Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психические условия возникновения социальных групп




Потребность общения с себе подобными состоит в том, что человеку трудно жить абсолютно уединенно. Его тянет к другим людям. Радость человека толкает его поделиться ею с другим человеком, горе требует утешения, уныние - ободрения, страх - защиты. Во всех подобных случаях человек ищет общения с другими людьми. Эта потребность, по форме различная у различных людей, одних влечет на улицу, потолкаться между сочеловеками, других - в кружок близких друзей, третьих - покалякать с соседями, четвертых - на бал, пятых - на митинг, шестых - в театр и т.д. Даже те, кого зовут "медведями нелюдимыми", и те не живут уединенно, а также общаются хотя бы с тесным кругом своих близких и родных. Полное одиночество оказывается невыносимым для человека. Даже относительное одиночество, в какое попадают люди в одиночном тюремном заключении, оказывается крайне тяжелым: оно быстро старит организм, вредно отзывается на здоровье, причиняет мучительные страдания и ускоряет смерть. Наблюдения над самоубийством людей в свою очередь показывают, что одной из главных причин самоубийства является рост одиночества человека. Словом, у человека есть подлинная потребность общения с себе подобными, и эта потребность повелительно толкает человека искать общества других людей, вступать с ними во взаимодействие и жить совместной, общественной жизнью. Наряду с этой потребностью человеку как организму, обладающему развитой нервной системой, свойственна потребность умственной деятельности и умственного общения с сочеловеками. Плохо ли или хорошо люди мыслят, это другой вопрос, но несомненно одно: человек мыслит и хочет мыслить. У каждого индивида есть умственный голод. Для его удовлетворения каждый человек создает множество теорий; иногда нелепых, абсурдных, наивных, реже - теорий точных, научных. Один утоляет духовный голод суевериями, верованиями в чертей, духов, в божества, другой - теорией Дарвина или Спенсера. Благодаря именно этой потребности история духовного развития человечества привела не только к созданию и развитию наук, но и множества суеверий и несуразных верований (вроде "дьявол покупает человеческую душу", "в каждом предмете есть своя душа" и т.п.), наполняющих эту историю от ее начала до наших дней. Словом, эта потребность в умственной деятельности присуща человеку. Когда же человек понял, что знание — могучая сила, что оно составляет главное орудие в борьбе за существование, тогда он стал сознательно стремиться к усвоению точных знаний. Для достижения этой цели человек опять нуждается в других людях. Ученик нуждается в учителе, студент в профессоре, неграмотный в грамотном, чтобы один мог приобрести, а другой - передать знания. Все это вело и ведет снова к взаимному общению людей и к созданию коллективных единств. Мало того, любая наука для своего совершенствования требует объединения научных сил и совместной работы над научными вопросами. Это снова ведет к взаимному общению людей друг с другом. В итоге этой потребности создались и создаются множества коллективных единств в виде школ, гимназий, университетов, научных собраний, обществ, кружков, научных лекций и т.д., где удовлетворяется взаимно потребность в умственном голоде. Она же привела людей к общению путем книг, газет, журналов и др. проводников общения. К взаимодействию вынуждала и потребность в чувственно-эмоциональных переживаниях. Она заставляла людей искать "сильных ощущений" и гонит снова человека к человеку. Одних — в театр, других — на кулачные бои, третьих — на всевозможные зрелища, четвертых — в компанию собутыльников, пятых — в цирк, шестых - просто в толпу, седьмых — на бал, на концерт, на "танцульку", восьмых — на религиозное собрание верующих и т.д. Все искусство и все общение людей на почве искусства выросло из удовлетворения этой потребности. Вне людей - она трудно удовлетворима. Радость в среде других радующихся людей гораздо сильнее и острее, чем радость одинокого, горе в среде других людей дает совершенно иные переживания, чем горе одиночное, и т.д. В тысяче форм эта потребность толкала и толкает людей друг к другу, заставляет их вступать во взаимодействие и образовывать коллективные единства. Влюбленный стремится к возлюбленной, человек, ненавидящий другого, - к врагу, чтобы отомстить ему, любящий и симпатизирующий людям стремится к тем, кого он любит и кому симпатизирует, и т.д. То же может быть сказано и о потребности в волевой деятельности. Человеку свойственно ставить себе цели и стремиться к их осуществлению. Эти цели могут быть разными у разных людей, но несомненно одно: что в той или иной форме они ставятся всеми людьми. Большинство из них таково, что осуществление их силами одного человека невозможно, во-первых; во-вторых, часто они затрагивают других людей. Все это ведет к тому, что человек волей-неволей должен встречаться и вступать в общение с другими людьми. Своими силами один человек не может даже перенести большого бревна. Для таких же дел, как постройка дома, церкви, города, как проведение дороги, как постройка парохода и лодки, как производство ряда орудий и инструментов, не говоря уже о тысяче других, еще более сложных и трудных дел, помощь других людей необходима. Осуществление этих целей опять требует взаимодействия с другими людьми. Хочет ли, далее, человек достигнуть власти над другими или славы, стремится ли он овладеть любимым человеком или убить врага, - для достижения всех этих желаний он снова и снова вынужден искать других людей и вступать с ними во взаимодействие. Наблюдая за своим и чужим поведением, мы постоянно убеждаемся в правильности этих положений. Таковы основные психические потребности, вызывавшие вместе с космическими и биологическими условиями взаимодействие людей друг с другом и возникновение коллективных единств. В том же направлении действовали и действуют множество условий, вытекающих из факта общественной жизни людей. Таково, например, условие разделения труда. Человек, живущий в обществе, не самодостаточен. Он не может сам делать все. Развитие общественной жизни привело к тому, что каждый человек специализировался в какой-либо одной профессии: один - в земледелии, другой - в сапожном деле, третий - в кузнечном, четвертый - в столярном, пятый - в деле обучения и т.д. Число таких профессий в современном обществе — громадно; оно доходит до нескольких тысяч. При таком разделении труда, естественно каждый из нас не может сам все выполнять для себя и постоянно принужден обращаться к другим людям. Когда нам нужна одежда, мы обращаемся к портному, в случае нужды в сапогах - к сапожнику; за хлебом мы идем к хлебнику; за мясом - к мяснику; за газетой к газетчику, за книгой, материей и множеством других вещей - в магазин; для удовлетворения своих религиозных убеждений мы идем в церковь, для восстановления попранного права - в суд; для обучения - в школу и т.д. Словом, мы не можем удовлетворить почти ни одной потребности, не можем сделать шагу, чтобы не обращаться к посредству других людей. Разделение общественного труда (или профессий) ставит нас в постоянную зависимость от других людей, прикрепляет нитями необходимости к ним и мешает нам оторваться от других людей и жить без них.
Рядом с разделением труда людей тянет к другим людям их сходство. В настоящее время люди отличаются друг от друга рядом свойств: и по росту, и полу, и цвету кожи, и по убеждениям, и по религии, и партии, и профессии и т.д. Среди множества людей нас тянет к тем, кто подобен нам. Мы любим и стремимся к людям сходным с нами в том или ином отношении. Русский стремится к русскому, православный - к православному, чиновник - к чиновнику, крестьянин - к крестьянину, коммунист всего больше к коммунистам, монархист - к монархистам; торговец вращается главным образом среди торговцев, дети всего лучше чувствуют себя в обществе детей, белые - в обществе белых, негры - среди негров и т.д. Словом, человек идет и стремится к сходным себе людям. Это условие снова заставляет людей вступать в тысячи взаимодействий с сходными индивидами.
Громадную роль в этом отношении играют и очерченные выше проводники общения людей. Создание языка, изобретение письменности книг, газет, журналов - открытие телефона и телеграфа, почты и железнодорожного движения, — все это привело к тому, что взаимодействие людей стало возможным через пространство и время. Благодаря этим проводникам коллективные единства рождаются ежеминутно пачками. Путем газет ежедневно тысячи и сотни тысяч людей общаются друг с другом и с редакцией газеты, узнают все то, что происходит на всей земле, это оказывает влияние на наше поведение, а наши поступки, в свою очередь, влияют на других. То же происходит путем книг, телефонов, телеграфа и т.д. Наш язык позволяет нам в любую минуту "соединяться" и взаимодействовать со всеми, знающими этот язык. Благодаря проводникам могут взаимодействовать тысячи людей, не знакомых друг с другом. Если тысячи людей веруют в одного Бога, то они могут быть не знакомы друг с другом, но так как все они веруют в одного Бога и все связаны с ним, то через его посредство они оказываются связанными друг с другом. Тысячи людей могут не ведать о своем взаимном существовании. Но если каждый из них признает своим вождем одного и того же человека, например, Ленина или императора, Керенского или Колчака, Вильсона или Ллойд-Джорджа, то, будучи связанными с одним и тем же лицом, они, через его посредство, оказываются связанными друг с другом.
Не будем перечислять других условий. Сказанное объясняет нам, каковы те главные условия, которые толкали и толкают людей к взаимодействию друг с другом и к общественной жизни. Оно делает понятным для нас, почему одни части земной поверхности густо населены, другие необитаемы; почему возникало и возникает постоянно множество коллективных единств; почему общественная жизнь была неизбежна для людей, почему она неизбежна и теперь. Наконец, вышесказанное делает для нас понятным отчасти (подробнее об этом ниже) и прочное зарождение общественной жизни в отдаленные времена, на заре человеческой истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...