Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса




 

Причина современного мирового финансового кризиса, заключается в том, что послевоенная мировая экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

Статус центрального банка мира позволял США получать доход. Выпуская в обращение ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

На сегодня долг правительства США превысил 9,5 триллиона долларов, а после реализаций так называемого плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов [17, с. 78-81].

Уменьшение надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно ведет к параличу всей системе международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.

Так, по мнению аналитиков, России, как и другим развивающимся рынкам, еще предстоит «новая волна» мирового финансового кризиса.

При этом делается упор на то, что выйти из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно еженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий [8, с. 11-13].

Не смотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны – либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас - на всех развивающихся рынках.

Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом и среднем бизнесе. Однако мнению экспертов в условиях мирового кризиса малый бизнес России испытывает меньшее давление финансового кризиса при осуществлении производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности по сравнению с крупными и средними предприятиями. Учитывая периодизацию проявлений кризиса, можно констатировать, что российская экономика находится на первом-втором этапе. Ряд экспертов считает, что сложности в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности у малых предприятий начинаются на четвертом-пятом этапе [14, с. 11-12].

Между тем присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.

Из-за девальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положении оказался торговый сектор экономики, особенно его малые сегмент. Нарушены связи между производителями товаров и торговыми организациями, особенно связанные с импортом товаров народного потребления, привычные схемы товаропотоков перестают функционировать.

Ощущается нехватка оборотных средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа до реализации. Действующая отечественная система безналичных расчетов все еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это существенно снижает возможности выживания предпринимательских структур и малых предприятий в условиях кризиса.

В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем малых предприятий в условиях кризиса. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития [16, с. 22-27].

Ниже в таблице 2 приведены Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации (приложение 2).

На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

Наиболее значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей снизилось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.(приложение 3)

В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7% [13].

В целом, По итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.

В этих условиях государство в последние месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.

Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.

Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев [14, с. 11-12].

Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый выше иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Во многих странах формируются специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора [8, с. 11-13].

Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Таким образом, в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. – М., 2009. с. 23-30.

2. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11.

3.Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23.

4.Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – с. 18-24.

5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12. с. 44-49.

6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. с.7-8.

7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: [email protected] www.integrum.ru).

8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. с. 11-13.

9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс–опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. – Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2005. – Вып. 8. – с. 148-152.

10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. с. 11.

11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. с. 21.

12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66.

13. Российский статистический Ежегодник 2008, М: Росгостат 2009.

14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2009. № 2. с. 11-12.

15.Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с.

16. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27.

17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2008.с. 5-12.

18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2006. №9. с.109.

19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.


Приложение 1

 

Таблица 1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности

 

2005

2006

2007

  Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу
Всего 979,3 100 1032,8 100 1137,4 100
из них по видам экономической деятельности:            
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8 29,4 2,6
рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2 2,5 0,2
добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4 4,5 0,4
обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0 128,6 11,3
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 4,9 0,4
строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 130,7 11,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 45,8 464,6 45,0 510,6 44,9
гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 29,7 2,6
транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 57,3 5,0
из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7 7,8 0,7
финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4 16,1 1,4
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 181,3 15,9
образование 2,7 0,3 2,7 0,3 2,7 0,2
здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 11,6 1,0
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4 27,2 2,4

Приложение 2

 

Таблица 2 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Федеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 Прирост / сокращение (-) Количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения1 за период 01.04.2008- 01.04.2009 КоличествозарегистрированныхМП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ
РФ 160,4 -41,7 100,0
Центральный 196,9 -24,9 122,8
Северо-Западный 231,0 0,7 144,0
Южный 119,6 -53,3 74,6
Приволжский 156,2 -47,2 97,4
Уральский 112,6 21,1 70,2
Сибирский 131,0 -100,2 81,7
Дальневосточный 147,1 -102,7 91,7

Приложение 3

 

Таблица 3 - Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

тыс. чел. в % к январю-марту 2008 г. % Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.
РФ 5 741,7 94,6 12,0 -0,3
Центральный 1 674,5 107,7 12,2 1,3
Северо-Западный 668,8 82,2 12,9 -2,4
Южный 707,7 83,2 12,5 -2,5
Приволжский 1 295,3 91,0 12,6 -0,8
Уральский 402,1 111,5 8,8 1,2
Сибирский 736,3 87,0 11,8 -1,4
Дальневосточный 256,9 117,1 11,4 1,8

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...