Фокус-группа: Как профессиональная самоидентификация студента-психолога влияет на его учебную деятельность?
Маша Д.: Здравствуйте! Давайте начнем сегодняшнюю нашу дискуссию, которая посвящена теме профессиональной самоидентификации студента-психолога в его учебной деятельности. И я предлагаю первый вопрос для обсуждения, насколько вы успешны в своей учебной деятельности и можете ли вы быть более эффективны. Может быть, кто-нибудь хочет ответить на этот вопрос? Катя: Я могу. Маша Д.: Прошу. Катя: Вообще, очень сложный вопрос, потому что естественно… Я начну со второй части… Я, допустим, могу быть более эффективной, другой вопрос, что я достаточно ли прилагаю для этого усилий. Соответственно, я не настолько успешна в своей учебной деятельности, как я могла бы быть. Маша Д: Угу. То есть, вы считаете, что вы можете быть более эффективны? Катя: Ну да. Для этого нужно прилагать определенные усилия, иногда на это не хватает каких-то… Ольга Д.: усилий моральных? Катя: Ну да, может быть там где-то времени, где-то интереса в какой-то области, где-то еще что-то. Мария Д: Ну может быть кто-нибудь еще хочет высказать свое мнение по этому поводу? Я думаю, Маша хочет что-то сказать… Она активно так смотрит… Мария, что вы можете сказать по этому поводу? Мария З: Ну я считаю, что возможно мне не хватает понимания того, зачем я изучаю какие-то предметы, чтобы быть более успешным в них. То есть, я заметила, что я успешна только в тех предметах, в которых я понимаю, как они могут пригодиться мне в дальнейшей моей деятельности. Соответственно, возможно, в этом скрывается моя какая-то неактивность в некоторых… Ольга Д: Вопрос, да… Вы четко себе представляете дальнейшую деятельность свою, да? И как представляете? Мария З: Ну я не могу показать четкого образа своей деятельности, но я могу представить, какие практические навыки я могу вынести из какого предмета.
Ольга Д: Ну, Маша, а вы не противоречите здесь себе? Мария З: Ну, скажем так… наверное я неправильно сформулировала, возможно это на практике именно применение принципов, практическое знание, то есть, допустим, даже сейчас: до того, как мы сели за круглый стол, я не представляла в принципе, как это происходит. Ну то есть, только образное было представление, которое не выходило на практику, соответственно, мне было сложно понять, что, зачем нужны вводные вопросы, как это все строится. Соответственно, возможно я была не достаточно активна на семинаре и выключалась из хода вообще разговора о проведении фокус-группы. Ольга Д: Тогда вопрос такой: вообще, на третьем курсе, может ли студент, кто-о из вас, будучи студентом третьего курса, иметь четкое представление, чтобы вот такую вот селекцию производить: это мне надо, это не надо, это вообще никогда не пригодится! А это может быть пригодится! Мария З: ну, возможно, нам нужно не столько само знание «пригодится-не пригодится», сколько само… Как мы… Какую-то продуктивную деятельность совершать. То есть, ну на практике показать, что вот, «я знаю, там, то-то, то-то», увидеть это вот, как работает. Катя: Ну можешь примеры привести? Мария З: Ну вот сейчас… Ольга Д: Ну Маша вот сейчас сидела и не включалась в беседу, потому что не знала, какие будут проблемы, да? А вот она когда начала на практике пробовать, она поняла, что надо бы вот такой вопросик задать, а может быть про это выяснить. Тогда, смысл то состоит в чем? В том, что пока мы не попробовали на практике, нам достаточно сложно представить себе, как селекцию эту проводить. Мария З: Ну да. Соответственно, возможно, проблема в практическом применении, может быть даже в модулируемых ситуациях, то есь, сейчас мы тоже не можем сказать, что есть у нас прямо серьезная фокус-группа. У нас – учебное занятие, да, но оно нам поможет сейчас осознать, как реально это работает, и вообще, работает ли это. Соответственно, вот такое замечание.
Катя: я просто хотела немножко не в этом плане уточнения, а в том плане, что вот допустим там какой-то предмет, который, ы считаешь, явно тебе не пригодится в твоей будущей деятельности профессиональной. Мария З: Ну вот я не понимаю философию. Катя: ну то есть, не понимаешь или что-то другое? Мария З: Нет-нет-нет, ну то есть, конечно, если я как бы сяду за учебник, я пойму, что хотел сказать Сократ, но зачем мне это, я не понимаю. Вопрос в том, что, ну что я вынесу из того, что сказал Сократ. Катя: И ты считаешь, что философия – это не продуктивно? Мария З: Ну да. Мария Д: Может быть, есть какие-то возражения? Сусанна: Ну тут очень многое зависит от преподавателя и от того курса, который тебе преподают. Если бы как-то с психологическим может уклоном философию преподавали… Мария З: ну самое интересное, что, да. Сейчас философию – я выключаюсь из этой деятельности как бы, из учебной, но на первом курсе, когда у нас была философия с Сориной, она делала упор на какие-то домашние задания, на разбор разных работ философов. При этом был отдельный столбец, типа, соотнесение с психологией, где реально можно было как-то задуматься о том, что те же диалоги Платоновские, которые проводил Сократ, они, возможно, были каким-то предшественником вообще беседы. Ольга Д: Да они сейчас актуальны, в этом ведь смысл. Мария З: Соответственно, ну как бы именно вот эта вот мелочь – как столбец в таблице нашего отчета, он уже немножко менял отношение к предмету. Катя: Вопрос еще, что понимать под эффективностью учебной деятельности, то есть можно понимать «понимание предмета», а можно понимать его как «сдачу экзамена», то есть, тут еще от этого зависит. То есть, я думаю, философию ты сдашь без проблем. Мария З: Ну то есть, как бы говоря, что я из этого вынесу. Насколько я интериоризирую эти знания. Катя: НУ вот да, это уже другое. Ольга Д: Ну просто не хочется на эту тему, потому что бесконечная тема, но суть то в чем? Если мы говорим о Сократе, и вы вот любого возьмите из философов, то наверное можно найти какое-то основание в нынешних представлениях о психологии, о жизни, о философии жизненной, и о педагогике, которые в общем-то начинали обсуждать еще тысячелетия назад. И на сегодняшний день, когда мы говорим о риторической, например, грамотности, то, что в свое время сделал и Сократ, то мы на что должны обратить внимание? Что изначально у нас уже (это мое мнение) должна быть установка к тому, что вот эти знания, которые у нас есть, мы собираем по крупицам, и то, что нам дают… Мы, конечно, проводим селекцию, но желательно, мы должны понимать, что не напрасно были выбраны те или иные предметы, потому что иногда со временем начинаешь понимать, что «ах, зря я не послушал получше вот этот курс». И «Зря я не основательно изучил вот этот предмет». И вот вопрос самоидентификации, он, наверное, тоже пересекается – то, как мы проводим селекцию, насколько мы соотносим себя или с психологом, или с человеком, который является достаточно грамотным человеком. Вы как считаете по этому поводу? Вы не согласны? То есть, вот эта самоидентификация – вот психолог, да? Только с психологом себя идентифицировать, и поэтому вот есть психологические методы, есть психологические приемы, и больше нам ничего не надо, зачем нам философия, зачем нам математика, там, еще какие-то предметы.
Катя: Математика, как раз, очень нужна! Мария З: Ну, соответственно, может, тогда нужна какая-то… Ну, нельзя допускать самотёка в процессе вообще вот этой вот… Ольга Д: что значит здесь «самотёк»? Мария З: Ну то есть, может быть, заострять внимание студентов, почему именно это, что этот курс вам дает в принципе. Что вы из него вынесите, если вы будете… Ну то есть мотивировать студента. Ольга Д: Девченки, ну каждый преподаватель, когда начинает свой курс, он говорит о целях своего курса. Мария З: Ну, понятно, что как бы… здесь уже проблема именно…. Маша З.: здесь уже проблема именно в искусстве преподавания, потому что можно выйти и пробубнить, что цель такая-то, это такое-то, и как бы ну половина этого вообще не услышит, вторая половина…Вот, соответственно это уже искусство преподавания, когда преподаватель реально может объяснить студентам
Ольга Д: То есть не мы выбираем, преподаватель до на донёс, кто-то нас не так рассадил, кто-то нас не так… Катя: Говорили, что успешность учебной деятельности, она 50 на 50. 50% - это способ подачи преподавателем информации, а 50% - это уже то, насколько мы смотивированы на восприятие этой информации, то есть, ну тут такой вопрос. Нет таких правых-виноватых. Ольга Д Ну а Вы как считаете, так же? Ксюша: Ну я тоже считаю, что очень важно действительно уметь преподнести информацию, потому что ну, есть же примеры действительно преподавателей, которые очень интересно доносят там, с какими-то примерами. Даже вот психодиагностика, да вот мне интересно его слушать иногда бывает. Вот, ну наверно, да, не всем, потому что у каждого свои способы восприятия, вот. Ну на мой взгляд так. А есть предметы, которые просто, ну, внимание рассеивается, и нет никакого ни желания, ни мотивации слушать. Вот. Ну а если сказать конкретно по поводу этого вопроса… Ольга Д: А по поводу философии. Рассеивается? Ксюша: Ну когда как. На самом деле иногда мне интересно её слушать, я прям вникаю в то, что она говорит, а иногда, может это зависит от самочувствия, от усталости, потому что всё-таки у нас лекция уже где-то во второй половине дня, и наверно уже просто не хватает сил… Ольга Д: А, ну четверг, после… Понятно. Ксюша: Да. Последняя пара почти. Полина: Предпоследняя. Ксюша: Да. И вот иногда не хватает сил её слушать, но в целом, мне кажется, что она достаточно интересно доносит. Маша Д.: Марин, а вот Вы так смотрите. Я видела в Ваших глазах, что у Вас есть какое-то своё мнение. Ольга Д: Молодец, вот чувствуется, что человек берёт инициативу в свои руки. Марина: Я могу добавить, то что не только личность преподавателя, а моё видение о том, как я буду применять эти знания на практике, которые нам дают, но также и структура учебной деятельности, например, очень для меня важна. То есть если взять ту же самую психодиагностику, ну понятно, что он интересно рассказывает, это всё такое, но когда материал распределяется равномерно в течение семестра, и есть какие-то чёткие отчётности, понятно, что от тебя хотят и когда тебе дают обратную связь, вот это очень для меня важно, потому что на той же самой философии нас никак не контролируют, и невозможно это слушать, то есть как бы. А в конце она будет проверят наличие наших конспектов первоисточников, которые да же, ну, не читает. Поэтому сложно быть успешным в философии.
Маша Д.: Ну может это как раз зависит от личности преподавателя?
Марина: Ну не только от личности, а от, ну я не знаю, неужели она думает, что студенты могут…
Ксюша: Мне кажется, что это зависит от студентов, то есть кому-то, например, проще, чтобы их контролировали в течение семестра, чтобы там какие-то отчётности были. А кому-то наоборот вот удобнее, например, за день до экзамена сесть всё это сделать и прийти на экзамен подготовленным. То есть это у всех по-разному.
Сусанна: Можно я, допустим, аналогию, да вот. Философия – это такой предмет, ну можно сказать, для общего развития сейчас идёт. И вот все как-то так к нему относятся посредственно немножко, большинство, да. А вот у нас был такой предмет, называется генетика, и большинство из нас слушало его с таким интересом, хотя по сути это тоже предмет такой, для общего развития, он не сильно-то нужен психологам, прям чтоб.
Ольга Д: Генетика или психогенетика?
Сусанна: Нет, генетика именно. Обычная генетика. Вот, но просто вот то, как преподаватель доносил до нас эту информацию, и то, как сейчас её доносят, другой преподаватель, всё-таки разница есть. Вот я не была мотивирована ни сейчас слушать, ни тогда, может быть, особо слушать, но преподаватель настолько меня заинтересовал, что я…
Ольга Д: Генетика – это биофак, да?
Сусанна: Да, Ким.
Ольга Д: Биофак – там они умеют, конечно, разговаривать, рассказывать.
Сусанна: Ну не все, но вот он.
Ольга Д: Так, а Вы что скажете?
Полина: Ну а я скажу, что я всегда сама себя во всём виню, так что, ну то есть я верю, что люди, которые хотят услышать, они услышат, как бы преподаватель ни доносил, и у нас есть такие примеры людей на курсе.
Маша Д.: Ну это скорее единицы, как Вы считаете?
Полина: Ну те, кто слушают всё, прям всё, да, единицы. Ну такие самые у нас активные, передовые, ну на всём курсе. Ну просто я тоже часто говорю так: «Да ну, она так скучно рассказывает», а потом думаю, ой да хотела бы слышать – услышала бы. А на самом деле там голова болит, и как-то не можешь сосредоточиться. У меня всегда вот такие какие-то причины. Или там настроение ужасное, или ещё что-то такое.
Маша Д.: Значит получается, есть какая-то проблема. То есть все предметы могут слушать только единицы, а студентов много, это общая масса. Надо вскрывать какие-то проблемы здесь.
Полина: Ну я не уверена, что они кроются в преподавателях. Возможно, они кроются в том, что…вообще в принципе отношение людей к образованию сейчас другое по сравнению, допустим, с предыдущими поколениями.
Маша Д.: Какое другое, я не очень поняла?
Полина: Ну, а, например, возможности залипать в какие-то гаджеты ни у кого не было раньше, и все сидели… А что ты будешь делать на лекции, уберите компьютеры, уберите телефон – что вы будете делать на лекции? Ну вот если вы не хотите спать, то вы хотите-не хотите, но послушаете. Ну как бы хотя бы краем уха. А сейчас очень много отвлекающих факторов, и вообще, не знаю, я как-то, мм, ну. С родителями когда разговариваю про то, как лекции проходят, и как они вообще там сидели и слушали, что они делали, и видна разница. Они как-то больше были погружены.
Маша Д.: Ну хорошо, в карты играли на лекции, например. То же самое.
Полина: Ну, не знаю, мне кажется, процент времени, который они играли в карты, и который сейчас люди на что-то тратят, он разный.
Ольга Д: А можно тогда вопрос, вот если так взять и, ну, в общем проанализировать, вот приходите на занятия, каков процент времени, который вы посвящаете занятиям?
Полина: Ну это зависит… от предмета, в какой-то степени.
Ольга Д: Не, ну если это какой-то вариант, там я не знаю, активного такого семинара, вы там наверно просто не сможете.
Сусанна: У нас есть сейчас такие?
Маша З.: Ну вообще вот Романов, он читал, по сути, лекции, но мы все записывали эти лекции, мы все понимали, о чём он говорит, ну то есть очень редко отвлекались.
Сусанна: Ну вот да, когда записываешь, вот некогда даже отвлечься.
Ольга: он сам вас заставлял?
Маша З.: Нет, он не заставлял, он ничего такого не делал.
Сусанна: Ну по сути позиционировалось, что давайте-ка пишите, что… он надиктовывал.
Маша З.: Да не было такого.
Маша Д.: Он не говорил таких слов.
Сусанна: Он не говорил, но он прям диктовал, несколько раз повторял, то есть это как бы подразумевалось, что мы будем писать.
Маша З.: Ну он, как бы… самое интересное, что он сделал – на первых лекциях постоянно задавал вопросы. То есть, и всегда говорил: «Ну, если бы вы у меня сдавали общую психологию, вы б никто не сдали». И тое сть не знаю, меня это очень замотивировало, и я думаю, ну я до третьего курса доучилась, и чё, я не сдам общую психологию? И как-то не знаю, меня это реально замотивировало. Ольга Д: А вопрос-то всё таки остался в конечном итоге неотвеченным, даа, сколько процент времени гаджетам уделяете?
Полина: Много.
Маша З.: От 10 до там 70-80.
Катя: Зависит опять-таки от того, какая лекция идёт, какая постановка.
Маша З.: Ну то есть отношение даже.
Ольга Д: то есть контролирует преподаватель. Если не может контролировать преподаватель…
Маша З.: Да даже не контроль, просто вот, может быть, отношение.
Катя: Как позиционируется вот.
Сусанна: Я реально вот помню себя на Киме, на генетике, я вот сидела вот так вот.
Ксюша: Потому что у тебя сони эрикссон был. Сусанна: Да даже если бы у меня был не сони эрикссон, я бы всё равно сидела бы вот с таким лицом и слушала бы, потому что это очень интересно.
Ольга Д: Ну все так?
Маша З.: Ну по сути, да. Ким был да, его лекции – это…
Полина: Да? А я не слушала иногда его лекции. Тоже точно так же выпадала. Первые три – да, а потом – так уже.
Маша З.: Не, ну выпадать – это одно, но когда это совсем систематически, когда выходишь с последней лекции и думаешь: «Хм, а о чём был предмет?». Были же такие предметы.
Катя: Ну не знаю, а я, наоборот, генетику плохо слушала, а психогенетику – нормально слушала, потому что там опять-таки требовалось записывать все эти лекции, там презентации были.
Маша Д.: Да, вот Ксюша что-то хотела про отношение к образованию, как мне кажется.
Ксюша: А, да, я в ответ на Полинин комментарий хотела сказать, что в принципе я согласна, да, что, конечно, многое зависит от самих студентов, услышать информацию или проигнорировать её, но просто то, как эта информация преподносится, интересно или нет, мне кажется, влияет именно на усваиваемость информации. То есть одно дело, когда, допустим, студент себя принуждает слушать, и вот, всеми силами, правдами и неправдами себя заставляет, да, усваивать что-то, а другое дело, когда эта информация преподносится так, что хочется слушать преподавателя, и информация запоминается сама, и ложится намного проще и понятней.
Ольга Д: Ну есть разные предметы. Есть те, которые можно, чтобы она вот так сама запоминалась, а есть те, которые всё-таки заставляют человека…
Полина: Ну, тут ещё вопрос мотивации, как раз связанный с вот этой вот самоидентификацией, потому что если я сейчас спрошу, и мы вспомним, как мы готовились к экзаменам, поступая сюда…я, например, ходила на курсы и по три часа не переставая записывала рукой какие-то штуки по биологии про растения! Зачем мне нужны растения, я в упор не понимала, поступая на психфак. Но…тем не менее, ты как бы это делал, и нам объясняли, что мы даём 100% информации, из которых 70% вы не усвоите, но те 30, которые вы усвоите, её хватит вам для того, чтобы сюда поступить. То есть тут как бы тоже вопрос в том, что ещё может быть тот огромный объём, который дают, и его трудно усвоить, он и не нужен, может нужно то, что у тебя от этого большого объёма останется в голове. Ну какая-то основа. Полина – Ну, тут еще вопрос мотивации, как раз связанной с вот этой вот самоидентификацией, потому что если вот я сейчас спрошу и мы вспомним, как мы готовились к экзаменам, поступая сюда, я например ходила на курсы и по три часа, не переставая записывала рукой (Смех) какие-то штуки по биологии про растения. Зачем мне нужны растения я в упор не понимала, поступая на психфак. Но тем не менее ты как бы это делал и ну, нам объясняли что нам дают 100% информации, из которых 70% вы не усвоите, но те 30 которые вы усвоите – их хватит вам для того, чтобы сюда поступить. Т.е. как бы тут еще тоже вопрос (мотивации, да?) в том что, в том что еще может быть что тот огромный объем который дают, да, например, и трудно усвоить, он и не нужен, может нужно то, что у тебя от этого больше объема останется в голове, ну какая-то основа.
Ольга Д – Ну, а кто знает, может вы займетесь какой-нибудь бота-психологией там, кто зоопсихологией…а кто бота (Смех).
Ксюша – Просто смотри, здесь, когда ты ходила на курсы да у тебя была мотивация достаточно ну..
Катя – Серьезная…
Ксюша – Ну, серьезная, да, и недалекая в будущем.
Ольга Д – Последствия серьезные.
Ксюша – Да, ты видела, что ты сейчас потратишь на это свои силы и время, но в итоге ты поступишь и достигнешь своей цели. А сейчас вот мы ходим на философию и понятно, что мы когда-то там закончим психфак, получим диплом, станем специалистами, например, да... Но эта мотивация она очень отсроченная, и мне кажется что здесь вообще не факт что, я возвращаюсь к тому, с чего мы начали, что это не пригодится возможно тебе в этой деятельности, ну, в общем вот так.
Ольга Д – Маш, ну давайте. Значит, по первому вопросу что-то вы еще хотите спросить?
Маша Д – Скорее нет, и предлагаю перейти к обсуждению следующего вопроса…
Ксюша – Можно, можно я секунду, я хочу по формальной части пару слов. Поменять местами второй и третий вопрос, посмотрите. Мне кажется, логично будет (Угу, угу).
Маша З – Мы переходим к следующему пункту нашего обсуждения. Вообще, мы собрались по поводу ПС, которую мы ставим во главу угла нашего обсуждения, и для этого нам нужно понять, что вообще мы подразумеваем под этим понятием. Может быть, кто-то хочет что-то сказать на эту тему? Давайте разберем это понятие в принципе, что оно под собой скрывает.
Ольга Д – Если профессиональное непонятно, может кто-то знает что можно делать с самоидентификацией? Может отсюда начать…
Маша Д – Ну, это скорее как отношение себя с как раз вот…В данном случае с образом психолога и отношением образа себя, как ты себя видишь в образе психолога.
Маша З – Мхм. Так, а тогда следующий вопрос, откуда берется образ психолога?
Маша Д – Ну, образ психолога дается тебе во время учебы, все таки ты общаешься с преподавателем, который является психологом.
Катя – Так, а мы про самоидентификацию или про ПС?
Маша З – Ну, мы пытаемся разобрать вообще понятие ПС, возможно через самоидентификацию, если будет так легче. Катя – Ну, самоидентификация это как бы самоопределение, т.е. с т.з. ПС, вот я сегодня буквально перед парой пыталась, ну, поговорить об этом. Т.е. это самоопределение себя в мире той профессии которую ты выбрал, скажем вот так.
Маша З – Ты о самоидентификации или о ПС?
Катя – Вот это ПС.
Ольга Д – тогда может, что такое идентификация?
Катя – Ну, самоопределение. Само…
Маша Д – Отнесение себя с каким-то образом.
Ольга Д – Соотнесение..
Ксюша – Принятие на себя образа и отождествление…(ОД – роли, образа..)
Сусанна – Да, отождествление, хорошее слово.
Катя – Отождествление…с чем?
Ксюша – С этим образом.
Маша З – Так, т.е тогда ПС из этой логики…
Ксюша – Отождествление себя с образом человека данной профессии.
Маша З – Итак…
Ольга Д – Отождествление…И если конкретизировать, то это что такое? Отождествить это что значит? Принять какую-то (Кто-то – роль)…Сначала продумать, придумать ее а потом принять или что?
Сусанна – Роль, какие-то качества, какие-то навыки..
Ксюша – Даже внешний вид.
Сусанна – Поведение, привычки какие-то.
Маша Д – Клише профессиональные.
Сусанна – «Вы хотите об этом поговорить?....» Ну, т.е. это такое очень распространенное…
Ксюша – Ну, т.е. возможно этот образ даже не всегда продумывается человеком, а это что-то которое…Нечто, что существует в обыденном состоянии, т.е. сознании людей, но когда человек более глубоко погружается в это, т.е. в процессе УД, да, у него возникает такой более определенный образ: что должен уметь представитель этой профессии, какие-то компетенции, навыки, т.е это уже не внешняя какая-то оболочка, а именно уже внутреннее содержимое.
Муша З – Мхм. Эээ…
Ольга Д – Ну и все таки тогда вот психолог, в чем его особенность, и если вы на бытовом уровне раньше когда поступали, имели некое представление о деятельности психолога, и сейчас по истечению уже трех лет, изменился ли этот образ, изменилось ли это представление и если изменилось то в чем? Т.е. это как бы даст возможность тогда увидеть этот аспект связанный именно с самоидентификацией. Т.е. если раньше вы представляли и думали что это то-то и то-то…
Маша З – Нет, ну на самом деле тогда может быть реально заострить внимание на том, что мы представляли под образом психолога, вообще под этой профессией когда приходили на факультет. Возможно даже не в момент когда вы пришли на первый курс, а в момент когда вы решили подать документы.
Катя – Так про профессию наверно не скажешь, но вот опять таки про процесс получения данной профессии, можно сказать что я допустим представляла что будет гораздо больше практики (Кто-то - мхм)… Т.е. что будут какие-то выезды там, каике-то поликлиники, что-нибудь там такое, работа с больными, т.е. не думала что будет много теоретической основы, в том числе и математика меня повергла в шок (Смех). Я вообще понятия не имела, что она реально будет нужна, а она ведь правда нужна. Я тогда не думала правда, что это нужно, и потом когда мне сказали что она и вправду нужна – я в это не поверила, а потом уже в какой-то момент поняла, что она действительно нужна. Т.е. это вот процесс…
Маша З – На самом деле ты же вот сейчас сказала о процессе обучения, а что ты вообще представляла для себя, т.е. ну вот я иду на психфак, чтобы стать психологом, а кто такой психолог для тебя был?
Сусанна – Вот допустим, я могу ответить, я думала что этот тот человек который любит помогать людям, и даже там меня спрашивали, почему я туда пошла – потому что я хочу помогать людям! Но на самом деле я потом поняла что это не так.
Ольга Д – а как?...
Сусанна – Нет, ну вот для себя, что вот как бы я не хочу помогать людям (Смех).
Ольга Д – А, т.е. вы уже для себя поняли, что помогать не хотите, но…
Сусанна - Нет, ну вот как-то вот у меня было какое-то очень узкое представление, что вот психолог это исключительно вот какой-то дядька-тетька, сидит там на кушеточке, с тобой разговаривает…
Маша З – Жалеет, дает советы…
Сусанна – Да вот, такое представление.
Маша З – Мхм…
Катя – Тут еще вот такой момент, кто-то шел сюда уже зная, чем он хочет дальше заниматься, приблизительно, ну, допустим, какая-то цель определенная, а кто-то шел вот в общем и целом в психологию.
Ольга Д – Не до конца понимая, что вот…
Катя – Я вот точно знала, куда и зачем я иду, т.е. вот, чего я хочу в итоге добиться, и в этом плане не изменилось мое мнение…
Ольга Д- А чем?
Катя – Ну, я собираюсь заниматься посттравматическими всякими штуками в детском возрасте, т.е. дети получившие психическую травму, их восстановление, реабилитация и прочее прочее прочее…
БСусанна – Психическую или психологическую?
Катя – Да, психическую. И т.е. в этом плане ну может быть какие-то детали и мелочи поменялись, но…
Ольга Д – А чем это навеяно, если не секрет?
Катя – М…Хм… (Смех)
Ольга Д – Т.е. вы прочитали какую-то литературу или…
Катя – Нет, это, к сожалению, личный и печальный опыт. Т.е. поэтому….
Ольга Д – Т.е. вы с кем-то из психологов общались…
Катя – Ммм…Нет (смех).
Сусанна – Ты получила травму?...
Катя – Да.
Сусанна – Что, правда?...
Катя – Да, я получила в детском…
Маша З – Возможно, Катя не хочет об этом…
Катя – Да нет, это нормально, я просто в детском возрасте получила такую травму, и, соответственно, этим было навеяно, потому что я хотела разобраться, понять, что, как и почему и как с этим в дальнейшем справляться. Вот, и поэтому…В этом плане ничего не изменилось, т.е. я все так же хочу заниматься этим, и мое представление об этом, оно не изменилось.
Маша З – Ну вот на самом деле отсюда идет еще один интересный вопрос…Т.е. первое наше как бы определение оно более…Ну, сужение нашей профессиональной жизни, это было поступление на факультет, следующее, которое прошло недавно – это распределение на кафедры. Вот у Кати на самом деле интересная такая получается позиция, т.е. она пришла на факультет зная, чем она хочет заниматься, но у нее не получилось попасть на кафедру, которая соответствовала бы идее ее занятий.
Катя - Но потом оказалось, что…
Ольга Д – Почему? А на нашей кафедре…
Полина – Тут она тоже самое пишет…
Маша З – Ну это понятно что она пишет…
Полина– Тут она пишет то, что она хочет, а там она писала не то что она хочет.
Ольга Д – А не попали по причине?...
Катя – Там взяли в основном отличников и ну…Да, у меня были тройки, а с тройками там по-моему никого не было, да?
Маша З – Была одна девочка…
Катя – Ну, не суть…Но потом, когда я пришла на эту кафедру, мне как-то объяснили, что в общем-то ты туда-то зачем шла? Там тебе не место, тебе туда не нужно, что тебе как раз сюда нужно, по твоей тематике вот, тебе нужно быть на этой кафедре. В общем-то так сложилось очень удачно…(Смех)
Маша З – Ну т.е. получается интересно как бы, вот вроде как образ был, а вот как этот образ, который есть, вот, вроде «я закончил институт, я занимаюсь тем-то» и образ к которому ты как бы стремишься, получается он был не совсем вот…
Катя – Ну тут еще вмешалось то, что клиническая кафедра обладает некоторой такой, как это, не популярностью, а вот статус у нее такой…Что это престижно, клиника она такая прям вот вся…
Маша Д – Ну они сами себя так позиционируют…
Ольга Д – А почему вот она престижна, как вы думаете?
Машам З – Ну, во-первых, потому что есть лишние 2 строчки в дипломе, психолог – клинический психолог.
Ольга Д – Самое главное, вы сами про это говорили да, где работать и чем заниматься. Клиническая кафедра и кафедра другая какая-то, разница в чем?
Маша З – Ну, возможность работать в клинике. При этом сам факт этого он как бы не особо, ну, т.е. если разобраться, то не особо сужает…Ну, т.е. да, нельзя работать в клинике…И? Вот, но с другой стороны мне кажется…
Ольга Д - Психологи с других кафедр тоже работают в клинике…
Маша З – Ну, мне кажется тут работа преподавателей самой клинической кафедры, они даже ставили само поступление, типа «к нам поступить могут только самые-самые», и конечно у тебя сразу включается механизм «А, а я самая-самая, я поступлю».
Сусанна – Или нет… «Я пошла…» (Смех).
Маша З – Вот. Т.е. не знаю, как бы… Но у меня правда получилось, что у меня научный руководитель сказал, что лучше бы туда, но я тоже не поняла зачем туда, почему туда, как бы…За что…
Ольга Д – А кто у вас научный руководитель?
Маша З – Никольская…Она как раз занимается проблемой взаимоотношения человека и животного, и она сама закончила клиническую и сказала «иди на клиническую» и я такая, ну, ну пойду, и не попала такая и ну, ну и чего я потеряла…
Ольга Д – А она там, на клинической?
Маша З – Да, на кинической, но вот в итоге я как бы не попала туда и прервалось с ней общение…
Ольга Д – Ну не надо прерывать, надо и там и там общаться…
Маша З – Ну как бы... Не сложилось. Вот, соответственно вот опять же, ну, факт распределения на кафедры мне кажется, тоже достаточно интересно влияет вот на сам образ того, кто я буду после института….
Маша З – То есть, если раньше это вот реально было, мне кажется у многих похожий образ, что ну вот я там помогаю людям, я разговариваю с ними… Сейчас, когда мы распределились на кафедры, мы уже такие социальщики, такие активные, которые занимаются там групповыми явлениями, ещё чем-то… Ольга Д – Что-то у нас модератор-то разговорился. (все смеются) Маша З – А я модератор, да (смех) Маша З – Ааа, кто хочет что-нибудь еще сказать? Ольга Д – Добавить? Маша З – Тогда перейдем к третьему вопросу. Екатерина? Катя - Ну, он логически вытекает из предыдущего вопроса, это «Как вы считаете, в какой мере у вас присутствует профессиональная самоидентификация, то есть в какой мере вы уже самоопределились в мире выбранной вами профессии?» Ксюша - Я могу ответить Катя - Давай Ксюша - Я хочу сказать, что когда я поступала на факультет, я конечно представляла себя больше, ну не то что больше, а вот я себя именно представляла психологом-практиком. То есть вот ко мне приходят люди с проблемами и я там начинаю помогать им, грубо говоря. А здесь же когда я вот стала обучаться на этом факультете, я поняла что в принципе здесь сплошная теория по большому счету. И как-то вот у меня не сложилось вот эта самоидентификация. Вот, сейчас я могу сказать, что я не представляю себя психологом в будущем и поэтому у меня сейчас появились другие… Ольга Д – То есть разрушилась? Ксюша - можно сказать и так, да. Вот, поэтому сейчас у меня… Ольга Д – А чем разрушили? Т: Отсутствием практики Ольга Д – Теорией или отсутствием практики? Ксюша - Изобилием теории и отсутствием практики, да. Ольга Д – Чем, в первую очередь, теорией или отсутствием практики? Ксюша -: Ну, и тем и другим. Ольга Д – Потому что разные вещи. Если только теорию дают, и при этом вы понимаете, что потом будет какая-то практика, там еще что-то… Катя - Какая-то… Ольга Д – Или, нет, понимаете ситуацию… Как… Не буду. Суть-то в том, что бывает что человека пугает, что много теоретических подходов, много теоретических каких-то выкладок. Он просто не может с этим справиться и самоопределиться в этом даже, да? Потому что, посмотрите, вы уже, наверное сейчас, на сегодняшний день, даже на третьем курсе по групповой работе и по работе индивидуальной, по коррекции, по психокоррекции - сколько вариантов теоретических подходов. Ксюша - Дело в том, что вот я не имею ничего против теории, я понимаю, что это всё очень нужно. Но просто порой так бывает, что теории много, а как она применяется на практике – вот это непонятно. И если эта теория не находит своего применения на практике – зачем мы тогда её изучаем? Вот. И мне вот это вот большой вопрос. И вот я действительно могу сказать, что это сильно мне мешает… Моему представлению обо мне как о психологе. Ксюша - Эээ.. Ольга Д – Ну вот был образ, да вы говорите, что вы представляли что вы… придет человек, вы будете ему помогать. Как вы ему будете помогать? Вы надеялись, что вас научат, как помогать или что? Ксюша - Ну по сути да Ольга Д – Что? Что разрушилось? Какой образ? Ксюша - То есть я, как вот я предполагала, что меня допустим научат, что вот к вам пришел человек со стрессом, например, и… Ольга Д – Аа, вот с такой проблемой, с такой, с такой. Если с такой, то надо делать то, если с такой, надо делать то… Ксюша - Ну, это очень грубо, но в принципе, возможно да. Ольга Д – Ну тогда что именно в общем да возможно? Как вы представляете? Важно ваше представление в общих чертах, да. Как вот вы представляли, чем вы будете заниматься? Ксюша - То есть я… Вот мы сейчас прошли там кучу всяких теорий, там например Выготского, Леонтьева. Это всё очень хорошо, это всё надо знать. Но по сути это же не дает какого-то ответа на вопрос, что делать с проблемой, какого-то практического ответа. Ольга Д – Угу, угу. Ксюша - И для меня вот это вот неприятно. Сусанна - Вот, допустим, ээ, ситуация. Вот, я учусь уже на третьем курсе, я… мне всего там два года осталось. Я уже какие-то должна базовые знания иметь и уже как-то вот… Ко мне подходит человек, говорит: «Вот, у меня ребенок потерял уверенность в себе. Скажи, что делать?» Маша З – И ты такая: «А, ну по Выготскому …» Сусанна - Я начинаю задавать вопросы… Вы, говорит, нет, вот не то, не то… И я понимаю, что не знаю, как помочь человеку, что ему сказать. Потому что, ну как бы, у меня нет каких-то методик, каких-то техник, которые бы мне дал<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|