Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития потребительской кооперации России




 

Стратегия устойчивого развития потребительской кооперации и социальное управление предполагают увеличение численности пайщиков и обслуживаемого населения, покупающих товары в сельской местности, а в качестве приоритетных направлений определяются:

сохранение существующих и развитие новых отраслей и видов деятельности;

создание в каждом районе с учетом экономической целесообразности маломасштабных производств (хлеба, хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков), развитие народных промыслов;

совершенствование планирования и использования ресурсов, внедрение современных технологий управления.

Розничная торговля потребительской кооперации должна быть конкурентоспособной и занимать прочные позиции на потребительских региональных рынках.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года намечены основные направления совершенствования розничной торговли.

Одно из главных направлений - изменение ассортиментной политики в розничной торговле потребительской кооперации. Ассортиментная политика направлена на расширение ассортимента товаров в магазинах потребительской кооперации с учетом потребностей сельского населения. Особое внимание обращается на обеспечение населения товарами первой необходимости. Ассортиментная политика должна быть дифференцированной, в каждом магазине необходимо иметь обязательный ассортиментный перечень. Такие перечни разрабатываются с учетом сложившегося спроса, источников поступления товаров, доходов населения, его социального статуса, миграции населения, объемов строительства, а также факторов, обеспечивающих рентабельность торговых предприятий.

В Концепции намечено дальнейшее развитие розничной торговой сети потребительской кооперации.

Совершенствование размещения торговых предприятий предусматривает, во-первых, создание удобств сельским покупателям при приобретении товаров; во-вторых, расширение торговой сети в городах.

Намечено осуществлять реконструкцию действующих предприятий и строительство новых.

Мини-маркеты должны стать распространенным типом магазина в рядовом сельском населенном пункте.

Универмаги и торговые дома - основные типы магазинов в районных центрах.

Супермаркеты и специализированные магазины по продаже продовольственных и непродовольственных товаров размещаются как в районных центрах, так и в крупных селах.

В перспективе намечено развивать сеть палаток, киосков, магазинов на дому, автомагазинов. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.

Широкое распространение получат магазины, совмещающие торговлю и другие виды деятельности - магазин - приемозаготовительный пункт. Такой магазин является центром кооперативного участка и наряду с торговлей выполняет следующие функции: закупку всех видов сельскохозяйственной продукции, прием заказов на бытовые услуги (ремонт сложной бытовой техники, часов и др.), предоставление некоторых услуг в магазине, информирование пайщиков.

Повышение культуры обслуживания и имиджа предприятий розничной торговли. Магазины потребительской кооперации должны выделяться среди предприятий других форм собственности; иметь привлекательный внешний вид и интерьер; обеспечивать вежливое обслуживание покупателей с соблюдением правил торговли; часы работы магазинов должны учитывать сезонность работ в сельском хозяйстве; целесообразно расширить перечень услуг и рекламу.

Магазин должен стать местом общения пайщиков по вопросам кооперации. С этой целью в магазине оформляется уголок пайщика, в котором имеются: устав потребительского общества; сведения о составе и деятельности комиссии кооперативного участка; информация, необходимая для пайщиков, по вопросам их участия в экономической деятельности потребительского общества; газета "Российская кооперация"; объявления о проведении собраний и другая информация для пайщиков.

Развитие розничной торговли потребительской кооперации в значительной степени зависит от состояния оптовой торговли. Поэтому в перспективе намечено улучшить работу оптовых баз и складов, создавать оптовые продовольственные рынки. Особое значение имеет совершенствование взаимодействия оптовой и розничной торговли потребительской кооперации. Задача оптовой торговли - улучшить снабжение магазинов и других предприятий розничной торговли необходимым ассортиментом товаров.

В рыночной экономике особое значение в торговле приобретает маркетинг. Руководители и специалисты организаций потребительской кооперации должны осуществлять маркетинговую деятельность: изучать спрос на товары и услуги; организовывать сбыт товаров и услуг новыми методами; проводить рекламные мероприятия; осуществлять стимулирование продажи товаров и услуг пайщикам.

Для дальнейшего развития розничной и оптовой торговли потребительской кооперации необходимы специалисты, владеющие знаниями рыночной экономики, маркетингом, компьютерной технологией, способные обеспечить прибыльную работу.

Реализация мероприятий, намеченных Концепцией, позволит увеличить оборот розничной торговли потребительской кооперации в 2010 г. по сравнению с 2001 г. более чем на 40%.

Таким образом, основными направлениями перспективного развития розничной торговли потребительской кооперации являются:

совершенствование ассортиментной политики;

рациональное размещение и развитие розничной торговой сети;

повышение культуры обслуживания и имиджа предприятий розничной торговли;

совершенствование взаимодействия розничной и оптовой торговли;

развитие маркетинговой деятельности;

подготовка специалистов для организации торговой деятельности.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено увеличение оборота общественного питания. Этот рост будет достигнут благодаря реализации намеченных Концепцией направлений развития отрасли.

Важнейшими направлениями развития общественного питания потребительской кооперации являются расширение ассортимента и улучшение качества производимой предприятиями питания продукции (первых и вторых блюд, закусок, полуфабрикатов, кондитерских изделий; организация на предприятиях питания производства безалкогольных напитков, пива, мороженого, выпечки хлеба, производства макаронных изделий и другой продукции).

В направлениях развития отрасли предусматриваются строительство, реконструкция и перепрофилирование действующих предприятий, открытие предприятий быстрого обслуживания - пончиковых, пирожковых, блинных, пельменных.

Увеличится реализация продукции предприятий питания через магазины.

С этой целью предусмотрено открывать в магазинах отделы по продаже полуфабрикатов и кондитерских изделий.

На формирование престижа предприятий питания и увеличение продажи их продукции направлен комплекс таких мероприятий, как открытие вечерних клубов, баров, бильярдных, проведение дискотек, дней национальной кухни, пожилого человека, сладкоежки и других.

Потребительская кооперация постоянно занимается организацией питания школьников, учащихся училищ, студентов вузов и техникумов. Для сохранения этого контингента потребителей необходимо улучшить работу предприятий питания, организовать снабжение полуфабрикатами и кулинарными изделиями учителей, совместно с учителями и пайщиками-активистами проводить мероприятия, прививающие учащимся культуру питания и общения, осуществлять другие мероприятия.

Реализация направлений, предусмотренных Концепцией по развитию общественного питания, будет способствовать совершенствованию деятельности отрасли питания и улучшению обслуживания потребителей.

В Концепции развития потребительской кооперации РФ на период 2010 года предусмотрены следующие направления совершения заготовительной деятельности.

Расширение сети приемозаготовительных пунктов в сельской местности, используя для этого торговые предприятия. Роль заготовительного пункта могут выполнять магазины, если в них совмещать торговую и закупочную деятельность.

Организация закупок на основе долгосрочных договоров со всеми категориями хозяйств.

Значительное увеличение закупок в личных хозяйствах населения. Социальное значение закупок в личных подсобных хозяйствах заключается в том, что потребительская кооперация обеспечивает сельскому населению сбыт, доходы и занятость общественно полезным трудом. Потребительские общества и их союзы предусматривают в договорах на закупку продукции льготы для пайщиков с целью повышения их материальной заинтересованности в производстве сельскохозяйственной продукции и сдаче ее организациям потребительской кооперации.

В Концепции намечено содействовать развитию личных подсобных хозяйств пайщиков и других граждан посредством предоставления услуг по вспашке земли, ветеринарному обслуживанию, снабжению кормами, тарой, транспортом.

Увеличение сбыта всех видов закупленной сельхозпродукции.

Укрепление связей потребительских обществ со школами.

Между школами и потребительскими обществами заключаются договоры делового сотрудничества на закупку дикорастущих плодов, ягод и лекарственно-технического сырья. В договорах предусматриваются обязательства школ по сбору продукции и продаже ее организациям потребительской кооперации. Потребительские общества обязуются производить своевременную оплату школам за сданную продукцию, а также продавать школам по льготным ценам школьно-письменные принадлежности, художественную литературу, мебель и другие товары. Некоторые организации потребительской кооперации организуют трудовые отряды дневного пребывания школьников, занимающихся сбором лекарственно-технического сырья, ягод, грибов и других дикорастущих.

Выполнение направлений Концепции будет способствовать совершенствованию заготовительной деятельности потребительской кооперации и ее развитию в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

В потребительской кооперации намечено увеличить производство потребительских товаров за 2001-2010 гг. в 1,6 раза. Поэтапно прогнозируется рост объемов всех основных видов производимой продукции, в том числе: безалкогольных напитков и пива, плодоовощных, мясных, рыбных консервов, колбасных и кондитерских изделий.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года намечены перспективные направления развития промышленности:

реконструкция и строительство предприятий;

расширение ассортимента производимых продовольственных и непродовольственных товаров;

увеличение производства детской и лечебной продукции;

увеличение количества выпускаемой продукции в мелкой упаковке;

внедрение более совершенного оборудования и технологий;

расширение производства товаров с использованием надомного труда;

создание в каждом районе производственного комплекса, включающего выпечку хлеба и хлебобулочных изделий, производство макаронной продукции, колбас и колбасных изделий, безалкогольных напитков;

развитие межотраслевой интеграции на основе объединения в каждом районном потребительском обществе предприятий торговли, заготовок и общественного питания.

Реализация направлений Концепции будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий промышленности и выполнению потребительской кооперацией своей социальной миссии.

В Концепции развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года предусмотрены развитие разных видов услуг и повышение их качества.

В перспективе будут предоставляться следующие новые виды услуг:

посреднические;

консультационные;

информационные;

туристические;

страхование населения;

услуги по трудоустройству;

услуги по уходу за престарелыми и детьми.

Развитие сферы услуг в потребительской кооперации позволяет повысить эффективность ее деятельности и увеличить доходы. В потребительской кооперации имеются неиспользуемые здания и отдельные помещения в предприятиях торговли, общественного питания и других отраслей. Предприятия по оказанию услуг могут создаваться в пустующих зданиях и на свободных площадях магазинов, оптовых баз, предприятий общественного питания и др. Развитие разнообразных услуг требует немалых финансовых средств для ремонта зданий, их оснащения, обучения работников.

Брать кредит в банках дорого. В этом случае могут помочь пайщики-вкладчики. Организация предприятий по оказанию услуг и расходование средств на эти цели должны контролироваться пайщиками. Безработные пайщики, инвалиды, пенсионеры, даже школьники могут реализовать свое право на труд в предприятиях по оказанию услуг.

Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия бытового обслуживания, что значительно повысит качество обслуживания населения, рациональное использование площадей предприятий и производственного оборудования.

Потребительская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг. Реализованный спрос на услуги обеспечит экономически эффективное развитие этой сферы деятельности и повысит уровень занятости пайщиков и обслуживаемого сельского населения.

Таким образом, развитие сферы платных услуг в потребительской кооперации должно осуществляться при активном участии пайщиков. Их участие - гарантия выполнения направлений, намеченных Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года.


Заключение

 

Осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.

Потребительская кооперация в России за 175 лет своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг.

Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, "несущей конструкцией" трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы - осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Главным фактором возрождения потребительской кооперации, возврата этой общественной организации к изначальной сущности как формы взаимовспомоществования крестьян в сфере потребления является обеспечение причастности широких слоев сельского населения к ее развитию. В этих целях необходимо реанимировать основное организационно-структурное звено потребительской кооперации - сельские потребительские общества, закрепить за пайщиками собственность путем выдачи ценных бумаг, возродить институт дивидендов на паи, привлекать широкие круги пайщиков к участию в принятии управленческих решений.

Выполнение направлений Концепции будет способствовать совершенствованию деятельности потребительской кооперации и ее развитию в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.


Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 ноября 2000 г. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 372 с.

2. Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" №97-ФЗ от 11.07.1997 (с изменениями от 28.04.2000).

3. Бондаренко Н.В. История и теория кооперации / Н. В Бондаренко - Ставрополь: 1998 - 123 c.

4. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России / К.И. Вахитов. - М.: 1998. - 235 с.

5. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года // Деловой вестник "Российской кооперации". - 2005. - № 12.

6. Кравченко И.Н. Перспективы развития потребительской кооперации на современном этапе / И. Н Кравченко // Соц. - экон. проблемы развития потреб. кооперации: - Ставрополь, 2002. ч.4. - С.51-54.

7. Крыгина А.П. Государственное регулирование и проблемы кооперации / А.П. Крыгина // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №3. - С.31-35.

8. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России / В.Г. Лапищев. - М., 1997 - С.6

9. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения / А.П. Макаренко. - М.: 2000. -328 с.

10. Мариничев Ю.М. Основы организации, управления и информационного обеспечения потребкооперации / Ю.М. Мариничев. - М.: 2001. - 145 с.

11. Нефедова Т. Выживание на фоне кризиса. Потребительская кооперация. // Знание - сила. 2006. - № 5. - С.17-24.

12. Петрова Л.Б. Роль кооперативов в будущем / Л.Б. Петрова // Экономика сельского хозяйства России. - 2005. - №3. - С.13-17.

13. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Л.Е. Теплова - 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 160 с.

14. Сероштман М.В., Ткач А.В. Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. редакцией Ткача А.В. - М.: Московский университет потребительской кооперации, 2004. - 218 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...