Жанровая система. Обзор жанров.
Характеристика творческой деятельности Мендельсона-Бартольди. Обзор жанров. Мендельсон (1809-1847). Мендельсона долгое время считали устаревшим композитором. Однако, высоко ценили творчество Мендельсона - Рубинштейн, П.И.Чайковский. Весьма сдержанное отношение к творческой деятельности и наследию Мендельсона. Некоторые исследователи называют Мендельсона “классиком среди романтиков”. Он придерживался классических традиций, при этом не подражал им, а старался возродить жизнеспособные и передовые принципы. При этом, лирик по преимуществу, создавал в своих произведениях типично романтические образы. Был традиционен в выборе средств, имел чувство меры, в творчестве было отсутствие крайнего новаторства. Как романтик был продолжателем традиций Шуберта, писал песни, миниатюры для фо-но. От Мендельсона тянутся нити к Баху и Генделю, Моцарту и Шуберту. Почитал И. С. Баха, считал что прошлое недосигаемо (6 прелюдий и фуг ор. 35). Крылатая фраза Берлиоза “Мендельсон черезчур любит покойников...” Музыкальный язык индивидуален. Ясная мелодичность, связанная с бытовым песенным стилем, жанрово-танцевальные элементы, тяготение к мотивной разработке, уравновешенные, отшлифованные формы сближают музыку с искусством немецких классиков. Романтические черты - повышенная красочность в гармоническом языке, инструментовке, развиваются черты монотематизма (Шотландская, Реформационная, Хвалебная песнь, увертюры – «Рюи Блаз», «Гебриды», «Морская тишь»). По сравнению с его современниками (Шуманом, Листом, Шубертом) творчество М. отличается своей универсальностью, равное значение имеет во многих жанрах творчества. Работал во многих жанрах (увертюры, симфонии, концерты для фо-но с оркестром, форт.миниатюры, концерт для скрипки с оркестром, органные произведения, 3 оратории, симфония-кантата, камерно-инструм. музыка, вокальные произведения, оперы).
Жанровая система. Обзор жанров. Концертно-программные увертюры: Концертная увертюра – детище романтизма, основного направления в искусстве первой половины 19 века (Шуберт, Вебер, Мендельсон, Шуман). Именно у романтиков увертюра становится самостоятельным произведением с определенным программным содержанием. Новый жанр был создан Феликсом Мендельсоном (1809-1847) – написанный 17-тилетним композитором «Сон в летнюю ночь» стал первой романтической концертной увертюрой. Мендельсону принадлежат 10 увертюр. Они создавались в разное время: первая – когда композитору было 15 лет, последняя – за три года до смерти. Две ранние увертюры не связаны с программой – «Увертюра для духового оркестра» (соч.24) – написана летом 1824 года для оркестра в курортном местечке Доберан; и увертюра До мажор (соч.101) – 1825 год, она получила название «Увертюра с трубами» или «Праздничная». Так же 2 увертюры написаны как вступления к комическим операм: «Свадьба Камачо» (соч.10, 1825 год) – к юношеской опере на сюжет «Дон Кихот»; «Возвращение с чужбины» (соч.89) – к водевилю, созданному по случаю серебряной свадьбы родителей Мендельсона. Последняя увертюра – является частью драматического спектакля – музыки к трагедии Расина «Аталия» (соч.74, 1844 год). Центральное место занимают увертюры - «Сон в летнюю ночь», «Морская тишь и счастливое плавание», «Гебриды, или Фингалова пещера» ( особое восхищение у Брамса), «Сказка о прекрасной Мелузине» (попул.сюжет, опера была у Крейцера) и «Рюи Блаз» (Гюго). Пять увертюр, в каждой – свой, особый мир образов и настроений. Фантастичный «Сон в летнюю ночь», и поразительно изменчивая и многокрасочная «Фингалова пещера», и «Морская тишь и счастливое плавание», построенная на воплощении единого радостного чувства, и «Прекрасная Мезулина», сочетающая красочность картин природы и драматизм человеческих страстей, и патетически взволнованный «Рюи Блаз». (Семинар Юны)
Очень значимо в творчестве Менделльсона – симфония! Чайковский высоко ценил «Шотландскую». По словам Фадеевой (Музыка Австрии и Германии), М., опираясь на традиции «Пасторальной» симфонии Бетховена, создал свои пейзажно-жанровые романтические симфонии, в которых по-новому решил проблемы программного симфонизма. У Мендельсона 5 симфоний. Симфония №1 (17 лет) – c-moll, юношеская, без отсылок, опора на трад. венских классиков. Симфонией второй должна была стать «Реформационная» - написанная к годовщине реформации, посвящена Лютеру (1817г.). Была исполнена только в 1832 году, но не издана (изд.-1868). В «Реформационной» симфонии d-moll широкий, героико-эпический замысел, связанный с народными образами. В последней части (хоровой финал) использована мелодия хорала Лютера (потом Мейербер в «Гугенотах»). Симфония-кантата «Хвалебная песнь» -величественный гимн свету, разуму, просвещению. В этих двух симфониях Мендельсон пытался следовать пути Девятой симфонии Бетховена. В «Итальянской» симфонии красочно запечатлены картины итальянской народной жизни, написана после посещения Италии в 1833г. И «Итал.», и «Шотл.» симфонии имеют программные подзаголовки, направлены на создание поэтических ассоциаций (жанрово-пейзажные симфонии). Никаких конкретных указаний на литературные произведения НЕТ! Синтез классического и романтического проявляется у М. каждый раз по разному, в каждом отдельном случае по-своему. Структура классического симфонического цикла, но со своими вариантами. Варианты касаются средних частей: медленная часть может находится как на втором, так и на третьем месте. Перемена мест связана с замыслом и эпическим складом (в первую очередь связана с этим перестановка в «Шотландской»:II – Скерцо, III – Адажио, в Ит. симфонии третья часть НЕ СКЕРЦО! Не по форме, не по жанру – скорее Менуэт). Симфонии М. начинает восприниматься как единое целое, без деления на части, движение к одночастности. Отменяет знаки репризы, избегает перерывы между частями. Процесс формирования принципа монотематизма. Новое понимание сонатно-симфонического цикла, развитие принципа монотематизма привело Мендельсона к стиранию граней между частями. Несмотря на романтические черты, в Симфониях М. господствует жизнеутверждающие идеи, отсутствует трагическая конфликтность, душевные срывы. Интонационно-ритмическая сфера, сфера гармонической выразительности опирается на классику, но одновременно с этим М. использует типичные приемы романтической гармонии (одноим./терцовые сопоставления, своеобразные модуляционные планы).
Камерно-инструментальные сочинения. Близкая по духу сфера музыки. В камерных произведениях господствует естественность, искренность, благородная простота. Произведения: 7 струн. квартетов (преемственность с квартетами Бетховена), 2 струн. квинтета, струнный октет (написан до увертюры «Сон в летнюю ночь», в нем уже есть скерцозность, фант. образы), три форт. квартета, два форт. трио, секстет для фо-но, скрипки, 2 альтов, виолонч. и контр., 2 сонаты для скрипки. 4-ех частный цикл, но свободно относится к средним частям (свободен в выборе жанра, в определении их места, общей структуры). Op.13 a-moll квартет – включение в состав произведения целой песни (начинается с этого). Квартеты op.44 в чем-то похожи на op.59 Бетховена (???). Мендельсон здесь выступает как явный наследник венск.-класс. традиций. Фортепианная музыка. Противостояла новой манере виртуозности. Мендельсон был блестящим пианистом, обладал глубокой внутренней потребностью писать фортепианные произведения. На протяжении всей жизни писал для фортепиано (20-е годы и 40-е) Склонность к просветительской деятельности, к приобщению аудитории к музыке вызывало желание писать музыку для домашнего музицирования. Пользовались большой популярностью. Преобладающее место – небольшие пьесы – фантазии, каприччио, рондо, этюды, скерцо, вариации. В фортепианных произведениях преобладает лирика – меланхолическая, элегическая, светлая, радостная скерцозная…В форт. музыке М. отчетливо обозначились художественные вкусы композитора, его борьба против господства пустой виртуозности, против салонной музыки. В противовес «блестящим» вариациям он пишет «Серьезные» вариации (1841, op.54). Самый значительный цикл фортепианных пьес – «Песни без слов» (48 пьес= 8 тетрадей по 6 пьес в каждой). Разновидность романтич. инструментальной миниатюры (похоже на экспромт или муз.момент), стремление автора придать программный характер пьесам, использование бытовых жанров (колыбельная, охотничья, венецианская баркарола), звукоизобразительные приёмы (Прялка), колорит-настроение (Весенняя, Похоронный марш). Просматриваются традиции «Песен без слов» в «Лирических пьесах» Грига, форт.миниатюрах Чайковского. Обозначилась основная тенденция романтиков – «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность. Переносится экспрессивность живого человеческого голоса. Некоторые миниатюры носят программный характер «Охотничья песня», «Весенняя песня», «похоронный марш» и др. Два типа лирических образов: светлых, элегич.-печальных, задумчивых или взволнованных, порывистых, устремленных.
Произведения для фо-но с оркестром: 3 концерта для фо-но с оркестром, рондо брилианте для фо-но с оркестром, два концерта для двух форт. с оркестром, серенада и аллегро для форт. с оркестром. В концертах предвосхищает концертные произведения Листа. Органные сочинения. 3 Прелюдии и фуги (op.367), 6 сонат, пьесы (с 1833 по 1840-е года). Возвращение к традициям Баха. Важный пласт органной музыки, доказательство, что орган. музыка никуда не ушла. Оратории: «Павел», «Илия», «Христос» (неоконч.). Претворяя традиции ораториального творчества Генделя, композитор создал романтический тип лирико-драматической оратории, близкой оратории Шумана («Рай и Пери») и Листа («Святая Елизавета»). Соединяет барочные элементы с современностью. Самый невостребованный жанр у Мендельсона оказалась опера. Искал либретто. Написаны: музыка к драме «Антигона» Софокла (1841), музыка к «Анталии» Расина, неоконченная опера «Лорелея». В 16 лет отказался от лестного предложения директора Парижской консерватории, Керубини, завершить у него своё музыкальное образование. И сделал это только потому, что оперная культура Парижа 20 годов казалась ему слишком далёкой от идеалов отечественной классики. Значительное место в биографии композитора принадлежит его учителю по гармонии К. Цельтер, который привил Мендельсону веру в классические идеалы. Именно Цельтер, как руководитель Берлинской певческой капеллы, приобщил музыканта к разнообразным видам национальной хоровой музыки. Именно с деятельностью Мендельсона связано исполнение “Страстей по Матфею” Баха в 1829, что явилось началом возрождению творчества Баха.
Периодизация творчества. Судьба Мендельсона считается благоприятно сложившейся, «баловень судьбы» (в отличие от Шуберта или Шумана). Родился в семье крупного банкира, деде – философ. Родители и дети – протестанты и воспитаны были соответственно. Получил разностороннее образование. Внук известного философа-просветителя, сын образованных родителей. Атмосфера высокой интеллектуальности окружившая Мендельсона с самого детства решила решающую роль в формировании творческого облика. Все трое детей (включая Феликса) были талантливы (сестра Фани – композиторский талант). Был одарён с детства, любил рисовать, свободно владел несколькими инстранными языками, играл на фортепиано, скрипке. органе. В Берлине учился у пианиста Л. Бергера (ученик Клементи и Фильда) и теоретика К. Цельтера. Значительную роль сыграло общение с Гёте. Основные этапы творческого пути обозначаются десятилетиями 20, 30, 40е. Творчество охватывает все существующие жанры.. В 10 лет начал интенсивно сочинять. До 17летнего возраста его творчество находилось под влиянием Моцарта, Вебера, Бетховена. 20е - 5 опер (“Свадьба Комаччо по Сервантесу”, «Солдатская любовь», «Оба педагога», «Странствующие комедианты»…), симфонии для струнного оркестра, концерты: фортепианный, скрипичный, двойные, фортепианные сонаты, квартеты, трио, октет, увертюра “Сон в летнюю ночь”. Интерес к разным жанрам, в том числе к зингшпилю. Начало творческой зрелости: Октет 1825, увертюра “Сон в летнюю ночь” - 1826. Проявилась тенденция к песенности и скерцозной фантастике. В увертюре влияние Вебера, начало с необычной гармонии DS, начинает применять колористические эффекты. 1826 - поиски колористики, создаёт увертюры “Гебриды”, “Морская тишь”, “Счастливое плавание”. В 1829 году в Бердине под руководством Мендельсона были исполнены «Страсти по Матфею» Баха. В конце 20 начале 30 годов создаёт ряд выдающихся, стилистически законченных произведений: первая тетрадь “Песен без слов”, первый концерт для фоно. 30 - творческий расцвет, “Реформационная”, “Итальянская”, концертные увертюры, оратория “Павел”, первые тетради “Песен без слов, фортепианные концерты, три струнных квартета (op.44). Встречается с крупнейшими музыкантами Европы (Глинка, Берлиоз, Шопен, Шуман), успешно выступает в зарубежных концертах (Лондон, Париж, города Австрии, Швейцарии, поездки в Италию), много времени отдает общественной и просветительской деятельности. Большую роль в формировании творческого облика сыграли его путешествия, с образовательными целями по странам Европы. Под впечатлениями были написаны разные произведения, “Итальянская”1830, “Шотландская” 1842 симфонии. Приглашен в Дюссельдорф в качестве руководителя и дирижера (2 года всего). Зазвучала музыка Палестрины, Лассо, оратории Генделя, произведения Баха, поставлены оперы Моцарта. После Дюссельдорфа – Лейпциг Гевандхауз (руководитель концертами). Первый концерт – 1835г. (в концерте прозвучали увертюра Мендельсона «Морская тишь» и 4 симфония Бетховена). «Исторически концерты»(по примеру Мошелеса)!!! В 1839 году впервые прозвучала симфония Шуберта C-dur. 40 - делит время между Берлином, Лейпцигом и Лондоном. Для своей работы Мендельсон облюбовал два центра Лондон и Лейпциг. В 1843 году добился основания в Лейпциге консерватории, торжественное открытие 2 апреля 1843 года. Там же в Лейпциге возглавлял почти до смерти оркестр “Гевандхауза”. Активно занимался просветительской деятельностью. Написаны в этот период: “Симфония-кантата Хвалебная песнь”, “Шотландская симфония”, скрипичный концерт ми минор, оратория “Илия”, струнный квартет f-moll (посл.). Отличаются особенной остротой лирико-драматической выразит., принципы поэмности развиваются. С огромным интересом взялся за сочинение музыки к придворным постановкам трагедий Софокла и Расина. Возвышенный стиль античной драмы и классического театра, героика-трагические образы были созвучны Мендельсону.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|