Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 9. Структурные уровни жизни 212

А.П. САДОХИН

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Второе издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по гуманитарным специальностям

Рекомендовано Учебно-методическим центром

«Профессиональный учебник» в качестве учебника

для студентов вузов, обучающихся

по специальностям экономики и управления

и гуманитарно-социальным специальностям


УДК 50(075.8)

ББК 20я73

С14

Рецензенты:

д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов;

канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыболов;

канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова

Главный редактор издательства

кандидат юридических наук,

доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Садохин, Александр Петрович.

С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.

ISBN 5-238-00974-7

Агентство CIP РГБ

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

ББК 20я73


ISBN 5-238-00974-7


© А.П. Садохин, 2006

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства


Оглавление

От автора 3

Глава 1. Наука как часть культуры 5

1.1. Наука среди других сфер культуры 5

1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7

1.3. Критерии научного знания 11

1.4. Структура научного знания 15

1.5. Научная картина мира 17

Глава 2. Структура и методы научного познания 20

2.1. Уровни и формы научного познания 20

2.2. Методы научного познания 23

2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25

2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27

2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29

2.6. Общенаучные подходы 32

2.7. Системный подход, 33

2.8. Глобальный эволюционизм 38

Глава 3. Основы естествознания 49

3.1. Предмет и структура естествознания 49

3.2. История естествознания 53

3.3. Начало науки 54

3.4. Глобальная научная революция конца XIX —

начала XX в. 69

3.5. Основные черты современного естествознания

как науки 71

Глава 4. Физическая картина мира 75

4.1. Понятие физической картины мира 75

4.2. Механическая картина мира 78

4.3. Электромагнитная картина мира 81

4.4. Квантово-полевая картина мира 85

4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88

4.6. Принципы современной физики 91

Глава 5. Современные концепции физики 96

5.1. Структурные уровни организации материи 96

5.2. Движение и физическое взаимодействие 106

5.3. Концепции пространства и времени

в современном естествознании 116

Глава 6. Современные космологические концепции 126

6.1. Космология и космогония 126

6.2. Космологические модели Вселенной 128

6.3. Происхождение Вселенной — концепция

Большого взрыва 134

6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 138

6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144

6.6. Проблема существования и поиска внеземных

цивилизаций 151

Глава 7. Земля как предмет естествознания 157

7.1. Форма и размеры Земли 157

7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159

7.3. Образование Земли 163

7.4. Геосферы Земли 170

7.5. Геодинамические процессы 179

Глава 8. Современные концепции химии 184

8.1. Специфика химии как науки 184

8.2. Первый уровень химического знания. Учение

о составе вещества 186

8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 193

8.4. Третий уровень химического знания. Учение

о химическом процессе 197

8.5. Четвертый уровень химического знания.
Эволюционная химия 205

Глава 9. Структурные уровни жизни 212

9.1. Структура биологического знания 212

9.2. Структурные уровни организации жизни 218

Глава 10. Происхождение и сущность жизни 243

10.1. Сущность жизни 243

10.2. Основные концепции происхождения жизни 249

10.3. Современное состояние проблемы происхождения

жизни 257

10.4. Появление жизни на Земле 260

10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 267

10.6. Появление царств растений и животных 271

Глава 11. Теория эволюции органического мира 278

11.1. Становление идеи развития в биологии 278

11.2. Теория эволюции Ч. Дарвина 284

11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289

11.4. Основы генетики 295

11.5. Синтетическая теория эволюции 301

Глава 12. Человек как предмет естествознания 308

12.1. Концепции происхождения человека 308

12.2. Сходство и отличия человека и животных 321

12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное

в человеке 332

12.4. Этология о поведении человека 336

Глава 13. Феномен человека в современной науке 340

13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 340

13.2. Эмоции человека 350

13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353

13.4. Биоэтика 365

Глава 14. Человек и биосфера 372

14.1. Понятие и сущность биосферы 372

14.2. Биосфера и космос 376

14.3. Человек и космос 378

14.4. Человек и природа 383

14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 393

14.6. Охрана окружающей среды 397

14.7. Рациональное природопользование 401

14.8. Антропный принцип в современной науке 407

Заключение 413

Библиографический список 414
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу

«Концепции современного естествознания» 415

Глоссарий 416


Учебник

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...