Развитие высших психических функций
Учим ребенка ГОВОРИТЬ, ФОРМИРУЕМ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ЯЗЫКА, РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ Программа развития речевой деятельности детей дошкольного возраста 5-7 лет Программа «Учим ребенка говорить, формируем лексико-грамматические категории языка, развиваем связную речь» разработано с учетом: «Программы коррекционного обучения детей» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой; методических рекомендаций С.А. Васильевой и Н.Э. Теремковой по развитию речи дошкольников; Н.Е. Арбековой по развитию связной речи и других. Условно обучение делится на три периода. ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования: —образование существительных множественного числа с окончанием а, -ы (ведра, сосны); —образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают); —образование глаголов с помощью приставок у-, от- (улетел, отбежал); —образование сложных слов (молоковоз); —изменение по падежам существительных единственного числа; —несклоняемые существительные пальто, пианино; —согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела); —согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды); —образование притяжательных прилагательных (лисьи уши); —согласование числительных с существительными (три тыквы); —привлечение внимания к многозначности слов (кисть); —слова-антонимы (день — ночь); —родственные слова (игра).
2. Развитие связной речи: — составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану; — составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану; — составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану; — составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану; — составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине; — оставление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану; — пересказ текста по опорным рисункам; — оставление рассказа по серии сюжетных картин; — придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам.
Развитие высших психических функций
― развитие концентрации внимания; ― развитие мыслительных процессов обобщения; ― развитие наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического; ― совершенствование навыков зрительного восприятия различных свойств предметов; ― развитие внимания, восприятия предметов по контурному изображению; ― увеличение объёма слуховой памяти; ― развитие воображения и творческих способностей.
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:
1. Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования: ¾ образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах); ¾ образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон); ¾ образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал); ¾ согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье); ¾ образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат);
¾ согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева); ¾ употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть; ¾ образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной); ¾ образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа); ¾ образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик); ¾ образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее); ¾ формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный); ¾ образование сложных слов (самовар, коневод); ¾ образование слов-антонимов (тихий — громкий).
2. Развитие связной речи: ¾ составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану; — рассказывание по сюжетной многофигурной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий; — составление повествовательных рассказов о посещении зоопарка (из личного опыта детей); — составление пересказа по опорным рисункам; — составление пересказа рассказа по схематичному плану; — составление рассказа по серии сюжетных картин; — придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах; — составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях; — составление рассказов о путешествии во времени по воображению с опорой на предметные картинки; — составление описательного рассказа по пейзажной картине и опорному картинному плану. 3. Развитие высших психических функций ― развитие концентрации объёма внимания; ― развитие мыслительных процессов обобщения; ― развитие наглядно-образного мышления с элементами словесно-логического; ― совершенствование навыков зрительного восприятия различных свойств предметов; ― развитие наблюдательности, скорости реакции; ― увеличение объёма слуховой памяти; ― развитие воображения и творческих способностей.
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:
1. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
¾ образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей); ―образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручищи); ―образование приставочных глаголов (въехал, отъехал); ―употребление разноспрягаемого глагола хотеть; ―согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч); ―образование сложных слов (фоторужьё); ―образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы); ―формирование умения изменять глаголы по лицам и числам. 2. Развитие связной речи: ¾ составление повествовательного рассказа по сюжетной многофигурной картине и опорному плану; — придумывание рассказов о «волшебных» предметах мебели; — придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды; — составление творческих рассказов по представлению от лица различных рыб; — составление рассказов-описаний насекомых по предметным картинкам и опорному плану; — составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план; — составление рассказа по серии сюжетных картин; — составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану; — составление пересказа с опорой на рисунки; — составление пересказа по рисуночному плану; — составление рассказа по серии сюжетных картин. 3. Развитие высших психических функций ¾ развитие концентрации и объёма произвольного внимания, способности к переключению и распределению; ― развитие познавательных способностей на основе упражнений в классификации и обобщения; ― развитие творческого воображения; ― развитие логического мышления – формирование понимания причинно-следственных связей и закономерностей; ― совершенствовать навык восприятия предметов с помощью разнообразных органов чувств.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: в конце обучения дети должны научиться: ― понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
― правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; ― владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; ― грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; ― понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги; ― использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.); ― пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; ― владеть навыками диалогической речи; ― владеть навыками пересказа; ― свободно составлять рассказы, пересказы; ― владеть навыками творческого рассказывания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|