Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условно обучение делится на три периода.

Учим ребёнка

ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

Программа по подготовке детей дошкольного возраста к школе (обучение детей основам грамоты, профилактика нарушений письменной речи)

Программа «Учим ребенка читать и писать» разработано с учетом: «Программы коррекционного обучения детей» Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой; методических рекомендаций Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками ре­чи»»; системы работы по обучению детей грамоте С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц; использованы элементы ав­торской технологии Т.А. Ткаченко.

Условно обучение делится на три периода.

ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

― уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мь, в, въ, н, нь, п, пь, т, тъ;

― развитие артикуляционной моторики;

― различение на слух изученных гласных и согласных звуков;

― дифференциация звуков: а-у, ы~и и согласных по твер­дости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;

― выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);

― выделение гласного звука из начала, середины и кон­ца слова в ударной позиции (звуки а, о);

― выделение гласного звука из состава слова в безудар­ной позиции (звук и);

― выделение согласного звука из состава слова;

― формирование умения характеризовать звук;

― усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;

― анализ и синтез обратных и прямых слогов; составле­ние схем слогов; слов типа Том, ва-та;

― формирование умения подбирать к схеме слово;

― преобразование слогов;

― деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трех-сложных слов; слогообразующая роль гласных зву­ков; составление слоговых схем слов;

― воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;

― использование ребусов и кроссвордов с целью форми­рования навыков звукового анализа слова;

― формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, буква, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.

 

2. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:

― составление простых распространенных предложений без предлогов;

― выделение слов в предложении, определение их коли­чества и последовательности;

― составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;

― составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;

― составление сложносочиненных предложений с проти­вительным союзом а;

― заучивание стихов наизусть.

 

3. Развитие просодической стороны речи (мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация).

 

4. Обучение грамоте:

― знакомство с буквами: У, А, О, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;

― звуко-буквенный анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;

― преобразование слогов;

― формирование навыка чтения обратных и прямых сло­гов, плавного слогового сознательного чтения слов;

― составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой пред­ложения;

― раздельное написание предлогов;

― развитие графических навыков;

― ознакомление с написанием большой буквы в именах лю­дей и с правилом написания предложения.

 

 

5. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания; формирование мыс­лительных операций (навыков анализа, синтеза, сравне­ния, обобщения).

ЗАДАЧИ ВТОРОГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

 

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

 

― уточнение правильного произношения звуков: к, кь, с, съ, х, хъ, з, зь, б, бъ, д, дь, г, гъ, ш, ж, л, ль, р, рь;

― развитие артикуляционной моторики;

― различение этих звуков на слух;

― дифференциация согласных звуков по твердости-мяг­кости: к-къ, с-сь, х-хь, з-зь, б-бъ, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; позвонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и
способу образования: кх, с-ш, з-ж, р-л;

― формирование умения характеризовать звук;

― выделение звуков из состава слова;

― анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;

― преобразование слогов и слов;

― формирование умения соотносить слово и схему;

― закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

 

2. Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.

—составление простых распространенных предложений без предлога;

—составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, ме­жду, перед;

—выделение слов в предложении, определение их коли­чества;

—составление рассказа по серии картин и опорным сло­вам;

—развитие интонационной выразительности речи;

—заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.

 

6. Развитие просодической стороны речи(мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация).

3. Обучение грамоте:

― знакомство с буквами: К, С, X, 3, Б, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е,Ё,Р;

― дифференциация а-я, о-ё, т-д, кг, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л;

― звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, од­носложных, двусложных и трехсложных слов и пред­ложений из двух, трех, четырех слов с использовани­ем разрезной азбуки и печатания;

― преобразование слогов и слов;

― составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;

― формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плав­ного слогового, сознательного чтения слов, предложе­ний, текстов;

― формирование умения отвечать на вопросы о прочи­танном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

― развитие графических навыков;

― ознакомление с правилом письма предложения, с пра­вописанием ши, жи, парных звонких и глухих соглас­ных в конце слова и безударных гласных

 

 

4. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обоб­щения).

 

ЗАДАЧИ ТРЕТЬЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ:

 

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:

― развитие артикуляционной моторики;

― точнение правильного произношения звуков: Ф, Фь, Ц, Й, Ч, Щ;

― различение этих звуков на слух;

― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по мес­ту и способу образования с-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-съ;

― формирование умения характеризовать звук;

― выделение звуков из состава слова;

― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

― преобразование слогов и слов;

― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

 

2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формиро­вание грамматических средств языка и навыков слово­образования:

― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

― образование существительных с помощью суффик­сов -иц-, -щик-, -ищ- (медведица, носильщик, ручи­щи);

образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);

― употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

― образование сложных слов (фоторужьё);

― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

 

3. Работа над предложением. Закрепление навыка соста­вления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

— составление деформированных предложений;

— составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

— составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

— заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;

— развитие интонационной выразительности речи.

 

7. Развитие просодической стороны речи(мелодика, ритм, интенсивность, темп, тембр, интонация).

4. Обучение грамоте:

― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;

― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;

― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3(4 слов с использованием разрезной азбуки и печата­ния;

― преобразование слогов и слов;

― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

― развитие графических навыков;

― закрепление правила письма предложения;

― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

― обозначение мягкости согласных буквой Ь.

 

5. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения» обоб­щения).

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: к концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.);
– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;

– дорисовывать начатые фигуры;
– уметь писать (печатать) буквы разных размеров (крупные и мелкие);

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ: к концу второго года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением.

Письмо (печатание):
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения;
– осваивать общий темп записи;
– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдают пробел между словами;
– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;
– применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
– самостоятельно пишут придуманные фразы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...