Требования к уровню подготовки учащихся
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Учебная программа Для 1-4 классов уровня начального образования Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Внесены изменения и дополнения согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 июня 2015 года №393.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №11659 от 14 июля 2015 года.
Физическая культура: Учебная программа для 1-4 классов уровня начального образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015. –19 с.
© Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, 2015. Приложение 12 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету «Физическая культура» Для 1-4 классов уровня начального образования Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. 2. Изучение предмета направлено на формирование личности, готовой к активной самореализации. 3. Содержание учебной программы определено с учетом потребностей личности учащегося, семьи и общества, достижений современной педагогической науки. 4. Цели обучения: 1) формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общей развивающей направленностью;
2) формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; 3) целостное развитие физических и психических качеств; 4) творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни. 5. Задачи обучения: 1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности; 2) формирование системы знаний из области физической культуры, касающихся сохранения и укрепления здоровья; 3) развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и координационных способностей; 4) обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности; 5) содействие воспитанию социально значимых черт личности, развитию нравственных и волевых качеств, формирования эстетических вкусов и навыков культуры поведения; 6) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режима дня, влиянии физических упражнений на здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей. 6. Программа состоит из двух разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент) и «Формирование универсальных и предметных способов действий» (операциональный компонент). 7. Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в начальной школе являются: 1) уроки физической культуры; 2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3) спортивные соревнования и праздники; 4) занятия в спортивных кружках; 5) самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задание). 8. В процессе проведения занятий осуществляются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: 1) «Русский язык и литература»: использование стихов, рифмованных упражнений для проведения подвижных игр;
2) «Познание мира»: при выполнении упражнений ученик узнает о своих органах, частях тела, о сезонных изменениях в природе, о самочувствии и т.д.; узнаёт о гигиене тела, чистоте одежды; во время бега, игр вырабатывает понятие о времени; 3) «Математика»: ученик узнает о сантиметрах, метрах, секундах, километрах и т.д.; 4) «Музыка»: ученик учится использовать в движении темп, ритм, проявлять эмоции; 5) «Изобразительное искусство»: умение использовать графические рисунки движений для выполнения изображенных упражнений; 6) «Трудовое обучение»: умение организовывать собственную деятельность. 9. Объем учебной нагрузки по предмету в соответствии с Типовым учебным планом составляет: 1) 1 класс – 3 часа в неделю, всего 99 часов; 2) 2 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 3) 3 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа; 4) 4 класс – 3 часа в неделю, всего 102 часа. 10. Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся и задают систему итоговых результатов обучения, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. 11. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учётом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты. 2. Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
12. Содержание курса включает следующие разделы: 1) тематический план: таблица 1
13. Основы знаний: правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке, режим дня и личная гигиена, значение физических упражнений для здоровья человека, правила безопасности при выполнении конкретных видов физических упражнений учебной программы, значение и приемы закаливания. 14. Двигательные умения и навыки: гимнастика, строевые упражнения, основная стойка, построение, в шеренгу в колонну, команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», повороты на месте направо и налево переступанием, размыкание и смыкание в шеренге, в колонне, в кругу; Команды: «Направо!», «Налево!», «На месте – шагом марш!», «Шагом марш!», «Бегом марш», «Класс, стой!»; ходьба в колонне; ходьба по разметкам на носках, пятках, в полуприседе, в полном приседи, ходьба с сохранением правильной осанки, с различными положением рук: 1) общеразвивающие упражнения с предметами (мячи, обручи, скакалки) и без предметов; основные положения рук и ног, основные движения руками, туловищем и ногами; 2) упражнения для формирования осанки, дыхательные упражнения; 3) лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, лазание и подлезание под гимнастическую скамейку, бревно и другие предметы, лазание по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползание; 4) упражнение в равновесии: на месте, ходьба по гимнстической скамейке, с поворотом и приседанием; по наклонной скамейке, по низкому бревну; 5) акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, сидя сзади, лежа сзади на предплечьях), седы (на пятках, углом), группировка и перекаты в группировке, из положения лежа руки вверх перекаты впараво и влево, танцевальные упражнения: шаг с подскоком, приставной, галоп; 6) игры и игровые задания: эстафеты с элементами гимнастики и акробатики, преодоление полосы препятствий с элементами лазания.
15. Легкая атлетика: 1) бег в медленном темпе в чередовании с ходьбой до 2-х минут, до одного километра, бег с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), бег из различных исходных положений, высокий старт с последующим стартовым ускорением, челночный бег 3×10 м, бег 30 м.; 2) прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением вперед и назад; с поворотами вправо и влево, в длину и в высоту с места, в высоту и в длину с 2-3 шагов разбега, с высоты до 30 см.; 3) метание малого мяча в цель, броски и ловля больших и малых мячей; 4) подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты; 5) подвижные игры: игры на развитие двигательных качеств- «Зайцы в огороде», «Пятнашки», «Салки», «Қарлығаштар-Қаршығалар», «Балапандар», «К своем флажкам», «Быстро по местам!» и другие; 6) игры с мячами: «Охотники и утки», «Гонка мячей», «Мяч по кругу», «Брось - поймай», «Пингвины с мячом» и др. 16. Лыжная подготовка: 1) переноска лыж, передвижение в колонне с лыжами, передвижение на лыжах ступающий и скользящий шаг без палок, поворот переступанием на месте и в движении, подьем ступающим шагом и спуски в основой стойке; 2) подвижные игры и встречные эстафеты: «Проедь в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»и др. 17. Плавание: 1) освоение с водной средой - погружение в воду с головой, доставание мелких предметов со дна, выдохи в воду, упражнение «медуза», «поплавок» на задержке дыхания; 2) игры на воде: с выдохом в воду «У кого больше пузырей», «Качели», с преодолением сопротивления воды «Кто выше», «Море волнуется», с погружением в воду «Кто быстрее спрячется под воду», «Хоровод», «Насос». 3. Базовое содержание учебного предмета для 2 класса
18. Содержание курса включает следующие разделы: 1) тематический план: таблица 1
19. Основы знаний: 1) двигательный режим ученика, значение утренней гимнастики, занятий физическими упражнениями на свежем воздухе, гигиенические правила при выполнении физических упражнений, дыхание при беге и ходьбе на лыжах: 2) правила приёма водных процедур, воздушных, и солнечных ванн; 3) значение плавания, правила поведения учащихся на воде. 20. Двигательные навыки и умения: 1) гимнастика, повторение материала пройденного в предыдущем классе, строевые упражнения, повороты на месте кругом с разделением по команде: «Кругом! Раз - два»; 2) перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две, передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом», общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; 3) акробатические упражнения - стойка на лопатках согнув и выпрямив ноги, кувырок вперед в группировке, мост из положения лежа на спине, «коробочка» из положения лежа на животе; 4) упражнение в равновесии - ходьба по бревну, перешагивание через предметы, лазание и перелазание, лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, подтягивание лёжа на животе по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке, перелазание через гимнастическое бревно (высота – 60см); 5) висы и упоры - упражнение в висе лёжа; в упоре; в упоре стоя и лёжа, танцевальные упражнения, позиции ног, переменный шаг; 6) игры и игровые задания - эстафеты с элементами гимнастики и акробатики, преодоление полосы препятствий с элементами лазания. 21. Легкая атлетика: 1) повторение материала пройденного в предедущем классе, ходьба и её разновидности, бег, высокий старт, бег с изменением направления и темпа, челночный бег 3х10м., бег 30 м., бег 1000 м без учета времени, прыжки на месте и с поворотом на 90о и 180о, в длину с места, прыжки в высоту с прямого разбега, с высоты до 40 см, со скакалкой на месте, метание малого мяча по горизонтальной и вертикальной мишеням; на дальность способом «из за спины через плечо»; 2) подвижные игры с элементами бега, прыжков, метания, эстафеты, кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5–2км) с преодолением естественных препятствий, подвижные игры, игры разученные в предыдущем классе; 3) игры на развитие двигательных качеств - «Жылжымалы аркан», «Вызов номеров», «Бездомный заяц», «Орамал», «Невод», различные варианты салок; 4) игры с мячом - «Слалом с мячом», «Метко в цель», «Гонка мячей ногами», «Бросок мяча в колонне», «Мяч соседу», «Проводка мяча» и др. 22. Лыжная подготовка: 1) скользящий шаг с палками, передвижение ступающим и скользящим шагом на лыжне, повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж, подъем на небольшие склоны ступающим шагом, «ёлочкой», «лесенкой», спуск в основной стойке, торможение «плугом», прохождение дистанции 1 км; 2) подвижные игры и встречные эстафеты: «Кто быстрей взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки», «Гонки на лыжах», «В ворота» и др. 21. Плавание: 1) упражнения на дыхание, упражнения на задержку дыхания «медуза», «поплавок», упражнение «звезда» на груди и на спине с помощью и у бортика бассейна, движения ногами способом кроль с опорой руками о бортик бассейна, скольжение на груди и на спине; 2) игры на воде - с выдохом в воду «Поезд и тоннель», «Качели», с преодолением сопротивления воды «рыбы и сеть», «волны на море», с погружением в воду «сядь на дно», «дельфины», игры на всплытие, лежание и скольжение в воде «пятнашки с поплавком», «торпеды», «эстафета с выбыванием». 22. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (2 класс): таблица 2
23. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 2 класса (мальчики): таблица 3
24. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 2 класса (девочки): таблица 4
4. Базовое содержание учебного предмета для 3 класса 25. Содержание курса включает следующие разделы: 1) тематический план: таблица 5
26. Основы знаний: 1) физическая культура народов Казахстана, связь её содержания с их трудовой деятельностью, двигательный режим и его значение для здоровья, влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку и плоскостопия: 2) спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. 27. Двигательные навыки и умения: 1) гимнастика, повторение материала пройденного в предыдущем классе, строевые упражнения, команды: «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй – рассчитайсь!»; 2) построение в две шеренги, передвижения по диагонали, противоходом, «змейкой»; 3) комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов; 4) упражнения для формирования осанки, комплекс упражнений утренней гимнастики; упражнение с набивным мячом (1 кг), гантелями (0,5 кг); 5) акробатические упражнения: перекат назад в группировки с последующей опорой руками за головой, кувырок вперед в упор присев, перекат назад в стойку на лопатках, опустить прямые ноги за голову, согнув ноги прийти в исходное положение, перекаты в сторону из упора стоя на коленях; 6) упражнение в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке с ударами мячом о пол и ловлей мяча, ходьба по бревну на высоте до 50 см с перешагиванием через предметы, с подбрасыванием и ловлей мяча, приставными шагами вправо и влево с перешагиванием через предметы высотой до 25см; 7) повороты на бревне направо, налево, простейшие комбинации из пройденных упражнений (ходьба по бревну на носках, повороты); 8) лазание и перелазание - лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях, лёжа на животе, поочередное преодоление 3-4 препятствий при помощи лазания и перелазания, захваты каната ногами скрестно подъемом, висы на канате с захватом скрестно подъемами ног, лазание по канату произвольным способом (2,5м); 9) висы и упоры на гимнастической стенке, бревне, скамейке; 10) танцевальные упражнения - сочетание ритмических движений руками, туловищем, головой, ногами под музыку; 11) элементы национальных, детских танцев; 12) игры и эстафеты с элементами гимнастики. 28. Легкая атлетика: 1) повторение материала пройденного в предыдущем классе, ходьба с изменением длины и частоты шага, высокий старт, бег в чередовании с ходьбой, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени назад, бег 30 м., 60м, бег на 1500 м без учета времени; 2) встречные эстафеты - прыжки со скакалкой, с продвижением вперед, многоскоки, прыжки с высоты до 50 см с мягким приземлением, прыжок в длину с места, прыжки в длину и высоту с прямого разбега согнув ноги; 3) метание малого мяча в цель, метание малого мяча на дальность; 4) игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, метания; 5) подвижные игры с элементами спортивных игр; 6) упражнения с мячами, высокое подбрасывание мяча и ловля его двумя (одной) руками, то же после дополнительных движений, перебрасывание мяча в парах стоя лицом друг к другу стоя лицом к друг другу (расстояние 2 м), способами снизу, из-за головы, от груди, ведение мяча в ходьбе, беге, передачи мяча ногами в парах на месте и в движении; 7) игры с мячами: «Передал - ушел», «ведение мяча между предметами с обводкой предметов», «гонка мячей в колонне», «Не давай мяча водящему», «перестрелка»; 8) кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5–2км) с преодолением естественных препятствий. 29. Лыжная подготовка: 1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, одноопорное скольжение, спуски в высокой и низкой стойке, передвижение скользящим шагом, передвижение на лыжах до 2 км, игры на лыжах. 30. Плавание: 1) повторение материала пройденного в предыдущем классе, движение ногами способом кроль на груди, держась за бортик бассейна, скольжение с движениями ног, скольжение с движениями рук, старт из воды, прыжок в воду вниз ногами, спад в воду (из положения сидя на бортике, руки вверх, наклон вперед), то же, отталкиваясь от бортика; 2) игры на воде - «Скользи вперед», «Кто быстрее», «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Борьба за мяч», «Салки с мячом». 31. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (3 класс): таблица 6
32. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 3 класса (мальчики): таблица 7
33. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 3 класса (девочки): таблица 8
5. Базовое содержание учебного предмета для 4 класса 34. Содержание курса включает следующие разделы: 1) тематический план: таблица 9
35. Основы знаний: 1) двигательный режим и его значение для здоровья, повышение работоспособности учащихся, правила закаливания. 36. Гимнастика: 1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, строевые упражнения; 2) команды - «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», расчет по порядку, рапорт учителю, перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом; 3) комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов - упражнения с гимнастической палкой, обручем, с большими и малыми мячами; 4) гимнастика до учебных занятий, упражнения для формирования правильной осанки; 5) акробатические упражнения: несколько последовательных кувырков вперед (2-3) разученным способом, кувырок назад в группировке, кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках, комбинации из разученных ранее элементов; 6) упражнения в равновесии: ходьба по бревну выпадами; назад на носка, приставными шагами продольно и поперек, опускание в упор стоя на колене, повороты на рейке гимнастической скамейки на носках на 90º и 180º, руки в стороны; 7) лазание и перелазание - лазание по заданию по наклонной гимнастической скамейке с переходом на гимнастическую стенку (одноименным, разноименным способами), лазание по гимнастической стенке по заданию вверх, по диагонали, одноименным и разноименным способами и с переходом на гимнастическую скамейку, установленную под углом 30º, перелазание через препятствия высотой до 1 м., преодоление полос из 3-4 препятствий, лазание по канату в три приема (2,5м); 8) висы и упоры: вис согнув ноги, завесом двумя, на согнутых руках, согнув ноги, упор лежа, упор стоя на коленях, прыжки на двух ногах через короткую скакалку, на одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки на мягкие препятствия (гимнастические маты, высотой до 60см) в упор присев, стоя на коленях с последующим соскоком вперед; 9) опорный прыжок (гимнастический козел, конь) - вскок в упор стоя на коленях с последующим переходом в упор присев и соскок со взмахом рук; 10) танцевальные упражнения - комплекс из усвоенных ритмических движений, детских и народных казахских танцев, упражнения с использованием казахских народных танцев и национальных ритмических движений, элементы борьбы «Казахша - курес» (для мальчиков), игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с элементами гимнастики, преодоление гимнастической полосы препятствий. 37. Подвижные игры: 1) упражнения с большим мячом (элементы баскетбола), передвижения в средней стойке баскетболиста приставными шагами, бег спиной вперед, чередуемые с обычным бегом, ведение мяча в движении бегом правой, левой, чередуя руки, обводя неподвижные препятствия, игры и эстафеты с ведением мяча, ловля и передача мяча: двумя руками снизу, от груди, из-за головы, одной рукой от плеча, и отскоком от пола, бросок двумя руками от груди в кольцо, установленное на оптимальной высоте (двумя руками снизу), «Не давай мяч водящему!», «Мяч капитану!» и др., эстафеты с передачей обусловленным способом, упражнения с элементами футбола, ведение мяча по прямой, обводя неподвижные препятствия, передачи мяча внутренней частью стопы в парах, встречные эстафеты с ведением и передачей мяча, «Футбольные салочки», «Ножной мяч в кругу», «Футбол раков» и др. 38. Легкая атлетика: 1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, бег в спокойном темпе до 3 минут, бег 30 м., бег 60 м. бег 2000 м без учета времени, встречные и круговые эстафеты с этапами до 60 м., прыжки, прыжки в длину с места, прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание», метание малого мяча в цель и на дальность, игры с бегом, прыжками, метанием, кроссовый бег по слабо пересеченной местности (1,5–2км) с преодолением естественных препятствий. 39. Лыжная подготовка: 1) повторение материала пройденного в предыдущих классах, передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на отрезках до 100 м по прямой, повороты переступанием в движении, подъем «лесенкой» по пологому склону, передвижение на лыжах в медленном темпе до 2 км., бег на лыжах 1 км на время; 2) игры на лыжах: «Вызов номеров», «Конкурсы на лыжах», «Попрыгунчики на лыжах» (повороты прыжком), «Воротца». 40. Плавание: 1)повторение материала пройденного в предыдущих классах, согласованные движения ног и рук при плавании кролем на груди, согласование движений рук с дыханием при плавании кролем на груди, плавание кролем на груди, повороты при плавании кролем на груди; 2) игры на воде: «Морской бой», «Все вместе», «Мяч водящему», «Летающий дельфин». 41. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (4 класс): таблица 10
1) примечание - региональное и местные органы образования имеют право изменить учебные нормативы в сторону увеличения с учётом климатических и экологических условий; 42. Таблица оценок физической подготовленности учащихся 4 класса (мальчики): таблица 11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|