Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методические материалы

Филиал БГЭУ

«Новогрудский торгово-экономический колледж»

 

Рассмотрены на заседании   УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссии   Заместитель директора
коммерческой деятельности   по учебной работе
протокол № _от «__» _______ 201_ г.   ______________А.И.Ситько
Председатель комиссии   «___» ______________201__ г.
________________ О.В. Кундельская    

 

 

Учебно-методические материалы

 

по дисциплине «Основы охраны труда»

для учащихся заочной формы обучения

по специальности

 

2-25 01 35 Бухгалтерский учет, анализ и контроль

 

Учебно-методические материалы разработаны преподавателем

О.В. Кундельской

 

г. Новогрудок

2017 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

по дисциплине «Основы охраны труда»

 

Дисциплина «Основы охраны труда» изучается на первом курсе по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» в объеме 10 часов, остальную часть программного материала (30 часов) учащиеся изучают самостоятельно. По учебному плану предусмотрена одна домашняя контрольная работа и обязательная контрольная работа, выполняемая после изучения материалов курса.

Основным методом изучения дисциплины «Основы охраны труда» является самостоятель­ная работа учащихся над учебным материалом. По дисциплине про­водятся установочные занятия, на которых преподаватель дает ре­комендации по самостоятельной подготовке учащихся, указывает основную и дополнительную литературу, действующие законодательные и технические нормативные правовые акты (ТНПА).

В межсессионный период учащийся самостоятельно изучает учебную литературу рекомендованную преподавателем и настоящи­ми методическими материалами, а также издаваемую новую лите­ратуру по дисциплине и действующие законодательные и технические нормативные правовые акты.

Контрольная работа является формой самостоятельной работы учащихся-заочников, призванной дополнить и углубить их знания по данной дисциплине.

В срок, указанный в учебном графике, учащиеся должны вы­полнить и представить контрольную работу по дисциплине для рецен­зирования преподавателем.

Задания к контрольной работе составлены в десяти вариантах.

Вариант контрольной работы соответствует последней цифре шифра учащегося. При последней цифре шифра «О» выполняется 10-й вариант.

Титульный лист работы должен быть оформлен по указанному образцу:

 

Филиал БГЭУ «Новогрудский торгово-экономический колледж»     Контрольная работа №   по дисциплине (указать) вариант (указать) шифр (указать) Ф. И. О.   Домашний адрес________   год

 

Каждое задание контрольной работы содержит теоретические вопросы и практическое задание (ситуацию).

Приступать к выполнению контрольных работ можно только после изучения теоретического материала и отработки практичес­ких занятий. Все темы связаны друг с другом и усвоение одной не­возможно без знания предыдущих тем.

Работа выполняется в тетради объёмом 24 страницы разбор­чивым и аккуратным почерком. Страницы должны быть пронуме­рованы и иметь поля для замечаний рецензента. Если тетрадь в клет­ку, то необходимо писать через клеточку. Перед каждым ответом пи­шется номер и формулировка вопроса. Ответы на вопросы должны быть по существу, конкретными, полностью раскрывать суть вопро­са, содержать примеры практической деятельности организации. Каждый ответ на вопрос излагается своими словами без сокраще­ний. Допускаются только общепринятые сокращения слов. Напри­мер: технические условия - ТУ. Дословное списывание с учебной литературы не допускается.

Каждый вопрос варианта раскрывается отдельным пунктом.

В текст ответов можно включить графики, схемы, ил­люстрации, дополнять ответы приложениями ТНПА (стандартов, ТУ), инструкционным мате­риалом и т.п.

На все заим­ствованные материалы следует делать ссылки.

Контрольная работа может набираться в текстовом редакторе Мicrosoft Word на листах формата А 4, шрифт Times New Roman, размер 14 пт., межстрочный интервал одинарный. Параметры страниц – поля: сверху 20мм, снизу 20 мм, слева 30мм, справа 15мм. Переносы слов допускаются. Номер и формулировка вопроса печатаются жирным шрифтом. Допускается использование различной гарнитуры шрифта для акцентирования наиболее важных положений работы.

 

При решении ситуаций следует вначале изучить соответствующие законодательные или технические нормативные правовые акты (Например, Трудовой кодекс РБ, Постановление Министерства труда РБ «О нормах подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет»; Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Правила возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью работника, связанного с исполнением им трудовых обязанностей и др. ТНПА). Заключения и выводы должны подтверждаться ссылкой на соответствующие законодательные и ТНПА и конкретные их пункты.

 

В конце работы необходимо указать список использованной литературы (автор, на­звание учебного пособия, издательство, год издания) и законодательные или технические нормативные правовые акты.

Указать дату выполнения работы и свою фамилию. Должен быть чистый лист для написания рецензии преподавателем.

Проверенная работа преподавателем оценивается оценкой: зачтено или не зачтено. Оценка «зачтено» выставляется, если по всем вопросам даны полные и содержательные ответы, заполнены необходимые доку­менты или имеются не существенные замечания.

Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содер­жание вопросов задания или имеются грубые ошибки в освещении вопросов, выполненная небрежно, неразборчивым почерком, не по варианту, оценивается оценкой «не зачтено» и возвращается учаще­муся с подробной рецензией для дальнейшей работы над заданием.

Вновь выполненная работа должна быть возвращена в учебное за­ведение для повторной проверки вместе с ранее не зачтённой работой.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2004.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Минск: Амалфея, 2014.

3. Басаков Н.Н. Охрана труда. Минск, 2000.

4. Ласкавнев В.П. и др. Охрана труда на предприятиях: практ. пособие.

Минск, 2002.

5. Перминов Е.В., Самойлов М.В., Гончаров В.А. Охрана труда. Мн.: БГЭУ, 2008.

6. Сокол Т.С.Охрана труда: учеб пособие. Мн.; Дизайн ПРО, 2005.

7. Сухачёв В.П., Мухина Т.Т. Охрана труда в организациях торговли и общественного питания. Минск: Амалфея, 2001.

8. Семич А.В. и др. Вводный инструктаж по охране труда. Мн.: ЦОТЖ, 2003.

9. Семич В.П. Практическое пособие по охране труда. Минск: ЦОТЖ, 2005.

10. Челноков А.А. Охрана труда. Минск: Выш.шк., 2006.

11. Фатыхов Д.Ф. Охрана труда в торговле. Москва: НРПО, 2000.

12. Федорчук А.И. Производственная безопасность: практ. пособие. Минск: Техноперспектива, 2005.

13. Охрана труда: сб.нормативных правовых актов Республики Беларусь с обзором законодательства. В 2 кн.Минск: Дикта, 2010.

14. Журнал “Охрана труда и социальная защита”.

15. Журнал “Охрана труда. Практикум”.

16. Действующие законодательные и технические нормативные правовые акты.

 

ВОПРОСЫ для самоконтроля

по дисциплине «Основы охраны труда»

для учащихся заочного отделения

 

1. Охрана труда, ее сущность и значение на современном этапе.

2. Законодательно-нормативные документы по охране труда.

3. Конституция РБ по охране труда.

4. Трудовой кодекс по охране труда.

5. Рабочее время, виды продолжительности рабочего времени.

6. Отдых работников.

7. Охрана труда женщин и подростков.

8. Органы государственного надзора за безопасностью труда.

9. Ведомственный и общественный контроль за безопасностью труда.

10. Коллективный договор и План мероприятий по охране труда.

11. Права и обязанности должностных лиц в области охраны труда. Служба охраны труда.

12. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

13. Обучение работников безопасности труда.

14. Понятие о производственных травмах и профессиональных заболеваниях. Их виды, причины.

15. Виды травм и методы анализа причин несчастных случаев.

16. Обычное расследование несчастных случаев на производстве.

17. Порядок составления актов о несчастных случаях, отчетность.

18. Специальное расследование несчастных случаев на производстве.

19. Возмещение вреда, причиненного работнику в связи с потерей трудоспособности при несчастном случае на производстве.

20. Требования производственной санитарии к территории организации.

21. Требования производственной санитарии к помещениям организации.

22. Микроклимат производственных помещений, нормирование показателей.

23. Условия труда и факторы их определяющие.

24. Понятие о вредных и опасных производственных факторах. Защита от их воздействия.

25. Производственный шум, вибрация. Действие на организм человека, защита от воздействия.

26. Производственное освещение, его виды и нормы, требования к освещенности помещений.

27. Излучения (ионизирующие, ЭМИ, лазерное): виды, действие на организм, защита.

28. Опасные узлы и зоны в конструкциях оборудования, средства защиты.

29. Требования безопасности к оборудованию.

30. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на тяжесть поражения электрическим током.

31. Виды поражения электрическим током.

32. Классификация помещений по степени электроопасности.

33. Средства индивидуальной защиты от действия электрического тока. Их проверка.

34. Общие средства защиты от воздействия электрического тока.

35. Первая помощь пострадавшему при поражении электрическим током, производственных травмах.

36. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда.

37. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

38. Причины возникновения пожаров на предприятиях. Общие сведения о горении и взрыве, пожарной опасности веществ и материалов.

39. Требование пожарной безопасности к проектированию и устройству предприятий.

40. Огнегасящие вещества. Принципы тушения пожаров.

41. Основные типы огнетушителей, их устройство и правила применения.

42. Пожарный инвентарь, его размещение.

43. Противопожарное водоснабжение. Пожарная сигнализация и связь.

44. Автоматические системы тушения пожара.

45. Действие администрации и рабочих в случае пожара. Пути эвакуации, требования к ним.

46. Добровольные пожарные формирования. Их функции.

47. Противопожарные инструктажи и пожарно-технический минимум.

 

 

Варианты домашней контрольной работы для групп УП

ВАРИАНТ № 1

1. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда. Административно-общественный контроль за охраной труда.

2. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда.

1. Классификация помещений по степени электроопасности.

2. Ситуация. Учащийся средней школы (возраст 15 лет) во время летних каникул обратился с заявлением о трудоустройстве в РУП «Жилищно-коммунальное хозяйство». Наниматель отказал ему по причине отсутствия письменного согласия одного из родителей подростка.

Прав ли наниматель? Ответ обоснуйте. В случае трудоустройства, какими преимуществами в сфере труда пользовался бы подросток?

 

 

ВАРИАНТ № 2

1. Конституция РБ об охране труда.

2. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

3. Действия электрического тока на организм человека. Характеристика факторов, влияющих на сте­пень поражения электрическим током.

4. Ситуация. Рабочий строительной организации в результате несчастного случая получил трудовое увечье во время кладки несущей стены здания. Причиной происшествия стало отсутствие средств индивидуальной защиты при работе на высоте.

Укажите вид и сроки проведения расследования этого несчастного случая. Имеет ли работник право на возмещение вреда? Укажите, что включает возмещение вреда работнику, пострадавшему при несчастном случае на производстве.

 

 

ВАРИАНТ № 3

1. Служба охраны труда в организации. Задачи и функции службы охраны труда.

2. Опасные и вредные производственные факторы: понятия, классификация, характеристика видов.

3. Пожарный инвентарь: виды, их назначение, порядок размещения.

4. Ситуация. Дорожный рабочий частного торгово-строительного унитарного предприятия во время рабочей смены получил травму с тяжелым исходом. Несчастный случай произошел при отрезании бордюрного камня с помощью бензореза. В результате неверной установки бордюрного камня, бензорез и нанес этому рабочему тяжелую травму лица.

В результате проведения расследования данного несчастного случая установлено, инструкции по охране труда для профессии «дорожный рабочий» и инструкция по охране труда при работе с бензорезом имеется; СИЗ (щиток защитный лицевой), выданный потерпевшему – не был использован при работе.

Укажите виновных данного несчастного случая, кто и в какие сроки проводит расследование, вид расследования, порядок его проведения и документальное оформление.

 

ВАРИАНТ № 4

1. Рабочее время: понятие, характеристика видов продолжительности рабочего време­ни.

2. Понятие о производственных травмах и профессиональных заболеваниях. Их причины. Меры по снижению травматизма.

3. Принципы тушения пожаров. Огнегасящие вещества.

4. Ситуация. На объекте ОАО «Ремстрой» производились наружные штукатурные работы 5-го этажа здания. Для производства работ в качестве средства подмащивания была использована самодельная площадка. В ходе подъема её грузоподъемным краном произошло опрокидывание площадки. Штукатур выпал из площадки на землю и был тяжело травмирован. Предохранительного пояса и защитной каски у работника не было.

Укажите виновных данного несчастного случая, кто и в какие сроки проводит расследование, порядок проведения расследования и его документальное оформление.

 

 

ВАРИАНТ № 5

1. Охрана труда: понятие, сущность, задачи и значение на современном этапе.

2. Охрана труда женщин.

3. Организационно-технические меры обеспечения охраны труда при работе с ПЭВМ.

4. Ситуация. На льнозаводе во время рабочей смены при проведении работ на производственном оборудовании тяжело травмировался наладчик технологического оборудования. Причиной несчастного случая стало отсутствие защитных устройств на аппарате для льна.

Укажите вид расследования данного несчастного случая, кто и в какие сроки его проводит, порядок проведения, документальное оформление.

 

 

ВАРИАНТ № 6

1. Охрана труда подростков.

2. Ионизирующее излучение: понятие, источники, действие на организм человека, меры защиты.

3. Добровольные пожарные формирования, их функции.

4. Ситуация. На городском коммунальном унитарном предприятии «Горводоканал» произошел несчастный случай со смертельным исходом. Трагедия произошла во время прочистки трубопровода артезианской воды. Рабочие были допущены к выполнению газоопасных работ в не проверенном на загазованность колодце без средств индивидуальной защиты (противогазов) и страховочных средств. Во время спуска в колодец от асфиксии (в результате недостатка кислорода в воздухе замкнутого пространства) два человека погибли.

Укажите вид расследования данного несчастного случая, кто и в какие сроки его проводит, порядок проведения, документальное оформление.

 

ВАРИАНТ № 7

1. Отпуска: понятие, виды, продолжительность, порядок предоставления.

2. Условия труда: понятие; характеристика факторов, формирующих условия труда.

3. Действия администрации и работников в случае пожара.

4. Ситуация. Штукатур строительной организации во время рабочей смены выносил мешок цемента со строящегося объекта для ремонта в своей квартире. Спускаясь по лестнице, он поскользнулся и подвернул ногу (травма без тяжелого исхода).

Укажите вид расследования данного несчастного случая, кто и в какие сроки его проводит, порядок проведения, документальное оформление.

 

ВАРИАНТ № 8

1. Обязанности нанимателей по обеспечению требований охраны труда. Ответственность за невыполнение требований охраны труда.

2. Понятие гигиены труда и производственной санитарии. Санитарно-гигиенические требования к территории организации, производственным и бытовым помещениям.

3. Основные типы огнетушителей (порошковый, углекислотный, углекислотно-бромэтиловый): их назначение, технические характеристики, правила применения.

4. Ситуация. Во время рабочей смены грузчик магазина вручную доставлял товар со склада в торговой зал. На влажном после уборки полу он поскользнулся и упал. Переносимый в ящике товар весом 20 кг, упав на правую руку, стал причиной перелома (травма без тяжелого исхода).

Укажите вид расследования данного несчастного случая, кто и в какие сроки его проводит, порядок проведения, документальное оформление.

 

 

ВАРИАНТ № 9

1. Инструктажи по охране труда: виды, порядок и сроки проведения, документальное оформление.

2. Электромагнитное излучение: понятие, источники, действие на организм, меры защиты.

3. Характеристика общих средств защиты от действия электрического тока.

4. Ситуация. Учащийся профессионально-технического лицея (возраст 17 лет) во время учебного года хотел заключить контракт на работу грузчиком в торговой организации. Наниматель отказал ему по причине отсутствия письменного согласия родителей учащегося.

Прав ли наниматель? Ответ обоснуйте. В случае согласия нанимателя, какими преимуществами в сфере труда пользовался бы этот работник?

ВАРИАНТ № 10

1. Коллективный договор: понятие, структура, порядок заключения. Содержание раздела «Охрана труда».

2. Микроклимат производственных помещений. Нормирование показателей.

3. Возмещение вреда работнику в связи с потерей трудоспособности при несчастном случае на производстве.

4. Ситуация. После окончания средней школы девушка в возрасте 17 лет пришла к нанимателю швейной фабрики с заявлением о трудоустройстве швеей. Ей было отказано по причине несовершеннолетия.

Правомочны ли действия администрации? Ответ обоснуйте. В случае трудоустройства, какие преимущества в сфере труда должны быть у работника данного возраста?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...