Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки.




 

 

Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. К числу её основных компонентов относятся высококачественный сервис и быстрое осуществление инноваций (автоматизация процессов, телекоммуникационные системы, информационные базы данных, комбинированные перевозки и т.д.).

Общий объём экспортно-импортных грузовых перевозок в 1997 году составил менее половины уровня 1989 года. Причем в наибольшей степени они упали на железнодорожном транспорте, в то время как международные автомобильные перевозки за последние шесть лет выросли в 6,5 раза. Вместе с тем доля российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок в 1990 г. составляла 75%, в 1996 — лишь 27%, а по прогнозу на 2000 г. снизится до 15,4 %.

Изменению ситуации, сложившейся на рынке грузовых перевозок, может способствовать кооперация (в рамках комбинированных перевозок) автоперевозчиков (прежде всего российских) и железной дороги, а также экспедиторских компаний, банков и таможенных органов.

Мировой опыт показывает, что залогом успешного развития комбинированных перевозок является глубокая техническая и технологическая проработка всех этапов логистической цепи (ЛЦ). Для этого необходима классификация таких перевозок. Целью её является выделение технических и технологических особенностей их различных видов.

Что же следует понимать под комбинированными перевозками (КП)? Их можно характеризовать как вид грузовых перевозок с транспортными цепями между отправителями и получателями грузов при сохранении транспортной упаковки в процессе перегрузки универсальных транспортных средств с одного вида транспорта на другой. Существуют также понятия КП как планомерного взаимодействия или систематической кооперации различных видов транспорта в организации транспортных цепей. Из самого определения комбинированных перевозок следует наличие системы жёсткого согласования и соответствия технических и технологических аспектов взаимодействия. Поэтому в нём фактически и закладываются основы классификации.

Исторический анализ показывает, что развитие системы классификаций КП шло по пути скорее стихийного формирования.

Критерии, положенные в основу действующих классификаций, учитывали виды комбинированных перевозок, типы автомобильного подвижного состава и универсальных транспортных средств (контейнеров), участвующие в ЛЦ. Кроме того, проводилась классификация по способам перегрузки, развоза автотранспортом, выделялись сопровождаемые и несопровождаемые КП. Однако обоснования выбора того или иного критерия и принципов построения классификации в целом освещались недостаточно.

Классификация КП по своей сути является не только технико-технологической, но и экономической категорией. Они конкурентноспособны лишь в том случае, если на рассматриваемом направлении предлагается не один, а все возможные их виды.

Наиболее полной и подробной из числа существующих представляется классификация, предложенная В. Блазиусом, которая была опубликована в сборнике «Экспрессинформация. Организация комплексной работы разных видов транспорта». 1992, №2. ВИНИТИ.

Главное противоречие этой классификации заключается в том, что КП рассматриваются как кооперация различных видов транспорта (в данном случае автомобильного и железнодорожного). Однако, основой классификации (назовём это базовым критерием) являются технические и технологические особенности универсальных и автомобильных транспортных средств, а железнодорожный подвижной состав с его типами, особенностями и характеристиками не выступает в качестве составляющей или самостоятельного критерия. Следовательно, нарушается основополагающий принцип кооперации — техническое и технологическое согласование транспортных средств в рамках ЛЦ, а сам базовый критерий следует признать по крайней мере неполным.

Контрейлерные перевозки определяются как комбинированные перевозки, при которых автомобильные транспорте средства (полуприцепы, автопоезда в полном составе) перевозятся на специализированном железнодорожном подвижном составе (платформах). Система перевозок типа RoadRailer (Роудрейлер) заключается в доставке специализированных полуприцепов, оснащённых усиленной рамой, устройствами для установки на железнодорожные тележки и втягивания колёсных пар для движения по железной дороге.

Контейнеры и контейнерные прототипы. Согласнобазовому критерию данная укрупненная группа включает в себя следующие виды КП: контейнерные перевозки, системы «ACTS» и «Cargo», сменные кузова.

Контейнеры. Классифицировать контейнеры в рамках КП на морские и внутренние представляется нецелесообразным, поскольку современные требования к их техническим характеристикам (система стандартов ISO) обеспечивают их полную универсальность. Специализированные контейнеры — рефрижераторные, танк-контейнеры и прочие — не требуют специализированного подвижного состава, а значит, разделение на подвиды не проводится.

Система «ACTS». Основой являются прототип контейнера, оснащённый роликами, и специализированные железнодорожные платформы с поворотными рамами. Поскольку данная технология обеспечивается одним определённым видом подвижного состава, подвиды не выделяются.

Система «Cargo». Этот вид КП основан на перевозках грузов малых отправлений, вместимостью до шести грузовых единиц на европоддонах, и позволяет использовать универсальные платформы. Разделение на подвиды не проводится.

Сменные кузова. Эта система отличается от перевозок контейнеров тем, что сменный кузов имеет меньшую массу тары и дополнительно оборудуется специальной нижней рамой для установки на железнодорожный подвижной состав, аналогичный тому, что и при системе «ACTS».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...