Глава 9. Структурные уровни жизни 212
А.П. САДОХИН КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным специальностям Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям УДК 50(075.8) ББК 20я73 С14 Рецензенты: д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов; канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыболов; канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Садохин, Александр Петрович. С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. ISBN 5-238-00974-7 Агентство CIP РГБ Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания. ББК 20я73 ISBN 5-238-00974-7 © А.П. Садохин, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства Оглавление От автора 3 Глава 1. Наука как часть культуры 5 1.1. Наука среди других сфер культуры 5 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7 1.3. Критерии научного знания 11 1.4. Структура научного знания 15 1.5. Научная картина мира 17 Глава 2. Структура и методы научного познания 20 2.1. Уровни и формы научного познания 20 2.2. Методы научного познания 23 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25 2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27 2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29 2.6. Общенаучные подходы 32 2.7. Системный подход, 33 2.8. Глобальный эволюционизм 38 Глава 3. Основы естествознания 49 3.1. Предмет и структура естествознания 49 3.2. История естествознания 53 3.3. Начало науки 54 3.4. Глобальная научная революция конца XIX — начала XX в. 69 3.5. Основные черты современного естествознания как науки 71 Глава 4. Физическая картина мира 75 4.1. Понятие физической картины мира 75 4.2. Механическая картина мира 78 4.3. Электромагнитная картина мира 81 4.4. Квантово-полевая картина мира 85 4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88 4.6. Принципы современной физики 91 Глава 5. Современные концепции физики 96 5.1. Структурные уровни организации материи 96 5.2. Движение и физическое взаимодействие 106 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 116 Глава 6. Современные космологические концепции 126 6.1. Космология и космогония 126 6.2. Космологические модели Вселенной 128 6.3. Происхождение Вселенной — концепция
Большого взрыва 134 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 138 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144 6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 151 Глава 7. Земля как предмет естествознания 157 7.1. Форма и размеры Земли 157 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159 7.3. Образование Земли 163 7.4. Геосферы Земли 170 7.5. Геодинамические процессы 179 Глава 8. Современные концепции химии 184 8.1. Специфика химии как науки 184 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 186 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 193 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 197 8.5. Четвертый уровень химического знания. Глава 9. Структурные уровни жизни 212 9.1. Структура биологического знания 212 9.2. Структурные уровни организации жизни 218 Глава 10. Происхождение и сущность жизни 243 10.1. Сущность жизни 243 10.2. Основные концепции происхождения жизни 249 10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 257 10.4. Появление жизни на Земле 260 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 267 10.6. Появление царств растений и животных 271 Глава 11. Теория эволюции органического мира 278 11.1. Становление идеи развития в биологии 278 11.2. Теория эволюции Ч. Дарвина 284 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289 11.4. Основы генетики 295 11.5. Синтетическая теория эволюции 301 Глава 12. Человек как предмет естествознания 308 12.1. Концепции происхождения человека 308 12.2. Сходство и отличия человека и животных 321 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 332 12.4. Этология о поведении человека 336 Глава 13. Феномен человека в современной науке 340 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 340 13.2. Эмоции человека 350 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353 13.4. Биоэтика 365 Глава 14. Человек и биосфера 372 14.1. Понятие и сущность биосферы 372 14.2. Биосфера и космос 376 14.3. Человек и космос 378 14.4. Человек и природа 383 14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 393 14.6. Охрана окружающей среды 397 14.7. Рациональное природопользование 401 14.8. Антропный принцип в современной науке 407 Заключение 413
Библиографический список 414 «Концепции современного естествознания» 415 Глоссарий 416 Учебник
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|