Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Война 1812 года в судьбе Пьера Бехухова.




Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.

Впервые в романе мы с ней встречаемся на ее же именинах. Мы видим молодую, энергичную, веселую, с очаровательными глазами и одновременно некрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь она ведет себя немного нагловато, чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать: «Мама! А какое пирожное будет?» Она знает, что это ей сойдет с рук.

Все ее великолепие видно на ее первом балу. Мы замечаем, что все ее поступки исходят из нее самой, и она не волнуется о том, что думают о ней окружающие.
Для сравнения Наташи с кем-нибудь из героев лучше всего взять Элен Безухову, жену Пьера. Во всем романе писатель не перестает показывать ее физическую красоту.
Но не трудно заметить, что Толстой представляет нам Безухову идеалом женской красоты, а Наташу — души. У Ростовой прекрасная душа! Любящая, сострадающая, понимающая. Она очень хорошо понимает внутреннее состояние людей.

И все же иногда мы видим Наташу совсем другой. Особенно ярко эта перемена заметна, когда мы видим ее после неудачной попытки побега с Анатолем Курагиным. Или во время войны 1812 года. В такие минуты писатель представляет нам ее особенно уродливой, с большим ртом.

Она очень хорошо поет. Видно, что это у нее от природы. Наташа способна помогать людям жить: вдохновляет их, делает лучше, добрее. К примеру, Николай, вернувшись домой с большим проигрышем и упадшим духом, слушая Наташу, возвращается к жизни, чувствует себя лучше. Или ночь в Отрадном. Наташа у открытого окна высказывает свои чувства к природе. Случайно их разговор услышал князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время «ушел в себя». Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни.

«Князь Андрей… любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка.» Таковой была Наташа. Болконский стал непринужденным и естественным рядом с нею.

Теперь о самом приятном: о любви Наташи. Ее настоящие чувства, как мне кажется, выражаются во время ее любви к Андрею. Эту любовь действительно можно назвать настоящей. Мы видим, как она страдает во время его отсутствия. Нельзя не сказать и о любви к матери, брату, Пьеру. Ее любовь искренна и неодинакова ко всем.
Чем же можно объяснить ее внезапную заинтересованность Анатолем? Просто у Наташи изменчивый характер, в ней заметны простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. И она, уже долго тосковавшая по Андрею, почувствовала, что Курагин возвращает ее к жизни.
В конце романа мы видим Ростову совсем другой: она замужем за Пьером, имеет много детей. В эпилоге Наташа как будто совсем не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью и целиком отдалась заботе о муже и детях. Но это все та же Наташа, только на новом этапе жизни. Она всегда целиком отдается чувствам, а теперь ее чувства целиком поглощены семьей.

А ее прежнее веселье куда-то подевалось. Но не трудно заметить, что все свои силы она отдала на то, чтобы ее мужу и детям было хорошо. Наташа — это прекрасный человек! Она была любимой героиней Л.Н. Толстого. Он воплотил в ней самые прекрасные, лучшие черты.

 

 

Война 1812 года в судьбе Пьера Бехухова.

Пьер Безухов - вполне русский человек, и потому и годину общего бедствия он не может жить частными интересами, тянется к народу и вместе с ним жаждет приобщиться к борьбе за сохранение национальной независимости России. По моральной отзывчивости он не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участником национально-освободительной войны. Внутреннее развитие героя прослеживается в неразрывной связи с движением общей жизни, с движением истории. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». С этим странным барином в «белой шляпе и зеленом фраке», барином, лишенным военной выправки и ловкости, солдаты вступают в непринужденный человеческий контакт. Так, обращаясь к Пьеру, солдат с грустной улыбкой сказал: «Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят».Очень примечательна реакция Пьера; «Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головою». Вскоре он увидел мужиков-ополченцев, работающих на укреплениях, и совсем понял, что «хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят». Вид работающих на поле сражения бородатых мужиков «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Беглая встреча с солдатом, заявившим о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера, и он невольно проверяет истинность солдатских слов своими дальнейшими наблюдениями. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободного от предрассудков светской среды Пьера людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера по степенно наполняется русским народным содержанием. Пьер оказался в самом центре сражения, на курганной батарее Раевского. Он прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, и потому заслужил «ласковое и шутливое участие» солдат. Стихия народной жизни как бы обнимает Пьера со всех сторон, и он отдается наблюдено за ней с жадностью, с предельным интересом. Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру и принимается за кавардачок, который показался ему «самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Ему хотелось, чтобы социальные различия не мешали ему в братском единении с народом. Несомненно, впервые Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним.«Они» (солдаты) поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А они… они все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости. Они высоко поднимаются в сознании Пьера, как во всем противоположные людям его среды. «Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей». «Солдатом быть, просто солдатом, - думал Пьер, засыпая.- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими: Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего человека?». Участие в войне 1812 года, в Бородинском сражении ставит перед Пьером совершенно новую для него задачу - войти в общую жизнь народа, достигнуть освобождения, раствориться в солдатской крестьянской массе и потерять чувство обособленности, непомерное и тягостное самолюбие, т. е. сбросить с себя бремя этого «внешнего человека». Только в обстоятельствах войны и плена изменяется характер взаимоотношений Пьера и людей из народа: он перестает быть хозяином, а они подчиненными. Он отдается всецело чувству единения с ними как братьями по целям и устремлениям. Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря. Именно здесь он переживает подлинное освобождение, когда распались эти стеснявшие его путы светского существования. Таким образом, диалектика характера осуществляется в тесном сплетении с национально-историческими обстоятельствами жизни. Найденная еще в масонстве нравственная истина, согласно которой человек - участник бесконечного мира, подтверждается переживаниями Пьера на войне. В ту же ночь во сне Пьер понял, что «благодетель [И. А. Баздеев] говорил о добре, о возможности быть тем, чем были и они. И они со всех сторон, со своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля». Таким образом, в сознании Пьера масон Баздеев и они (солдаты) составляют нечто единое, нерасторжимое. «Благодетель» как бы санкционирует сближение Пьера Безухова с солдатами, благословляет его на это внутреннее, его обогащающее взаимодействие с ними. И действительно, Пьер обретает и душевный внутренний мир, «согласие с собою», и углубляет этико-философские представления о жизни. Четко и лапидарно он выражает во сне новые мысли и заключения. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, - говорил голос.- Простота есть покорность богу; от Него не уйдешь. И они просты. Они не говорят, но делают». «Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтоб уметь соединять в душе своей значение всего. «Все соединить? - сказал себе Пьер. - Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли, вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать!» - с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этим именно, и только этим словом выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучивший его вопрос».
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...