Школа (классы) с углубленным изучением предмета
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ XI(XII) КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2004/05 УЧЕБНОМ ГОДУ Объяснительная записка Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12ФЗ с изменениями на 22 августа 2004 года, освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов. Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку). В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.). Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы. Выпускник XI (XII) класса для итоговой устной аттестации может выбрать любые предметы, изучавшиеся на ступени среднего (полного) общего образования. На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение. Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн). Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления. При подготовке к устной итоговой аттестации выпускников рекомендуется учесть особенности изучения различных учебных предметов. Начальник Управления государственного надзора по соблюдению законодательства Российской Федерации в сфере образования В.И. ГРИБАНОВ Вестник образования № 5–6 10.Март, 2005 БИОЛОГИЯ – XI класс По биологии предлагается два блока экзаменационных билетов: для общеобразовательных школ и школ (классов) с углубленным изучением предмета.
Каждый билет содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание. При выполнении учащимися практического задания следует обратить особое внимание на технику проведения эксперимента, оформление записей и рисунка, объяснение полученного результата на основании теоретических знаний. При отсутствии необходимого оборудования задание может быть заменено другим, равноценным по значимости и сложности. Для выполнения заданий целесообразно использовать характерные для данного региона объекты растительного и животного мира. На подготовку к ответу учащимся отводится специальное время – обычно до 30 минут. За это время нужно успеть подготовить необходимые выкладки, схемы, графики и воспроизвести их на доске. Эти записи помогут построить связный, логичный и полный ответ. Для решения задачи или выполнения практического задания в некоторых случаях может быть выделено дополнительное время. Выполняются они, как правило, на отдельном листе, и члены экзаменационной комиссии могут проверить правильность решения по этим записям.
Общеобразовательная школа Билет № 1 1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы. 2. Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира. 3. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло возникнуть это приспособление.
Билет № 2 1. Строение и жизнедеятельность растительной клетки. 2. Ароморфоз – главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных. 3. Рассмотреть расположение листьев у комнатного растения и выявить приспособленность к поглощению света.
Билет № 3 1. Строение и жизнедеятельность клетки животного. 2. Вид – надорганизменная система, его критерии. 3. Решить задачу на анализирующее скрещивание.
Билет № 4 1. Основные положения клеточной теории, ее значение. 2. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет. 3. Рассмотреть гербарные экземпляры растений разных видов одного рода, сравнить их и выявить различия по морфологическому критерию.
Билет № 5 1. Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и жизнедеятельности. 2. Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма. 3. Решить задачу на наследование гемофилии.
Билет № 6 1. Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных заболеваний. 2. Основные ароморфозы в эволюции растительного мира. 3. Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к жизни в засушливых условиях. Объяснить возникновение этих приспособлений в процессе эволюции.
Билет № 7 1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях обмена веществ. 2. Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптаций. 3. Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.
Билет № 8 1. Энергетический обмен в клетках растений и животных, его значение. 2. Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов. 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить, почему в аквариуме пищевые цепи короткие.
Билет № 9 1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. 2. Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции. 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота углерода в нем. Объяснить, почему необходимо систематически подкармливать рыб.
Билет № 10 1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе. 2. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота кислорода в нем. Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.
Билет № 11 1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.
2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции. 3. Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных растения одного вида) и выявить у них различия по фенотипу. Объяснить причины этих различий.
Билет № 12 1. Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках. 2. Популяция – структурная единица вида. Причины колебания численности популяций. 3. Составить вариационный ряд изменчивости признака семян фасоли или листьев какого-либо растения одного возраста. Выявить закономерности изменчивости выбранного признака.
Билет № 13 1. Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. 2. Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности. 3. Рассмотреть готовый микропрепарат растительной клетки, назвать ее основные части и их функции.
Билет № 14 1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника). 2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. 3. С помощью опыта выяснить наличие ферментов в клубнях картофеля.
Билет № 15 1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое. 2. Закон расщепления признаков во втором поколении. 3. Решить задачу на построение и-РНК на основе известной последовательности ДНК.
Билет № 16 1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование. 2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. 3. Решить задачу на сцепленное с полом наследование.
Билет № 17 1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления признаков у гетерозигот. 2. Биогеоценоз дубравы. 3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать признаки интерфазы.
Билет № 18 1. Закон сцепленного наследования, его материальные основы. Значение кроссинговера. 2. Биогеоценоз хвойного леса. Цепи питания. 3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать признаки профазы.
Билет № 19 1. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. 2. Биогеоценоз водоема. Цепи питания. 3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетку в состоянии метафазы, зарисовать ее и назвать признаки метафазы.
Билет № 20 1. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности генотипа. 2. Соотношение организмов-продуцентов, консументов, редуцентов в экосистеме. 3. С помощью опыта доказать, что фермент в клетках клубня картофеля, расщепляющий перекись водорода, имеет белковую природу. Какова химическая природа всех ферментов?
Билет № 21 1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика. 2. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию. 3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи разных видов не скрещиваются между собой.
Билет № 22 1. Роль генотипа и среды в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных. 2. Изменения в биогеоценозах. Причины смены биогеоценозов. Охрана биогеоценозов. 3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых. Описать характер взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений. Составить цепь питания с включением в нее данных организмов.
Билет № 23 1. Разнообразие сортов растений и пород животных – результат селекционной работы ученых. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. 2. Агроценоз (агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Пути повышения продуктивности агроценоза. 3. Описать фенотип своего организма и высказать предположение о его генотипе по ряду признаков, например, по цвету волос и глаз, росту.
Билет № 24 1. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор. 2. Круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ. 3. Решить задачу на определение аминокислот в молекуле белка с использованием таблицы генетического кода.
Билет № 25 1. Гетерозис, полиплоидия, мутагенез, их использование в селекции. 2. Изменение биогеоценозов под влиянием деятельности человека, их последствия. Меры охраны биогеоценозов (на примере либо водоема, либо лесов, либо болота). 3. Рассмотреть микропрепарат покровной ткани листа, выявить особенности ее строения, обеспечивающие поступление углекислого газа в лист и испарение воды.
Билет № 26 1. Естественный и искусственный отборы, их сходство и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира. 2. Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в верхних слоях атмосферы. 3. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань, выявить особенности ее строения и черты приспособленности к фотосинтезу.
Билет № 27 1. Сорт растений и порода животных как искусственные популяции, их сходство и отличия с естественными популяциями. Причины многообразия сортов, пород и естественных популяций. 2. Биомасса или живое вещество биосферы. Закономерности распространения биомассы в биосфере. 3. Из предложенных гербарных материалов, коллекций, муляжей, чучел составить цепь питания, определить направление движения вещества и энергии в ней. Объяснить, почему в данной цепи начальное звено составляют растения.
Билет № 28 1. Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс. 2. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. 3. Рассмотреть под микроскопом лист элодеи, найти хлоропласты в клетках и объяснить их роль в фотосинтезе.
Билет № 29 1. Приспособленность организмов к среде обитания, ее причины. Относительный характер приспособленности организмов. 2. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности. 3. Решить задачу на промежуточный характер наследования.
Билет № 30 1. Экологическое и географическое видообразование, их сходство и различие. 2. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы. 3. Решить задачу на моногибридное скрещивание.
Школа (классы) с углубленным изучением предмета Билет № 1 1. Клетка – структурная, функциональная и генетическая единица живого организма. 2. Доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические, биохимические. 3. Сравнить строение цветков у насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, выявить черты приспособленности к опылению.
Билет № 2 1. Взаимосвязь строения и функций растительной клетки. 2. Основные ароморфозы в эволюции растительного мира, причины их возникновения и значение. 3. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа и выявить черты приспособленности к поглощению света.
Билет № 3 1. Строение клетки животного и бактерии, черты сходства и различия, их причины. 2. Вид – основная систематическая единица. Критерии вида, необходимость применения комплекса критериев при определении видов. 3. Сравнить внешнее строение листьев светолюбивого и тенелюбивого растений, выявить у них черты приспособленности к поглощению солнечного света.
Билет № 4 1. Открытие клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном. Основные положения клеточной теории, обогащение их новейшими данными биологической науки. 2. Половое размножение, его эволюция. Развитие половых клеток. 3. Сравнить гербарные материалы растений разных видов одного рода, объяснить причины их сходства и различия.
Билет № 5 1. Химический состав клетки. Особенности строения и функций нуклеиновых кислот. Самоудвоение молекул ДНК, принцип комплементарности. 2. Модификационная изменчивость, ее приспособительный характер. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции, причины ее изменения. 3. Заложить опыт, доказывающий образование крахмала в клетках растений в процессе фотосинтеза.
Билет № 6 1. Вирусы – неклеточная форма организации, особенности их строения и функционирования. Вирусы – возбудители заболеваний. 2. Основные ароморфозы в эволюции животного мира, причины их возникновения и значение. 3. Сравнить строение кактуса и бегонии, выявить черты приспособленности к среде обитания.
Билет № 7 1. Клеточный метаболизм. Взаимосвязь энергетического и пластического обмена. Ферментативный характер реакций обмена. 2. Основные направления эволюции: идиоадаптация и дегенерация, их роль в биологическом прогрессе. 3. Заложить опыт, доказывающий выделение кислорода клетками растений в процессе фотосинтеза.
Билет № 8 1. Энергетический обмен в клетке, его значение и этапы. Особенности строения митохондрий в связи с процессами кислородного расщепления. 2. Факторы эволюции, их взаимодействие в процессе образования новых видов. 3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему пищевой сети. Объяснить роль каждого звена в пищевой сети.
Билет № 9 1. Пластический обмен, его значение. Этапы биосинтеза белка, их локализация в клетке. Ферментативный и матричный характер реакций биосинтеза. 2. Виды наследственной изменчивости, их значение в эволюции. Цитологические основы генных и хромосомных мутаций. 3. Сравнить экосистему аквариума и изображенную на таблице экосистему водоема, объяснить, почему круговорот углерода в аквариуме незамкнутый.
Билет № 10 1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез, химизм и энергетика этого процесса. Роль хлорофилла и хлоропластов в фотосинтезе. 2. Движущие силы антропогенеза. Причины сходства и различия человека и человекообразных обезьян. 3. Сравнить экосистему аквариума и изображенную на таблице экосистему водоема, объяснить, почему круговорот кислорода в аквариуме незамкнутый.
Билет № 11 1. Хромосомы – материальные основы наследственности. Митоз – основа сохранения формы, размера и числа хромосом в соматических клетках. 2. Общие предки человека и человекообразных обезьян. Этапы и основные антропоморфозы в эволюции человека. 3. Сравнить два гербарных экземпляра растений одного вида по фенотипу и объяснить причины их сходства и различий.
Билет № 12 1. Механизм уменьшения числа хромосом вдвое в процессе мейоза. Кроссинговер и его значение. 2. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Статистические закономерности наследования признаков в популяции. Закон Харди – Вайнберга. 3. Составить вариационный ряд изменчивости признаков семян фасоли (или других объектов). Построить вариационную кривую. Объяснить причины наибольшей встречаемости особей со средней выраженностью признака.
Билет № 13 1. Генетические основы полового размножения организмов. Женские и мужские гаметы. Оплодотворение. Зигота. 2. Г. Мендель – основоположник генетики, методов изучения наследственности. Основная генетическая терминология и символика. 3. Сравнить на микропрепаратах покровные ткани растений и животных, объяснить, какие особенности их строения обеспечивают выполнение ими защитной функции.
Билет № 14 1. Онтогенез. Стадии онтогенеза у животных. Особенности эмбрионального развития хордовых. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. 2. Правило единообразия гибридов первого поколения, его цитологические основы. Промежуточное наследование признаков. 3. Рассмотреть на микропрепарате покровную ткань растения, выявить черты ее приспособленности к поглощению углекислого газа и солнечного света.
Билет № 15 1. Особенности прямого и непрямого послезародышевого развития у животных. Непрямое развитие ряда животных как пример ослабления внутривидовой борьбы. 2. Закон расщепления признаков и его цитологические основы. Составление решетки Пеннета на расщепление признаков при моно- и дигибридном скрещивании на конкретном примере. 3. Рассмотреть два растения одного вида (комнатные, гербарные экземпляры) и выявить модификационную изменчивость признаков, объяснить причины модификационной изменчивости организмов, ее приспособительный характер.
Билет № 16 1. Хромосомная теория наследственности. Особенности строения и функционирования гена. 2. Биогеоценоз как экологическая система. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. 3. С помощью опыта выяснить, есть ли в клубнях картофеля ферменты. Доказать, что ферменты имеют белковую природу.
Билет № 17 1. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы. 2. Дубрава как целостная экосистема, пищевые связи в ней. Причины устойчивости данной экосистемы. 3. Рассмотреть микропрепарат митоза в клетках кончика корешка лука, найти клетки в состоянии интерфазы и профазы, сравнить их. Объяснить происходящие в клетках изменения в процессе митоза.
Билет № 18 1. Закон сцепленного наследования и его цитологические основы. Нарушение сцепления, его причины и значение. 2. Хвойный лес как экосистема, его сравнение с экосистемой дубравы. Устойчивость данных экосистем, ее причины. 3. Найти на микропрепарате кончика корешка лука клетки в состоянии профазы и метафазы, сравнить их и объяснить изменения в клетках в процессе митоза.
Билет № 19 1. Цитологические основы формирования пола у человека. Наследование гемофилии и дальтонизма. 2. Водоем как экосистема, ее устойчивость, пищевые связи в ней. Загрязнение водоемов в результате хозяйственной деятельности человека и его последствия. 3. Найти на микропрепарате кончика корешка лука клетки в состоянии метафазы и анафазы, сравнить их и объяснить происходящие в них изменения в процессе митоза.
Билет № 20 1. Генотип как целостная система. Типы взаимодействия генов. Множественное действие генов. 2. Экологические закономерности в природе: правила экологической пирамиды. Трофические уровни и их взаимосвязь. 3. Заложить опыт, доказывающий наличие в клетках растений белков, липидов и углеводов.
Билет № 21 1. Особенности методов изучения наследственности человека. Наследственные заболевания человека, их причины и профилактика. 2. Саморегуляция в экосистемах как основа их устойчивости. Нарушение устойчивости в экосистемах, их причины и последствия. 3. Заложить опыт, иллюстрирующий явление фототропизма у растений.
Билет № 22 1. Фенотип – результат взаимодействия генотипа и условий окружающей среды. Управление формированием фенотипа как основа повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. 2. Изменения в экосистемах, внешние и внутренние причины их смены. Сукцессия. Климаксовое сообщество как конечный этап сукцессии. 3. Рассмотреть на влажном препарате клубеньки на корнях бобовых растений, доказать, что между клубеньковыми бактериями и бобовыми растениями симбиотические взаимоотношения.
Билет № 23 1. Причины разнообразия сортов растений и пород животных. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. Характеристика центров происхождения и многообразия культурных растений. 2. Агроэкосистема, ее сходство и отличие от экосистемы. Роль агроэкосистемы в природе и хозяйственной деятельности человека. 3. Описать фенотип своего организма и высказать предположение о генотипе по ряду признаков: цвету кожи, волос, глаз, росту.
Билет № 24 1. Причины различий методов селекции растений и животных. Гибридизация и искусственный отбор – основные методы селекции. Инбридинг и аутбридинг. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный, стихийный и методический. 2. Круговорот веществ в экосистеме и агроэкосистеме, основной источник энергии круговорота веществ в экосистеме. Нарушение круговорота веществ и его причины. 3. Рассмотреть в аквариуме разные виды рыб, выявить различия в их фенотипе по морфологическому и генетическому критериям.
Билет № 25 1. Генетические основы методов гетерозиса, полиплоидии, мутагенеза. Методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов. 2. Биологическое разнообразие – основа целостности экосистем. Меры сохранения биологического разнообразия. 3. Рассмотреть микропрепарат покровной ткани листа, найти устьица и объяснить их роль в жизни растения.
Билет № 26 1. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. Виды естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Роль отбора в эволюции органического мира. 2. Биосфера как гигантская экологическая система, ее границы. Эволюция биосферы. 3. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань, выявить особенности ее строения и черты приспособленности к фотосинтезу.
Билет № 27 1. Генетика как теоретическая основа селекции. Сорт и порода, их генетические основы. Значение исходного разнообразия сортов растений и пород животных для селекционной работы. 2. Биомасса. Причины неравномерного распределения биомассы на Земле. Влияние деятельности человека на биомассу. 3. Составить цепь питания из предложенных объектов; объяснить роль каждого звена в ней.
Билет № 28 1. Причины многообразия видов в природе, их приспособленности к среде обитания. Роль биологического прогресса и регресса в эволюции органического мира. 2. Биотехнология, ее роль в селекции и охране природы. 3. Приготовить микропрепарат листа элодеи, найти клетки с хлоропластами и раскрыть их роль в жизни растений.
Билет № 29 1. Результаты эволюции. Формирование черт приспособленности к среде обитания в процессе эволюции. Приспособленность популяций разных видов к жизни в сообществе. 2. Биогенная миграция атомов. Круговорот азота в биосфере. 3. Приготовить микропрепарат кожицы чешуи лука, получить явление плазмолиза и объяснить его причины.
Билет № 30 1. Сравнительная характеристика экологического и географического видообразования. 2. Роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере, ноосфере как высшем этапе эволюции биосферы. Живое вещество и его роль в преобразовании биосферы. Роль человека в изменении биосферы. 3. Приготовить микропрепарат кожицы чешуи лука, получить явление плазмолиза, а затем деплазмолиза и объяснить причины этих явлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|