Условно обучение делится на три периода.
Учим ребёнка ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ Программа по подготовке детей дошкольного возраста к школе (обучение детей основам грамоты, профилактика нарушений письменной речи) Программа «Учим ребенка читать и писать» разработано с учетом: «Программы коррекционного обучения детей» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой; методических рекомендаций Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»»; системы работы по обучению детей грамоте С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц; использованы элементы авторской технологии Т.А. Ткаченко. Условно обучение делится на три периода. ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ: 1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия: ― уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мь, в, въ, н, нь, п, пь, т, тъ; ― развитие артикуляционной моторики; ― различение на слух изученных гласных и согласных звуков; ― дифференциация звуков: а-у, ы~и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть; ― выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у); ― выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о); ― выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и); ― выделение согласного звука из состава слова; ― формирование умения характеризовать звук; ― усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов; ― анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том, ва-та; ― формирование умения подбирать к схеме слово; ― преобразование слогов; ― деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трех-сложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;
― воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук; ― использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова; ― формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, буква, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
2. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме: ― составление простых распространенных предложений без предлогов; ― выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности; ― составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по; ― составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и; ― составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а; ― заучивание стихов наизусть.
3. Развитие просодической стороны речи (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация).
4. Обучение грамоте: ― знакомство с буквами: У, А, О, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т; ― звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания; ― преобразование слогов; ― формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов; ― составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения; ― раздельное написание предлогов; ― развитие графических навыков; ― ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ЗАДАЧИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
― уточнение правильного произношения звуков: к, кь, с, съ, х, хъ, з, зь, б, бъ, д, дь, г, гъ, ш, ж, л, ль, р, рь; ― развитие артикуляционной моторики; ― различение этих звуков на слух; ― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: к-къ, с-сь, х-хь, з-зь, б-бъ, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; позвонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и ― формирование умения характеризовать звук; ― выделение звуков из состава слова; ― анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем; ― преобразование слогов и слов; ― формирование умения соотносить слово и схему; ― закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
2. Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам. —составление простых распространенных предложений без предлога; —составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед; —выделение слов в предложении, определение их количества; —составление рассказа по серии картин и опорным словам; —развитие интонационной выразительности речи; —заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.
6. Развитие просодической стороны речи(мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация). 3. Обучение грамоте: ― знакомство с буквами: К, С, X, 3, Б, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е,Ё,Р; ― дифференциация а-я, о-ё, т-д, кг, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л; ― звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, односложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов с использованием разрезной азбуки и печатания; ― преобразование слогов и слов; ― составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения; ― формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов;
― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное; ― развитие графических навыков; ― ознакомление с правилом письма предложения, с правописанием ши, жи, парных звонких и глухих согласных в конце слова и безударных гласных
4. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обобщения).
ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия: ― развитие артикуляционной моторики; ― точнение правильного произношения звуков: Ф, Фь, Ц, Й, Ч, Щ; ― различение этих звуков на слух; ― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по месту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-съ; ― формирование умения характеризовать звук; ― выделение звуков из состава слова; ― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава; ― преобразование слогов и слов; ― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования: ― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей); ― образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручищи); образование приставочных глаголов (въехал, отъехал); ― употребление разноспрягаемого глагола хотеть; ― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч); ― образование сложных слов (фоторужьё); ― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);
― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.
3. Работа над предложением. Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам: — составление деформированных предложений; — составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что; — составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ; — заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц; — развитие интонационной выразительности речи.
7. Развитие просодической стороны речи(мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация). 4. Обучение грамоте: ― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ; ― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С; ― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3(4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания; ― преобразование слогов и слов; ― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное; ― развитие графических навыков; ― закрепление правила письма предложения; ― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных; ― обозначение мягкости согласных буквой Ь.
5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обобщения). ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: к концу первого года обучения дети должны знать и уметь: Чтение: Письмо (печатание): – дорисовывать начатые фигуры; ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: к концу второго года обучения дети должны знать и уметь: Чтение:
Письмо (печатание):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|