Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие высших психических функций

Учим ребенка

ГОВОРИТЬ, ФОРМИРУЕМ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ЯЗЫКА, РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Программа развития речевой деятельности детей дошкольного возраста 5-7 лет

Программа «Учим ребенка говорить, формируем лексико-грамматические категории языка, развиваем связную речь» разработано с учетом: «Программы коррекционного обучения детей» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой; методических рекомендаций С.А. Васильевой и Н.Э. Теремковой по развитию речи дошкольников; Н.Е. Арбековой по развитию связной речи и других.

Условно обучение делится на три периода.

ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

1. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грам­матических средств языка и навыков словообразования:

—образование существительных множественного числа с окончанием а, -ы (ведра, сосны);

—образование глаголов настоящего времени единствен­ного и множественного числа (лает, лают);

—образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал);

—образование сложных слов (молоковоз);

—изменение по падежам существительных единственно­го числа;

—несклоняемые существительные пальто, пианино;

—согласование глаголов единственного числа прошед­шего времени с существительными (мама пела);

—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды);

—образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);

—согласование числительных с существительными (три тыквы);

—привлечение внимания к многозначности слов (кисть);

—слова-антонимы (деньночь);

—родственные слова (игра).

 

2. Развитие связной речи:

— составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану;

— составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану;

— составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану;

— составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану;

— составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине;

— оставление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану;

— пересказ текста по опорным рисункам;

— оставление рассказа по серии сюжетных картин;

— придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам.

 

 

Развитие высших психических функций

 

― развитие концентрации внимания;

― развитие мыслительных процессов обобщения;

― развитие наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического;

― совершенствование навыков зрительного восприятия различных свойств предметов;

― развитие внимания, восприятия предметов по контурному изображению;

― увеличение объёма слуховой памяти;

― развитие воображения и творческих способностей.

 

 

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

 

1. Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматиче­ских средств языка и навыков словообразования:

¾ образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цве­тах);

¾ образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);

¾ образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);

¾ согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);

¾ образование падежных форм существительных и при­лагательных в форме множественного числа (шалов­ливые мышата, шаловливых мышат);

¾ согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);

¾ употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;

¾ образование относительных прилагательных (вишне­вый, шерстяной);

¾ образование притяжательных прилагательных (коша­чий хвост, медвежья лапа);

¾ образование существительных с суффиксами умень­шительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик);

¾ образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);

¾ формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);

¾ образование сложных слов (самовар, коневод);

¾ образование слов-антонимов (тихийгромкий).

 

2. Развитие связной речи:

¾ составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану;

— рассказывание по сюжетной многофигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий;

— составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей);

— составление пересказа по опорным рисункам;

— составление пересказа рассказа по схематичному плану;

— составление рассказа по серии сюжетных картин;

— придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах;

— составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях;

— составление рассказов о путешествии во времени по воображению с опорой на предметные картинки;

— составление описательного рассказа по пейзажной картине и опорному картинному плану.

3. Развитие высших психических функций

― развитие концентрации объёма внимания;

― развитие мыслительных процессов обобщения;

― развитие наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического;

― совершенствование навыков зрительного восприятия различных свойств предметов;

― развитие наблюдательности, скорости реакции;

― увеличение объёма слуховой памяти;

― развитие воображения и творческих способностей.

 

ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

 

1. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формиро­вание грамматических средств языка и навыков слово­образования:

¾ образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

―образование существительных с помощью суффик­сов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручи­щи);

―образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);

―употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

―согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

―образование сложных слов (фоторужьё);

―образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

―формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

2. Развитие связной речи:

¾ составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану;

— придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели;

— придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды;

— составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб;

— составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану;

— составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план;

— составление рассказа по серии сюжетных картин;

— составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану;

— составление пересказа с опорой на рисунки;

— составление пересказа по рисуночному плану;

— составление рассказа по серии сюжетных картин.

3. Развитие высших психических функций

¾ развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к переключению и распределению;

― развитие познавательных способностей на основе упражнений в классификации и обобщения;

― развитие творческого воображения;

― развитие логического мышления – формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей;

― совершенствовать навык восприятия предметов с помощью разнообразных органов чувств.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: в конце обучения

дети должны научиться:

― понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

― правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

― владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

― грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;

― понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

― использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

― пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

― владеть навыками диалогической речи;

― владеть навыками пересказа;

― свободно составлять рассказы, пересказы;

― владеть навыками творческого рассказывания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...