долю реализации на рынке. Увеличить свою прибыль в условиях монополистической конкуренции фирма может, прибегая к неценовым факторам, таким как улучшение качества своей продукции, сервисного обслуживания и активизации рекламы.

 

Олигополист, в отличие от других рыночных структур, всегда учитывает, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии его конкурентов. В результате олигополист:

а) не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

б) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

в) не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Таким образом, наилучшим вариантом увеличения прибыли для олигополиста будет «неценовое привлечение» клиентов, то есть:

- рост качества обслуживания покупателей;

- качество, технические и внешние характеристики самого изделия;

- выгодные условия кредита;

- долговременность использования и срок гарантии;

- реклама и стимулирование сбыта;

- расширение номенклатуры продукции.

Подведём краткие итоги лекции.

1. Цена должна покрывать издержки компании и в идеальном случае – максимизировать её прибыль.

2. Для планирования, учета и анализа затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

3. При принятии решения об объемах выпуска продукции необходимо учитывать поведение средних и предельных издержек.

4. Условия максимизации прибыли отличаются для конкурентных и неконкурентных компаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...