Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистические аспекты циркулярных и других системных вопросов.

ВОПРОСЫ В СИСТЕМНОЙ ТЕРАПИИ И ЦИРКУЛЯРНОЕ ИНТЕРВЬЮ

(Бебчук М.)

 

Взгляды различных школ системного подхода на технику «Циркулярное интервью».

В системной семейной терапии существует два понимания техники «Циркулярное интервью».

1.1. Миланская школа системной терапии понимает под этим названием выявление циркулярной последовательности происходящих в семье событий или действий членов семьи.

- Когда папа приходит с работы, и ты его встречаешь в коридоре, что в это время делает твоя мама? А брат?

- А что происодит потом? А что в это время делает мама? А брат?

- А затем? Что тогда делает мама? Брат?

- Что после этого?…..

Подобные уточняющие вопросы задаются до тех пор, пока не прояснится символический смысл симптоматического поведения или не подтвердится системная гипотеза.

1.2. Немецкая школа понимает под циркулярным интервью технику семейной терапии, суть которой состоит в том, что психотерапевт спрашивает одного из членов семьи, как относятся друг к другу двое других. В отличие от прямых вопросов о внутрисемейных взаимоотношениях такая техника вследствие своего проективного характера дает более существенную информацию как психотерапевту, так и семье. Такой тип опрашивания позволяет легче вовлечь в беседу всех членов семьи, начать разговор об отношениях в семье. Немецкое понимание является более широким, т.к. включает в себя три уровня:

вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что думает другой?

- Если бы здесь был твой брат, что бы он сказал, какие проблемы есть в вашей семье?

- Ваша жена сказала, что произошел сдвиг. Как вы думаете, что она имела ввиду?

вопросы могут быть заданы одному члену семьи о том, что чувствует другой?

- Как тебе кажется, что чувствует мама, когда видит, как ты боишься?

вопросы могут быть заданы о поведении, поступках, действиях другого?

- Как тебе кажется, после смерти бабушки родители стали жить дружнее или нет?

- Что сделал бы папа, если бы ты не вышел встречать его в коридор?

 

Циркулярность – один из основных принципов системного подхода.

 

В рамках линейного мышления, господствующего со времен Декарта и Ньютона, основой миропонимания являются причинно-следственные связи. Из «события А» вытекает «событие Б», а из него, в свою очередь, «событие С». Системное мышление опирается еще на идею обратной связи: «событие Б» вызывает не только «событие С», но и влияет на «событие А». И если все «события» таким образом друг с другом связаны, то возникает циркулярная последовательность событий. В этой последовательности все «события» влияют друг на друга.

 

Следующая серия рисунков иллюстрирует идею циркулярности.

 

1. Хельмут плачет.

2. В других терапевтических подходах принято спрашивать:

Хельмут, почему ты плачешь?

Что с тобой происходит?

 

 

3. Ханнелора видит, что Хельмут плачет.

 

4.

 

Циркулярный вопрос в паре.

Как думаешь ты, Хельмут, что означают твои слезы для Ханнелоры?

 

 

5. Циркулярный вопрос третьему участнику.

Как думаешь ты, Стэфан, что для твоей мамы значит видеть плачущего отца?

 

 

 

Вопросы в системном подходе

 

Вопросы в системном подходе решают различные задачи:

1. Получение информации, как и в любом разговоре;

2. Обеспечение коммуникаций;

3. Процессуальное видение происходящего;

4. Стимуляция ассоциативного процесса;

5. Вовлечение в процесс на вербальном и невербальном уровне третьих, четвертых, пятых и т.д. персон;

6. Проведение прямой терапевтической интервенции.

 

Вопросы делят на следующие группы.

I. Вопросы «классифицирующие». В первую очередь они ориентированы на то, чтобы увидеть различия во взглядах, с которыми пришла семья.

- Кто радуется в семье больше всех, когда свекровь занимается ведением домашнего хозяйства? Кто меньше всех?

Примером вопроса на классификацию, который можно использовать и для начала терапии, может быть такой:

- Кто сегодня настроен наиболее оптимистично? А кто сегодня самый большой пессимист?

 

II. «Процентные» вопросы. С помощью них можно дифференцировать идеи, настроения, концепции, взгляды на болезнь, мнения. Очень хороши они и для прояснения амбивалентных позиций.

- Если в сердце вашей жены существуют две тенденции: расстаться с вами или остаться, сколько процентов сердца отдается одной тенденции, а сколько другой?

 

III. Вопросы для выяснения коалиций. Направлены для выяснения коалиций – «кто с кем?» Ключевым вопросом для этой группы является вопрос: Видите ли вы эту проблему также или по-другому?

- Папа держит тебя за маменькина сыночка. Ты смотришь на этот вопрос так же, или ты все-таки больше папенькин сынок?

 

IV. Вопросы на прояснение реальной ситуации. Эта группа делится на несколько подгрупп.

1. Вопросы, проясняющие запрос. К прояснению запроса относятся вопросы, касающиеся тех людей, которые прислали семью.

- Кому пришла в голову идея об этом контакте?

- Что бы вы хотели, чтобы здесь происходило?

- Почему клиентом является именно этот человек?

- Почему семья пришла именно ко мне и почему именно сейчас?

Вопросы, проясняющие, с какими ожиданиями пришла семья.

- Кто чего хочет и от кого?

- От меня, как от терапевта и от всех остальных?

- Кто является оптимистом, а кто пессимистом?

- Что должен был бы я, терапевт, или должны были бы мы сделать, чтобы эти ожидания оправдались?

- Что должен я и мы сделать, чтобы работа была абсолютно неуспешной?

- Кто чего хочет, от кого, с какого времени? И до какого времени?

- Как часто вы бы хотели встречаться?

- С кем встречаться? Против кого встречаться?

- Сколько денег вы готовы заплатить за эту терапию?

- Скольким временем готовы пожертвовать для решения этой конкретной проблемы?

 

2. Вопросы о проблеме.

- Из каких отношений вырастает проблема?

- Кому эти проблемные отношения демонстрируются, а кому – нет?

- Где проблема проявляется, а где – нет?

- Когда проблема проявляется, когда – нет?

- Что должно произойти, чтобы проблема была решена?

- Кто первым выявил сложность и обозначил ее как проблему?

- Что имеет ввиду папа, когда говорит о существовании проблемы, о сложности взаимоотношений, о непонимании и т.д.?

- Кто реагирует на проблему больше всех, кто меньше всех?

- Кому она больше всех мешает, кому меньше всех?

Если речь идет о проблемном ребенке, то такой вопрос:

- Как реагирует ребенок на реакции окружающих? (вопрос к окружающим)

- Что изменилось в отношениях, когда возникла проблема?

- Что изменится в отношениях, если эта проблема будет усилена?

Последние вопросы можно задавать до бесконечности, уточняя, проясняя в кругу, кто как реагирует на проблемное поведение, пока всем не станет ясно про всех остальных, кто и как реагирует.

 

V. Вопросы на конструирование возможностей. Здесь тоже выделяют несколько подгрупп.

1. Вопросы, ориентированные на решение.

- Как часто, как долго или когда проблема не проявляется?

- Если проблемы не будет, чем бы занялись вы и другие?

- Что бы мы могли делать здесь, если проблемы не будет?

На усиление ресурсов.

- Что вы делаете хорошо?

- Что вы хотели бы в своей семье сохранить (конкретно)?

- Какие усилия вы готовы еще приложить, чтобы делать что-то еще лучше, то, что и так вам хорошо удается?

Чудесные вопросы.

- Если ночью прилетит фея (или в понедельник вас сделают операцию и т.д.) и проблема неожиданно будет решена, что вы утром первое заметите, что будет вторым?

- Кто больше всех будет удивлен?

- Кто будет больше всех шокирован, что проблема ушла так неожиданно, вдруг?

2. Вопросы, усиливающие проблему.

- Что вы должны сделать, чтобы ваша ситуация ухудшилась?

- Что бы я мог сделать, чтобы это ухудшение еще больше поддержать?

- Кто мог бы быть еще включен в эту проблему, чтобы ситуация стала еще хуже?

3. Вопросы комбинированные, ориентированные как на проблему, так и на ее решение.

- Для чего было бы хорошо, чтобы проблема еще раз к вам вернулась?

- Что может ухудшиться, если проблема исчезнет?

- Как долго вы собираетесь давать этой проблеме место в вашей квартире?

- Когда вы планируете выставить ее за дверь?

- До какого времени, как вы считаете, это делать еще рано?

 

VI. Вопросы, предназначенные для начала и для завершения сессии.

Начало.

- Что должно сегодня произойти, чтобы для вас это было хорошим разговором?

- Что произошло с нашей последней встречи, что удивило вас больше всего (за эту неделю)?

- Что могло бы быть уже сегодня позитивным изменением?

- Кому из вашей семьи в последнее время лучше всех живется?

- Что должно было бы уже сегодня произойти, чтобы это была наша последняя встреча?

- Какие идеи у вас есть в голове относительно того, что сегодня здесь будет происходить?

Вопросы, адресованные наиболее сопротивляющемуся члену семьи.

- Кто из вас ничего не хочет?

- От кого вы здесь ничего не хотите?

- Как вы считаете, будет ли это постоянной позицией или, возможно, что это слишком рано – что-то прямо сейчас хотеть?

- Если вы, собственно говоря, ничего не хотите, в чем тогда цель прихода?

Для завершения.

- Как долго вы думаете будете еще нуждаться в терапии?

- Кто из вас имеет больше интереса и готов больше времени уделить терапии – вы или ваша жена?

- Предположим, что по каким-то причинам терапия сегодня закончится, что вы будете делать?

- Если по причине землетрясения все врачи, социальные работники умрут, как вы будете тогда решать свою проблему?

Стилистические аспекты циркулярных и других системных вопросов.

1. Циркулярные вопросы являются интервенцией. Они хороши, но должны быть уместны.

2. Циркулярные вопросы должны задаваться конкретно и коротко. Это определенная техника, а не вообще стиль общения в данном подходе. Кто маму больше раздражает – дедушка или папа? А не так: Как вы думаете, реагирует мама сильнее, когда… (длинный текст)?

3.Особенности в задавании вопросов детям – лучше, чтобы они были образными. Это могут быть «классифицирующие» вопросы, «процентные» вопросы, но в них обязательно должна присутствовать картинка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...