Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы профессионального самоопределения и профориентационной работы

Чернявская А.П.

Этапы профессионального самоопределения
и профориентационной работы

 

(Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.

Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., - 251 с.)

Можно ли утверждать, что выбор профессии – не отдельное действие, а звено целой цепочки?

Жизнь человека уникальна и неповторима. Каждый из нас считает, что его жизнь и судьба не похожи на судьбы других людей. Тем не менее, все мы в своем развитии проходим определенные этапы. Если знать особенности этих этапов, то можно более эффективно организовать работу с воспитанниками.

Важно знать эти этапы и самим воспитанникам. В жизни все взаимосвязано. Подросткам важно понять, что каждый наш шаг в жизни определяет будущие шаги и события. В психологии прочно утвердилось понятие «жизненный путь личности», который понимается как история формирова­ния и развития личности в определенном обществе (Б. Г. Анань­ев). Э. Гинз­берг еще в 1951 году сказал, что подросток должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от не­медленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь конечные профессиональные цели.

В психологии предлагаются разные периодизации разви­тия человека, каждый автор описывает особенности профессионального развития человека в том или ином возрасте по-разному[1]. Мы попытались объединить эти описания с тем, чтобы дать наиболее полную картину особенностей профессионального выбора и подсказать на этой основе педагогам содержание, формы и методы работы по профориентации с учетом возраста воспитанников.

В профессиональной ориентации наиболее из­вестна периодизация Е. А. Климова[2]:

Первый этап — допрофессиональное развитие — делится на следующие стадии:

1) пред-игры (от 0 до 3 лет);

2) игры (от 6 до 8 лет);

3) овладения учебной деятельностью (от 6—8 до 11—12 лет).

Второй этап — собственно профессиональное развитие:

4) стадия «оптации» (от 11—12 до 14—18 лет);

5) стадия профессиональной подготовки (от 15—18 до 16—23 лет);

6) стадия развития профессионала (от 16—23 лет до пен­сии).

Мы возьмем за основу периодизацию Дж. Сьюпера, так как она наиболее полно раскрывает все особенности профессионального развития человека. Дж. Сьюпер выделил пять основных этапов профессио­нального развития:

1) рост: развитие интересов, способностей (0—14 лет);

2) исследовательский: апробация своих сил (14—25 лет);

3) утверждение: профессиональное образование и упроче­ние своих позиций в обществе (25—44 года);

4) поддерживание: создание устойчивого профессиональ­ного положения (45—64 года);

5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 — и более лет...).

Воспитатели учреждений для сирот работают с детьми, находящимися на первом и, частично, втором этапах профессионального пути, поэтому изложим их более под­робно.

Но, прежде всего, опишем результат работы, то, к чему должна привести профориентационная работа. Д. Сьюпер пришел к выводу, что ре­зультатом всей работы по ориентации подростка в мире про­фессий должно стать формирование профессиональной зрело­сти. Основными ее характеристиками являются:

— заинтересованность в том, чтобы совершить профессио­нальный выбор, используя при этом все ресурсы и имеющуюся информацию;

— стремление к получению новой информации и планиро­ва­нию предпочитаемого места работы. При этом информация и планирование «примериваются» человеком к самому себе;

— однородность профессиональных предпочтений в тече­ние длительного времени, в одной профессиональной области;

— «кристаллизация черт»: зрелость интересов, независи­мость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, реализм профессиональных позиций, со­ответствие ценностей выбираемой работы интересам чело­века;

— соответствие между предпочтениями и способностями, интересами и активностью субъекта.

Таким образом, вся работа с воспитанниками должна приводить не просто к выбору места учебы или работы, а определению первого шага на долгом пути профессио­нальной жизни, о котором выпускник собрал максимум необходимой информации, «примерил» его к себе, поло­жительно к нему относится.

Теперь перейдем к описанию этапов профессионального развития.

На стадии роста знакомство ребенка с миром профессий происходит различными путями (из наблюдения, рассказов взрослых, книг, кинофильмов и т. д.), но самым важным из них является идентификация со значимыми взрослыми. Именно в этом возрасте дети чаще всего играют в профессии, причем в профессии людей, которых они знают.

Важно расширять сферу общения детей со взрослыми — представителями различных профессий, теми, кто вызовет симпатию у детей и может показать профес­сию «вживую». Особенно важно показывать детям работающих людей и те профессии, которые их окружают. Сама стадия роста делится на три этапа.

Этап фантазии (0—10 лет). От рождения до 3 лет ребенок в процессе общения со взрослыми развивает функции избира­тельного восприятия, координированных действий, речи, про­стейшие правила поведения и моральных оценок. От 3 до 10 лет ребенок овладевает основными смыслами человеческой деятельности, межлично­стными отношениями, соответствующими действиями в сис­теме игр. На этом этапе доминируют детские потребности; профессии воспринимаются по внешним при­знакам (например, ребенок говорит: «Буду пожарным, буду ездить на красной большой машине». При этом он не пони­мает опасности профессии, ее важности для людей, того, какое образование необходимо получить, каковы будут оплата труда и график работы и др.). Профессиональные роли ребенок про­игрывает в фантазии или в игре, во многом приукрашивая и профессию, и себя в ней, не опирается на реальность.

Для данного возраста это нормально, стадия фантазии необходима, чтобы ребенок мог развить сферу желаний и потребностей.

Этап интересов (11—12 лет), на котором происходит начальное ознакомление с содер­жанием различных сфер жизнедеятельности человека, прояв­ляется первичный интерес к труду, в игре моделируются элементы трудовой деятельности, развиваются способности самоконтроля и самооценки, воображения, пла­нирования, самоанализа. Формируются профессионально важные предпочтения. Многие люди делают свой первоначальный выбор именно в этом возрасте.

Совер­шенно не обязательно, чтобы ребенок точно назвал профес­сию. Важнее, чтобы он определился с тем, какие виды и усло­вия работ ему нравятся, а какие — нет.

Например, определить круг любимых предметов, хочет ли он иметь дело с людьми или техникой, сидячей или подвижной должна быть работа и т.д. Конечно, это может быть уже и название профессии. Главное, чтобы за названием стояло понимание основных условий труда.

Важнейшим условием на этом этапе является предоставление ребенку возможности выбора формы получе­ния знаний и самого содержания своей познавательной дея­тельности в соответствии со своими интересами.

Этап способностей (13—14 лет). Проверяются инди­видуальные способности, появляются представления о про­фессиональных требованиях и профессиональном образова­нии.

На этом и следующем этапах подростку следует предос­тавить максимально большой спектр способов изучения своих возможностей — рассуждать о них, пробовать себя в различ­ных видах работ — волонтерских, во время досуга (кружки, секции, клубы по интересам), частично оплачиваемых, в раз­личных ролях в процессе обучения в школе.

Доказано, что чем шире в подростковом возрасте человек изучит свои силы и возможности, чем в большем спектре профессий «попро­бует» свои силы, тем более стабильным будет его профессио­нальный путь. Действительно, ведь выбор тогда будет более осознанным, опирающимся на реальное знание себя, своих возможностей, желаний и ограничений.

К окончанию этой стадии должно произойти постепенное формирование общей готовности к профессиональному само­определению и подго­товка к будущей трудовой жизни в широком плане. У детей должно сформироваться свое ви­дение мира профессий (образ «Я» в мире профессий) через их включенность в разнообразную социально значимую деятель­ность, которая является по сути профессиональной и содержит профессиональные элементы.

В стадии исследования нас интересует первый из этапов — тентативный (15—17 лет). На нем происходит овладение системой социально значимых ценностей и представлений о построении жизни и профессионального пути, усвоение системы ответст­венных отношений со сверстниками и взрослыми, активный анализ отношения к миру взрослых, самооценка собственной пригодно­сти на основе анализа возможностей и развития профессионально важных качеств, активные попытки самосо­вершенствования, самовоспитания, самообразования, самоор­ганизации. Делается предваритель­ный профессиональный выбор, который апробируется в пла­нах и замыслах или в реальности. В аспекте этого опыта оце­ниваются собственные качества. На этом этапе важно, чтобы подросток не совершал скоропалительных решений (не полу­чилось с первого раза — не получится вообще).

Подростку важно объяснить длительность процесса овладения профес­сией, то, что на этом пути возможны ошибки и важность обу­чения на собственных ошибках. Он должен знать, какие фак­торы необходимо принимать во внимание, осознавать, какие случайности могут повлиять на достижение цели, понимать взаимосвязь настоящего и будущего.

Воспитаннику должна быть оказана психолого-педагогическая помощь в конкретных про­фессиональных выборах (профессионального учебного заве­дения, профессии и специальности, места работы и конкрет­ного трудового поста). Необходимо формирование устойчивого интереса к профессии и осуществление первоначального про­фессионального выбора (образ «Я» в профессии). В основе работы на этом этапе — вариативные профессиональные пробы подростков, а результат — формирование индивидуа­лизированной программы-плана профессиональной карьеры — работы подростка в плане подготовки и самоподготовки к овладению профессией.

Важно, чтобы к 16—18 годам подросток достиг ролевой определенности, то есть мог ответить на вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Что я уже умею? Чего я уже достиг?». Подобная определенность поможет ему не метаться в мире профессий, а идти в выбранном направлении, проходя определенные этапы профессионального самоопределения.

На этом этапе работа с воспитанниками заканчивается, но педагог может рассказать выпускникам о том, что будет происходить с ними дальше на профессиональном пути.

От 16—18 до 17—25 лет (стадия профессионального обучения) — важно целенаправленно освоить систему знаний и практических навыков и умений в избранной профессиональ­ной деятельности. В этом возрасте формируются представления о той про­фессиональной общности, в которую попал молодой человек, развиваются мотивы и цели деятельности (чего я хочу достичь, что мне нужно в этой жизни, какой жизнью я хочу жить). Молодые люди полны сил, они немного «революционеры», часто замечают ошибки и критикуют более опытных коллег, хотят многое изменить в работе. В то же время, опыта им еще не хватает и они жадно хватаются за все новое, быстро накапливают опыт и знания. В этом возрасте важно создавать багаж, которым потом можно пользоваться всю жизнь. Не надо бояться ошибок, важно на них учиться.

На этапе утверждения (25—44 года) происходит приспособление к социальным и профессио­нальным нормам, условиям, процессам трудовой деятельно­сти, дальнейшее развитие самоопределения в избранной про­фессии, осознание правильности выбора профессионального пути, согласование жизненных и профессиональных целей и установок, формирование значимых черт личности профес­сионала, развитие профессионально важных качеств, специ­альных способностей, эмоционально-волевых качеств. Возрастают материальные потребности. Человек становится все более уверенным в себе как в профессионале, понимает свое значение для работы и общества.

На этапе поддерживания (45—64 года) для человека важно реализовать свой профессиональный потенциал. Возникает еще одна важная потребность – передать свой опыт более молодым, оставить учеников.

На этапе спада (65 — и более лет...) постепенно снижается профессиональная активность или сужаются ее сферы, угасают многие профессиональные интересы, пере­страиваются жизненные установки, меняются ценностные ориентации, возникают противоречия между возможностями личности и желаниями, ухудшение состояния резко изменяют жизненную направленность.

Применительно к школьному возрасту воспитателям, пе­дагогам, специалистам, взаимодействующим с детьми-сиро­тами, полезно иметь в виду этапы педагогической работы, на­правленные на профессиональное самоопределение детей, связанные с особенностями возраста (Е. М. Ретивых[3], Е.Ю, Пряжникова и Н. С. Пряжников[4], С. Н. Чистякова[5]).

Профориентационная работа определяет успешность про­фессионального самоопределения. Уже отмечалось, что эти процессы взаимосвязаны и можно эту взаимосвязь продемон­стрировать в таблице 1.

За основу выделения эта­пов берутся сензитивные периоды развития детей, соответст­вующие паспортному возрасту. Нельзя забывать о том, что кро­ме этого существует социальный и психологический воз­раст, который может значительно отличаться от паспортного. Особенно это относится к детям-сиротам, многие из которых отстают по социальному и психическому развитию от своих сверстников, воспитывающихся в семьях. В своей работе вос­питатели должны, прежде всего, опираться на психологиче­ский и социальный возраст, учитывая логику процесса про­фессионального самоопределения, которую можно предста­вить следующим образом.

 
Логику, этапность профессионального самоопределения важно учитывать при организации профориентационной ра­боты с детьми-сиротами.

Таблица 1

Этапы профессионального самоопределения и профориентационной работы

Возрастная группа (классы) Характеристика этапа проф. самоопределения Содержание деятельности детей Типичные ожидания и потребности детей Профориентационная работа
1—4-е Формирование трудолю­бия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессии Включение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности Интерес к модным, ярким профессиям; стремление попробовать себя в игровой деятельности Увлекательные рассказы с яркими примерами об инте­ресующих профессиях, важ­ных для детей; проигрывание сюжетов, связанных с про­фессиями
5—7-е Формирование профес­сиональной направленно­сти и предварительного выбора профессии. Разви­тие у воспитанников лич­ностного смысла выбора профессии Оказание помощи в осознании детьми своих интересов, способ­ностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профес­сиональную деятельность, в опре­делении своего места в социуме через вовлечение детей в разнообразную деятель­ность Стремление увязать с про­фессиями учебные пред­меты. Выбор кружков, сек­ций Расширение представлений о мире профессий; помощь в выборе увлечения, хобби
8—9-е Формирование профес­сионального само­опреде­ления и осо­з­нанного профнамерения. Развитие само­сознания Практико-ориенти­ро­ван­ная дея­тель­ность при изучении электив­ных и предметных курсов. Соци­альная практика. Профессиональ­ные пробы Поиск ответа на вопрос «Куда пойти после обуче­ния в школе?». Конкретный интерес к профессиям. Ин­терес к профессиональным учебным заведениям. Вы­бор подготовительных кур­сов. Интерес к своей проф­пригодности Помощь в выборе электив­ных, предметных курсов, профиля учебного заведения. Помощь в самопознании своих возможностей и спо­собностей. Знакомство с осо­бенностями профессий и учебных заведений
10—11-е Формирование потенци­ального призвания и профстремления. Форми­рование профессионально важных качеств, индиви­дуального стиля деятель­ности Уточнение социально-профессио­нального выбора в условиях про­филя обучения, к которому про­явился устойчивый интерес и спо­собности. Социально-профессио­нальная практика Выбор профессии, учеб­ного заведения, подготови­тельных курсов. Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни. Стремление к более кон­кретному выбору Контроль и коррекция обра­зовательных и профессио­нальных планов. Акцент на ценностно-смысловую сто­рону самоопределения — дискуссии, обсуждение раз­личных позиций. Подготовка к поступлению в профессио­нальные учебные заведения

 

 


[1] Walsh W. B., Osipow S. H. (Eds.). Handbook of Vocational Psychology. Vol. 1. — N. Jersey, London, 1983.; Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. — М.: Институт психологии АН СССР, 1991.

[2] Климов Е. А. Как выбирать профессии: книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1984.

[3] Ретивых Е. М. Указ. соч. — С. 7.

[4] Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Указ. соч. — С. 123—125.

[5] Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С. 23—24.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...