Лекция 2. Факторы жизни растений и законы научного земледелия
Растения тесно связаны с окружающей средой, и для нормального роста и развития растений необходимы свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества. К.А. Тимирязев неоднократно подчёркивал, что высшего урожая растение достигает при непрерывном притоке всех необходимых факторов жизни в оптимальном количестве и в соответствии с потребностями каждого вида и сорта. Д.Н. Прянишников также отмечал, что действие каждого из необходимых факторов жизни растений зависит от количества и интенсивности других факторов и от их совокупного действия на растение. Ни один фактор не может быть заменен другим, и по своему физиологическому действию все они имеют равное значение для жизни растения. Нельзя, например, свет заменить теплом, а влагу – питательными веществами; для растения все факторы жизни одинаково важны. Урожай растений ограничивается тем фактором, который оказывается в минимуме, он станет возрастать лишь при оптимальном количестве каждого жизненного фактора.
Таблица 3 Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур
Свет. Одна из главных задач растениеводства – рациональное использование энергии солнечных лучей. На свету, используя лучистую энергию солнца, растения при помощи хлорофилла могут создавать из неорганических веществ органические. Процесс усвоения зелеными растениями световой энергии и использование ее для образования органических веществ из углекислого газа и воды называют фотосинтезом: 6СО2 + 6Н2О > С6Н12О6 + 6О2. Этим растения коренным образом отличаются от всех других организмов на Земле, являющихся потребителями органических веществ.
Решающую роль для роста, развития и урожая сельскохозяйственных культур играют интенсивность и спектральный состав света, а также продолжительность светового дня. Спектральный состав света влияет на рост и развитие растений. Красные и оранжевые лучи – основной вид энергии для фотосинтеза, они задерживают переход к цветению. Синие и фиолетовые участвуют в фотосинтезе, стимулируют образование белков, морфогенез, переход к цветению растений короткого дня, замедляя развитие растений длинного дня. Желтые и зеленые лучи минимально физиологически активны. Длинные ультрафиолетовые лучи задерживают вытягивание стебля, средние – повышают холодостойкость, способствуют их закаливанию и т.д.
Отношение растений к длине дня называют фотопериодизмом. Одни культуры (просо, сорго, рис, огурец и т.д.) нормально развиваются только при коротком дне, их развитие задерживается при увеличении дня свыше 10–12 ч. Длиннодневные (рожь, овес, пшеница) не цветут при коротком дне (менее 16–18 ч). Таким образом, свет – не только источник энергии, необходимой для создания и накопления биологической массы, он одновременно регулятор роста и развития. Для получения высоких урожаев необходимо создавать посевы оптимальной структуры, наиболее полно поглощающие и использующие солнечную радиацию. Основными органами поглощения солнечной энергии служат листья. Поэтому необходимо создавать посевы с оптимальной площадью листьев. Оптимальной структурой обладают посевы, в которых площадь листьев быстро увеличивается до 40 тыс. м2/га и долго сохраняется на данном уровне, т.е. они имеют высокий фотосинтетический потенциал (ФП), м2/га за день. Для определения возможного урожая необходимо знать чистую продуктивность фотосинтеза (ЧПФ) – количество абсолютно сухого вещества, синтезируемого 1 м2 листьев за сутки. В продуктивно работающих посевах ЧПФ достигает 5–7 г/м2 в сутки. Для регулирования освещенности посевов применяют соответствующую агротехнику. Большую роль играет направление рядов к сторонам света. При направлении рядов с севера на юг урожай зерновых на 0,2–0,3 т/га выше, чем при расположении с запада на восток, в результате лучшего освещения растений утром и вечером и затенения их друг другом в жаркие полуденные часы. Норма посева – важный фактор в формировании густоты стояния растений на единице площади. Занижение и завышение нормы посева существенно влияют на формирование площади листьев и в конечном счете – на урожай. Тепло. Физиологические процессы в растении протекают только при определенном количестве тепла. Потребность в тепле различна не только у растений, относящихся к разным семействам, но у одной и той же культуры в те или иные фазы развития. Для каждой фазы роста и развития существуют свои минимальные, оптимальные и максимальные температуры. Для завершения полного цикла развития растение должно получить определенную сумму активных температур за вегетационный период. Установлено, что для нормального роста к развития большинства культур сумма среднесуточных активных температур (свыше 5˚С) должна составлять не менее 1600 ˚С в год.
Пониженные температуры культуры лучше всего переносят в фазе наклюнувшихся семян, в дальнейшем, по мере роста и развития, резко снижают устойчивость к ним. Наступление заморозков в весенний период может сильно повредить проросткам. Агротехнические методы регулирования теплового режима для каждой зоны нашей страны могут быть не только различными, но и даже противоположными. В северных районах почти все приемы агротехники направлены на повышение температуры почвы и быстрейшее ее прогревание, а на юге – на ее снижение. Ранневесеннее боронование и рыхление почвы усиливает её прогревание. Применение посадок и посевов на гребнях и грядах способствуют уменьшению влажности почвы и лучшему ее прогреванию в северных районах. Большое значение при регулировании температурного режима почвы имеет снегозадержание (особенно на посевах озимых культур) и посадка полезащитных лесных полос, снижающих скорость ветра и испарение с поверхности почвы. Применение навоза, особенно в парниках, теплицах позволяет использовать тепло, выделяемое микроорганизмами при разложении органического вещества и получать раннюю рассаду овощных. По сочетанию суммы температур (от посева до созревания) выше 10°С выделяют холодный (менее 1200°С), умеренный (1200–4000°С) и теплый (4000–8000°С) агроклиматический пояса. Вода. Установлено, что из 1000 частей воды, прошедшей через растения, только 1,5–2 части расходуются на питание, а остальная влага испаряется через листья. Вода участвует в фотосинтезе и других процессах, происходящих в растениях, благодаря воде поддерживается устойчивая температура в растении, предупреждается перегрев ее солнцем. Испарение воды листьями называется транспирацией. Этот процесс зависит от освещенности, температуры и влажности воздуха.
Количество воды, затрачиваемое растением на образование единицы сухого вещества, называют транспирационным коэффициентом (ТК). Меньше всего ТК у просовидных хлебов (около 250), несколько выше у зерновых (500–600), самый высокий у многолетних трав (700–800). В разные периоды роста и развития растений различная потребность во влаге. Периоды наибольшей потребности растений в воде называют критическими. Для озимой ржи, озимой и яровой пшеницы, ячменя и овса – это период выход в трубку–колошение; для сорго и просо – колошение–налив; для кукурузы – цветение–молочная спелость; для зерновых бобовых и гречихи – цветение; для подсолнечника – образование корзинки–цветение; для картофеля – цветение–клубнеобразование. Особенно сильно отражается на всех растениях недостаток воды в период образования у них репродуктивных органов. В исследованиях по растениеводству при учете расхода воды на создание урожая часто используют коэффициент водопотребления – расход воды (м2/ т урожая), который включает как производительный (потребление воды растением), так и непроизводительный расход (испарение с поверхности почвы). Оптимальная влажность почвы для растений составляет 60–75% от полной влагоемкости почвы. Одной из главных задач земледелия является регулирование водного режима почвы для создания наиболее оптимального соотношения воды и воздуха в ней. Рыхлая и структурная почва впитывают значительно больше осадков, чем уплотненная. Уплотнение почвы приводит к быстрому подтягиванию влаги по капиллярам к поверхности и усиленному испарению воды. В зависимости от влагообеспеченности территория нашей страны делится на следующие зоны: 1) зона недостаточного увлажнения – среднегодовое количество осадков (Зауралье, Юго-Восток) 150–300 мм; 2) зона неустойчивого увлажнения (ЦЧО) – 300–400 мм; 3) зона достаточного увлажнения (Нечерная зона) – 450–700 мм. Требования к содержанию СО2 и О2 в воздухе. СО2 – источник углерода для образования органических соединений при фотосинтезе. Его содержание – 0,03%. При оптимальных условиях света, температуры и водного режима растения могут использовать большее количество СО2 – 0,1–0,3%, что значительно увеличивает интенсивность фотосинтеза и, следовательно, урожай. Это обстоятельство используется при выращивании культур в теплицах. В полевых условиях наличие углекислого газа увеличивают, снабжая почву органическими удобрениями. В процессе дыхания растения потребляют кислород. В приземном слое атмосферы содержание О2 составляет 21%. Надземные части растений сполна получают кислород, но подземные части обеспечены кислородом не полностью.
Почвенный воздух отличается от атмосферного повышенным содержанием углекислого газа (до 1%, иногда 2–3% и более) и меньшим – кислорода. Обогащение почвенного воздуха углекислым газом происходит главным образом в результате разложения почвенного органического вещества микроорганизмами и дыхания корней. При содержании кислорода в почвенном воздухе менее 8–12% наблюдается угнетение растений, а при уменьшении его содержания ниже 5% растения погибают. Наиболее требовательными культурами к обеспеченности кислородом почвенного воздуха являются корнеклубнеплоды, бобовые и масличные культуры; менее чувствительными – зерновые, частично снабжающие корни кислородом воздуха через воздухоносные полости. Газообмен в почве происходит постоянно, но его интенсивность зависит от многих причин. Все агротехнические приемы, способствующие рыхлению пахотного слоя, улучшают газообмен почвы. Они способствуют более активной микробиологической деятельности и быстрейшей минерализации органического вещества, а, следовательно, большему образованию и накоплению усвояемых питательных веществ. Минеральное питание растений. Минеральное питание играет исключительно важную роль в жизни растений. Научившись управлять этим процессом, человек стал регулировать рост и развитие растений. Задача регулирования пищевого режима состоит в обеспечении растений в каждой фазе роста и развития элементами питания в количествах, необходимых для получения высокого урожая лучшего качества. К необходимым для высших растений элементам (кроме углерода, водорода и кислорода) относятся макроэлементы – азот, фосфор, сера, калий, кальций и магний; микроэлементы – железо, марганец, медь, цинк, бор, молибден, кобальт. В состав растений входят почти все известные элементы, однако, многие из них не относятся к необходимым и незаменимым. Азот, фосфор и калий – важнейшие химические элементы, которые необходимы в большом количестве, и чаще всего именно в них растения испытывают недостаток. Азот – входит в состав всех белков и нуклеиновых кислот и является составной частью хлорофилла. При недостатке в почве доступного растению азота листья приобретают светлую окраску. В условиях крайнего недостатка азота у растений, особенно у хлебных злаков, наблюдаются следующие признаки азотного голодания: стебли тонкие, листья мелкие, волокнистые; молодые листья имеют слишком светлую, но по мере старения приобретают желтую окраску, рост и кущение слабое. При недостатке азота в почву вносят азотные удобрения. Лучше всего их вносить ранней весной, так как азот, прежде всего, стимулирует рост вегетативных органов растений. Излишек азота в почве так же вреден, как и его недостаток. При высоких дозах у зерновых культур запаздывают сроки цветения и созревания зерна, кроме того, стимулируется рост вегетативной массы за счет урожая зерна. Фосфор – играет главную роль во многих ферментных реакциях, входит в состав нуклеиновых соединений, участвует в процессе фотосинтеза и в метаболизме растений. Причина недостатка доступного растениям фосфора в почве – его низкая растворимость. Он находится в труднорастворимой форме в минералах, главным образом в апатитах, фосфорите и других соединениях. Растворимость фосфатов увеличивается в нейтральных и щелочных почвах и уменьшается в кислых. При недостатке фосфора растения медленно развиваются, у них недоразвиты корни, стебли, листья. Часто листья имеют бронзовый или пурпурный оттенок, стебли тонкие. Зерновые культуры поглощают много фосфора на ранних стадиях роста и развития, поэтому фосфорные удобрения необходимо вносить в почву в момент посева и высадки растений. Калий – играет большую роль в синтезе аминокислот, важен для нормального хода фотосинтеза: уменьшение концентрации калия в листьях снижает скорость ассимиляции СО2. При недостатке калия в тканях растений накапливается много азота и образуется мало углеводов, вследствие чего подавляется рост корней, снижается устойчивость к низким температурам. Признаки калийного голодания – укороченные стебли, буреющие и отмирающие ткани (прежде всего края и кончики листьев), узкие морщинистые листья со скрученными краями. Кальций – необходим для развития меристем. Он входит в состав клеточных стенок. При недостатке кальция в тканях растений в избытке накапливаются другие элементы, что нарушает обмен веществ и снижает рост и темпы развития растений. Магний – составная часть хлорофилла. Он играет важную роль в перемещении фосфатов в растении. Натрий – избыток натрия в почве для многих растений вреден, так как, накапливаясь в тканях, он препятствует усвоению других катионов, главным образом, кальция и магния. Однако некоторые растения гораздо лучше растут в присутствии легкодоступного натрия, чем без него. Находясь в виде поваренной соли в тканях растений, натрий способствует накоплению и удержанию воды в клетках, увеличению мясистости и, следовательно, их засухоустойчивости. Микроэлементы. Кроме азота, фосфора, калия, кальция, магния и других макроэлементов для нормального роста и развития растений необходимы микроэлементы, поглощаемые растениями в очень небольших количествах. Марганец – необходим для фотосинтеза и дыхания растений, он принимает участие в синтезе аминокислот, протеинов, витаминов, влияет на азотный обмен растений. Бор – участвует в образовании и поддержании структуры межмолекулярных комплексов биополимеров, прежде всего, белков, нуклеиновых кислот, липидов. Недостаток бора сказывается на меристеме и вообще на активно делящихся клетках. Вследствие этого при борном голодании отмирают кончики корней, конусы нарастания побегов и пр. Цинк – у растений стимулирует дыхание и входит в состав многих растительных ферментов, активизируя их действие. При недостатке цинка уменьшается активность и скорость биосинтеза нуклеиновых кислот. При цинковом голодании в тканях растений накапливается излишнее количество железа, вследствие чего появляется заболевание «розеточность-мелколистность». Медь – содержит некоторые ферменты, принимающие участие в окислительно-восстановительных реакциях. Она влияет на азотный и углеводный обмен растений. Медные удобрения необходимы на осушенных торфяниках верховых болот, а также на других бедных медью почвах. Кобальт – усиливает устойчивость хлорофилла, предохраняет его от разрушения в темноте, способствует активизации фотосинтеза и увеличению листовой поверхности растений. Совместно с молибденом и медью кобальт повышает активность некоторых ферментов, принимает участие в азотном и углеводном обмене растений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|