Источники образования имущества
Хозяйственный учет и его виды. Для получения достоверной информации о деятельности предприятия ведется хоз. учет. Хоз. учет можно определить как систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения информации о хоз. процессах и составляющих их фактах хоз. деятельности, с целью управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. В процессе развития хоз. учет сложился в 3 отдельные подсистемы: 1. Оперативный учет 2. Статистический учет 3. Бухгалтерский учет Оперативный учет. Ведется в местах проведения работ. Связан с наблюдениями за отдельными хоз. процессами и явлениями с целью управления этими процессами. Необходимость в оперативном учете не явл. постоянной. Информация, полученная в ходе оперативного учета, теряет свою актуальность после принятия управленческих решений. Оперативная отчетность не регламентируется законодательными и нормативными актами. Учетные регистры разрабатываются на самом предприятии. Чаще всего используются натуральные измерители.
Статистический учет. Позволяет наблюдать и обобщать явления и закономерности в деятельности организации, используя информацию, собранную в оперативном и бухгалтерском учете. В рамках одного предприятия стат. учет ведется с целью формирования стат. отчетности. Она в обязательном порядке предоставляется в стат. органы. Формы стат. отчетности регламентируются государством.
Бухгалтерский учет. В соответствии с ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г., Бух.учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
БУ ведется посредством двойной записи на счетах бух.учета.
По закону о БУ, экономический субъект обязан вести БУ непрерывно, с даты регистрации организации, до даты прекращения ее деятельности (в результате реорганизации или ликвидации). Ведение БУ и хранение документов БУ организуется руководителем экономического субъекта. По закону о БУ, руководитель обязан возложить ведение БУ на главбуха, или иное должностное лицо, или заключить договор об оказании услуг по БУ. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение БУ на себя. По закону о БУ, объекты БУ подлежат денежному измерению, которое производится в валюте РФ. В текущем БУ могут применяться натуральные и трудовые измерители, но обобщающим измерителем является денежный. По данным БУ составляется БО.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г.
БО должна давать достоверное представление пользователям о деятельности предприятия для принятия экономических решений. Экономический субъект составляет отчетность за отчетные периоды менее 1 года (промежуточная отчетность) и за 1 год. Годовая отчетность включает бухгалтерский баланс, отчет о фин.результатах и приложение к ним. Состав промежуточной отчетности устанавливается федеральными стандартами. Отчетным периодом для годовой БО явл. календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Если гос.регистрация предприятия произведена после 30 сентября, то отчетным периодом явл. период с даты гос. регистрации по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.
Отчетность составляется в валюте РФ, она считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем предприятия. В отношении бухгалтерской финансовой отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Система БУ подразделяется на 2 взаимосвязанные подсистемы: финансовый и управленческий учет.
Бухгалтерский финансовый учет - ведется в денежном выражении и характеризует деятельность предприятия в целом. Сроки и периодичность представления фин. отчетности регламентируются нормативными актами.
Бухгалтерский управленческий учет (УУ) – представляет информацию об издержках производства, о затратах на отдельные виды продукции. Информация, полученная в коде УУ, используется для управления себестоимостью. УУ может быть организован в отдельном подразделении, на отдельном участке работы. Основной целью УУ явл. обеспечение информацией руководителя предприятия. Данная информация явл. коммерческой тайной.
Различия между финансовым и управленческим учетом:
В соответствии с ФЗ о бухгалтерском учете №402 от 06.12.2011г., объектами Бу являются: ü Факты хозяйственной жизни – сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и/или движение денежных средств. ü Активы ü Обязательства ü Источники финансирования его деятельности ü Доходы ü Расходы ü Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. Объекты бухгалтерского наблюдения можно разделить на 4 группы: 1.Имущество организации (активы) 2.Источники образования имущества 3.Хозяйственные процессы и составляющие их факты хозяйственной деятельности 4.Доходы, расходы, финансовые результаты. 1 группа. Имущество организации (активы): Активы – это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате фактов хозяйственной жизни, и которые в будущем должны принести ей экономические выгоды.
Будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку ден.средств в организацию. Активы (имущество) подразделяется на 2 группы: 1. Долгосрочные (внеоборотные) активы. 2. Текущие (оборотные) активы.
Долгосрочные активы – это активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение длительного периода (более 1 года). В составе долгосрочных активов учитываются: 1. Основные средства 2. Нематериальные активы 3. Вложения во внеоборотные активы 4. Финансовые вложения 5. Долгосрочная дебиторская задолженность. 1. Основные средства. О.с. – объекты длительного пользования, которые изнашиваются постепенно, и постепенно переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции, путем начисления амортизации (здания, станки, сооружения, Эвм, инвентарь, транспорт). 2. Нематериальные активы. Нематериальные активы – это объекты, не имеющие материально-вещественной структуры. Они имеют стоимость и способны приносить организации экономические выгоды. Их стоимость погашается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования (СПИ). СПИ устанавливается при принятии объекта к учету. К нематериальным активам относятся: результаты интеллектуальной деятельности и средства инициализации (патенты на изобретения, базы данных, компьютерные программы, ноу хау, товарные знаки, знаки обслуживания, селекционные достижения). Необходимы документы, удостоверяющие права на эти нематериальные объекты. Критерии для отнесения активов к нематериальным: · Объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем; · Организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а так же может обеспечить контроль над объектом; · Возможность выделения (идентификации) объекта от других активов; · Объект предназначен для использования в течение длительного времени; · Организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 мес.; · Фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; · Отсутствие у объекта материально-вещественной структуры.
3. Вложения во внеоборотные активы. Это расходы предприятия, связанные с поступлением в организацию основных средств и нематериальных активов до момента их принятия к бух. учету. 4. Финансовые вложения. Учет фин. вложений организуется в соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Для принятия активов к учету в качестве фин. вложений единовременно должны выполняться следующие условия:
§ Наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на фин. вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права; § Переход к организации фин. рисков, связанных с фин. вложениями; § Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в виде процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости. К долгосрочным фин. вложениям относятся: гос. и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций; вклады в уставные капиталы других организаций; предоставленные другим организациям займы; депозитные вклады в кредитные организации (более 1 года). 5. Долгосрочная дебиторская задолженность. Это денежное выражение обязательств других юр. и физ. лиц пред предприятием, которые возникают в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов. (срок погашения более 1 года) (Задолженность покупателя и заказчика за проданную продукцию, выполненную работу на основании заключенных договоров).
Текущие (оборотные) активы – это объекты, используемые в течение непродолжительного периода времени (менее 1 года). В составе оборотных активов учитываются: материально-производственные запасы (МПЗ); краткосрочные фин. вложения; краткосрочные дебиторские задолженности; денежные средства (как активы предприятия). МПЗ – часть имущества, которая используется для производства продукции и для управленческих нужд организации. Учет МПЗ организуется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». В состав МПЗ входят: сырье, материалы, топливо, комплектующие, запчасти, хоз.инвентарь, готовая продукция и товары в торговых организациях (товары, как объекты учета, учитываются только в торговых предприятиях (приобретение – реализация товаров)); краткосрочные финансовые вложения ЦБ со сроком погашения менее 1 года; предоставленные займы со сроком возврата менее 1 года; депозитные вклады. Денежные средства – это наличные, находящиеся в кассе предприятия и денежные средства на счетах в кредитных учреждениях. 2 группа: Источники образования имущества Все имущество предприятия формируется за счет источников образования имущества (собственных и заемных). Имущество и источники связаны балансовым уравнением. Размер имущества предприятия всегда должен быть равен размеру источников его образования. Источники образования имущества представлены собственным капиталом и обязательствами: А = СК + Об (активы, собственный капитал, обязательства). Капитал – это вложения собственника и прибыль, накопленная за время деятельности предприятия. Рассчитывается как разница между активами и обязательствами. Собственный капитал структурно состоит из следующих составляющих: Уставного капитала; Добавочного капитала; Резервного капитала и Прибыли. Уставной капитал – это совокупность вкладов учредителей в денежном выражении в имущество организации при ее создании. Размер вкладов учредителей устанавливается в учредительных документах. Добавочный капитал – это специфический источник образования имущества, он формируется не во всех организациях. Создается в следующих случаях: § При переоценке основных средств в сторону увеличения. (Операция уценки не связана с доб.капиталом.) § Продажа акций при первичном размещении по цене выше номинальной. § При внесении вклада учредителей в уставной капитал в виде валюты и возможных ценностей. Резервный капитал – это собственный источник образования имущества, который создается путем отчислений от прибыли предприятия. В акционерных обществах в обязательном порядке формируется резервный капитал (для выплаты дивидендов по привилегированным акциям). В организациях других организационно-правовых форм резерв формируется по желанию учредителей в соответствии с учредительными документами и учетной политикой. Прибыль – финансовый результат деятельности предприятия, рассчитывается как разница между доходами и расходами за каждый отчетный период. Обязательства, как заемные источники образования имущества – это существующие на отчетную дату задолженности предприятия, которые явл. следствием свершившихся фактов хозяйственной жизни, и расчеты по которым должны привести к оттоку активов. Обязательства возникают в силу действия договоров или законодательных актов. В составе обязательств учитываются кредиты, займы, и кредиторская задолженность предприятия. Виды кредиторской задолженности: · Задолженность перед поставщиками и подрядчиками · Перед персоналом по оплате труда (отражается в источниках) · Перед бюджетом (по налогам и сборам) · Перед фондами соц.страхования и обеспечения Схема:
3 группа:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|