Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следовательно, фирма возникает в ответ на дороговизну рыночной координации.

Фирма в рыночной экономике.

Вопросы.

1. Понятие фирмы. Условия предпочтения фирм.

2. Классификация фирм.

3. Организационно-правовые формы фирм.

4. Различные теории фирмы.

 

1. Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

Фирму можно рассматривать в двух значениях:

Фирма в широком смысле - это организация, существующая в определенной организационно-правовой форме, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Фирма в узком смысле - это любое деловое предприятие.

Считается, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает. Что же заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму?

Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными (лат. transaction - сделка).

Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле.

Следовательно, фирма возникает в ответ на дороговизну рыночной координации.

2. При всем многообразии фирм их классифицируют по следующим признакам:

1. По роду хозяйственной деятельности:

1.1. Промышленные фирмы - это предприятия, 50% прибыли которых получено от реализации собственной продукции;

1.2. Торговые фирмы - это предприятия, осуществляющие посредническую деятельность по реализации продукции, а также предоставляющие услуги по транспортировке, хранению произведенной промышленными фирмами продукции;

1.3. Транспортные фирмы - предприятия, осуществляющие транспортировку грузов и пассажиров. Среди них выделяют:

- авиационные предприятия;

- железнодорожные компании;

- судоходные;

- автомобильные.

1.4. Кредитно-финансовые учреждения - это фирмы, занимающиеся кредитно-денежными операциями, финансовой деятельностью, арендой;

1.5. Научно-исследовательские учреждения - осуществляют научно-исследовательскую деятельность, предоставляют услуги в области научного проектирования, создания новых технологий и их внедрения.

 

2. По отраслевому признаку выделяют:

2.1. Моноотраслевые фирмы - это организации, осуществляющие свою деятельность в границах одной отрасли;

2.2. Многоотраслевые (диверсифицированные) фирмы - объединения, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях экономики. Среди них различают:

2.2.1. Концерны - диверсифицированные фирмы, которые при всем многообразии экономической деятельности имеют профилирующее ядро. Например, Gillett, American express, производственное объединение «Север» в Новосибирске;

2.2.2. Конгломераты - диверсифицированные фирмы, которые, осуществляя многообразную экономическую деятельность, не имеют профилирующего ядра и объединяют свои финансовые возможности с целью извлечения спекулятивной прибыли.

Наиболее устойчивой формой являются концерны, а конгломераты, получив ожидаемую прибыль, либо распадаются, либо приобретают профилирующее ядро, превращаясь в концерны.

 

3. По национально-территориальному признаку:

3.1. Национальные фирмы - ограничивают свою деятельность удовлетворением потребностей национальной экономики и функционируют в границах одного государства;

3.2. Транснациональные корпорации - объединения, которые осуществляют экономическую деятельность в отдельных регионах или на отдельных континентах;

3.3. Мультинациональные корпорации - объединения, имеющие свои филиалы практически во всех странах мира.

 

4. По количественному критерию различают малый, средний и крупный бизнес.

4.1. В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят работу более половины всех занятых.

Наиболее типичными формами малого бизнеса являются системы франчайзинга (от franchise - льготный) и венчурного предпринимательства (от venture - рисковать).

Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д.

Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты становятся взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако, в целом малый бизнес в России еще не получил широкого распространения.

4.2. Средний бизнес непрочен, т.к. ему приходится конкурировать, как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.). Однако, средний бизнес играют важную роль в социальной стабильности, уравновешивая антагонизм интересов различных по уровню доходов слоев населения.

4.3. Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей массового потребителя.

 

5. По организационно-правовым формам различают государственные и частные фирмы. Удельный вес этих двух секторов экономики подвижен: при национализации границы государственного предпринимательства расширяются, приватизация их сужает.

5.1. Государственное предпринимательство обычно обладают капиталоемкостью и стабильностью, т.к. обладают финансовой и организационной опекой государства.

5.2. Частное предпринимательство - это предприятия, которые не принадлежат государству. Они имеют перед государственными фирмами ряд преимуществ:

- свободны в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

- не регламентированы в объемах бизнеса;

- не ограничены твердой ценой.

3. Выделяют три вида частного предпринимательства:

3.1. Индивидуальное предпринимательство - это бизнес, владельцем которого является частное лицо или его семья. Оно несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал - в этом недостаток индивидуального бизнеса.

Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог и освобожден от налога, установленного для корпораций.

Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т.п.

3.2. Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом.

Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи.

К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения доли каждого в доходе или убытке фирмы.

В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

3.3. Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация - акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.

К числу преимуществ корпораций относятся:

- неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;

- привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;

- стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

- двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпораций, а второй раз как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса s-корпорации (small business corporation), при котором доход корпорации считается доходом ее владельца и облагается только подоходным налогом;

- благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможны выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

- разделение функций собственности и контроля. В корпорациях акции, которые распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.

Существуют и другие недостатки корпораций, которые окупаются преимуществами.

Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским Кодексом Российской Федерации. В соответствии с ним все организации (юридические лица) разделяются на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие фирмы основной целью имеют извлечение прибыли, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества, в свою очередь, существуют в формах: полного товарищества, товарищества на вере (коммандитного товарищества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого) дочерних и зависимых обществ.

Некоммерческие фирмы не имеют цели извлечения прибыли, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов.

 

4. В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

4.1. Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

4.2. Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы - максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к.от нее зависят их жалованье и другие выплаты и льготы.

4.3. Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры.

Существует два пути роста:

4.3.1. Внутренний путь роста - за счет концентрации производства и капитала.

Внутренние источники роста:

- нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

- выпуск акций;

- заемные средства, взятые у банка.

4.3.2. Внешний путь роста - за счет централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внешние источники роста:

- слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

- поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияния и поглощения осуществляются путем горизонтальной и вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification - разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

4.4. Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наиболее распространена в Японии.

 

В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...