Война 1812 года в судьбе Пьера Бехухова.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Впервые в романе мы с ней встречаемся на ее же именинах. Мы видим молодую, энергичную, веселую, с очаровательными глазами и одновременно некрасивую тринадцатилетнюю девочку. Здесь она ведет себя немного нагловато, чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать: «Мама! А какое пирожное будет?» Она знает, что это ей сойдет с рук. Все ее великолепие видно на ее первом балу. Мы замечаем, что все ее поступки исходят из нее самой, и она не волнуется о том, что думают о ней окружающие. И все же иногда мы видим Наташу совсем другой. Особенно ярко эта перемена заметна, когда мы видим ее после неудачной попытки побега с Анатолем Курагиным. Или во время войны 1812 года. В такие минуты писатель представляет нам ее особенно уродливой, с большим ртом. Она очень хорошо поет. Видно, что это у нее от природы. Наташа способна помогать людям жить: вдохновляет их, делает лучше, добрее. К примеру, Николай, вернувшись домой с большим проигрышем и упадшим духом, слушая Наташу, возвращается к жизни, чувствует себя лучше. Или ночь в Отрадном. Наташа у открытого окна высказывает свои чувства к природе. Случайно их разговор услышал князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время «ушел в себя». Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни.
«Князь Андрей… любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка.» Таковой была Наташа. Болконский стал непринужденным и естественным рядом с нею. Теперь о самом приятном: о любви Наташи. Ее настоящие чувства, как мне кажется, выражаются во время ее любви к Андрею. Эту любовь действительно можно назвать настоящей. Мы видим, как она страдает во время его отсутствия. Нельзя не сказать и о любви к матери, брату, Пьеру. Ее любовь искренна и неодинакова ко всем. А ее прежнее веселье куда-то подевалось. Но не трудно заметить, что все свои силы она отдала на то, чтобы ее мужу и детям было хорошо. Наташа — это прекрасный человек! Она была любимой героиней Л.Н. Толстого. Он воплотил в ней самые прекрасные, лучшие черты.
Война 1812 года в судьбе Пьера Бехухова. Пьер Безухов - вполне русский человек, и потому и годину общего бедствия он не может жить частными интересами, тянется к народу и вместе с ним жаждет приобщиться к борьбе за сохранение национальной независимости России. По моральной отзывчивости он не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участником национально-освободительной войны. Внутреннее развитие героя прослеживается в неразрывной связи с движением общей жизни, с движением истории. Оказавшись среди солдат и ополченцев в Можайске, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: «Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевала тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». С этим странным барином в «белой шляпе и зеленом фраке», барином, лишенным военной выправки и ловкости, солдаты вступают в непринужденный человеческий контакт. Так, обращаясь к Пьеру, солдат с грустной улыбкой сказал: «Мужичков и тех гонят. Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят».Очень примечательна реакция Пьера; «Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головою». Вскоре он увидел мужиков-ополченцев, работающих на укреплениях, и совсем понял, что «хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят». Вид работающих на поле сражения бородатых мужиков «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты». Беглая встреча с солдатом, заявившим о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера, и он невольно проверяет истинность солдатских слов своими дальнейшими наблюдениями. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободного от предрассудков светской среды Пьера людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера по степенно наполняется русским народным содержанием. Пьер оказался в самом центре сражения, на курганной батарее Раевского. Он прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, и потому заслужил «ласковое и шутливое участие» солдат. Стихия народной жизни как бы обнимает Пьера со всех сторон, и он отдается наблюдено за ней с жадностью, с предельным интересом. Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру и принимается за кавардачок, который показался ему «самым вкусным из всех кушаний, которые он когда-либо ел». В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Ему хотелось, чтобы социальные различия не мешали ему в братском единении с народом. Несомненно, впервые Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним.«Они» (солдаты) поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А они… они все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости. Они высоко поднимаются в сознании Пьера, как во всем противоположные людям его среды. «Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, они ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей». «Солдатом быть, просто солдатом, - думал Пьер, засыпая.- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими: Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя внешнего человека?». Участие в войне 1812 года, в Бородинском сражении ставит перед Пьером совершенно новую для него задачу - войти в общую жизнь народа, достигнуть освобождения, раствориться в солдатской крестьянской массе и потерять чувство обособленности, непомерное и тягостное самолюбие, т. е. сбросить с себя бремя этого «внешнего человека». Только в обстоятельствах войны и плена изменяется характер взаимоотношений Пьера и людей из народа: он перестает быть хозяином, а они подчиненными. Он отдается всецело чувству единения с ними как братьями по целям и устремлениям. Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря. Именно здесь он переживает подлинное освобождение, когда распались эти стеснявшие его путы светского существования. Таким образом, диалектика характера осуществляется в тесном сплетении с национально-историческими обстоятельствами жизни. Найденная еще в масонстве нравственная истина, согласно которой человек - участник бесконечного мира, подтверждается переживаниями Пьера на войне. В ту же ночь во сне Пьер понял, что «благодетель [И. А. Баздеев] говорил о добре, о возможности быть тем, чем были и они. И они со всех сторон, со своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля». Таким образом, в сознании Пьера масон Баздеев и они (солдаты) составляют нечто единое, нерасторжимое. «Благодетель» как бы санкционирует сближение Пьера Безухова с солдатами, благословляет его на это внутреннее, его обогащающее взаимодействие с ними. И действительно, Пьер обретает и душевный внутренний мир, «согласие с собою», и углубляет этико-философские представления о жизни. Четко и лапидарно он выражает во сне новые мысли и заключения. «Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, - говорил голос.- Простота есть покорность богу; от Него не уйдешь. И они просты. Они не говорят, но делают». «Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтоб уметь соединять в душе своей значение всего. «Все соединить? - сказал себе Пьер. - Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли, вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать!» - с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этим именно, и только этим словом выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучивший его вопрос».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|