Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОБЩИЕ требования, Порядок выполнения и представления на защиту магистерской диссертации




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Выпускающая кафедра «Менеджмент качества» Зав. кафедрой Директор Института пути, строительства и сооружений
профессор______________В.П. Майборода профессор ____________Т.В. Шепитько
«_____»______________ 201_ г. «_____»______________ 201_ г.

 

Кафедра Менеджмент качества

Авторы: Гуськова Марина Федоровна, д.э.н., профессор

Адрейчиков Александр Валентинович, д.э.н., профессор

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Направление/специальность: 221400.65 Управление качеством

Программа: Управление качеством в производственно-технологических системах

Квалификация (степень) выпускника: МАГИСТР

Форма обучения: очная

 

Одобрена на заседании Учебно-методической комиссии института Протокол №________ «____» _______________ 2014 г. Председатель УМК ________Миронов В.С. (подпись, Ф.И.О.) Одобрена на заседании кафедры   Протокол №_______ «___» _____________ 2014 г. Зав. кафедрой ___________Майборода В.П. (подпись, Ф.И.О.)

 

 

Москва 2014г.


СОДЕРЖАНИЕ

введение. 4

1 общие положения.. 5

2 ОБЩИЕ требования, Порядок выполнения и представления на защиту магистерской диссертации.. 9

3 Структура и содержание магистерской диссертации 12

3.1 Выбор темы магистерской диссертации. 12

3.2 Структура и содержание магистерской диссертации. 14

3.3 Требования к оформлению магистерской диссертации. 22

4. Автореферат диссертации.. 24

5. Защита магистерской диссертации.. 25

СПИСОК УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

Приложения.. 30

 


Введение

Основные образовательные программы высшего профессионального образования в РФ реализуются по уровням. Магистратура представляет собой второй уровень профессиональной подготовки. Обучение в магистратуре проходит в течение двух лет. Магистр по направлению подготовки 27.03.02 «Управление качеством» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектно-конструкторская.

Итоговой частью магистерской программы является государственная аттестация, включающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании федерального законодательства в сфере высшего профессионального образования, требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.68 Экономика (квалификация (степень) "магистр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. N 701., Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, Приказа Минобрнауки от 22.03.2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров»,Положения о выпускной квалификационной (дипломной, бакалаврской, магистерской) работе, утвержденное ректором МИИТ от _____________г..

В Методических рекомендациях содержатся общие требования к выпускной квалификационной работе магистра (ВКРМ), требования к структуре, содержанию и объему, научному руководству, критериям оценивания и процедуре защиты; определяется порядок и особенности работы над ВКРМ с учетом требований ФГОС и требования к отчетной документации, сопровождающей процесс подготовки и защиты магистерской работы.

 

1 общие положения

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 27.04.02 «Управление качеством» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009 г. N 701) итоговая государственная аттестация магистра по управлению качеством включает защиту выпускной квалификационной работы.

Целью выпускной квалификационной работы является установление уровня подготовленности выпускника к профессиональной деятельности. В выпускной квалификационной работе на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки решаются конкретные практические задачи, предусмотренные соответствующей ступенью высшего профессионального образования. Задачами выпускной квалификационной работы являются: расширение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специальности и применение их в профессиональной деятельности, совершенствование навыков ведения самостоятельной творческой работы, способности четко, ясно и логично излагать в письменной форме свои мысли по избранной тематике.

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которым готовится магистр (производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, проектно-конструкторской).

Магистерская диссертация (выпускная работа магистранта) является самостоятельным научным исследованием, выполненным под руководством научного руководителя.

Магистерская диссертация является основанием для присуждения выпускнику магистратуры академической степени магистра. При успешной защите магистерской диссертации Государственная аттестационная комиссия присуждает выпускнику академическую степень магистра соответствующих наук.

3.6.1.2 Магистерская диссертация - заключительный этап подготовки выпускника второй ступени университетского образования. Она должна продемонстрировать зрелость выпускника как научного работника, способного творчески сформулировать и решать теоретические и прикладные проблемы избранной специальности и специализации

Диссертация представляет собой научно-квалификационную работу, отражающую результаты научных исследований автора и предоставленная им на соискание учёной степени(в РФ – кандидата или доктора наук)(ГОСТ Р 7.0.11—2011).

Магистерская диссертация отличается от выпускной квалификационной работы бакалавра фундаментальностью, глубиной теоретической разработки проблемы, самостоятельностью постановки проблемы, омовением и использованием углубленных специализированных знаний и свободным выбором методов в решении задач исследования. От дипломной работы специалиста ее отличает научная направленность исследования.

В отличие от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук магистерская диссертация демонстрирует, прежде всего, уровень профессиональной подготовки выпускника. Степень магистра является академической, а не ученой степенью, следовательно, профессиональный уровень или демонстрируемые компетенции, и тип ВКРМ должны соответствовать основной образовательной программе (ООП) подготовки магистра.

Магистерская диссертация - самостоятельное научное сочинение, призванное подтвердить высокий академический уровень выпускника, его способность решать сложные практические и теоретические задачи, включая подготовку научных результатов и формулирование элементов научной новизны. ВКРМ является конечным результатом проделанной магистрантом научно-исследовательской работы, свидетельствующей о полученной им квалификации, набранном опыте работы, умении решать сложные задачи, свободно ориентироваться в научной и технической литературе, умении грамотно излагать свои мысли, а также передавать свои знания коллегам по научному направлению [1].

В магистерской диссертации должна содержаться совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых для публичной защиты; должны быть приведены основные направления дальнейшего решения проблемы. Как научное произведение она должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе ее автора в науку. Двумя важнейшими признаками диссертации являются построение гипотез и поиск новой научной идеи [1].

По своему содержанию магистерская диссертация представляет собой самостоятельное исследование (научную работу) в определенной предметно-профессиональной области наук, в котором разработаны теоретические положения или решена научная проблема, имеющая важное социально-культурное или экономическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны.

При выполнении выпускной квалификационной работы магистранты должны

- показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности,

- профессионально излагать специальную информацию,

- научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Основная задача автора магистерской диссертации - продемонстрировать уровень знаний в данной предметной области, уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные и практические задачи. Магистерская диссертация и ее защита определяют уровень профессиональной квалификации магистранта и степень овладения им методологии научного познания и соответствия полученных знаний, умений, навыков и компетенций требованиям ФГОС ВПО к результатам освоения ООП магистра, в том числе:

- способность самостоятельно вести научный поиск и осваивать новые методы исследования, использовать как общенаучные, так и специальные методы научного познания;

- способность приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности,

- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

- способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования,

- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

- способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу;

- способность самостоятельно ставить и решать профессиональные задачи,

- владение навыками публичной и научной речи и пр.

Магистерская диссертационная работа – это выполненная самостоятельно и логически завершённая квалификационная научная работа, связанная с разрешением задач направления подготовки магистра. Логическая завершенность ВКРМ подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, структуры, методологии, полноты, результатов исследования. Самостоятельность ВКРМ выражается в ее оригинальности, новизне результатов или концептуально новом обобщении известных положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов должны содержать ссылки на автора и источник заимствования; цитирование без соответствующих ссылок не допускается.

Магистерскую работу отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.

В зависимости от направления магистерской подготовки и характера поставленных задач магистерская диссертация может носить научно-исследовательский или научно-прикладной характер, ориентированный на решение актуальных профессиональных задач.

Магистерская диссертационная работа должна быть целостной и отображать ход и результаты разработки по выбранной тематике; носить как обобщающий характер, так и являться уникальным научным исследованием; соответствовать направлению подготовки магистранта и современному уровню развития теории и практики в данной области знаний, ее тема должна быть актуальной. В магистерской диссертации упорядочиваются накопленные научные и практические положения и факты, доказывается научная ценность и/или практическая значимость тех или иных положений, выносимых на защиту. ВКРМ должна содержать новое решение поставленной задачи, имеющей научное или существенное научно­практическое значение для соответствующего направления подготовки магистра. Диссертация должна соответствовать требованиям аргументированности суждений, достоверности и точности используемых и приводимых данных.

 

ОБЩИЕ требования, Порядок выполнения и представления на защиту магистерской диссертации

Диссертация на соискание академической степени магистра должна быть квалификационной научной работой по конкретному направлению, подготовленной магистрантом самостоятельно.

Магистерская диссертация выполняется под руководством профессора или доцента выпускающей кафедры.

ВКР магистра должна соответствовать одному из следующих требований:

- содержать новые научно обоснованные результаты, использование которых обеспечивает решение важной прикладной проблемы (прикладные исследования);

- содержать новые научно обоснованные теоретические и (или) экспериментальные результаты, совокупность которых имеет важное значение для развития конкретных научных направлений (теоретические исследования).

Общими требованиями к магистерской диссертации являются:

- актуальность темы исследования;

- научная новизна результатов;

- научная значимость защищаемых положений;

- достоверность полученных результатов;

- практическая значимость;

- самостоятельность подхода к раскрытию темы;

- наличие собственной точки зрения;

- умение пользоваться методами научного исследования;

- степень обоснованности выводов и рекомендаций;

- грамотное оформление.

Магистерская диссертация должна отвечать следующим

требованиям:

- содержать новые научно-обоснованные теоретические и (или) экспериментальные результаты, позволяющие решать теоретическую или прикладную задачу или являющихся крупным достижением в развитии конкретных научных направлений;

- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки, техники и производства,

- содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач комплексного, межфункционального характера;

- базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

- выполняться с использованием современных методов научных исследований и передовых информационных технологий;

- содержать научно-исследовательские/экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;

- базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания

Диссертация на соискание академической степени магистра представляется в печатном виде и подлежит защите в Государственной аттестационной комиссии. Успешно защитившему магистерскую диссертацию присваивается академическая степень магистра по направлению 221400 Управление качеством.

Выполнение и представление на защиту магистерской диссертации предусматривают следующую последовательность работ:

- выбор темы диссертации

- выбор научного руководителя;

- утверждение темы диссертации;

- сбор материала для выполнения диссертации;

- выполнение подготовительных, аналитических, расчетно-графических и других работ;

- оформление диссертации;

- подготовка иллюстративного материала к защите;

- подготовка документов к защите диссертации: отзыва научного руководителя, рецензии на диссертацию от рецензента, назначенного выпускающей кафедрой и пр.;

- сдача комплекта документов на кафедру секретарю государственной аттестационной комиссии перед проведением защиты диссертации;

- прохождение защиты диссертации;

- окончательная сдача комплекта документов на кафедру.

- за все время работы готовится периодический отчет о ходе выполнения диссертации;

Основные и наиболее значимые результаты, полученные автором в процессе выполнения ВКРМ, должны быть опубликованы в виде статей или тезисов докладов, изложены на конференциях, семинарах и т.п. различного уровня (от внутривузовских до международных). Необходимым минимальным требованием является наличие не менее одной научной публикации объемом не менее 0,3 п.л.

Магистерская диссертация определяет уровень профессиональной квалификации магистранта и степень овладения им методологией научного познания и соответствия полученных знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по соответствующей специальности.

Критерии оценки магистерской диссертации:

- актуальность темы исследования;

- теоретическая разработанность проблемы;

- соответствие методических подходов, методик и методов исследования поставленной проблеме;

- полнота и системность подходов к решению рассматриваемой проблемы;

- результативность решения поставленных проблем;

- достоверность полученных результатов;

- логика и стиль изложения результатов исследования.

 

 

3 Структура и содержание магистерской диссертации

3.1 Выбор темы магистерской диссертации

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач, определённых ФГОС, - в области научно-исследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой и педагогической деятельности.

Тематика выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема магистерской диссертации отражает специализацию студента и, как правило, соответствует направленности научно-исследовательских работ соответствующей кафедры. Основное требование к теме магистерской диссертации это ее актуальность.

При выборе темы следует учитывать также

- обеспеченность литературными источниками и необходимым объемом информации для выполнения диссертации;

- доступность и возможность получения данных о результатах хозяйственной деятельности объекта исследования и готовность руководства предприятия к сотрудничеству с магистрантом;

- соответствие индивидуальным способностям, научным и профессиональным интересам и приоритетам.

Тема должна быть сформулирована кратко, точно и соответствовать содержанию магистерской диссертации.

 

Области научных исследований, по которым ведется подготовка магистров на кафедре «Менеджмент качества»:

1. Методы анализа, синтеза и оптимизации, математические и информационные модели состояния и динамики качества объектов.
2. Методы стандартизации и менеджмента (контроль, управление, обеспечение, повышение, планирование) качества объектов и услуг на различных стадиях жизненного цикла продукции.
3. Квалиметрические методы оценки качества объектов, стандартизации и процессов управления качеством.
4. Методы стандартизации и управления качеством в CALS-технологиях и автоматизированных производственных системах.
5. Научные основы автоматизированных комплексных систем управления эффективностью производства и качеством работ на базе стандартизации.

6. Разработка методов и инструментальных средств анализа и синтеза новых конкурентоспособных технических решений.
7. Разработка технологий повышения качества процессов формирования и принятия сложных социально - экономических и технологических решений
8. Разработка математических моделей анализа и планирования деятельности инновационных организаций
9. Исследование экономических проблем объектов интеллектуальной собственности в области технологий

10. Разработка теоретических основ партнерских отношений государства и бизнеса, методов и механизмов ГУП в экономик переходного периода.

11. Развитие методологии включения качества продукции и услуг в систему распределения общественного продукта на современном этапе развития экономики.

12. Совершенствование процессов функционирования предприятий в строительстве, на транспорте и в сфере услуг

 

Примерная тематика магистерских диссертаций по Управлению качеством:

производственно-технологическая деятельность:

 

1. Исследование качества производственных процессов с целью выявления резервов для их развития;

2. Разработка способов систематизации и оценки функциональных качеств технических объектов, основанных на различных физических принципах действия.

3. Разработка автоматизированного комплекса для повышения эффективности аналитической обработки патентных документов по стандартизированным атрибутам, характеризующим качества технических объектов.

4. Выявление и исследование проблем повышения качества функционирования систем метрополитена.

5. Разработка информационных моделей для исследования динамики качества технических систем.

6. Исследование путей повышения качества функционирования систем управления транспортными потоками г. Москвы.

7. Разработка новых, эффективных средств контроля качества;

8. Повышение производительности труда на основе технологических инноваций в формировании качества;

9. Внедрение метрологического обеспечения проектирования, производства, эксплуатации технических изделий и систем;

10. Разработка методов и средств повышения безопасности и экологичности технологических процессов;

11. Организация информационных технологий в управлении качеством и защита информации;

12. Совершенствования процесса осуществления сертификации систем управления качеством;

13. Проведение метрологической поверки средств измерений технологических процессов производства с целью повышения их качества;

организационно-управленческая деятельность:

14. Организация действий, необходимых при эффективной работе системы управления качеством;

15. Организация службы управления персоналом;

16. Совершенствование управленческого учета и практическое использование показателей переменных и постоянных затрат на обеспечение качества продукции;

17. Анализ методик и методов оценки экономической эффективности инвестиций;

18. Управление материальными и информационными потоками при производстве продукции и оказании услуг в условиях всеобщего управления качеством;

19. Организация контроля и проведения испытаний в процессе производства;

20. Организация мероприятий по улучшению качества продукции и оказанию услуг;

научно-исследовательская деятельность:

21. Анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции с применением проблемно-ориентированных методов;

22. Разработка и исследование моделей систем управления качеством;

23. Анализ состояния и динамика показателей развития систем управления качеством продукции и услуг;

24. Анализ и разработка новых более эффективных методов и средств контроля за технологическими процессами;

25. Разработка и анализ эффективных методов обеспечения качества;

26. Исследование и разработка моделей систем качества и обеспечение их эффективного функционирования;

27. Исследование, анализ и разработка статистических методов контроля качества;

28. Исследование методов планирования качества;

29. Исследование и разработка принципов обеспечения и управления качеством продукции и услуг;

проектно-конструкторская деятельность:

30. Разработка современных методов проектирования систем управления качеством.

31. Формирование целей проекта, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

32. Проектирование и совершенствование коммуникационных процессов и процедур признания заслуг качественно выполненной работы;

33. Проектирование процессов с целью разработки стратегии никогда не прекращающегося улучшения качества;

34. Использование информационных технологий и систем автоматизированного проектирования в профессиональной сфере на основе системного подхода;

35. Проектирование моделей систем управления качеством с построением обобщенных вариантов решения проблемы и анализом этих вариантов, прогнозирование последствий каждого варианта, нахождение решения в условиях многокритериальности и неопределенности;

36. Комплексная оценка эффективности деятельности компании как квалиметрической категории при наличии факторов нечеткости и неопределенности.

37. Система поддержки принятия решений при проведении конкурсов и тендеров на размещение заказов при наличии факторов нечеткости и неопределенности.

38. Система оценки уровня риска при эксплуатации опасных производств на основе использования теории нечетких множеств и нечеткой логики.

39. Система оценки уровня безопасности сложных объектов и процессов (социально – экономических объектов и транспортной инфраструктуры) при наличии факторов нечеткости и неопределенности.

40. Система оценки рейтинга финансовых учреждений и социально-экономических объектов на основе системного подхода.

41. Ситуационно-многофакторная система оценки управленческого решения при управлении сложными объектами и процессами.

 

3.2 Структура и содержание магистерской диссертации

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением. ВКР магистра представляет собой научную работу, содержащую теоретическую и эмпирическую составляющие.

Магистерская диссертация должна содержать следующие структурные части:

• титульный лист;

• задание на магистерскую диссертацию;

• аннотация;

• содержание;

• введение;

• основная часть;

• заключение;

• список использованных источников;

• приложения (при необходимости).

Титульный лист содержит

- полное наименование учебного заведения;

- наименование магистерской программы,

- фамилию, имя и отчество автора;

- название работы,

- направление подготовки,

- ученую степень, звание, фамилию, имя, отчество научного руководителя,

- город и год оформления работы.

На титульном листе диссертации должны присутствовать подписи научного руководителя, рецензентов и заведующего кафедрой о допуске работы к защите.

Задание на магистерскую диссертацию приводится на втором листе и оформляется по установленному образцу.

Аннотация(реферат) является очень кратким изложением общих характеристик работы. Аннотация ВКРМ включает:

- численные характеристики работы: объем диссертации, количество структурных разделов, количество использованных информационных источников, количество таблиц, рисунков, приложений;

- - ключевые слова;

- краткую формулировку цели, объекта, предмета изадач исследования(задачи исследования формулируются в прошедшем времени, как уже выполненные);

- суть содержания разделов работы,

- научная ценность и практическая значимость работы.

Аннотация к магистерской диссертации полностью отражает всю суть данной научной работы, вкратце описывая ее основные параметры. Объем аннотации не более одной страницы.

Содержание дает возможность увидеть структуру исследования. Оно включает в себя заголовки структурных частей диссертации (введение, наименования всех глав и параграфов, заключение, список использованной литературы и наименование приложений) с указанием номеров страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Введение. Во введении должны быть отражены:

- обоснование выбора и актуальность темы исследования, формулирование проблемы и степени ее проработанности;

- цель и задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- использованные автором теоретические основы, информационная база и методический аппарат исследования;

- структурные этапы изложения и основные положения работы;

- научные результаты и новизна;

- теоретическая и практическая значимость полученных результатов;

- апробация работы.

 

Обоснование выбора темы исследования, в том числе ее актуальности. Раскрывается суть проблемной ситуации, аргументируется необходимость оперативного решения поставленной проблемы для соответствующей отрасли науки или практики. Актуальность темы исследования отражают ее важность, необходимость и своевременность решения проблем, перспективность решений, прикладная значимость исследования. Определяется степень разработанности темы, дается обзор и анализ научной литературы по теме исследования.

Формулировка целей и задач исследования, объекта и предмета исследования. Цель исследования представляет собой формулировку конечного результата решения проблемы (то есть того, ради чего выполнялась данная работа). Достижению цели исследования способствуют четко сформулированные задачи исследования. Последовательность исследовательских задач (конкретных шагов) определяет тактику исследования, посредством которых проблема может быть решена. Характер задачи зависит от содержания цели, а цель, в свою очередь, зависит от четкости формулирования проблемы. Цель предполагает разрешение проблемы исследования, задачи исследования определяют разные подходы к разрешению общей проблемы исследования.

Целесообразно выделить пять-шесть задач, которые необходимо решить. Именно они должны найти отражение в содержании каждой главы работы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования - область, в пределах которой существует исследуемая проблема. Этомогут быть: виды деятельности, система отношений, экономические связи, хозяйствующие субъекты, объекты управления или хозяйственного учета и т.д.

Формулирование предмета исследования направлено на выделение из объекта исследования более узкой и конкретной области исследования. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.

Например, если объектом исследования является предприятие, то предметом исследования могут быть издержки, прибыль, денежные отношения, эффективность деятельности и иные стороны его деятельности.

 

Теоретические основы исследования. Использованные научные труды отечественных и зарубежных авторов в областях, связанных с магистерским исследованием как в области решения задач прикладного характера, так и общеметодологического характера, в том числе монографии, учебники, статьи в периодических изданиях и т.д.

В качестве информационной базы исследования могут выступать статистические данные, отчетность предприятия, нормативные документы и т.п.

Методическаябаза исследования. Подходы, м етоды и методики исследования служат инструментами в решении поставленной цели исследования.

Методологический подход — система знаний, методов, понятийно-методическая база исследования, характеризующаяся определенным аспектом рассмотрения проблем. В рамках одного методологического подхода могут существовать ряд разных теорий, взглядов, положений, имеющих одну и ту же концептуальную основу исследования. Общими методологическими подходами можно считать системный, ситуационный, процессный, синергетический и др.

Методика - последовательность решения частных задач на основе выбранного метода исследования, содержание её этапов, система условий, требований и ограничений для проведения исследования.

Метод исследования - это способ достижения цели, получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. С философской точки зрения методы можно условно разделить на всеобщие, действующий во всех областях наукии на всех этапах исследования; общенаучные (для всех наук);частные (для определенных наук); специальные (для данной науки).Среди общенаучных методов можно выделить следующие: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, обобщение и пр. Специальными методами, например, являются методы финансового анализа.

Характеристика методической части магистерской диссертации предполагает описание методов сбора научно-практической информации, её обработки и анализа (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т. д.).

Объем введения не должен превышать 3-4х страниц.

Основная часть диссертационной работы в зависимости от содержания, цели и задач исследования может включать в себя три главы. (Диссертация может иметь две главы, если этого требует логика диссертационного исследования). Главы должны содержать параграфы и могут содержать подпараграфы. Содержание глав должно отвечать задачам, сформулированным во введении, и последовательно раскрывать тему исследования.

Основная часть диссертации должна включать анализ научной литературы по теме исследования, подробное описание используемых методов, результаты обработки собранной практической информации, основные результаты выполнения магистерской работы. Распределение материала по отдельным главам диссертации может быть следующим:

В первой главе магистерской диссертации следует представить аналитический обзор литературы по теме, обоснование выбора направления исследований, общую концепцию работы. При этом магистрант должен конкретизировать основные этапы развития научных представлений по рассматриваемой проблеме. Критически осветив известные в этой области работы, магистранту необходимо сконцентрировать внимание на «узких местах» в решении существующей проблемы на современном этапе. С целью теоретического анализа проблемы литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными исследователями. Тем самым может быть раскрыта «история вопроса», прослежена историческая преемственность в работах различных ученых, посвященных изучению данной или сходных проблем.

Возможно также тематическое построение литературного обзора. Для этого во вводной части текста главы рекомендуется обозначить основные стороны (аспекты) рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно проанализировать работы, в которых изучались эти аспекты. Это позволяет обнаружить «разрывы» в общем массиве данных (что-то изучено лучше, что-то - хуже, а что-то не из<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...